--

Азовский Кампанелла

Откуда казаки знают, как правильно воспитывать народ

Атаман Сергей Сеник строит на Дону Станицу Счастья и формирует новый образ казака. Издает приказы, обязывающие членов казачьего сообщества носить бороды, а их жен — косы. Заставляет казаков учиться играть в шахматы. При всем при этом у Сеника нет каких-либо психиатрических диагнозов. Хотя некоторым хотелось бы, чтобы были

28 мая 2008, №20 (50)
размер текста: aaa

— Про Томаса Мора и его утопию я читал. А вот о Кампанелле узнал, только когда меня так обозвали. Дай, думаю, в книжках посмотрю, ругательство это или нет. Оказалось, что очень даже лестно, — говорит Сергей Сеник, атаман города Азова и Азовского юрта (района), пряча в углах рта насмешку над самим собой.

Самоирония — признак человека неглупого. Если только это не игра в самоиронию: тогда — человека коварного.

— А еще я стал Люцифером.

— Господи, а Люцифером-то почему?

— Люцифер — хоть и падший ангел, но светлый. То есть все его заблуждения — от добрых побуждений. Я с этим согласен: если что и придумываю, ошибаясь, то не со зла. Свою роль тут сыграло, наверное, и название станицы — Светлая.

— Все. Заинтриговали. Кампанелла, Люцифер… Рассказывайте про станицу.

— А еще я где-то в газете прочитал, что станица Светлая — это Диснейленд районного масштаба.

— Атаман, не тяните.       

— …Или вроде секты.

— Атаман…



— Да тут и рассказывать нечего. Вот у тебя есть дети, брат?

— Есть.

— Ты их часто видишь?

— Почти совсем не вижу.

— Вот то-то и оно.

— В смысле?

— Мы уходим на работу — они еще спят, приходим — уже спят. Наших сыновей воспитывают женщины. Учитель — слово мужского рода. Но когда ты в последний раз видел учителя-мужчину? В результате из наших сыновей получаются девушки в штанах. Парадокс: мы зарабатываем деньги, чтобы оплатить услуги няни. Вместо того чтобы самим нянчиться со своими детьми. Сечешь?

— Секу.

— А потом ты приходишь к сыну на свадьбу и вы не узнаете друг друга. Понятно, брат?

— Не очень. А как это связано со станицей?

— Я решил, что родители и дети должны проводить время вместе. Вместе работать и вместе отдыхать. На своей земле. В счастье и взаимоуважении.

— Это и есть проект станицы Светлая?

— В общем да. Мы собираемся воссоздать настоящую казачью станицу в том виде, какой она была в царские времена. С таким же укладом, обычаями. С куренями, бричками, с живой изгородью из лещины и шиповника вместо глухих заборов, как сейчас принято, когда соседа видишь только через дырку от выпавшего сучка. Со скотным двором и лошадьми. А с укладом — и новый образ казака.

Атаман самозабвенно рисует на салфетке план стандартного участка. Дом, озеро, по берегу бродят веселые козлы. В чертах его лица проступают вдруг и тоска по возможному раю на земле, и ностальгия по будущему счастью.

— Станица будет экономически самостоятельной и самоокупаемой. Мы  уже составили бизнес-план. Деньги станем зарабатывать так: используем станицу как туристический центр. Я думаю, найдется масса людей, которые захотят увидеть, как живут настоящие казаки. Организуем конные прогулки для туристов, соколиную охоту на фазанов.

— Так это же этнография чистой воды. Великий Устюг — родина Деда Мороза, «посетите наш пятигорский Провал». 

1

— Да, важно не перегнуть палку в сторону этнографии. Иначе нас так и будут называть — ряжеными да нагаечниками. Я недавно, кстати, одного нашего хорунжего заставил кольцо из уха вынуть. Он действительно единственный сын в семье и имеет право его носить. Но выглядит уж слишком декоративно. Ты смотрел фильм «День выборов»? Там казаков клоунами выставили. И правильно. Мы до тех пор будем такими, пока не начнем дело делать. Но ведь мы не только туристов собираемся приглашать! Теп­личный комплекс даст урожаи экологически чистых огурцов и помидоров. Построим цеха по переработке овощей и фруктов. Несколько гектаров отдадим под ферму, где будут выращивать раков. Вместо медицинского пункта в станице будет казачий народный оздоровительно-консультационный центр. Кроме того, кадетский корпус. Но самое главное — фруктовые сады. Каждый станичник обязан будет посадить фруктовый сад. Как было у дедов.

О садах

Сергей Сеник уже все посчитал. Каждому станичнику бесплатно предоставят один га земли. Один га — это 160 фруктовых деревьев. 160 деревьев — это миллиона полтора рублей прибыли.

— А если не выгорит, если неурожай?

— У нас неурожай? — Сеник смотрит на меня, как преподаватель на отличника, не выучившего урок. — В Англии есть музей, там собраны самые плодородные почвы планеты. В том числе и наша, азовская. Знаешь, какой слой чернозема там, где будет Светлая? 70 сантиметров, — демонстрируя размер, атаман раскидывает руки, словно рыбак из анекдота. — Это земля богов. Об этом греки еще говорили.



— Почему вы думаете, что сады — такое прибыльное занятие?

— У меня родственники в Кабардино-Балкарии садами

занимаются. Все в шоколаде. Поеду к ним за саженцами, куплю оптом.

— А земля? Землю где возьмете?

— Взял уже, — атаман довольно потирает руки, — 21 гектар. Хочу больше: 75 гектаров на 100 семей, но пока не получается. Но земли-то много. Почему не передать в юрт брошенные дачные участки?

Выясняется, что станицу вписали в черту города — землю будут предоставлять в пожизненную собственность без права ее продажи, но с возможностью передать по наследству.

— Земля — это как мать. А мать разве можно продать?! — комментирует это положение атаман.

— Ну, вы, может быть, и не Люцифер, но на Кампанеллу очень даже смахиваете.

— Кампанелла не был депутатом гордумы. А я депутат, — хитро так говорит атаман.

Сергей Сеник хорошо устроился. Когда ему выгодно, он депутат, когда выгодно по-другому — атаман. Своими ипостасями он жонглирует с пользой для себя.

— Вот надо мне узнать что-то по своим атаманским делам. Например, как зарегистрировать казаков в качестве наблюдателей на выборах. Я не буду писать в избирательный комитет бумажку, а сразу — депутатский запрос. Потому что бумажка от собрания казаков, имеющего статус общественной организации, будет болтаться в канцеляриях месяц или больше. А депутату обязаны ответить в течение пяти дней. И наоборот. Нужно мне в гордуме выбить денег на строительство детской площадки в своем округе, я не только как депутат выступлю, но и как атаман. И все будут знать, что за мной — сила.

— И сколько за вами?

— Человек триста соратников в казачьем обществе и тысяч пять молодежи.

Для Азова и Азовского района с совокупным населением 192 тыс. человек это немало.

О географии

Ставка атамана расположена в самом центре Азова. Первый этаж. На входной двери надпись: «Женщинам строго вход в юбках». Весна в этом году выдалась ранняя и теплая. Юрий Шевчук поет про последнюю осень. Будь Шевчук в ставке атамана, а не в приемнике, его бы непременно поправили. Слово «последний» казаки не любят. Всегда заменяют его на «крайний». Суеверие, наверное, какое-то.



Скорее всего, раньше здесь была квартира. Комнаты переделаны в кабинеты: «Атаман», «Начальник штаба», «Отдел казачьего образования».

В прихожей оборудована приемная. Здесь — вся текущая жизнь казачьего общества.

Образец заявления на имя атамана о вступлении в муниципальную казачью дружину Азова. Призывы становиться членами казачьего общества, начинающиеся с былинного обращения «Сыны Дона!». Объявление о том, что Войско Донское проводит обучение верховой езде бесплатно.

Казацкие заповеди, очень похожие одновременно на выдержки из Евангелия, советский производственный агитпроп и манифест народовольцев. Они стилизованы под старославянские письмена. Их коллективный, судя по всему, автор явно злоупотребил инверсиями и восклицаниями: «Не завидуй другим и не держи зла в сердце своем!», «Будь смелым и стойким, помни: “Кто смел и стоек, тот семерых стоит!”», «Казаки все равны в правах. Помни: нет ни князя, ни раба, но все рабы божьи. Казаки равны друг перед другом».

Мы с атаманом устраиваемся в его кабинете.

Вместо Путина на стене портрет генерала налоговой полиции. Это — отец атамана Сеника. Сейчас он большой милицейский чин в Ростове.

— А Путин у нас есть, есть. Как же без Путина? В других кабинетах, — оправдывается секретарь.

В остальном ничего неожиданного.

Чашка с Михаилом Шолоховым и «Тихим Доном». Зеленый чай. Иконы на стенах. Чеканный Георгий Победоносец. Бурка белая. Шашка, седло, нагайка, знамя. Портрет (изображение) лошади. Булава. Такие же продаются на рынке неподалеку.

На столе сине-белые шахматы. Расставлены в дебютной позиции. Готовы к бою.

Весь этот набор рождает ощущения краеведческого музея.



Видно, что хозяин кабинета пытается мыслить геополитически: есть глобус, политические карты страны и мира.

В списке казацких заповедей — такая: «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть!»

— Так казаки — это народ?

— Народ. Только нас как народ не хотят рассматривать. Хотят как сословие. А мы считаем так: мы — субэтнос славянского народа с компонентами кавказских обычаев. Ведь мы живем здесь издревле, — атаман Сеник делает широкий жест рукой, захватывая в щедрую щепоть и Среднюю Азию, и Малую. И даже зачем-то Шри-Ланку. — Сарматы, скифы — это все казаки, по сути. Здесь же все написано, зашифровано в названиях. Смотри, брат, — он водит пальцем по карте, — Казахстан. Какой корень? Казах — казак. Или вот Таджикистан.

— А Таджикистан-то почему?

— Ну как же? Стан, станица. Казачья станица. Ясно?

Так мы спустились к Индии, в смысле — к Индостану. А там рукой подать и до Шри-Ланки.

— Если разобраться, все в конце концов происходит от казаков. За исключением МТV. 

О пристрастиях

Помимо занимательной истории и географии у атамана еще масса всяких интересов. И нельзя утверждать, что сочетание их беспорядочно.

У него два высших образования: юридическое и экономическое. Ростовский юридический институт МВД РФ закончил с красным дипломом. В соревнованиях по рукопашному бою занимал первые места.

Путь в пропасть духовных знаний начинал, как и многие, с Ричарда Баха.

Кандидат наук. Защитил диссертацию под названием «Влияние курортно-туристического комплекса на экономику малых городов». Готовил ее на базе Азова и Ейска.

Преподает турбизнес в одном из ростовских вузов.



Чемпион России среди юниоров по тхеквондо. Имеет второй дан. Владеет приемами других единоборств, в том числе казбоя.

Объясняет: «Казбой — это казацкий рукопашный бой.

Соперники по казбою одеты в казацкую одежду. Используют шашку или нагайку. Отношения между ними товарищеские».

Лампасы любит, как сам выражается, на генетическом уровне, обожает сапоги. В джинсах ходить немного стесняется. Из одежды предпочитает камуфляж.

На Рождество атаману сделали наполеоновский подарок — белого коня. Где его держать, пока непонятно. Свой дом еще не достроил. Живет с беременной женой в гараже. Впрочем, многим этот гараж покажется вполне добротным коттеджем.

Подъезжаем к району Азова, застроенному коттеджами. Все дома как дома. Облицовочный кирпич, высокие заборы, краски спокойных тонов. Но один дом словно вызов остальным. У него ярко-желтая крыша. В такой цвет раньше красили психиатрические лечебницы.

— Это мой, — говорит атаман. — Я сначала решил покрыть его соломой. Но оказалось, что солома очень дорогая. Ее пропитывать каким-то раствором надо, чтобы она не протекала и не гнила. Пришлось класть металлокерамику.

— Желтую?

— Курень все-таки.

Около куреня коттеджного типа бегают коза и собака, помесь кавказской овчарки.

— Что соседи говорят насчет крыши?

— А мне — как дождь прошел. Делаю что хочу.

О земле

Вдруг атаман захотел показать мне место, где будет станица Светлая. Схватил меня в охапку — он вообще все делает порывисто, как в рукопашном бою, — и повез на своем «хюндае» таганрогской сборки («Ничего, ничего, машинка рабочая») навстречу казацкой мечте.

 

Проезжаем мимо горотдела милиции. Атаман кивает знакомым милиционерам, обгоняя по встречке стоящую на светофоре попутную колонну. Можно, стало быть. Звучит «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой». Это сигналит его мобильник. «Здравия желаю!» — кричит атаман в трубку какой-то своей знакомой.



— С кем воюете, Сергей Владимирович?

— С плохими людьми.

Проезжаем реку Кагальник, заросшую камышом. Вокруг необработанные пустоши, бурьян. Черноземище.

— Бог даст, заберем все, — мечтательно говорит Сеник. — Без откатов.

По пути он показывает план станицы. На бумаге да и на месте все пока выглядит очень пресно. Никогда не подумаешь, что этот остроугольный кус земли может стать житницей, и вольницей, и здравницей.

А там кто знает…

Два года назад, когда идеей станицы Светлая только запахло в воздухе, никто и предположить не мог, что Сенику удастся выбить землю. Плохие люди говорили: «Молодой, дурный. Кто ему даст!» Но он выбил. Как — не рассказывает. Наверное, жонглировал ипостасями.

Теперь же никто не верит, что Светлую можно построить. И это верный знак того, что она, скорее всего, будет построена.

И вот что странно: чем ближе эта идея к воплощению, тем меньше у нее сторонников в самом Войске Донском. Все громче звучат такие голоса: «Сеник раздает землю казакам. Это может вызвать социальное напряжение». Между тем войсковое начальство на публике декларирует, что именно обеспечение казачества землей составляет его основную задачу.

— Ну, это как всегда: сначала объявят сумасшедшим, будут палки в колеса вставлять, а затем, когда дело будет сделано, скажут «гений», — говорит атаман, простодушно подразумевая себя и под сумасшедшим, и под гением.

О тщеславии

Вообще Сеник, куда ни плюнь, везде самый молодой. Самый молодой атаман в истории Войска Донского. Самый молодой депутат в истории городской думы Азова.

Атаманом Сеник стал в 24 года. Тогда все удивлялись: как за такого зеленого перца могли проголосовать деды, атаманы сел и станиц?

Сейчас, спустя пять лет, не удивляются. Многое из того, что в последнее время в городе и районе происходит путного, яркого, связано с его именем.

Впрочем, плохие люди говорят, что не последнюю роль в его назначении сыграла дружба Сеника-старшего с Водолацким, атаманом Всевеликого Войска Донского. Да хоть бы и так! Зато много «зато».

Зато, например, он поставил православный крест на въезде в Азов.

В ночи крест сияет неоном. Под ним такая же надпись: «Да хранит Господь град сей».

— Любо? — спрашивает. — Подобных крестов в России четыре. У каждого есть хранитель. Я один из них. Это великая честь. Вникаешь? Береги честь смолоду. Не тот казак, кто чубом красив, а тот, кто правдив и трудолюбив. Это из казацких заповедей.

Я не успеваю следить за ходом его мыслей и сменой лексики. Его речь — это смесь уличной фени, старорусского языка, канцелярита и устава гарнизонной службы.

— А зачем крест?

— Чтобы люди знали: в нашем городе живет Бог.

Все, что он делает, не то чтобы красиво — затейливо, ново и неоново. Как этот крест.

— Я солнце, — говорит. — Я несу свет.



— Простите, ваше величество, это не мания?

— Мания и есть. Это плохо? — серьезно шутит атаман.

— Это не плохо. Это страшно.

— Точно. Мне еще отец говорил: «Сережа, тщеславие — страшный грех. Но и страшная радость».

«С нашим атаманом не приходится тужить». Это про него.

Придумал значок для депутатов городской думы. Он в точности такой, как значок депутата Госдумы: размер, раскраска. «А чем мы хуже?» — подумали азовские депутаты. И утвердили.

— Это творческое хулиганство, работа с выдумкой, — говорит Сеник.

— А зачем?

— Ну, ты приезжаешь в Москву — и ты король: никому другому ведь это в голову не пришло! С казаками — то же самое. Пока я не появился, у них не было флага, никто гимна не знал.

Включает телефон. Раздается: «Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон…» Официальный гимн Ростовской области и Войска Донского. Теперь его слова казаки учат по специальной памятке, которую напечатал Сеник.

Он изобретает праздники. Например, праздник ухи. Его проводят 14 октября. Ничего сверхъестественного. Люди приходят на берег Дона со своими продуктами. Варят уху. Дают пробовать зрителям, те определяют победителя. На этот конкурс собирается чуть ли не весь город.

Придумал проводить на бывшем аэродроме скачки. Получился вполне приличный городской ипподром.

Добился, чтобы главный исторический праздник города — реконструкция Азовского осадного сидения донских казаков — проходил под эгидой казачества. Вполне протокольное мероприятие превратилось в настоящее шоу с пушками, перестрелками и конными атаками, на которое приезжают военно-исторические клубы со всего Юга России.

Поступило предложение проводить конкурсы казачьей красоты — это тоже он.

В первый раз, правда, возникли сложности: не было нужных конкурсанток. Согласно условиям, они должны были иметь косу, казацкие корни — требовалось предоставить семейные фотографии — и по весу отличаться в большую, мягко говоря, сторону от стандартов модельных агентств.

— Нам досок не надо. Женщина должна быть в теле, — убежден атаман.

В результате девушек все-таки нашли. Никаких купальников, «никакой порнографии». Сарафаны, умение грациозно покрутить коромысло, справиться с лошадью. И посыл безупречный: народ, не знающий своих корней, обречен на вымирание.

Он говорит простые и достойные вещи: нужно быть дисциплинированным, верным в браке, трезвым. Половую жизнь начинать мужчинам в 21 год, женщинам — в 17. Не допускать в семьях азартных игр.

Что-то отдаленно похожее есть, кажется, в Нагорной проповеди. И оказывается, это именно то, что хотят сейчас слышать люди. Их это цепляет.

На Новый год — русские сказки, никаких бэтменов. На Масленицу — лампасы, папахи и танец с саблями — любимый танец атамана.

В гордуме ставят на голосование постановление против мата на улицах, переименовывают площадь 3-го Интернационала в Петровскую. Его инициатива.

С другой стороны, и самая шумная свадьба — это тоже Сеник.



На свою свадьбу Сеник приехал на белом лимузине. Хотя все ждали, что белым будет конь: как-никак устроители обещали реконструировать казацкий обряд. Ради этого даже перекрыли центральную Московскую улицу. Еще бы — атаман женится!

В итоге атаман ехал в ресторан, высунувшись из окна в крыше авто. Но все равно было эффектно.

Эта свадьба разделила город на две равные части. Одни сказали: молодец, не побоялся показать, что богат. Другие брезгливо морщились: выпендрился…

Что самое интересное, и то и другое верно.

— А чего мне стыдиться? Да, я не бедствую, деньги у меня честные. Ну и покутить захотелось, конечно. Тем более что лимузин я у знакомого казака-станичника взял по дружбе. У него таких семь: он свадьбы катает.

А теперь — гвоздь репортажа. Атаман Сеник не пьет. Вообще. Он не пил даже на своей свадьбе.

Наркологи говорят, что люди пьют, чтобы ощутить состояние измененного сознания. Возможно, сознание атамана Сеника изменено само по себе, поэтому в выпивке просто нет нужды.

Его возбуждает жизнь как она есть, без корректировки фокуса. Все, за что ни берется, он делает с горящими глазами.

Строит ли храм на Турецком валу с приятелями-мажорами от нечего делать. Деньги собирает, бетон мешает — развлекается, словом. А церковь между тем стоит.

Планирует ли на выезде из Азова организовать Молодежный жилищный кооператив.

Договаривается ли с ростовскими вузами о квотах для абитуриентов из казацких семей.

Устраивает ли новую автобусную остановку в своем избирательном округе.

Его округ — самый крупный в городе. Здесь живут в основном «ребята с рабочих окраин». Сенику принадлежит еще один местный рекорд: за него проголосовало более 80% избирателей.

Мы едем по его земле. Атаман-депутат то и дело кивает головой. То в сторону новой баскетбольной площадки, то в сторону свежевыкрашенных качелей.

— О, пандус делают, — он ходит вокруг автобусной остановки с видом счастливого ребенка, жмет руки рабочим, будто те не пандус лепят, а Синюю птицу. — В городе только я этим и занимаюсь. Остальные депутаты заняты собой.

В 2006 году он с казаками очистил свой избирательный округ от игорных заведений. Хочет освободить весь город и район.

Решение правительства создать поблизости от Азова игорную зону атамана бесит.

— Пусть они катятся со своими казино в Калмыкию. В пустыню. Как в Неваде. А то устроили пир во время чумы!

Достает карту, зло очерчивает ножом границы будущего Азов-сити. Нож ласкает то Краснодарский край, то Ростовскую область. Потом втыкается в изотермы недалеко от Элисты.

— Смотри, вот Таганрогский залив, здесь кругом детские лагеря. Вот село Порт-Катон. Это же пять тысяч гектаров чернозема. И они его отдают этим бездельникам! Ну и что, что там мэр, ФСБ будут сидеть… Они все равно станут мутить.

— И что делать?

— Сядем в автобусы — разберемся. Как с цыганской наркотой.

С цыганами, торгующими наркотиками, Сеник разобрался просто: «Выгнал на хрен из города». Кое-какие дома пожег, если кто не хотел уезжать.

Говорить об этом подробно он не любит. Это не совсем законно. Но из милиции особых возражений не поступило.

— И это хорошо, что не поступило. Значит, наша милиция не была в доле, — удовлетворенно замечает атаман.

У азовской милиции и казаков отношения складываются довольно дружеские. По крайней мере, на посторонний взгляд. Атаман Сеник устроил так, чтобы его люди из народных казачьих дружин несли службу по охране общественного порядка в составе нарядов милиции. Кроме того, казаки вместе с участковыми дежурят в опорных пунктах по станицам и хуторам. Для многих это пусть скромная, но прибавка к бюджету. Особенно для студентов.

Об отклонениях

— Вот поставили у нас памятник Петру Первому в колготках. Тьфу, а не Петр! Поэтому местные жители и зовут его так пренебрежительно: Петька. Разве мужик может носить колготки? От него пошла у нас вся педерастия. Не туда он окошко прорубил, — атаман Сеник выступает за демонстративную маскулинность. — Мужчина должен быть похож на мужчину. Разве не так?

Он издал по Азовскому юрту приказ: всем казакам отпускать бороды, женщинам отращивать косы.

— С бородой понятно. Бородатого мужчину трудно принять за женщину. А косы?

— Коса связана с репродуктивной функцией. Прямая зависимость: чем длиннее коса, тем больше детей.

У самого атамана Сеника не борода, а бородка. В иных ситуациях — скажем, в огнях дискотеки — может выглядеть вполне гламурно. Особенно в сочетании с удлиненной стрижкой.

Как бы то ни было, атаман Сеник — за естественные проявления без противоестественных отклонений. Земля должна плодоносить. Река — давать рыбу. Женщина — рожать детей. А мужик не должен ходить в колготках. Все. Точка.

После того как на телеэкраны вышел фильм «Тихий Дон» Сергея Бондарчука, азовские казаки сочинили филиппику на имя президента России В. Путина. Мол, на тебя, единственного, вся надежа.

Там среди прочей, весьма едкой критики есть и такая, замаскированная:

«…Роль главного героя фильма Григория Мелехова исполнял актер Руперт Эверетт. Не самый лучший выбор со стороны режиссера. Актер слишком изнежен для этой роли. Его лицо, глаза и тип в целом ничего не выражают при общении с любимой женщиной. Нам непонятны его человеческие симпатии и влечения… На сумму, затраченную на приобретение этой ленты, можно было бы открыть двенадцать кадетских казачьих корпусов».

О наказаниях

— У нас так, — рассказывает Иван Андреевич Жарков, писарь Азовского юрта, в мирной жизни преподаватель иностранных языков. — Обрыгался — получай плети.

Мы сидим в архиве Азовского юрта, разговариваем за жизнь с ним и его кумом Марком Феофанычем Мужиченко.

У Марка Мужиченко масса специальностей. Среди прочих — режиссер-постановщик и военный музыкант: играет на саксофоне.

— Казаки не чужды джазу. У нас даже есть «Азов джаз-банд», руководит Бондаренко, хорунжий.

Недавно казаки подарили Марку на юбилей лошадь.

Теперь он еще и детей по праздникам катает на бричке.

— Нет, вы правду скажите: если человек перепил, пусть даже до свинства, вы его что — нагайками?

— Ну, за перепой редко, — говорит великодушный писарь. — А вот был у нас случай. Один ловкач, наш, азовский, стащил полированную плитку гранитную с мемориала на Турецком валу. Ею облицована кампличка — часовня, если по-русски, — в память о погибших казаках-воинах.

Милиция его нашла и говорит: или посадим, или иди к казакам. Ну, он — к нам. Собирается совет стариков — это хранители казачьих традиций. Решают всыпать ему 25 нагаек. Кладем мы его на лавку — прямо на улице, на виду у прохожих, — спускаем, извините, штаны. А ему, соколу, деваться некуда: в тюрьму-то не хочется… Вытерпел позор. Встал, застегнулся, поклонился совету стариков, кругу. Сказал, как предписано традицией: «Спасибо, казаки, за науку». Об этом потом в газетах написали.

— Ругали вас?

— Почему ругали? Правильно, сказали: зоны и так переполнены.

— И часто вы пользуетесь нагайками?

— Конники наши применяют, когда дачи зимой охраняют. Там наркоманы часто пасутся. Вообще нагайка бывает двух видов: мягкая и жесткая. Отличить просто. В метелку жесткой вшивают пулю — ее использовали обычно против волков и врагов. Своих били только по спине, по пятой точке не били — вдруг завтра поход и надо садиться в седло? А одного турка-месхетинца били так, что пуля вылетела. Мы тогда сильно турок потрясли.

— За что?

— Скот воровали, устраивали драки, молодежь обижали. Мы всегда уважали глубинную веру других людей и народов. Но понимаете, мы интернационалисты по необходимости, потому что азовская земля многонациональна. Мы обречены жить среди других народов.

— Казачий национализм — это ярлык, который нам навесили, — говорит Марк Феофаныч. — Вот у меня жена — армянка иранского происхождения из Сухуми. И ничего. Дети отличные: Марк и Маргарита. Все мы из одного корня. На старом кладбище в Старочеркасске — это бывшая столица Войска Донского — есть такие, например, надписи на могилах: армянин донского происхождения. А традиционные казацкие фамилии Гречаниновы, Турчаниновы — от греков и турок.

О национализме

Демографическая программа России тоже, кажется, от атамана Сеника пошла есть.

— Я шагаю быстрее федеральной власти. И о демографии заговорил раньше, чем Медведев выступил с идеей о материнском капитале. Помню, копнул тему поглубже. Е-мое! За Уралом у нас всего 17 миллионов: пропадем… Я приходил в церкви, говорил священникам: «Вставляйте в проповеди слова о том, что в семьях должно быть больше детей». Не захотели.

— Почему?

— Боятся. У нас люди всего на свете боятся. Вдруг попадут вразрез с генеральной линией партии, синода.

Вот тогда-то атаман и разослал приказ: «Чтобы было в семье не менее пяти детей!»

А потом даже поехал в Москву на телепередачи к Лолите и Малахову — пропагандировать свою идею многодетности.

Сеник, кажется, чувствует себя миссионером: готов и в борделе вести агитацию за нравственный образ жизни.

— А куда бы не пошли агитировать? В «Дом-2»?

— В «Дом-2» не пошел бы.

— Думаете, приказами можно заставить детей рожать?

— Конечно, если в трехкомнатной квартире вшестером жить, детям взяться неоткуда.

Но «звери» же рожают, «еноты», цыгане — и мы должны.

— Звери?

— Мы так черных называем. Они знают. Это не обидно.

— А я бы обиделся.

— Зря. Это потому, что они работают как звери. Не бухают.

— А еноты?

— «Еноты» — это корейцы.

Справедливости ради стоит отметить, что «енотов» я в Азове не видел. Равно как и девушек с косами и мужчин в брюках с лампасами.

Сеник ловко крутит в пальцах нож, когда говорит про ползучую экспансию дагестанцев на Ставрополье.

— Я не националист. Они ведь даже по духу нам близки. Так же ведут войну. Но мы живем в оккупации.

Как-то нам сигнал поступил. Управляющий в колхозе, «зверь», главу поселения загнобил. Русским людям сена не давал накосить. Сели мы в машины, автобусы. Приехали. Только разговаривать начали, а он уже вешаться. В общем, разобрались.

О репутации

Придумки атамана Сеника сделали его репутацию в Азове весьма противоречивой.

Приходишь в гордуму, в администрацию, говоришь: «Мы тут собрались про атамана вашего написать». Улыбаются в ответ. Дескать, заняться вам больше нечем.

Вырос, в школе учился Сеник здесь, в Азове. Многие помнят его мальчишкой.

Сыном высокопоставленного офицера милиции. В общем, мажором. Помнят, как автомобильными шинами торговал.

И теперь не могут понять, как это? Был просто Сережа Сеник, и вдруг стал атаман Сергей Владимирович.

Сложно это.

— А он еще прическу себе забавную сделал. Приказы стал смешные издавать. После его выступления в телешоу у Лолиты, где он продвигал свою идею про пятерых детей, у нас студийный телефон просто разрывался, — вспоминает сотрудница местной радиостанции «Метеор» Марина Голубова. — Слушатели звонили и говорили: «Стыдобища-то какая, теперь вся страна будет думать, что в Азове живут одни идиоты».

— Да просто папа решил его к делу какому-нибудь пристроить, чтобы он не болтался по кабакам. А Сережу казацкая тема возьми да и зацепи не на шутку. Но не думайте, что он идиот и все делает бескорыстно. Если с умом эксплуатировать казацкую тему и тему возрождения традиций, то можно неплохо жить. Я не удивлюсь, если проект станицы Светлой станет впоследствии его частной собственностью. Что-нибудь вроде ОАО «Станица Светлая». Не зря же он обучался туристическому бизнесу… Тем более что наш город, возможно, скоро станет одной из точек на плане «Серебряная подкова» —

туристическом маршруте, объединяющем Таганрог, Азов, Старочеркасск. Эта станица придется как нельзя кстати, — говорит один из сотрудников районной администрации. — Вот издал он приказ по пяти детям. А сам хоть одного ребенка родил? Шахматы насаждает. А играет плохо. Или у него, может быть, жена с косой до попы? Как бы не так. Для людей одно, для себя другое. И вообще, вы знаете, что Сеники не казаки? Откуда-то из Кабарды приехали.

Некоторые местные СМИ решили Сеника просто не замечать. Нет такого человека — и все. Сказочник, прожектер, охоч до власти — это не тот персонаж, о котором надо рассказывать людям.

Единственное, что все критики Сеника признают безоговорочно, это то, что до него казаки были сбродом. А теперь к ним стали относиться более-менее серьезно.

О власти

— У меня, в принципе, все есть. Работа, семья, дом. Я обеспечен, — размышляет атаман.

— Зачем тогда вам это атаманство, депутатство? Только не говорите, что всегда хотели помогать людям.

— Всегда хотел помогать людям.

А может, все дело в наследственности. Отец атамана в свое время, будучи замом начальника азовской милиции, построил спортзал. Вытащил таким образом многих подростков с улицы. Сам спортсмен, он вел там группы по карате.

У Сеника-депутата самый большой округ в городе. Но и в нем ему тесно.

— Мэром стать не планируете?

— Все может быть.

— Какой указ будет первым?

— Сразу объявлю Азов казачьей землей.

— Круто.

— Это я тебя разводил. Проверял реакцию. Понимаешь, брат, власть безнравственна по определению. Во власть идут от половой слабости. Но нам нужна земля: без нее казаки беспомощны и уязвимы. А земли без власти не добиться. Поэтому мы идем во власть.

Осенью в Азовском районе муниципальные выборы. Юртовые казаки решили принять в них активное участие, чтобы увеличить казачье представительство в местных органах управления.

— Понимаешь, мне не битву за власть надо выиграть — мне в войне с властью надо победить. Поэтому приходится иногда применять тактику единоборства: сначала пожертвовать ухом, а потом в глаз дать. А ручка у меня тяжела, — атаман любуется своим кулаком. — Наша сила в гибкости. Надо постоянно искать компромисс с подлецами и негодяями. Как говорит мой отец, «это жизнь, сынок». Ты не представляешь, как иногда хочется кому-нибудь врезать… Но в будущем не станет ни власти, ни депутатов, ни президентов. Я в этом уверен. Придет время, когда люди сами будут решать, как им строить свою жизнь. Депутат — это же надсмотрщик. Вдумайся: люди сами себе выбирают надсмотрщика. И называют это свободой волеизъявления. Посмотрели бы лучше на казачью модель демократии. По ней весь мир работает. Ты напишешь про это?

— Напишу.

— А напечатают, брат?

Фотографии: Михаил Галустов для «РР»

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Nestor Mahno 15 июня 2008
Петр Алексеевич Романов: Тут согласен, чем плох свободный человек.? Эти казаки трудяги,а это оченьхорошо. Навыки в любом труде дают отличные резулльтаты. Человек с детства приученый к труду будет трудиться в любой сфере деятельности. Если уж появился центр кристализации нужно хотя бы не мешать. Азове засела шайка проходимцев, принадлежащих к секте «солнцепоклонников» Вот видишь в чем загвоздка .Нужны трудяги исключительно православные. http://www.fictionbook.ru/ru/author/anisimov_evgeniyi_viktorovich/russkaya_piytka_politicheskiyi_siysk_v_r/ Читайте внимательно зачем нужно православие.
Петр Алексеевич Романов 6 июня 2008
А почему бы не ввести для казаков права аборигенов, включая права на землю для казачьего сообщества, а также спецслужбу в спецвойсках? Демократическое общество есть сообщество сообществ. Религиозных, этнических и т.д. Не надо России брать пример с унитарных полицейских государств континентальной Европы, вроде Франции.
Константин Иванов 6 июня 2008
Головокружение атамана Сеника Ситуация «войны» якобы правдивого атамана Сенника с «коррумпированным» и «фашиствующим» Всевеликим Войском Донским, развернутая в покупаемых СМИ, похоже достигает своих целей: в среде казаков Дона растут слухи самых невероятных размахов. То и дело можно услышать, что «Сенник смещает Водолацкого», что «истинные казаки окопались в Азове», что «Сенник хотел казачьего возрождения, а его задушили чиновники»… И пока процессы «желтой» информационной войны не достигли апогея смуты в массовом сознании казаков, будут размножаться кричащие статейки и заметки про «азовского мальчика». Очень прискорбно видеть, что дешевые технологии до сих пор работают. Что люди, одевшие на себя казачьи мундиры и, тем самым, присягнувшие Вере, Дону, Отечеству и Войсковому Атаману, продолжают верить любому печатному слову. Это наглядный пример того, как мы, современный казаки, легко подвержены любым попыткам врагов устроить нам очередную войну самих против себя… На самом же деле, если отринуть мифы, такой стратегический для Войска город как Азов пытается оторвать группа людей, проводящих анти-православную и анти-казачью политику. В Азове засела шайка проходимцев, принадлежащих к секте «солнцепоклонников», выделивших уже достаточное количеств финансовых средств, чтобы осуществлять информационную атаку на выразителя современной казачьей идеи – атамана Виктора Водолацкого. Причем эти провокаторы мудро предпочли остаться в тени, использовав в качестве яркого снаряда свою жертву – бывшего атамана Азовского юрта Сергея Сеника. Почему жертвой? Да потому что в традиционном православном понимании любой человек, который попал под влияние оккультистов, будучи крещенным казаком, и называет себя «Донским Кампанеллой и Люцифером» («Русский репортер» от 28.05.08), является жертвой, человеком, который в силу честолюбия, молодого возраста и диссидентства, не выдержал этих влияний просто психически. Вышеописанной личностью очень легко манипулировать, а через него, достаточно сильно пропиаренного в СМИ, воздействовать на массовое сознание, и, штампуя мифы, разлагать казачество изнутри. Информационная служба ВКО «ВВД» Тел. 244-00-94
Азов Казак 6 июля 2008
Майский «фольксштурм» Виктора Водолацкого Фольксштурм – в переводе «народная буря», последний резерв Адольфа Гитлера. Когда германская армия под ударами русских перестала существовать, оружие всучили 15-16 летним юнцам и 70 летним старикам. Не помогло… В ставку атамана казачьего общества «Станица «Азовская» стали поступать звонки жителей города Азова. Они рассказывали, что на городской свалке заметили лысоватого пожилого гражданина в лампасах, который уговаривал местных завсегдатаев-старателей за небольшую мзду в размере 50-100 рублей поприсутствовать статистами на так называемом «Круге казаков Азова». Личность «вербовщика» установили. Ясность внёс сам войсковой атаман Водолацкий. В № 20 (424) «Азовской недели» от 15 мая 2008 г. в статье «Ситуация в Азовской станице – под контролем атамана ВВД» войсковой атаман разъясняет, что некий казачий полковник В.В.Земцов назначен им исполняющим обязанности атамана «Станицы Азовская». Никто из казаков не знает, что это за казачий полковник, откуда он взялся и какое имеет отношение к казачьему обществу «станица «Азовская». Легко выдавать желаемое за действительное. Взять и «снять» азовского атамана. Чёрта с два!!! Никто этого сделать не позволит. Теперь новый «назначенец». Кто же это всё-таки? Был в Азове один чудак. От него вполне можно ожидать агитирование «бичей» со свалки стать казаками на часок. Только это не казачий полковник В.В.Земцов, а бывший прапорщик советской армии, провозгласивший себя казачьим генералом, за что получил от казаков прозвище «генерал-прапорщик» В.В.Зенцов. О нём уже и забыли, что он когда-то подвизался на казачьем поприще. Давно его никто не видел. Не думали даже, что он вообще жив и здоров. Это как раз тот самый Зенцов, если мы, конечно, не ошибаемся, который в середине 90-х участвовал в договоре с генералом Дудаевым и признавал чеченских террористов. Его, Зенцова не было ни видно, ни слышно с 1997 года, после статьи в газете «Читай-теленеделя», которая называлась «Свободу генералу». Однако, «полковник» Зенцов – это что-то новое. Видно, что это либо новый персонаж в худой пьесе, или лучше никого не нашлось. Ой, как теперь страшно азовским казакам, которым объявил войну сам войсковой атаман. Все, прям, дрожат и боятся. К сожалению, бывший казак станицы «Азовская» Виктор Водолацкий плохо разбирается в традициях казачьего народа, где всегда была демократия, выборы, или перевыборы. Но атамана выбирали только на Круге, а не назначали и снимали диктаторско-большевистско-фашисткими приказами. Мало ли кто кому не угодил или не нравится. Работать надо, а не по колхозному пытаться опачкать неугодных и не послушных. Это не собственный огород, а общее дело и врагов тут нет. Не нужно приклеивать ярлыки. Народ всё равно во всём сам разберётся. С собственным народом даже итальянская мафия никогда не воевала. А тут, если не угоден Сеник, азовский атаман, просит много, силу свою показывает, опасным становится, потому, что мешает тихо благоденствовать и сосать казачьи денежки, так его сразу в опалу. Да здравствует подобострастная серость! Не будет такого. «Война» не казаками развязана, а войсковым атаманом, которого не устраивает мирный ход развития азовских казачьих обществ. Он, как ребёнок, ломает игрушки, чтобы интереснее было. Только игрушки ломали Наполеон, Гитлер, сначала игрушки, а потом… Чем они закончили, все знают. Ах, господа казачьи чиновники, оставьте вы эти детсадовские штучки. Ничего не выйдет. Дело лучше делайте. Вы всё-таки деньги получаете, чтобы казакам хорошо жилось, а вы устраиваете свары, дрязги, интриги и прочую мышиную возню. Ведите себя по-мужски. Признайте, что «сломали зубы» на Сенике, имейте мужество, в конце-то концов. Больше уважения заслужите, а то ведёте себя, как бабы. Плетёте, подговариваете, обещаете. Кто же теперь поверит Водолацкому, который всю свою деятельность построил на развешивании лапши на известных местах казаков. Но как было это пустышкой, так и впредь будет. Ничего никому Водолацкий не даст, и давать не собирается, неужели не ясно? Он уже не актуален и его позиция и политика изжила себя. Придумал бы хоть что-нибудь новенькое, кроме того, чтобы разделять, науськивать и огаживать. Желающих ходить по граблям не беспокоим, а всех нормальных просим раскинуть мозгами. Дела видать настолько плохи, что пришлось «откопать» Зенцова и послать его на свалку за бомжами, которых потом услужливо снимут приглашённые проверенные телекамеры и будет объявлено, что это и есть казаки. Типично советский подход. Создание мифа и образа. Когда страна голодает, снимается развесёлый фильм о том, как в советской стране жить хорошо. Это «Кубанские казаки». Теперь картинками лубочными питаться будем? Пусть они сами и питаются мифами. Если так и дальше пойдёт, то вскоре может быть использован опыт не только Гитлера с его фольксштурмом, но и нововведение Керенского, который увеличивал численность войска за счёт бабьего батальона, в казачий строй будут рекрутированы и женщины. Ну-ну… А турецких янычар не пробовали на круг пригласить, а монголо-татар с их Чингиз-ханом? Если Зенцов годится со своей бич-командой, почему бы мёртвых турецких янычар, или конников Золотой Орды не записать. Мёртвые ничего никому не расскажут, и никуда не денутся. Великий Чичиков был гением, что и говорить. Да здравствуют «мёртвые души» от казаков. Проще говоря, не нужно заниматься ерундой за государственный счёт. Что уже все проблемы в казачьем движении решены? Что всем уже хорошо живётся, чтобы нечем было заняться и начинать от скуки интриговать? Ещё раз просим, делом лучше займитесь господа! Или вы не умеете делом заниматься? Тогда что Вы делаете на руководящей работе? Думайте покуда. «Народная буря», по сути, является бурей в стакане. Но для господ бичей со свалки сообщаем, что никаких кругов в ближайшее время азовские казаки проводить не планируют. Опережая события, заявляем, что любое явление, похожее на Круг, и любые лица, похожие на азовского атамана Сеника – фальшивка, ток-бла-бла-бла-шоу. Это касается казачьих обществ «Азовский юрт» и «Станица «Азовская». Вообще всё это полнейшая ерунда. В третий раз рекомендуем, делом бы лучше занимались, если умеете. Хотя это большой вопрос. Бестолковые люди, пустые головы, компенсирующие это гонором, амбициями, раненным самолюбием от комплекса неполноценности. Идите-ка вы все куда подальше и не лезьте в наши, казачьи дела. Вы уже все сами заняли ваше место на свалке. А мы пойдём праведным путём!!!
Nestor Mahno 3 июня 2008
павел евгеньевич романов: Государь умер, империи больше нет, какое военно -служилое сословие т. е. казаки в наше время? . Это правда. Может они из тех, что всегда были казаками. Ведь казаки были до Романовых и были после них и будут после ВВП.
павел евгеньевич романов 30 мая 2008
Дмитрий Васильевич Савельев: Когда у Николая Второго спросили, отчего он до сих пор полковник, он ответил, что батюшка его умер, и нового звания присвоить некому. если серьёзно - какие казаки ,о чём вы! Государь умер, империи больше нет, какое военно -служилое сословие т. е. казаки в наше время? Кучка ряженых, не более того.
Дмитрий Васильевич Савельев 30 мая 2008
Донские казаки ищут правовой статус казачьего общества Казачьим обществам нужен определенный правовой статус, какая форма для этого будет найдена- некоммерческая или общественная организация, или какая-то другая, решать необходимо на государственном уровне. Федеральный закон о госслужбе казачества - рамочный, и многие вопросы в нем также определены рамочно. Прежде всего, казаков волнует то, что им не разрешено заниматься хозяйственной деятельностью. При выборе сферы деятельности казачьи общества зависят от решения местной власти, и каждый глава трактует круг занятий, которым могут заниматься казаки, по-своему. "Кто-то считает, что казаки должны только танцевать и песни петь. А как им жить, решать хозяйственные вопросы?!" . Федеральный закон "О госслужбе российского казачества" четко определяет статус казачьих обществ как некоммерческой организации. Федеральный закон о госслужбе казачества - рамочный, и многие вопросы в нем также определены рамочно. Прежде всего, казаков волнует то, что им не разрешено заниматься хозяйственной деятельностью. При выборе сферы деятельности казачьи общества зависят от решения местной власти, и каждый глава трактует круг занятий, которым могут заниматься казаки, по-своему. "Кто-то считает, что казаки должны только танцевать и песни петь. А как им жить, решать хозяйственные вопросы?!" Федеральный закон "О госслужбе российского казачества" четко определяет статус казачьих обществ как некоммерческой организации. Напомним, что статья вторая закона, в частности, определяет казачье общество как "добровольное объединение граждан РФ в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной и иной службы". Другое дело, продолжил эксперт, что казаки стремятся заниматься и хозяйственной деятельностью, но это тоже нормально, если она направлена для развития общества, в соответствии с уставной деятельностью. Я предлагаю обратиться к уставу некоммерческой организации и посмотреть, кто может быть ее учредителем. Согласно статусу НКО, стать ее учредителями могут от одного до нескольких человек. "Если один человек, как допускает закон об НКО, станет учредителем такой некоммерческой организации, не окажется ли он, условно говоря, историческим Тамерланом, который единолично зарегистрирует казачье НКО и возглавит армию почти в 140 тысяч вооруженных казаков?" - опасается эксперт. Кроме того, обратил внимание Савельев, на сайте Всевеликого войска Донского размещена информация о том, что торгово-промышленное общество Всевеликое войско Донское, включающее в себя больше трех десятков коммерческих организаций, ищет инвестора для строительства ипподрома на150 гектарах в игровой зоне "Азов-сити", землю под это уже выделила Азовская администрация. "Не получится ли так, что земля, розданная Азовской администрацией уважаемому войску Донскому, вдруг окажется в руках кучки учредителей, пока нам неизвестных?" . "Ну и поскольку, по закону об НКО учредитель в любой момент по своему усмотрению может ликвидировать организацию и, в принципе, влиять на ее текущую работу, не выйдет ли так, что учредители НКО смогут управлять руководством войска, которое было избрано Казачьим кругом и советом атаманов?" . Наверное, назрел вопрос о том, чтобы Госдума приняла новый закон о казачестве, продолжил Савельев. Но этому должен предшествовать своего рода казачий референдум на тему, кто должен стать учредителем казачьей НКО. По мнению Савельева, с учетом того, что казачье общество - мощная силовая, идеологическая организация, должен быть четко определен механизм взаимодействия казачьего общества и государства, при сохранении существующей процедуры принятия решений Казачьим кругом. К примеру, атаман войска, избранный казаками, должен утверждаться президентом России, а устав казачьего общества - правительством страны. При создании казачьей некоммерческой организации Всевеликое войско Донское к участию в ней можно привлечь представителей реестрового войска и нереестровых казаков, ведь ни для кого не секрет, что раскол в казачьем движении существует. Вводить их в состав соучредителей стоит по квотам, пропорционально количеству тех и других, и таким образом покончить с расколом в казачьем движении, предложил директор института эффективного управления "Система". Другое дело, продолжил эксперт, что казаки стремятся заниматься и хозяйственной деятельностью, но это тоже нормально, если она направлена для развития общества, в соответствии с уставной деятельностью. Эксперт предлагает обратиться к уставу некоммерческой организации и посмотреть, кто может быть ее учредителем. Согласно статусу НКО, стать ее учредителями могут от одного до нескольких человек. "Если один человек, как допускает закон об НКО, станет учредителем такой некоммерческой организации, не окажется ли он, условно говоря, историческим Тамерланом, который единолично зарегистрирует казачье НКО и возглавит армию почти в 140 тысяч вооруженных казаков?" - опасается эксперт. Кроме того, обратил внимание Савельев, на сайте Всевеликого войска Донского размещена информация о том, что торгово-промышленное общество Всевеликое войско Донское, включающее в себя больше трех десятков коммерческих организаций, ищет инвестора для строительства ипподрома на150 гектарах в игровой зоне "Азов-сити", землю под это уже выделила Азовская администрация. "Не получится ли так, что земля, розданная Азовской администрацией уважаемому войску Донскому, вдруг окажется в руках кучки учредителей, пока нам неизвестных?" - задался вопросом эксперт. "Ну и поскольку, по закону об НКО учредитель в любой момент по своему усмотрению может ликвидировать организацию и, в принципе, влиять на ее текущую работу, не выйдет ли так, что учредители НКО смогут управлять руководством войска, которое было избрано Казачьим кругом и советом атаманов?" - задал очередной вопрос эксперт. Наверное, назрел вопрос о том, чтобы Госдума приняла новый закон о казачестве, продолжил Савельев. Но этому должен предшествовать своего рода казачий референдум на тему, кто должен стать учредителем казачьей НКО. По мнению Савельева, с учетом того, что казачье общество - мощная силовая, идеологическая организация, должен быть четко определен механизм взаимодействия казачьего общества и государства, при сохранении существующей процедуры принятия решений Казачьим кругом. К примеру, атаман войска, избранный казаками, должен утверждаться президентом России, а устав казачьего общества - правительством страны. При создании казачьей некоммерческой организации Всевеликое войско Донское к участию в ней можно привлечь представителей реестрового войска и нереестровых казаков, ведь ни для кого не секрет, что раскол в казачьем движении существует. Вводить их в состав соучредителей стоит по квотам, пропорционально количеству тех и других, и таким образом покончить с расколом в казачьем движении, предложил директор института "Система" Дмитрий Савельев.
Владимир Гонин 29 мая 2008
...Сергей Сеник уже все посчитал. Каждому станичнику бесплатно предоставят один га земли. Один га — это 160 фруктовых деревьев. 160 деревьев — это миллиона полтора рублей прибыли.... ...землю будут предоставлять в пожизненную собственность без права ее продажи, но с возможностью передать по наследству... Дело Анастасии живёт и побеждает? =)

Сергей Владимирович Сеник — самый молодой атаман в истории Войска Донского. Стал им в 24 года. Депутат городской думы г. Азова.

Получил два высших образования: юридическое и экономическое. Ростовский юридический институт МВД РФ закончил с красным дипломом. Кандидат наук. Защитил диссертацию под названием «Влияние курортно-туристи­ческого комплекса на экономику малых городов». Преподает турбизнес в одном из ростовских вузов.

Чемпион России среди юниоров по тэквондо. Владеет и другими единоборствами. В том числе казбоем — казацким рукопашным боем.

Обожает казацкую форму. Лампасы любит на генетическом уровне. Строит свой дом. Женат. Ждет первенца.

Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение