--

Cтриптиз и булочки

10 эпохальных танцев мирового кинематографа

Анна Немзер поделиться:
11 декабря 2007, №28 (28)
размер текста: aaa

«Бросаем на пол один окурок! Растираем его носком ботинка! Бросаем другой окурок — растираем! Танцуют все!»

Не только цитаты из фильмов становятся частью нашей повседневной культуры, превращаясь в пословицы и прибаутки. Порой мы вспоминаем, как бегал по стенам Фред Астор или как отплясывал в ресторане Мимино. И иногда это воспоминание оказывается ярче, чем запомнившаяся фразочка вроде «дитям — мороженое, бабе — цветы».

В жизни танец возникает далеко не только в «специальных» условиях — на дискотеке или в бальном кружке. Часто он рождается сам по себе, совершенно неожиданно, мотивированный только нашим настроением. Так же иногда начинают плясать и герои кино, и такая ситуация необычайно выигрышна кинематографически. Хореографические эпизоды из любимых кинолент — то умопомрачительно красивые, то нелепые, то трогательные — мы годами бережно храним в памяти.

Именно поэтому в нашу десятку вошли исключительно непрофессиональные танцы мирового кинематографа. Мы намеренно не упоминаем «Кабаре», или «Грязные танцы», или «Чикаго». Нас интересовали не мюзик­лы и балетные ленты, речь идет не о ситуации обучения танцевальному мастерству или соревнования, в нашей десятке балет не становится сюжетным стержнем истории или жанром фильма. Здесь — другое: танец-феномен или танец-анекдот. Наша десятка открывается фильмом «Бал», он как раз на грани жизни и балета, ведь герои его — не профессиональные танцоры, а самые обычные люди, но уникальность «Бала» в его средствах изображения истории. Открыв им десятку, мы отказались от соблюдения хронологического принципа, ведь не в хронологии дело, а в том, как в разные времена разные режиссеры и хореографы придумывали танцы-вехи на все времена.

1. Бал (Le Bal), танец-фильм

Cineproduction, 1983

Режиссер Этторе Скола

Хореограф Д’Ди

В ролях: Этьен Гишар, Режи Буке, Франческо де Роза, Лилиан Дельваль

История. Один из самых удивительных экспериментов в мировом кинематографе, этот фильм-пантомима был снят в тот момент, когда победа звукового кино над немым казалась всем очевидной и абсолютной. «Бал» оказался опровержением. Дамы полусвета и хиппи, сутенеры и стукачи приходят в дансинг, они танцую танго, сиртаки, фокс­трот, рок-н-ролл, твист, диско. И под мелодии популярных шлягеров перед нами проходит история Франции за полстолетия: эпоха Народного фронта, война, оккупация, Сопротивление, праздник освобождения, алжирская война. И все это без единого слова — только с помощью танца.



Танец — весь фильм.

Интересно, что по анекдотическому недоразумению фильм «Бал» был выдвинут на премию Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Руководство к действию. Постарайтесь прожить хотя бы один день так: перестаньте разговаривать, практически онемейте. Все свои идеи и эмоции выражайте при помощи танца — любого, какой в голову взбредет. Пусть радость станет рок-н-роллом, возмущение — танго, а иск­реннее изумление — танцем живота. Только предупредите своих домашних об этом эксперименте до его начала. А то зачем им лишний стресс?

2. Золотая лихорадка (The Gold Rush), танец булочек

Charles Chaplin Productions, 1925

Режиссер Чарльз Спенсер Чаплин

Хореограф Чарльз Спенсер Чаплин

В ролях: Чарльз Спенсер Чаплин, Том Мюррей, Генри Бергман, Малкольм Уайт

История. В 1846 году произошла ужасная история. Отряд иммигрантов из 29 мужчин, 18 женщин и 43 детей отправился в Калифорнию мыть золото. Все было неладно с этой экспедицией, плохо организованной с самого начала. В горах Сьерра-Невады огромные снежные заносы отрезали незадачливых золотоискателей от остального мира. «Как ни парадоксально, но трагедия пробуждает смех. Я думаю, что смех — проявление духа противоречия; нам остается смеяться над нашей беспомощностью перед лицом природных стихий или сходить с ума», — сказал об этой истории Чап­лин. Так родился на свет этот единственный немой фильм Чаплина, снятый по сценарию, и восхитивший, кстати сказать, самого Эйнштейна. Тот даже отправил режиссеру телеграмму: «Ваша “Золотая лихорадка” понятна всем в мире, и вы непременно станете великим человеком». На что Чаплин тут же ответил: «Я восхищаюсь вами еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы все-таки стали великим человеком».



Танец. Любимая девушка по-свински динамит героя, который ждет ее с подругами в гости. Засыпая в нервном ожидании, незадачливый ухажер видит чудесный сон: вот стол накрыт и девушки пришли. Чтобы развлечь их, он показывает танец булочек — шедевр мимического искусства: две булочки с воткнутыми в них вилками изображают ноги танцора, а невероятная физиономия Чарли — вроде бы лицо этого танцора. Булочки лихо отплясывают канкан, герой улыбается, подмигивает, а в глазах его тоска.

Интересно, что на премьере фильма в берлинском кинотеат­ре «Капитоль» знаменитый танец булочек привел зрителей в такой восторг, что фрагмент тут же был прокручен еще раз.

Руководство к действию. Возьмите две булочки. В каждую воткните по вилке. Теперь возьмите в каждую руку по вилке и ритмически приподнимайте их по очереди. Когда наловчитесь изображать танец, приступайте к главному: мимикой, выражением глаз и подергиванием бровей сыг­райте этот танец, проживите его, прочувствуйте, сделайте так, чтобы у окружающих слезы навернулись на глаза. Не выходит? Так Чаплин неповторим, вот в чем штука.

3. Унесенные ветром (Gone With The Wind), танец в трауре

Selznick International Pictures, 1939

Режиссер Виктор Флеминг

Хореограф Фрэнк Флойд

В ролях: Вивьен Ли, Кларк Гейбл, Оливия де Хэвиленд, Лесли Говард, Хэтти МакДэниел

История. За пару дней до начала войны между Севером и Югом юная красавица Скарлетт умудряется натворить дел и влезть в немыслимо запутанные отношения с разными мужчинами: одному она безуспешно вешается на шею, другому чуть не разбивает голову цветочной вазой, а за третьего выходит замуж — от ярости и всем назло. От замужества ее избавит дизентерия, свирепствовавшая в армии южан, и прелестная вдова сможет беспрепятственно решать, кто из оставшихся двоих ей по-настоящему нужен.



Танец. В самый разгар войны во время благотворительного базара в Атланте Скарлетт впервые после смерти мужа выходит в свет. Это уже неслыханное нарушение приличий: вдова должна сидеть дома. Наплевав на толки и пересуды, она все-таки появляется на людях. А затем совершает и вовсе немыслимый поступок: идет танцевать кад­риль в трауре.

Интересно, что самый импозантный актер мирового кино, смертельно обаятельный Кларк Гейбл, как выяснилось случайно и уже на съемках, не умел танцевать. В сцене кадрили он еще хоть как-то смог проскакать через зал, а вот с вальсом получилось гораздо хуже. Поэтому в сцене вальса актеры на самом деле стоят на подвижной площадке, а ассистенты режиссера раскачивают ее из стороны в сторону, чтобы создать иллюзию плавного движения пары. У Вивьен Ли и Кларка Гейбла и так не лучшим образом складывались отношения в процессе съемок, а тут великий актер — мечта всех женщин — и вовсе чувствовал себя посмешищем.

Руководство к действию. Начните готовиться обстоятельно. Выйдите замуж. Отправьте мужа на войну. Овдовейте. После этого можете смело надевать траур и отправляться туда, где за танец с вами будут сражаться самые лучшие кавалеры.

4. Запах женщины (Scent Of A Woman), танец вслепую

City Light Films, 1992

Режиссер Мартин Брест

Хореографы Джерри Митчелл, Пауль Пелликоро

В ролях: Аль Пачино, Крис О’Доннел, Габриэль Анвар, Брэдли Уитфорд

История. Слепой отставной полковник разведки Фрэнк Слэйд решает свести счеты с осточертевшим существованием. Но перед само­убийством он намерен выжать из жизни максимум возможного и устроить день наслаждений. В связи с этим он хлещет стаканами «Джек Дэниелс», гоняет на «феррари», устраивает скандал в благородном семействе, швыряет бешеные деньги в ресторанах и соблазняет красивых баб. А за всем этим бесчинством с ужасом и нарастающим азартом наблюдает юный Чарли, приставленный к полковнику в качестве сиделки.



Танец. В зале фешенебельного ресторана полковник Слэйд приглашает ослепительной красоты незнакомку и танцует с ней танго — вслепую.

Интересно, что этот танец оказался нелегкой задачей и для актеров, и для хореографов. Сцену переснимали несколько раз, и вся съемочная группа так увлеклась процессом, что был пропущен сценический ляп: в половине кадров на даме есть сережки, в половине кадров их нет. Переснимать не стали, оставили как есть.

Руководство к действию. Выпейте стакан виски. Расставьте беспорядочно стулья и столы. Завяжите чем-нибудь глаза. Найдите себе смелую партнершу и предупредите ее о возможных опасностях. Наймите дежурного травматолога.

5. Место встречи изменить нельзя, танец-убийство

Одесская киностудия, 1979

Режиссер Станислав Говорухин

В ролях: Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Александр Белявский, Армен Джигарханян, Лариса Удовиченко

История. В послевоенной Москве орудует банда «Черная кошка». На счету организованной преступной группировки несколько «мок­рых» дел, но она не брезгует и воровством. Сотрудники МУРа Глеб Жеглов и Владимир Шарапов, конечно, разоблачат и поймают преступников, но нелегко дастся им эта победа, они заплатят за нее своей дружбой.

Танец. В ресторане «Астория» под танго «Кумпарсита» бандит Фокс, обнаруживший слежку, тащит упирающуюся официантку танцевать. На глазах у изумленных муровцев он делает несколько па, а потом подхватывает девушку на руки и выбивает ею окно, чтобы расчистить себе путь к отступлению.

Руководство к действию. Вы можете, конечно, повторить подвиг Фокса, чего уж там. Но предварительно рекомендуем вам изучить Уголовный кодекс Российской Федерации.

6. Криминальное чтиво (Pulp Fiction), танец-жест

Jersey Films, 1994

Режиссер Квентин Тарантино

Хореограф Адам Шенкман

В ролях: Сэмюэл Л. Джексон, Брюс Уиллис, Джон Траволта, Ума Турман, Харви Кайтель

История. У боксера Бутча была договоренность с Марселласом Уоллесом, но Бутч решил, что пошла она на фиг, эта договоренность, — а Марселлас такого не любит. И теперь два чувака от Марселласа отправляются на разборки, потому что у них профессия такая: они разбираются с теми, кто кинул босса. Только что один из этих чуваков неудачно сводил жену босса развлечься — кто ж знал, что у нее случится передоз? А потом и вовсе нехорошо получилось: пришлось шмальнуть в того отморозка на заднем сиденье, который все никак не мог заткнуться. Теперь Марселлас точно будет недоволен.



Танец. Зажигательный твист Мии Уоллес (Умы Турман) и Винсента Веги (Джона Траволты) под Чака Берри в заведении Jack Rabbit Slim’s. Это место для Elvis-people, а не для Beatles-people. Этот танец, исполненный в погоне за конкурсным призом, одарил нас великолепным танцевальным жестом, который в этом фильме был увековечен.

Интересно, что здесь Тарантино в очередной раз не удержался от своих кинематографических игр-наме­ков. Миа зовет Винсента cowboy (Джон Траволта дебютировал в фильме Джеймса Бриджеса Urban Cowboy), а Винсент отвечает ей — cowgirl (Ума Турман играла в фильме Гаса Ван Сента Even Cowgirls Get the Blues).

Руководство к действию. Бросаем на пол одну сигарету, давим ее ногой. Бросаем другую сигарету, давим ее другой ногой. А теперь самое главное: поднять правую руку перед лицом (примерно на уровне носа) ладонью наружу. Изобразить знак V (указательным и средним пальцами). Резко отвести руку вправо (по горизонтальной линии, перпендикулярной вашему телу). Теперь то же самое с левой рукой, только резко отвести руку надо будет влево. Теперь еще раз, по очереди. Выражение лица — зверское.

7. Дом летающих кинжалов, танец-подражание

Beijing New Picture Film Co, 2004

Режиссер Чжан Имоу

Хореографы: Кьянг Ли, Сью-Танг Чин, Йанмин Чжан

В ролях: Энди Лау, Такеши Канеширо, Чжан Цзыи

История. В эпоху династии Тан в борделе «Пионовый дом» слепая танцовщица Мэй устраивает скандал: богатый завсегдатай заведения хотел ее изнасиловать спьяну, но тут вмешался старший охранник. Дальше герои отправляются в путешествие по заснеженным лесам (съемки частично проходили на Украине). Неудачливый насильник вроде бы конвоирует девушку, но старший охранник за ними следит; девушка оказывается дочерью мятежника, а старший охранник — ее бывшим возлюб­ленным; короче говоря, между этими тремя героями образуется такая паутина страстей, предательств и ревности, что мама не горюй. Милосердный Чжан Имоу, предвидя, что европейскому зрителю непросто будет отличить одного героя-любовника от другого, заставил одного из них грызть фасоль — это стало его отличительным признаком в фильме.



Танец. Танец-подражание или танец-эхо. Еще до путешествия в «Пионовом доме» Мэй исполняет танец с тарелкой сухой фасоли: фасолинки ударяются в бубны, а девушка, танцуя, мгновенно повторяет эти удары. Темп нарастает, стук учащается, и Мэй совершает невероятные кульбиты, взлетая на воздух, преодолевая закон земного притяжения.

Интересно, что после кульминационного момента танца, когда в бубны летит россыпью целая миска фасоли, пол каким-то неведомым образом оказывается девственно чист — ни соринки, ни фасолинки. Видимо, опять какие-то фокусы с законами притяжения.

Руководство к действию. Не пытайтесь воспроизвести этот танец в домашних условиях.

8. Девять с половиной недель (9? Weeks), танец — непрофес - сиональный стриптиз

Galactic Films, 1986

Режиссер Эдриан Лайн

В ролях: Ким Бейсингер, Микки Рурк, Карен Янг, Дэвид Маргулис

История. Девять с половиной недель — это срок бешеной и мучительной страсти между инвестором с Уолл-стрит Джоном Греем (его играет Микки Рурк) и разведенной владелицей картинной галереи Элизабет МакГроу (Ким Бейсингер). Выбирать кровать в мебельном салоне и походя заняться любовью на глазах у ошалевшей продавщицы; переодеть любовницу в мужское платье и заставить ее подраться с хулиганами; выпотрошить холодильник в афродизиатическом поиске и обкормить девушку подряд: виноградом, помидорами, вареньем, медом, перцем чили, молоком и еще какой-то дрянью из тюбика — вот нехитрые развлечения Грея. Исчерпав фантазию и доведя партнершу до нервного срыва, он уходит в тень, предоставив Ким Бейсингер улыбаться в финале улыбкой Кабирии.



Танец. Знаменитый стриптиз Бейсингер под песню Рэнди Ньюмена в исполнении Джо Кокера You Can Leave Your Hat On. Кульминация — финал стриптиза, когда Элизабет выбегает на крышу, и на нее смотрит ночной Нью-Йорк. На фоне прочих развлечений героев это — просто детский лепет.

Интересно, что в раннее постсоветское время не было у нас другого эротического ориентира, кроме безбашенной парочки Рурк — Бейсингер. И до сих пор глянцевые журналы, наставляя верных жен в искусстве развлекать любимых мужей, предлагая «20 способов стать секс-богиней», вспоминают стриптиз из «9? недель». Кто-то из них советует копировать Бейсингер, кто-то, наоборот, рекомендует не гнаться за недостижимым идеалом. Но ясно одно: более распространенной и любимой эротической хрестоматии у нас нет.

Руководство к действию. Начнем с конца. Если вы попробуете сейчас продемонстрировать себя в костюме Евы ночному Нью-Йорку, не исключено, что на вас заявят в полицию. Если вы попробуете выскочить нагишом на крышу в заснеженной России, вы наверняка застудите почки. По­этому финал стоит обдумать дополнительно. Ну а для начала… Музыка вам известна, чулки сеточкой, туфли, шелковая комбинация, шляпа… Ну и давайте — не мне вас учить.

9. Правдивая ложь (True Lies), танец — пародийный стриптиз

Lightstorm Entertainment, 1994

Режиссер Джеймс Кэмерон

Хореограф Линн Хокни

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Джейми Ли Кертис, Том Арнольд, Билл Пэкстон

История. Довольно унылые супруги — добродетельные граждане, поостыв друг к другу, развлекаются как могут. Муж Гарри подвизается агентом тайной правительственной службы, специализируется на особо опасных заданиях, владеет множеством иностранных языков и всеми видами оружия. Жена Хелен решает заставить его поревновать и заводит интрижку на стороне. А дальше по нарастающей: муж начинает следить за женой, ухажер говорит, что он из спецслужб, и бедная честная американка попадает в сети разработанного для нее флэш-моба и вынуждена изображать Джеймса Бонда в юбке.



Танец. Импровизированный, бестолковый и ужасно смешной стриптиз, который несчастная Хелен, изображающая проститутку Мишель, демонстрирует собственному мужу, спрятавшемуся в тени и говорящему не своим голосом.

Интересно, что сценарий фильма принес режиссеру Шварценеггер — чуть смущаясь, он объяснил, что эта роль ему показалась заманчивой. Кэмерон был в шоке: чтобы несгибаемый Терминатор согласился играть в откровенной комедии, выставлять себя полным олухом в сцене стриптиза, да еще выслушивать о самом себе чудовищную фразу: «Я вышла замуж за Рембо!»

Руководство к действию. Обдерите кружева с бабушкиного старого платья. Намочите волосы. Жучок не забудьте! Его надо по старинке сунуть за корсет. Теперь входите. Медленно! Еще медленней. Выпейте шампанского. Теперь снимите платье. Не так! Ме-е-едленно! Теперь танцуйте. Ну просто как сможете, так и танцуйте, деньте куда-нибудь свои руки и ноги. Снимите чулки. Как так — нет чулок? Тогда ждите следующего указания. Нагнитесь. Подберите выпавший жучок и суньте его за щеку. Главное — помните: если войти во вкус, то хорошо исполненный непрофессиональный стриптиз сотворит чудо и в конце Шварценеггер станцует вам танго с розой в зубах.

10. Бриллиантовая рука, танец — советский стриптиз

Мосфильм, 1968

Режиссер Леонид Гайдай

В ролях: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Светлана Светличная, Нонна Мордюкова

История. По идиотскому стечению обстоятельств честный советский гражданин, примерный муж и добросовестный служащий Семен Семенович Горбунков оказывается соучастником преступления: в загипсованную руку ему прячут золото-брильянты. Тут же на бедолагу начинает охотиться местная мафия в лице пижона и дуболома. Они пытаются то убить Горбункова, то совратить его с пути истинного.

Пуританский советский стриптиз на какое-то время был запрещен к показу, несмотря на все заверения Анны Сергеевны, что не виновата она

Танец. Зажигательное действо эротического содержания, которое для Семен Семеныча исполняет роковая красотка Анна Сергеевна под танго «Помоги мне!». Опьяневший с двух глотков вина Горбунков шалеет от увиденного, теряет бдительность и едва не утрачивает добродетель, а звезда западного образца Анна Сергеевна вполне по-бабьи орет текст Катюши Масловой «Не виноватая я!».

Интересно, что Горбункова, среди прочего, должны были соблазнять масоны — свирепая тетка-управдом в исполнении Мордюковой вводит жену Горбункова в транс страшным сообщением: не исключено, что Семен Семеныч тайно посещает синагогу. Тема показалась опасной, синагогу вырезали, заменили любовницей. Светлана Светличная, роль которой была изначально мала, вошла в историю советского кино как первая исполнительница стриптиза. Но ее вполне пуританский танец вызвал негодование властей, и на какое-то время эпизод стриптиза был вырезан из фильма по приказу высокого руководства.

Руководство к действию. (Партнерше.) Купите лифчик на два размера меньше вашего. Наденьте. Включите музыку и начинайте двигаться. Ни в коем случае не совершайте резких движений! Играйте глазами, хлопайте ресницами, можно немножко побегать по комнате, но главное — не шевелить торсом. В конце же танца, напротив, резко расправьте плечи и ждите выстрела. А теперь внимание: главное — вовремя прикрыться. Никто ничего не должен видеть!

Фото: Defd/Vostock Photo; AFP/East News; Defd/Vostock Photo; KPA/Fotolink; архив пресс-службы;

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Пётр Аналогичный 15 декабря 2007
Спасибо за великолепный материал ... для ...
Михаил Сергеевич Захаров 15 декабря 2007
http://globus.do.am/
Svirepay ejik 15 декабря 2007
В эпоху династии Тан в борделе «Пионовый дом» слепая танцовщица Мэй устраивает скандал: богатый завсегдатай заведения хотел ее изнасиловать спьяну, но тут вмешался старший охранник. Дальше герои отправляются в путешествие по заснеженным лесам (съемки частично проходили на Украине). Неудачливый насильник вроде бы конвоирует девушку, но старший охранник за ними следит; девушка оказывается дочерью мятежника, а старший охранник — ее бывшим возлюбленным; короче говоря, между этими тремя героями образуется такая паутина страстей, предательств и ревности, что мама не горюй.
Двум капитанам полиции поручено поймать нового главаря "Летающих кинжалов". Срок 10 дней. Одна из танцовщиц "Пионового сада" могла быть связана с обществом "Летающих кинжалов". Молодой капитан ни разу там не был, его никто не мог опознать и под видом богача отправиться в это заведение пришлось ему. Завсегдатай, йопт. Скандал был. Пресеченный полицией. Старшой кеп велел всех заарестовать. Мадам решила умаслить его танцем подражания. В финале танца подражания Мэй покушается на старшего капитана, типа она дочь прежнего главаря и хочет за папаню отомстить. Безуспешно. Она схвачена и должна подвергнуться пыткам. Из застенков китайской полиции ей помогает сбежать молодой коп, не выходя из образа повесы. С умыслом проводить слепенькую до сотоварищей и тем самым выследить их. Старшой не был возлюбленным танцовщицы. Он ее любил и внедрился в полицию, в надежде, что такое самоотверженное служение интересам общества "Летающих кинжалов", повысит его шансы на взаимность. Фасоль в фильме никто не грыз. Разве что интересно, сюжеты тех фильмов из десятки, которые я не видел, с той же достоверностью написаны?
Милосердный Чжан Имоу, предвидя, что европейскому зрителю непросто будет отличить одного героя-любовника от другого, заставил одного из них грызть фасоль — это стало его отличительным признаком в фильме.
Автор точно переел фасоли...:)) галлюциногенной...
Ирина Романова 13 декабря 2007
А танец из фильма "Последнее танго в Париже" жаль, что забыли)
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение