Феномен «народной команды»

Почему самый популярный футбольный клуб России переживает длительный кризис?

18 июля 2007, №9 (9)
размер текста: aaa
Фото: Даниил Иванов; Сергей Привалов

Имя столичного «Спартака» в нашей стране не может равнодушно произносить ни один любитель футбола. Команду эту либо любят, либо ненавидят. «Спартак» в России — как «Манчестер Юнайтед» в Англии, как «Ювен­тус» в Италии, как «Бавария» в Германии. Это клуб-легенда, клуб-чемпион, клуб, отдельная победа над которым возбуждает конкурентов ничуть не меньше, чем общий успех в целом соревновании. Проиграв чемпионат, но выиграв у «Спартака», каждый тренер может считать, что сезон прошел не зря…

Любая история в «Спартаке», будь то крупный скандал или рядовой переход игрока, становится поводом для массового обсуждения и обрастает множеством слухов. Спорить о том, что в России есть другая команда, сравнимая по популярности с «красно-белыми», попросту бессмысленно — и в прессе им внимания уделяется больше других, и болельщиков у них всегда предостаточно. И какое бы место ни занимала «народная команда», она всегда остается в центре внимания публики.

В последние годы много говорится о кризисе в игре 21-кратных чемпионов страны. Но здесь, пожалуй, можно согласиться с одним из самых знаменитых спартаковцев Александром Мостовым: «Конечно, “Спартак” должен иметь другое лицо. Но что мы можем сделать? Кто управляет, тот и заказывает музыку. Кризис, говорите? А что такое кризис? В мадридском “Реале” кризис на протяжении всего сезона был. И ничего! Чемпионат Испании команда выиграла. И ситуацию в “Спартаке” нельзя назвать кризисом. Вот у тех команд, которые находятся за пределами десятки, кризис. А по поводу “красно-белых” не стоит сгущать краски».

«Спартак» недолго оставался в середине турнирной таблицы национального первенства: два года подряд он занимал второе место, играл в Европе, а футболки с традиционным ромбиком давно уже носят не сомнительного качества легионеры, а вполне квалифицированные игроки. И разве нет проблем у тех же ЦСКА, «Локомотива» или «Зенита»? Или тренеров меняют только в «Спартаке»? Бюджет клуба — один из самых больших в стране, деньги платят своевременно, заложен первый камень собственного стадиона.



Похоже, кризиса действительно нет, но ситуацию в команде никак нельзя назвать блестящей. Разве игра «Спартака» соответствует высоким критериям, выработанным поколениями игроков под руководством Бескова и Романцева, а еще раньше — Гуляева и Симоняна? Почему в других клубах игроки прибавляют в мастерстве, а у «красно-белых» наблюдается обратный процесс? Почему селекция почти сведена на нет, обещания приобрести звезд остаются обещаниями, а ожидания приезда сильных игроков — ожиданиями? Судя по последним событиям, в клубе нет должного взаимопонимания между генеральным и спортивным директорами и главным тренером. А страдают команда и болельщики.

Отступление № 1. Имени свободного раба

Самое первое объяснение феномена спартаковской популярности — само название команды. Легендарный Николай Петрович Старостин в день основания клуба, возможно, сам того не ведая, сделал гениальный по простоте маркетинговый ход: предложил соратникам название книги Раффаэлло Джованьоли, которой тогда зачитывалась вся страна. И на волне массового энтузиазма довоенной советской молодежи имя «Спартак» попало в самую точку.

Но, с другой стороны, имя раба, восставшего против грозного Рима, было в сумеречные 30-е годы прошлого века в определенном смысле фрондерским. Люди всегда, хотя бы подсознательно, тянутся к свободе. Возможно, поэтому они отдавали свои симпатии «Спартаку» — главному футбольному сопернику московского «Динамо», опекаемого шефом чекистов Лаврентием Берией.

Статус вневедомственного клуба тоже подогревал популярность «Спартака». Принадлежность большинства ведущих московских команд была определена со дня их основания. ЦСКА изначально относился к Министерству (в довоенные годы — Наркомату) обороны. Марка «Динамо» принадлежала МВД. За спиной «Локомотива» и «Торпедо» стояли Министерство путей сообщения и крупнейший столичный автозавод имени Сталина, а позднее — Лихачева. «Спартак» же всегда стоял особняком — он не принадлежал ни одной государственной структуре.



А то, что «Спартак» якобы многие годы был профсоюзной командой и содержался на деньги советских тред-юнионов, — не более чем миф. На самом деле профсоюзы никогда не поддерживали спартаковцев материально. До войны команду опекала крепко стоявшая на ногах «Промкооперация» — организация, созданная еще во времена нэпа и занимавшаяся торговлей. А с конца 40-х на долгие годы «красно-белые» оказались под крылом Моссовета.

Заложники собственного успеха

В 1990-е годы, в смутные времена становления нового российского футбола, «Спартак» был единоличным лидером национального первенства, выигрывал чемпионат за чемпионатом, достойно представляя нашу страну в Европе. Сильных конкурентов у него не было: даже «выстрелившие» на один-два сезона «Алания» Валерия Газзаева и ЦСКА Олега Долматова оказались «калифами на час». Но на рубеже веков со «Спартаком» стало происходить что-то странное. Самый титулованный клуб страны стал сдавать позицию за позицией. Вдруг выяснилось, что у колосса глиняные ноги. Организация дел в клубе была крайне запущена, а структуры, которая могла бы поддержать команду на плаву, попросту не оказалось.

Олег Романцев, долгие годы совмещавший посты главного тренера и президента (иногда к этим должностям прибавлялась еще и роль наставника сборной), больше занимался спортивной стороной дела. Менеджмент был поручен людям, не слишком понимающим, что надо делать для развития клуба. И в какой-то момент «Спартак» оказался заложником своего же успеха.

«Романцев за свои девять чемпионских лет по сути дела уничтожил “Спартак”, разрушил те основы, что закладывали в клуб братья Старостины, те традиции, за которые команда любима народом, — считает ветеран команды, футбольный аналитик Александр Бубнов. — Но помимо того, что бывший главный тренер уничтожил  “Спартак” морально, он еще и продал его. И в какой-то момент футбольного  “Спартака” просто не стало. И это при том, что клуб оставил след не только в отечественном, но и в мировом футболе, много лет был лицом футбольной России, приобрел в нашей стране огромное социально-политическое значение».



Что ж, действительно, золотые медали шли в руки «красно-белым» без всяких структурных изменений в клубе. Селекционная работа, подготовка резервов и многое другое было отодвинуто на второй план. Блеск «золота» слепил, и в «Спартаке» не заметили, как нарастил мускулы «Локомотив», как на месте аморфного некогда ЦСКА Евгений Гинер в короткий срок создал новый мощный клуб-лидер. К тому же «Спартак» был своего рода авторским проектом — сначала Константина Бескова, потом Романцева. Слишком многое в команде зависело от личности тренера, от его формы. И когда в какой-то момент у Олега Ивановича задрожали руки, некогда сильнейший клуб страны повалился. А хаос в менеджменте и элементарная нехватка средств лишь ускорили падение.

До поры до времени руководству клуба казалось, что ничего страшного не происходит — «лев устал и прилег отдохнуть», «взят разбег перед новым прыжком». Но в 2003 году противоречия между главным тренером Романцевым и президентом клуба Андреем Червиченко выплеснулись наружу. Наставник, когда-то продавший акции «Спартака» молодому бизнесмену, был этим же самым бизнесменом уволен.

С тех пор «Спартак» шатает. Давно уже нет в клубе Червиченко, к управлению пришли представители «ЛУКОЙЛа» во главе с Леонидом Федуном, а «народная команда» до сих пор не вышла на свой прежний уровень. Последнее чемпионство было добыто шесть лет назад. Столь же долго спартаковцы не обыгрывали ЦСКА, своего главного конкурента в постсоветской истории. Последний Кубок России был взят перед самым уходом Романцева — в смутном 2003 году. «Мы стояли слишком гордо, мы платим вдвойне», — пел в одной из своих песен Борис Гребенщиков. Вот так и «Спартак», приучивший своих болельщиков не просто к победам, а к красивым выигрышам в фирменном стиле, никак не может выйти на свой прежний чемпионский уровень, расплачиваясь за ошибки, допущенные из-за «головокружения от успехов».

Отступление № 2. Под крылом братьев Старостиных

Еще одна причина огромной популярности «красно-белых» заключается в силе личности учредителей команды — братьев Старостиных. Без этих людей невозможно представить себе не только «Спартак», но и вообще историю советского и российского футбола. Николай Петрович и Андрей Петрович были талантливыми руководителями и организаторами. Сейчас фигур такого масштаба в нашем футболе, увы, нет. Старостины обладали невероятной эрудицией и громадной внутренней культурой. Они знали и могли прочитать наизусть всего пушкинского «Евгения Онегина» и множество других произведений великой русской литературы. Их всегда заботило, чтобы футболисты развивались не только физически, но и духовно.



При этом Николая Петровича отличала еще и хорошая деловая хватка. Когда игроку «Спартака» нужно было «пробить» квартиру или машину, достать дефицитные лекарства, устроить детей в детсад или школу, старший Старостин готов был расшибиться в лепешку, но неизменно добивался своего. Об этом говорят в своих воспоминаниях представители не одного поколения спартаковцев, которым посчастливилось работать с Дедом.

Николай Старостин знал не только классическую русскую литературу, он всегда дружил с цифрами. В начале 90-х японцы привезли спартаковцам первые компьютеры. «Мы хотим, чтобы руководитель клуба посчитал общую стоимость покупки», — с ходу заявили они. Их проводили в кабинет Старостина. Николай Петрович — а ему было уже под девяносто — сидел в черных нарукавниках по локоть, в каких работали еще в начале прошлого века, и занимался бухгалтерией. Увидев японцев, он быстро достал свои старинные деревянные счеты и на глазах у изумленных гостей за считанные секунды подсчитал им общую стоимость. От увиденного у японцев округлились глаза, и они в один голос воскликнули: «Зачем вам компьютеры, когда у вас есть такой человек!»

Братья Старостины обладали громадным авторитетом не только в спортивном мире, но и в обществе. Они были великолепными ораторами — говорили очень образно и точно. К их словам прислушивались, им верили. Андрей Петрович был своим человеком в театральном мире. Не случайно он заразил футболом многих знаменитых актеров, писателей, деятелей культуры. Достаточно вспомнить наиболее известных болельщиков «Спартака»: Лев Кассиль и Юрий Олеша, Михаил Яншин и Рубен Симонов, Олег Ефремов и Михаил Жаров, Армен Джигарханян и Олег Табаков, Александр Калягин, Александр Фатюшин, Никита Высоцкий, Денис Мацуев и многие, многие другие.

В советское время в театральной Москве ходил анекдот, что в труппу МХАТа молодых актеров принимали, исходя из их клубной принадлежности. Болеешь за «Спартак» — добро пожаловать. Нет — от ворот поворот. Болеть за какую-то другую команду считалось у мхатовцев дурным вкусом.

Гонка без лидера

Cо времени ухода из клуба Олега Романцева в «Спартаке» нет явного лидера. При всей противоречивости и спорности своей натуры Романцев, пожалуй, был последним руководителем «красно-белых», которому и игроки, и болельщики верили безоговорочно, как Евгению Гинеру в ЦСКА или Юрию Семину в «Локомотиве».



«Романцев — тот человек, который лучше других может поставить игру команде, — говорит бывший капитан “Спартака” Дмитрий Аленичев. — Я вообще считаю, что он — наи­лучшая кандидатура тренера для сегодняшнего “Спартака” с его нынешним подбором игроков. И когда говорят, что Романцев себя исчерпал, я признаю право специалистов на подобные оценки. Но сам я так не считаю. Что такое 50 с небольшим лет для наставника? Повторюсь, что Романцев, на мой взгляд, — именно тот тренер, который может принести “Спартаку” пользу, потому что он умеет поставить команде игру. Для меня лично существуют только три тренера, которые мне многое дали, — Романцев, Капелло и Моуринью».

Впрочем, нынешнее руководство клуба во главе с Леонидом Федуном, кажется, мыслей Аленичева не разделяет. Штаб «Спартака» не делает глобальных ошибок и точно знает, чего хочет: вновь сделать клуб успешным, развитым, способным побеждать не только дома, но и в Европе. Все это прекрасно. Но вот пути достижения этой цели, похоже, спартаковцами до сих пор не определены. Отсюда и частые перемены курса, выразившиеся в многочисленных тренерских отставках.

Возможно, будь у недавних наставников «Спартака» Невио Скалы, Александра Старкова или Владимира Федотова чуть больше времени на создание команды, у них получилось бы что-то путное. Но «Спартак» не тот клуб, где могут довольст­воваться малым и ждать. Это не «Локомотив», который Юрий Семин, подобно библейскому Моисею, мог «водить» многие годы в поисках первого места. И не ЦСКА, который, прежде чем выиграть Кубок УЕФА, должен был пройти унизительное испытание «Вардаром». «Спартаку» — его руководству, футболистам и болельщикам — нужно все и сразу.

И так уж ли безосновательны были тренерские отставки? Не ставя под сомнение квалификацию Скалы, Старкова и Федотова, заметим, что к моменту своего ухода они уже были «хромыми утками» и их работа была скорее контрпродуктивна.

Именитый Скала «поплыл» после шести проигрышей подряд и бесславного вылета из Кубка России. Александр Старков вряд ли смог бы полноценно трудиться после конфликта с Дмитрием Аленичевым и обструкции со стороны болельщиков. Владимир Федотов не смог подготовить «Спартак» к сезону, и к маю нынешнего года команда откровенно играла по схеме «кто в лес, кто по дрова». Получается, что каждый из трех наставников был просто обречен на увольнение и никто из них не смог реализовать в «Спартаке» свой потенциал.

Отступление № 3. Спартаковские «кружева»

Истинный футбольный гурман испытывает особое наслаждение от красивой игры, и в этом смысле отдельного разговора заслуживает так называемый спартаковский стиль игры. Именно ему «Спартак» во многом обязан своими многочисленными победами. Не секрет, что за победителей болеют гораздо больше, чем за завзятых середнячков. А в нашей стране ни один футбольный клуб не может похвастаться таким количеством чемпионских титулов — 12 союзных и 9 российских.



Заложенный еще в начале 1950-х яркий атакующий стиль стал символом «красно-белых». Конечно, со временем игра команды менялась, но приверженность к комбинационному футболу у настоящих спартаковцев в крови. И как только клуб отступал от этих принципов, начинались неудачи и провалы.

В составе «Спартака» всегда были игроки-личности, по­смотреть на игру которых народ специально ходил на стадионы. Противники их боялись и уважали, а поклонники души в них не чаяли. Символами «Спартака» образца 50-х были прежде всего Игорь Нетто, Сергей Сальников и Никита Симонян. В 60-е блистали Галимзян Хусаинов и Геннадий Логофет, затем пришло поколение Евгения Ловчева и Виктора Папаева, наконец, на рубеже веков команду Федора Черенкова, Юрия Гаврилова и Рината Дасаева сменили Илья Цымбаларь, Андрей Тихонов, Дмитрий Аленичев. И сейчас у спартаковских болельщиков, в отличие от их главных оппонентов, есть игрок, которого они смело могут назвать «наше все», — Егор Титов, человек, который с семи лет носит на груди спартаковский ромбик.

Что же такое фирменный спартаковский стиль? Это преж­де всего тонкое владение мячом и осмысленные розыгрыши, основанные на коротком и среднем пасе. Тренеров «Спартака» специалисты частенько ругали за примитивные занятия с использованием традиционных для «красно-белых» игровых «квадратов», в которых футболистам легче всего было тренировать их знаменитые многоходовые комбинации и «стеночки» (когда пас от атакующего игрока идет вперед на партнера, а тот, разворачиваясь, возвращает мяч пасующему, отсекая таким образом одного или даже нескольких соперников). Но эти приемы были и остаются весьма эффективными на поле. Можно вспомнить, что так часто играли, например, чемпионы мира итальянцы, когда год назад выигрывали первенство планеты на стадионах Германии.

При этом не стоит забывать, что в «Спартаке» всегда были игроки, способные сильно и точно ударить по воротам, сделать дальнюю нацеленную передачу, вынести мяч из зоны атаки соперника… Но все же эстеты от футбола всегда предпочитали простоте английского стиля игры филигранную вязь комбинаций.

В этом смысле особенно характерным выглядит пример Федора Черенкова. Пик карьеры ведущего полузащитника «Спартака» пришелся на те времена, когда на международной арене Советский Союз чаще представляли киевское «Динамо» и сборная, возглавляемые Валерием Лобановским. Этот великий тренер исповедовал прежде всего рациональный футбол, где во главу угла всегда ставился результат. Умения и таланты отдельных звезд приносились в жертву командной стратегии и тактике. «Почему Лобановский так относился к Черенкову? — рассуждает Геннадий Морозов, партнер Федора по знаменитой спартаковской команде. — У Лобановского была своя концепция игры: он подбирал тех футболистов, которые ему нужны для осуществления его стратегических замыслов, и многие ему просто не подходили. А Федор действительно был на поле непредсказуем. Он все умел, отлично понимал игру, обладал очень хорошим видением поля и фантастическим пасом…»



Тем не менее Черенкову в национальной сборной под руководством киевского специалиста места почти никогда не находилось. А народ буквально валом валил на матчи с участием Федора и его партнеров, которые чаще других команд устраивали на поле настоящие футбольные спектакли и, даже проигрывая, частенько удостаивались аплодисментов за красоту футбола.

Ни игры, ни селекции

На кого сегодня ходят спартаковские фанаты? Пожалуй, лишь на Егора Титова, который при этом отнюдь не показывает великолепной игры, а лишь остается негласным символом команды, некогда побеждавшей всех и вся. А все оттого, что в «Спартаке» так и не налажена грамотная кадровая политика. Но, как бы ни был талантлив тренер, если у него под рукой не будет качественного «материала» в лице талантливых игроков, все его усилия будут тщетными. Ставка на собственные резервы весьма похвальна, но, как показывает мировая практика, клубы, ориентирующиеся лишь на выпускников своих футбольных школ, ничего серьезного не добиваются. Напротив, они являются поставщиками кадров в другие, куда более успешные команды. Лавры же достаются тем, кто проводит грамотную селекцию.

Кадровая политика «Спартака» при президенте Червиченко была похожа на какой-то водевиль. В межсезонье в команду завозили целые группы игроков из Африки, Бразилии, бывшей Югославии, чье мастерство вызывало большие сомнения. Все эти Селкичи, Фло и Баги рекламировались как звезды мирового уровня, но стоило им выйти на поле, как все становилось ясно… При этом сам бывший владелец «Спартака» себя виновником многочисленных бед клуба явно не считал. «Я не перестаю удивляться, как болельщики любят про мою работу рассуждать: ах, много потратил, ах, того не купил! Ну, блин, ребята... Ну искренне удивляюсь! За билет лишние сто рублей не отдадут — и тут же кроют последними словами за то, что я еще пару миллионов не отдал. Просто слов нет, — возмущался он. — Принесите деньги в клуб, раз вы такие умные! Иные у меня все о совести выспрашивают. Так и хочется сказать: вы в своей-то совести поковыряйтесь, вспомните — хомячков не душили в детстве? Вот так посмотришь — ну почти все из рая, все в белом, а я один — губитель “Спартака”».

Но стоило спартаковским рекрутерам выйти на след стоящего игрока — Ярошика, Олича или Гусева, — как тот непременно оказывался в рядах главных конкурентов из ЦСКА. Президент армейцев Гинер регулярно переигрывал своего спартаковского коллегу. И финансовые возможности у ЦСКА были выше, да и переговорщики в штабе «красно-синих» были куда более умелыми. Конечно, и у «Спартака» случались отдельные удачи — Павлюченко, Ковалевски, отчасти Пьянович, — но исключения лишь подтверждали правило.

Смена власти в «Спартаке» не замедлила сказаться на кадровой политике. Генеральный директор Юрий Первак сразу засучил рукава: летом 2004 года презентации новичков «народной команде» шли одна за одной. В ряды «красно-белых» влились серб Неманья Видич, защитник сборной Чехии Мартин Иранек, олимпийский чемпион Афин аргентинец Клементе Родригес, его земляк форвард Фернандо Кавенаги, лучший футболист Молдавии Сергей Ковальчук, нападающий молодежной сборной России Никита Баженов. «Ковровая» селекция производилась под нового наставника Александра Старкова. Рано или поздно сильные мастера должны были составить сильную команду.



Но уже к зиме 2005 года кадровая активность «Спартака» заметно спала. Команду пополнили лишь полузащитник «Рубина» Денис Бояринцев и вратарь «Алании» Дмитрий Хомич. Да «на флажке» были куплены чех Радослав Ковач и австриец Эманюэль Погатец, который через полгода ушел в «Мидлсбро». А затем на пост гендиректора заступил Сергей Шавло, в прошлом полузащитник «красно-белых», и массовых закупок для «Спартака» вообще не стало. До конца года в команду пришли лишь Владимир Быстров и бразилец Моцарт. Так селекция стала «точечной». Зимой 2006 года в команде появились только два новичка — голландец Квинси Овусу-Абейе и австриец Мартин Штранцль. А в летнюю трансферную кампанию был куплен один защитник «Сатурна» Жедер. Нынешней зимой необходимость усиления состава стала более чем очевидной (из команды ушли Кавенаги, Родригес и Пьянович) — в составе возникло сразу несколько слабых мест. Но все разговоры о покупках так и остались разговорами. И тренеру Владимиру Федотову оставалось довольствоваться тем, что осталось. Ставка же на собственную молодежь оправдала себя лишь частично.

Появление на капитанском мостике «Спартака» Станислава Черчесова, человека, который отдал этой команде лучшие годы своей карьеры, может помочь руководству клуба решить сразу несколько проблем. То, что у Стаса почти непререкаемый авторитет среди игроков, — это факт. Как и то, что его личность хорошо известна и по достоинству оценена спартаковской торсидой. Похоже, что и руководство команды полностью ему доверяет. «Назначение Стаса могло состояться еще в прошлом году, — говорил сразу после отставки Федотова президент “Спартака” Федун. — Но тогда Черчесов посчитал, что не готов возглавить команду. Сейчас ему легче: он год в клубе, в курсе всех дел. У Стаса сегодня абсолютный карт-бланш. Он вправе самостоятельно определить состав своих помощников и подобрать игроков. Это целиком его прерогатива».

Кажется, Черчесов вместе с другим бывшим спартаковцем Сергеем Шавло, нынешним генеральным директором «Спартака», вправе претендовать на роль сильного лидера сродни Олегу Романцеву. Это подтверждает и Леонид Федун: «Шавло работает нормально. Именно такой работы я от него и ждал — спокойной, без истерик и всхлипов, по-западному методически правильной. В “Спартаке” вообще-то уже был один яркий персонаж — Червиченко. Думаю, настало время проявить себя более взвешенным фигурам. За гендиректора вообще должны говорить не его речи, а результаты. То, что команда стала играть на стабильно высоком уровне, — заслуга Шавло. Он сумел стабилизировать систему управления. И это главное. С ним работают нормальные финансисты, нормальные селекционеры. А он ими управляет. Есть функции, которые Шавло выполняет весьма профессионально. И растет вместе с командой. Звезды со всеми ее завихрениями мне в клубе не надо. Звездой может быть только один человек — главный тренер. Пусть “звездит” сколько хочет, остальные должны ему помогать».

Что ж, тренеру и гендиректору предстоит много работы. Кадровых проблем в «Спартаке» немало, и если их не решить, то борьба за «золото» и в национальном чемпионате, и в Лиге чемпионов будет крайне сложной. В этой ситуации многое зависит от первых лиц. Смогут Черчесов и Шавло проявить жесткость, убедят руководство в необходимости покупки нужных для тренерской концепции игроков — можно ждать качественного прорыва «красно-белых». Если же селекционная работа новой команды снова окажется иллюзорной, то чемпионства любимой команды болельщикам придется ждать еще долго.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
21 ноября 2011
Спартак ничего не выигрывал уже 8 лет. Это факт.
Дмитрий Васильевич Портнягин 8 августа 2007
Мне вот, например, претит постоянное ЦСКА- сильнейшая команда России на протяжение последних 5-ти лет и постоянное мелькание лиц Гиннера и Газзаева как главных футбольных звезд. Особенно после прошлого года этой весной комментаторы опять по инерции - играет сильнейшая команда страны с середняком... как не ваыигрывает??? СЕНСАЦИЯ!!!
3чемпионства, 3 кубка, 2 суперкубка+ кубок УЕФА. Кто еще может чем-то подобым похвастаться? НЕ нравятся ЕЛГ и ВГ? Не смотрите, ререключите куда-нибудь. И тот и другой действительно на ведущих ролях в нашем футболе, почему их не должны показывать? Кому интересно послесезонное интервью, скажем Бердыева или Слуцкого(помимо болельщиков Рубина и Москвы соот-но), если чемпион- ЦСКА? А что касается повышенного внимания, так это естественно. Когда спартак в 90е выигрывал все, что можно, люббое его поражение тоже воспринималось как сенсасация теперь про всенародность еще раз. Для начала стоит определиться, что означает сей термин. Что ВЫ под ним понимаете?
Василий Степанович Нахухоль 8 августа 2007
Обсуждение нормальной вроде бы статьи перевели в базар по типу "сам дурак" по клубной принадлежности с взаимными оскорблениями. Зачем? Нормальная статья. Спартак выкарабкался из кризиса, претендует на золото (не говорю что обязательно будет чемпионом в этом году). Почему бы не написать про него? Тем более смена тренера, новый путь. Мне вот, например, претит постоянное ЦСКА- сильнейшая команда России на протяжение последних 5-ти лет и постоянное мелькание лиц Гиннера и Газзаева как главных футбольных звезд. Особенно после прошлого года этой весной комментаторы опять по инерции - играет сильнейшая команда страны с середняком... как не ваыигрывает??? СЕНСАЦИЯ!!! Считаю, что хозяин должен вообще оставаться в теми а не перекраивать регламент да и сам чемпионат (весна-лето) а Газзаев... Вспомнить как он тренировал сборную? Можете хоть удавиться но пока единственные тренеры, кто выводил сборную на крупнейшие турниры это Романцев и Ярцев. Газзаев, Садырин, Бышевец, Семин - все мимо. Про "народную команду" автор вроде бы раскрыл - одна из немногих (и главная по значению) вневедомственная команда в стране. Не армейская, не милицейская, не шахтерская, не железнодорожная... как еще то назвать если болеют за нее во всех слоях населения независимо от профессии. И в девяностых можно было повесить уже титул "всенародной".
Виктор Викторович Полянский 31 июля 2007
У тех агрессивность была все-таки более силовая - у датчан помобильнее и поэлегантнее (у них в 83-86 и люди были посильнее). Странно с ними обошлась фортуна - очень сильно недодала тому составу (а как бы смотрелся финал СССР-Дания в Мексике!), и вдруг в 92-м рассчиталась с лихвой со следующим поколением, которое было несравнимо бледнее.
Сергей Попов 31 июля 2007
Виктор Викторович Полянский А вообще - лишнее это все, за уши притянуто. Из всех команд, что довелось увидеть за 30 с небольшим лет активного боления, самой агрессивной была сборная Дании середины 80-х - и что, это тоже было выражение датского национального характера?
Мне кажется, что агрессивнее немцев 82-90 никто не играл.
Виктор Викторович Полянский 30 июля 2007
Боже упаси от контекстов - я только об игре. Максимка в роли былинного героя - это посильнее, чем "Фауст" Гете. Просто в свое время сильно раздражало, как из него пытались сделать придурка - а парнишка-то был не так чтобы совсем уж нулевой. А вообще - лишнее это все, за уши притянуто. Из всех команд, что довелось увидеть за 30 с небольшим лет активного боления, самой агрессивной была сборная Дании середины 80-х - и что, это тоже было выражение датского национального характера?
Сергей Попов 30 июля 2007
Что касается "Максимки" Робсона - стебались над ним, стебались - а теперь Бесчастных пишет, что это был лучший партнер за все его годы, включая и "Вердер". Виктор Викторович, обратите внимание на контекст упоминания о Робсоне. "Попробовать объяснить основу былинных русских побед с молитвой на устах... :)) Я с трудом себе представляю братку Робсона в качестве объяснения "былинных русских побед". А вот уж молиться наши все научились. И выходя на поле, и уходя с него, и промахиваясь с двух метров, и получая карту. Тут уж былинности у всех хватает.
Виктор Викторович Полянский 29 июля 2007
А на международном, если мне склероз не изменяет, высшее достижение Спартака выход в четвертьфинал и успешный вылет из него.) Увы, изменяет: были полуфиналы во всех трех еврокубках (и в одном случае - 1993 - украденный судьей финал). (Особенно мне запомнился ноябрь 1977 г., когда Спартак, за три тура до конца чемпионата с 14 очками, занимал 6 снизу место (у 4 команд по 12, а у минского «Динамо» - 7). В игре с «Шахтёром», судьи в наглую делали «зелёный коридор» спартаковцам и останавливали любую попытку их соперником к атаке. С другой стороны, все остальные команды высшей лиги, почувствовали, что, наконец, за долгие годы, появился вариант поставить на место «любимчика генсека» и отдали (в том числе и чемпион «Торпедо») свои очки аутсайдерам.) Это - осенний чемпионат 1976. В 1977 "Спартак", наоборот, тянули вверх. Тянули, действительно, внаглую - но ведь и командочка-то в итоге получилась на заглядение, и не на год-два, а на десятилетия. Все нынешние сюжеты начинаются именно оттуда, из 77-78 года (особенно из 78, когда "Спартак". вернувшись в высшую лигу, провалил первый круг - а потом понеслось). Ну и, конечно, относительная бедность "Спартака" - по сравнению с тем же "Шахтером", где ведущие игроки числились на двух шахтах сразу - тоже вызывала симпатии. Дмитрий Васильевич Портнягин Обременять футбол лишними сущностями типа соответствия национальному характеру точно не стоит - здесь вы совершенно правы. С чем трудно согласиться - с некоторой переоценкой роли пиара в формировании "народного" статуса. Во-первых, раз вы не видели бесковский "Спартак" - вам все же трудно представить себе, насколько это было красиво и, в целом, эффективно. Плюс - контраст с киевским "Динамо", с его мощнейшим административным ресурсом всех видов, в то время как Бесков годами не мог перевести к себе нужного игрока (он, например, спал и видел у себя в центре нападения С.Андреева - а тот в это время гнил в первой лиге в ростовском СКА) и строил, особенно во второй половине 80-х, из того, что было. Плюс - практически полное (или вообще полное) отсутствие договорных игр. Ну и, конечно, чудовищный провал качества нашего чемпионата в начале 90-х, когда "Спартак" остался единственной по-настоящему серьезной командой в России, тоже сказался. А сейчас - больше уже инерция. (Чем Газзаевский ЦСКА, выигравший с 16 игроками Кубок УЕФА, менее креативный и настроенный на ограниченный ресурс?) Многие серьезные специалисты (прежде всего те, кто обеспечил себе определенную независимость от нашей футбольной системы) считают, что вся креативность в том ЦСКА - от Жорже. Да, пожилой, да, ленивый - но игру как таковую изменил, а у Газзаева хватило ума использовать. Сергей Попов (При наличии в составе Маркао, Моцартов, Робсонов и прочих Штранцлей задача и впрямь тянет на Докторскую по меньшей мере) А может все-таки дело в остаточных явлениях бардака? Скала вот тоже вроде бы обосрался - а между тем все, кто с ним здесь соприкасалася, признают и высочайшую квалификацию, и достаточный запас жизненных сил (в отличие от Жорже); а вот нервов не хватило. Сборная Австрии - не гранд, что и говорить, но ее уровня (Штранцль) для нашего чемпионата должно в общем и целом хватать. Что касается "Максимки" Робсона - стебались над ним, стебались - а теперь Бесчастных пишет, что это был лучший партнер за все его годы, включая и "Вердер". Просто все высматривали в нем бразильца - а в том "Спартаке" это был самый "небразильский" игрок...
Сергей Попов 29 июля 2007
Павел Птицын Уважаемые авторы, искренне жаль, что, задавшись интересным по постановочной задаче исследованием Вот уж авторы удивятся, прочитав это. Исследование!!! Причём, интересное! "Я бы на Вашем месте за диссертацию сел!" Ребята от души попиарили Свою любимую команду, как смогли. Даже не почитав внимательно свой же "Спорт-Экспресс", летопись первых чемпионатов. Их трудно за это осуждать. Сделали они это гораздо приличнее многих участников дискуссии. Но не надо за них додумывать академический труд. :)) Но это лишь универсальные рецепты, которые действительно в Вашей трактовке делают Спартак – Монреалем,Реалом, Миланом. Монреаль-то причём? Следуя этим рецептам Игорь Нетто становится культорологической связкой с театральной средой, Старостину присваивается титул талантливого бухгалтера, а последний конфликт Аленичева со Старковым опускается до тривиального противостояния стареющего кумира с недальновидным тренером. Но ведь это все далеко неполная трактовка, штрихи, мишура... Это жизнь любого коллектива!!! Не надо делать из Спартака что-то особенное, уникальное. Как Вам такой пассаж:"Следуя этим рецептам Зураб Соткилава становится культорологической связкой с театральной средой, Кипиани присваивается титул талантливого бухгалтера, а последний конфликт Мачаидзе с Ахалкаци опускается до тривиального противостояния стареющего кумира с недальновидным тренером. Но ведь это все далеко неполная трактовка, штрихи, мишура..." попробуйте наконец объяснить вечную основу русских былинных побед (с молитвой на устах, вопреки материальному, количественному, логичному). И даже избирательная креативность русских левшей всегда настаивала на ограниченности ресурса! При наличии в составе Маркао, Моцартов, Робсонов и прочих Штранцлей задача и впрямь тянет на Докторскую по меньшей мере Отнюдь, не спартаковские болельщики. Но футбольные! Чего не скажешь о людях, писавших комментарии к вашей статье: Вот тут согласен. И слово Вы правильно применили - "болельщик"! Современно-популярное "Фанат" или "Фан" для меня синоним бестолкового Фанатизма Если вы осознаете по-настоящему космическую взаимосвязь этого Народа и этой Команды, то и ответ на вопрос подзаголовка "Что же происходит с народной командой?»" уверяю вас, покажется вам очевидным. Но оттого не менее грустным Я не осознаю космическую взаимосвязь Народа и Команды, не могли бы Вы мне расшифровать "очевидный ответ". Может всё-таки эта связь потеряна, а может её и не было никогда?
Сергей Попов 29 июля 2007
Павел Птицын Уважаемые авторы, искренне жаль, что, задавшись интересным по постановочной задаче исследованием Вот уж авторы удивятся, прочитав это. Исследование!!! Причём, интересное! "Я бы на Вашем месте за диссертацию сел!" Ребята от души попиарили Свою любимую команду, как смогли. Даже не почитав внимательно свой же "Спорт-Экспресс", летопись первых чемпионатов. Их трудно за это осуждать. Сделали они это гораздо приличнее многих участников дискуссии. Но не надо за них додумывать академический труд. :)) Но это лишь универсальные рецепты, которые действительно в Вашей трактовке делают Спартак – Монреалем,Реалом, Миланом. Монреаль-то причём? Следуя этим рецептам Игорь Нетто становится культорологической связкой с театральной средой, Старостину присваивается титул талантливого бухгалтера, а последний конфликт Аленичева со Старковым опускается до тривиального противостояния стареющего кумира с недальновидным тренером. Но ведь это все далеко неполная трактовка, штрихи, мишура... Это жизнь любого коллектива!!! Не надо делать из Спартака что-то особенное, уникальное. Как Вам такой пассаж:"Следуя этим рецептам Зураб Соткилава становится культорологической связкой с театральной средой, Кипиани присваивается титул талантливого бухгалтера, а последний конфликт Мачаидзе с Ахалкаци опускается до тривиального противостояния стареющего кумира с недальновидным тренером. Но ведь это все далеко неполная трактовка, штрихи, мишура..." попробуйте наконец объяснить вечную основу русских былинных побед (с молитвой на устах, вопреки материальному, количественному, логичному). И даже избирательная креативность русских левшей всегда настаивала на ограниченности ресурса! При наличии в составе Маркао, Моцартов, Робсонов и прочих Штранцлей задача и впрямь тянет на Докторскую по меньшей мере Отнюдь, не спартаковские болельщики. Но футбольные! Чего не скажешь о людях, писавших комментарии к вашей статье: Вот тут согласен. И слово Вы правильно применили - "болельщик"! Современно-популярное "Фанат" или "Фан" для меня синоним бестолкового Фанатизма Если вы осознаете по-настоящему космическую взаимосвязь этого Народа и этой Команды, то и ответ на вопрос подзаголовка "Что же происходит с народной командой?»" уверяю вас, покажется вам очевидным. Но оттого не менее грустным Я не осознаю космическую взаимосвязь Народа и Команды, не могли бы Вы мне расшифровать "очевидный ответ". Может всё-таки эта связь потеряна, а может её и не было никогда?
Дмитрий Васильевич Портнягин 29 июля 2007
Павел, извините меня, но вы чушь написали.
соборничество и взаимовыручка – основа Игры через пас ближнему)
Чем подстраховака защитниками друг друга, что характерно не только(а в последнее время и не столько) для спатрака, но практически для всех команд не собрничество и взаимовыручка? Почему игра, построенная на контратаках(Терпеть сколько можно, а потом резко, как пружина выпрямиться, выстрелить, сделать результат) менее характерна для русского самосознания
духоборство – примат Игры над земным результатом
Честно говоря, вообще не понял, тем более в связске со спартаком. Главное не победа, а участие? Так это П. де Кубертена креатив, и по отношению к Спартаку звучит с известным сарказмом(1:18)
с молитвой на устах, вопреки материальному, количественному, логичному
В силу возраста советские чемпионаты не захватил, но вот в 90е это к спартаку не подходит- были и деньги, и игроки, и все необходимое, и победы его закономерны и логичны-еслиб они, будучи почти сборной страны, не выигрывали-вот это было бы не логично.
И даже избирательная креативность русских левшей всегда настаивала на ограниченности ресурса! Сделать уникальную красивую и полезную одновременно условную конфетку из сломанной палочки, ржавого гвоздика и проледенелого гриба – чем не сверхзадачка, и чем вам не бесковский ФКСМ?
Чем Газзаевский ЦСКА, выигравший с 16 игроками Кубок УЕФА, менее креативный и настроенный на ограниченный ресурс? А нынешнее Кобелевское динамо, которое как птица Феникс восстало из пепла после Федырчева исключительно благодаря труду тренера и менеджеров? ИМХО, вы пытаетесь найти черную кошку в темной комнате. А ее там нет. Пытаясь подогнать основы русского мировоззрения(иногда весьма спорные),одинаково подходящие под любой клуб, вы, видимо, пытаетесь опровдать "народный" статус Спартака. Однако выходит неубедительно. У всех клубов есть свои особенности, свои плюсы и минусы, взлеты и падения, великие провалы и не менее великие победы.Спартак не лучше и не хуже остальных великих клубов страны. За счет неплохого пиара на него повесили ярлык "народной" команды, и уже в силу этого к нему приковано повышенное внимание. НО он ни сколько ни лучше и не народнее остальных.В лучшем случае первый(в силу вышеуказанного пиара) среди равных.
Павел Птицын 27 июля 2007
Уважаемые авторы, искренне жаль, что, задавшись интересным по постановочной задаче исследованием (хотя изначально уровень любовных проявлений и душевных привязанностей с большим трудом поддается рациональному изучению), вы не смогли уйти от сложившихся стереотипов современного мышления. Само название "Спартак" вы изучаете с позиции маркетинговой стратегии, благополучие клуба рассматриваете через призму своевременных выплат и коммерческой состоятельности владельца, не говоря уже о популярной в мейнстриме теме некоего метафизического бумеранга с цитатой БГ. Популярность победителей, личности в руководстве и болельщицкой среде, исторические традиции, определенная независимость от власть предержащих – безусловно, да. Но это лишь универсальные рецепты, которые действительно в Вашей трактовке делают Спартак – Монреалем, Реалом, Миланом. Следуя этим рецептам Игорь Нетто становится культорологической связкой с театральной средой, Старостину присваивается титул талантливого бухгалтера, а последний конфликт Аленичева со Старковым опускается до тривиального противостояния стареющего кумира с недальновидным тренером. Но ведь это все далеко неполная трактовка, штрихи, мишура... А мне бы хотелось предложить вам сделать попытку отыскать настоящие корни. Поразмышляйте над истоками формирования русского национального самосознания (соборничество и взаимовыручка – основа Игры через пас ближнему), вспомните базовое отличие православных от других ветвей того же христианства (духоборство – примат Игры над земным результатом), попробуйте наконец объяснить вечную основу русских былинных побед (с молитвой на устах, вопреки материальному, количественному, логичному). И даже избирательная креативность русских левшей всегда настаивала на ограниченности ресурса! Сделать уникальную красивую и полезную одновременно условную конфетку из сломанной палочки, ржавого гвоздика и проледенелого гриба – чем не сверхзадачка, и чем вам не бесковский ФКСМ? Как же ее не полюбить то! Переиграть без беготни, перехитрить без вранья, победить не презирая соперника – какая еще команда так похожа на эти наши корневые народные устои? И это вовсе не снобизм спартаковского болельщика. О всех этих для кого-то уже оказывается мифических и магических вещах неоднократно писали и Галинский, и Нилин. Отнюдь, не спартаковские болельщики. Но футбольные! Чего не скажешь о людях, писавших комментарии к вашей статье: сплошная тенденциозность, свойственное современным историкам извращение даже самых очевидных фактов, а самое главное - отсутствие не только человеческой (не животной) мысли – отсутствие даже зачатков желания мыслить. Впрочем, дремучая зависть к таланту и неординарности, а также определенный процент з(ж)лобствующих – это тоже, увы, наша национальная черта. Другое дело – вопрос пропорций... Вообщем, подводя небольшой итог этим моим экспресс-комментариям, хочу пожелать авторам глубже оценивать окружающие жизненные явления и символы. Если вы осознаете по-настоящему космическую взаимосвязь этого Народа и этой Команды, то и ответ на вопрос подзаголовка "Что же происходит с народной командой?»" уверяю вас, покажется вам очевидным. Но оттого не менее грустным :-(((
А В 612 26 июля 2007
Ну, блин… Уж на 70-80е «Бесковские» то годы на «Спартак» наезжать не надо… Живая была команда. Причем, я уверен, с далеко не с самой большой (как это сейчас называется) «платежной ведомостью». В этом отношении (не говоря уж о комплектовании) всякие «Динамы» точно были круче. Сейчас же… Честно говоря – даже и не знаю за кого болеть… За клубы, если сегодня их вид и принципы определяют одни, а завтра другие, отчего все там меняется принципиально – как то стремно… Вот и остается ориентироваться на игроков и тренеров. И то – чисто по принципу «на безрыбье».
Александр Андреевич Яковлев 26 июля 2007
Сергей Попов: Да, я тоже согласен с тем, что статья, как говорят в народе «не к селу не к городу». Она напомнила наглядную агитацию прошлых лет, у зданий райкомов и горкомов, типа «Слава КПСС», «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи» и др. То есть «до здравствую Я, самый лучший …» Действительно, нужно отдать должное Н.Старосину, который смог создать, футбольному клубу профсоюза работников торговли и бытового обслуживания, имидж, но не народной, а команды ЦККПСС (Совмина, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС и т.д). В общем то для этого было основание. Чиновники были тесно связаны с торговлей, которая была обязана поставлять им дефицит, и стали считать Спартак, своей командой. Отсюда и пошли успехи этой команды, правда только на союзном турнике, за счёт перетаскивания игроков из других команд, льгот игрокам, и тренерам, стадион «Лужники» и лояльного судейства. А на международном, если мне склероз не изменяет, высшее достижение Спартака выход в четвертьфинал и успешный вылет из него. Особенно мне запомнился ноябрь 1977 г., когда Спартак, за три тура до конца чемпионата с 14 очками, занимал 6 снизу место (у 4 команд по 12, а у минского «Динамо» - 7). В игре с «Шахтёром», судьи в наглую делали «зелёный коридор» спартаковцам и останавливали любую попытку их соперником к атаке. С другой стороны, все остальные команды высшей лиги, почувствовали, что, наконец, за долгие годы, появился вариант поставить на место «любимчика генсека» и отдали (в том числе и чемпион «Торпедо») свои очки аутсайдерам. В результате Спартак и минское «Динамо» заняли последние места. Борьба федерации футбола (состоящая на 70% из спартаковцев) за сохранение его в высшей лиге, завершилась разгоном федерации и вылетом Спартака. Несмотря на это, построенный в 1978 г. первый крытый футбольный манеж, был передан (команде 1 лиги) именно московскому Спартаку. Команду, прикрепили к Аэрофлоту, который к обществу Спартак, никакого отношения не имел, но сам был, одной из богатейших компаний. Вот этим и знаменит московский Спартак, а не игроками, тренерами и д.т. и т.п.
Дмитрий Васильевич Портнягин 25 июля 2007
А что, собственно, странного или раздражающего ежели авторы "Эксперта" и болеют не за цска, а за "Спартак"? Хотя и неочевидно, что авторы вообще за красно-белых...
Да мне вообще-то все равно, за кого редакция болеет.В конце коцов, это личное дело каждого. Просто статья ни к месту. Конечно, лучше, чем ничего, но...
Посчитать болел несложно - 2 сентября уже не за горами, и матч состоится в Луже, перевес будет явным, но нас всегда (даже на гостевой в вашей долбаной динаме) было больше.
Даже если вся лужа превратится в свиноферму, народности из этого не получится никак. Россия не Москва. А по регионам(нее считая местные команды) Спартак проигрывает не только ЦСКА, но и Локомотиву и Зениту. И 120миллионного свиного поголовья, о чем в свое время говорил Романцев, не наблюдаеца в принципе.
красно-белый суппорт всегда был и будет мощнее. И команда была, есть и будет народной (считайте это формой эскапизма, ухода нормальных людей от культвивируемого милитаристского прессинга власти), как бы это не раздражало уб цска с его винегретным быдлом. Нам всё равно что пишут и думают о нас конявые.
Пафосно, но пусто. За словами ничего. Мы уроды, но все равно лучше, потому что это мы, так получается. Глупо. Как говорилось в одном фильме- а ты выиграй!
О судьях. ГВК тоже никуда не делся. С его активной подмазкой нервного бразилоколлектива конелыжников. С валейбливановым...
Очередное оправдание собственной беспомощности. В начале уродов купили, типа паганца погатеца, потом с таким составом слили все, что можно, а виноват в этом ЕЛГ. И кого же ЕЛГ купил? Наверное весь судейский корпус-оптом дешевле. То-то я смотрю пол чемпионата через матч судьи игры сливают...7очков минимум недосчитались. Но армейцы никогда не опускались до истеричных воплей о том, как их мясо "сливает" в Томске(!) либо еще где-то.
Игорь Некрасов 24 июля 2007
Дмитрий Васильевич Портнягин : А что, собственно, странного или раздражающего ежели авторы "Эксперта" и болеют не за цска, а за "Спартак"? Хотя и неочевидно, что авторы вообще за красно-белых... По арифметике. Посчитать болел несложно - 2 сентября уже не за горами, и матч состоится в Луже, перевес будет явным, но нас всегда (даже на гостевой в вашей долбаной динаме) было больше. И красно-белый суппорт всегда был и будет мощнее. И команда была, есть и будет народной (считайте это формой эскапизма, ухода нормальных людей от культвивируемого милитаристского прессинга власти), как бы это не раздражало уб цска с его винегретным быдлом. Нам всё равно что пишут и думают о нас конявые. О судьях. ГВК тоже никуда не делся. С его активной подмазкой нервного бразилоколлектива конелыжников. С валейбливановым...
Дмитрий Васильевич Портнягин 24 июля 2007
Вообще термин "народная команда" - это спекуляция. Чем ЦСКА, спрашивается, менее народная команда, по сравнению со Спартаком.
Это, видимо, определяется количетсвом болельшиков(которых никто толком и не считал). В 90е, когда за свиней по сути играла сборная, за них болели не только истинный болельщики, но все футбольное быдло, которое болеет не за какую-то конкретную команду, а за того, кто наверху.Время было смутное, быдла было много, вот и получили народный статус...
Только я не понял, вообще эта статья - о чем, зачем и к чему?
Че т я тоже. Может авторы болеют за мясо?
Вы, мясные, уже который год нас обыграть не можете
Известно какой, шестой кажется. И хрен они когда выиграют. Хотя в принципе ежели судью подмажут...
Тит Никиевич Бородкин 24 июля 2007
Вообще термин "народная команда" - это спекуляция. Чем ЦСКА, спрашивается, менее народная команда, по сравнению со Спартаком. Только я не понял, вообще эта статья - о чем, зачем и к чему? PS Вы, мясные, уже который год нас обыграть не можете ;) Теперь Федотова прогнали - готовьтесь вообще к первой лиге. Хехе ;)
Виктор Викторович Полянский 24 июля 2007
(Отдельно о Феде. Пожалуй, это не фамильярность, так его все болельщики называют. Интересный, красивый игрок. Но вы его видите на месте Заварова в сборной-86 в Мексике? Кого должен выбрать Лобановский?) Просто как ремарка: Лобановский его очень ценил, и весь 83-й год он играл в первой сборной бессменно (до сих пор помню апрельские 5:0 при 100 тысячах народу с португальцами - ясно понимая, что больше такого не увижу никогда)и в молодежке - почти бессменно. А вот после срыва зимы 84 года, когда он слег с нервным истощением - да, Лобановский его брать перестал (хотя у Малофеева в 85-м году он опять отыграл весь год).
Сергей Попов 23 июля 2007
Очередное продолжение мифа про "народную команду". Да, согласен с авторами, что Народной она стала (и была) только в период Бериевского "Динамо", ЦДКА, сталинских соколов и т.д. А дальше пошёл миф о народности. Народ разделился. И стало больше клубов из республик, которые здорово разбавили "Первенство Москвы". И в самой Москве уже стали спокойно болеть за ЦСКА, Динамо, Торпедо (чем оно с Ивановым, Стрельцовым хуже Спартака?) Не смогу, конечно, вспомнить всю статью, но мои воспоминания не очень совпадают с памятью авторской тройки. 1.Говорить о интеллигентности Старостиных можно, видимо они знают, что говорят. Но надо сразу оговориться, что братьев гораздо больше. И когда Николай уже закончил, его братья не церемонились с ногами соперников. Отчёты о матчах 30-х годов, опубликованные в "СЭ" не характеризуют их как ангелов-интеллигентов. 2.Список "Великих" почитателей (к которым даже Никита Высоцкий попал!?) может представить ЛЮБАЯ команда. 3.Смешно читать про "спартаковский стиль", прививаемый детскими тренерами в школе, когда даже Спартак конца 70-х, начала 80-х собирался из сформировавшихся футболистов из разных клубов. Под модель не "Спартака", а Бескова - коренного Динамовца. Как бы это ни было противно Старостиным. "Великий" Гаврилов (никак не пойму его величия, ей-богу) из Динамо Москва, Дасаев (лучший, на мой взгляд вратарь последних 30 лет)- Волгарь (да, не "Реал", но не "Спартак"), Хидиятуллин (вот уж действительно кто нужен любому тренеру - и Малафееву, и Лобановскому) из ростовского интерната, забивала Ярцев тоже, по-моему списан из Динамо. Бубнов- Динамо! Никонов - откуда-то с Юга. Кто, кроме Черенкова? Отдельно о Феде. Пожалуй, это не фамильярность, так его все болельщики называют. Интересный, красивый игрок. Но вы его видите на месте Заварова в сборной-86 в Мексике? Кого должен выбрать Лобановский? В модели "искреннего" футбола было место многим ребятам и из Минского Динамо, и из Спартака, но смогли бы они добиться успеха (!) на ЧМ-86? Кроме того, в те времена играл ещё и Кипиани. А Владимира Гуцаева (вот уж на кого ходил зритель) вообще в сборную почти не брали. Так что не правильно делать из Феди не заслуженно брошенного героя-красавца. Кстати, лучшего легионера английской Премьер Лиги Эрика Кантона в сборную тоже не брали, но французы-то были в порядке. Про "успех" Спартака в российском первенстве. Цымбаларь, Никифоров, Онопко, Юран, орущий на Тихонова, это что - спартаковская школа или филиал киевского Динамо? Игроки сборной России, делавшие результат. Вспомните, почему так случилось, почему Цвейба и Кеташвили перестали играть за Тбилисское Динамо... Спасибо за внимание к футболу, но не надо делать культа из Спартака футбольного, как то, что делают с хоккейным. Уже всякий стыд потеряли. Включить за "Былые заслуги". Опять же, не ясно то ли за заслуги 60-х годов, то ли ещё более древние, там, в Риме, в борьбе с Крассом, положившие начало революционному движению масс. Глядя на гордость клуба - болельщиков вижу, что эти массы способны разнести Рим.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение