--

Под образцами

23 апреля 2008

поделиться:
размер текста: a a a

Милейшая учительница районной школы терпела все мои родительские капризы. Прощала внезапные отъезды посреди учебного года, пересаживала мальчишек-хулиганов подальше от моего «сокровища» и даже оставалась после уроков, чтобы в очередной раз «закрепить пройденный материал». Но материал отваливался снова и снова. Проблема была в другом: моя дочь боялась контрольных по математике до холодного пота и сиреневых ладошек, не спала по ночам в предвкушении очередного провала — и он неизбежно наступал. В день контрольной сборы в школу напоминали проводы на фронт.

Как-то раз к нам пришла психолог и попросила дочку написать десять случайных слов. «Вы видите, что ребенок в кризисе? Посмот­рите, вот здесь, в самом конце, написано слово “клетка”! Это значит, что она чувствует себя в клетке и вы должны немедленно что-то предпринять». Психолог выдала медицинскую бумажку со словами «Переутомление. Перегрузка. Страх», которая должна была стать для учительницы неопровержимым доказательством того, что у ребенка настоящие проблемы, не связанные с отсутствием усердия. Но милейшая учительница — одна из лучших, потому что добрая и любит детей, — была стопроцентным продуктом системы: «Мы что-нибудь придумаем… Может, ей оставаться на продленке, чтобы больше заниматься?»

И тут я узнала про школу, в которой не ставят оценок («Мы против конкуренции», — объяснила мне директор) и не дают домашних заданий («У ребенка должно быть свободное время на любимые занятия»). В ней нет половины обязательных предметов, но есть древнегреческий язык. В общем, с точки зрения родителя, привыкшего к очевидным результатам вроде дневника с оценками или самодеятельности на 8 Марта, в этой школе ничему не учат и никак не воспитывают.

Поэтому главной задачей директора новой школы было уговорить меня хорошо подумать. Но пока мы с ней разговаривали, мальчишки расшумелись и сидевшая рядом учительница, оторвавшись от мобильника, закричала: «Дети, заткнитесь!!!» Эта страшно непедагогичная, но искренняя сцена подкосила меня окончательно, и спустя сутки моя дочь пришла в новую школу.

Я больше не стаскиваю ее каждое утро с кровати — она сама меня будит, чтобы не опоздать. А недавно пал последний бастион: наша бабушка — в прошлом комсомолка, спортсменка, отличница и потому сторонница советской школьной системы — сообщила, что, «кажется, прониклась новой школой». Она больше не вбивает в детскую голову примеры по алгебре, наоборот: внучка учит ее решать разноцветные задачи по математической логике.

Дело не в том, что одна школа хуже, а другая лучше. А в том, что, пребывая в постоянном страхе перед двойкой, стать успешным может только исключительный ребенок. Если все время приходится «догонять ушедший поезд», то результатом будет опыт постоянного поражения и настоящие психологические проблемы. Когда-то школьная и социальная системы были монолитными и других «поездов» не было. Но сегодня уже не нужно соответствовать единому образцу: собственно, образца нет — есть много путей.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Evgeny Bondar 21 мая 2008
владислав владимирович воронин Как мне показалось, дело не в оценках. А в том, что в новой школе с Вашей дочкой стали заниматься чем-то живым. Что стало ей интересно и понятно. (Это и есть -- математика). В прежней же школе, пусть с самыми благими намерениями, под "математикой" привыкли иметь в виду другое. Схоластику.
совершенно верно!!!
Evgeny Bondar 21 мая 2008
если девочка не тянет программу обычной школы и этой учительницы - мама совершенно правильно поступила. нет смысла насиловать ребенка. не секрет, что программы школ стандартизированы в расчете на "среднего" ученика. но не все дети одинаковы, и некоторым они не подходят! я в 90-е сменил 5 школ, и как следствие разброда в школьных программах - 5 разных программ по математике. В программах по математике разных школ отсутствовала прееемственность, и как результат - до 9 класса 5+ с благодарственными записками родителям, в 10 и 11 - полный завал. Сейчас я изучаю математику самостоятельно по иностранным учебникам и понимаю, что в той школе было сделано все, чтобы отбить у меня всякий интерес к предмету и сделать его для меня очень трудным. Отказ от оценок в школе - может, не очень хорошо, но и не смертельно: в любом случае оценки необъективны. КОгда надо ставить 2, рисуют 3, тянут за уши, потенциальным медаллистам троек не ставят - это испортит им медаль, да и вообще на это все оценивание очень влияет личный фактор отношения учителя к ребенку. Так что все они делают правильно. Конкурировать можно научиться в куче разных областей, от спорта до увлечений.
Johny Walker 25 апреля 2008
Я искренне рад, что Вам удалось найти для ребенка другую школу. Потом она придет в такой же, наверное, "необычный" колледж или университет, где продолжит обучение... А между тем у Вашего ребенка реальные психологические проблемы, вы посмеялись над психологом, а он прав. Почему же Вы предпочли обойти проблему, а не решить ее? Вы отдали дочь в школу где "против конкуренции" (надеетесь, также будет и в реальной жизни?), где ребенка не приучают к самодисциплине (нет домашних заданий - у моих детей любимое занятие - бегать по улице), видимо, в этой школе идут у детей на поводу, а должно ли так быть? И еще - представьте себе город в России (не в Москве), где школа всего одна, и "милейшая учительница районной школы" не будет "терпеть все мои родительские капризы"... - как там быть? Смириться и сказать, мол, "ну что тут поделаешь, вот такой у нас уникальный ребенок". А дети все уникальные, но почему-то учатся в обычных школах, и ничего, нормально... впрочем, и "Русский Репортер" в том городе не читают, наверное, может, тогда его стоит переименовать в "Московский Репортер", а?
Alla Sokolova 25 апреля 2008
Всё правильно и всё в точку. И замечательно, что есть альтернатива образованию как наказанию и как состязанию. И как борьбе. Можно даже не обсуждать, что лучше и что хуже - оценки надо ставить или нет. Но сама возможность облегчить психологическую сторону процесса обучения для ребенка и не сломать его на первой ступени - радует!
владислав владимирович воронин 24 апреля 2008
Уважаемая Наталья! Полагаю, вопрос о возникновении контакта между учеником и учителем... штука интимная. И алгоритмизации не поддающийся. И наличие-отсутствие оценок -- вопрос, можно сказать, внешний. Не отражающий суть дела. Так мне кажется. Я в физматшколах преподаю много лет. И свои двое сыновей выросли. "Хороший учитель" -- это тот, кто ставит оценки? Или кто не ставит? А вопрос -- некорректен. Один будет ставить, другой не будет. И оба могут оказаться -- "хорошие". Как мне показалось, дело не в оценках. А в том, что в новой школе с Вашей дочкой стали заниматься чем-то живым. Что стало ей интересно и понятно. (Это и есть -- математика). В прежней же школе, пусть с самыми благими намерениями, под "математикой" привыкли иметь в виду другое. Схоластику. Выучивание и заучивание "правил", исполнение продиктованных заранее алгоримов. Я много насмотрелся -- и физматшкольников, и студентов, которых вот так "учили" чему-то формально-схоластическому. Безмозглому. После чего -- забитость собственной мысли, невосприятие смыслов в пользу тётиных "правил". Есть и другая сторона вопроса -- ребёнок может быть настроен на эти, будь они неладны, "оценки". Я когда-то своим сыновьям говорил: "Ты в школу идёшь не за оценками. А чтобы сделать из себя умного, знающего, толкового человека. Главное -- самому не халтурить. Не будет у тебя способностей подняться выше четвёрки или даже тройки, но ты делаешь всё, что можешь. Слова дурного не скажу. Ругаться буду, если я, да и ты, будем знать, что халтуришь". Не знаю: может, Вы (например, даже подсознательно) вложили в подсознание дочери пиетет перед оценками. Или помимо Вас откуда-то запал в Вашу дочь стереотип "оценка превыше всего". Играет ли рль этот второй фактор? Или всё дело в первом? Не берусь судить. Полагаю, что всё же, скорее всего, вторая школа ( в моей терминологии) -- "настоящая", а первая "имитация". Внешняя имитация работы мысли вместо мысли. Это нынче сильно развито. Только, пожалуйста, не валите всё на наличие-отсутствие оценок. Не в них дело. Ох, не в них!
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение