Перспективная деревня

Как нести кинокультуру в массы и что можно из этого вынести

В отремонтированном ДК, между школой им. Тургенева и музеем-заповедником Тургенева, произошла встреча новых технологий кинопроката с тружениками села Спасское-Лутовиново: Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) Роскультуры устроил там презентацию своего изобретения — мобильного многофункционального культурного центра «Киномобиль», который показал местным детям французский мультик, а местным взрослым — отечественный фильм о Гражданской войне. Зрители остались довольны, хотя оба фильма уже успели посмотреть дома на DVD

Юлия Черникова / фото Максим Мармур поделиться:
23 июля 2008, №28 (58)
размер текста: aaa

— Так, девочки, никуда не расходимся, — Вера Артемова, заведующая домом культуры, принимается после показа организовывать нам интервью. Четыре девочки лет 11–12 нерешительно мнутся у лестницы. Мультфильм «Охотники за драконами» они все видели. Правда, в кинотеатре, за исключением одной — горожанки из Орла, — никто не бывал.

— Понравилось?

— Понравилось.

— А чем от телевизора отличается?

— Ну, экран большой. Хороший.

— А звук?

— И звук.

Вера Ильинична не выдерживает:

— Ну-ка, давайте, активизируйтесь. Вы же активистки, все участники «Калинки-малинки».

Девочки еще более нерешительно молчат. Не воодушевляются.

— А на что бы вы в кино ходили?

— На мультфильмы. Да. Лучше новые. Нет, лучше иностранные.

Развитие нашей цивилизации

— У нас очень перспективная деревня; вы выйдите, посмот­рите на наше Спасское, — говорит Вера Ильинична. — Разве оно заросло травой, разве здесь ходят люди с безнадежными лицами? Магазин, палаточка торговая есть. Есть медпункт. Ну разве плохо? Дети никуда не ездят, здесь учатся до 11-го класса. Из Московской области дома покупают, особенно в пожилом возрасте, и переезжают насовсем.



Дом культуры работает с 11.00 до 13.00 и с 18.00 до 23.00. Туалет на улице — кажется, это его единственный недостаток. В день показа кино была еще бесплатная ночная дискотека «Хороша ты, ночь Петрова!». Дискотеки вообще здесь проводятся регулярно, но магазинчик по соседству закрывается в 21.00, и рядом всегда дежурит отряд милиции — как бы чего не вышло. Хотя на том, что может «выйти» после деревенской дискотеки, строятся сюжеты многих современных фильмов о российской глубинке, того же «Груза 200», например.

— Помните, какой фильм последним крутили? — спрашиваю бывшего киномеханика деревни Василия Симонова.

— Ой, что вы, за это время столько фильмов повыходило, — он смущенно улыбается широкой золотозубой улыбкой. — В 98-м году в последний раз ставил.

Пропаганда мечты

В советское время передвижные кинотеатры, рассекающие сельскую местность, были не редкостью: агитбригады, в том числе и демонстрирующие духоподъемные короткометражки, появились сразу после 1917 года. Водитель Павел рассказывает, как реагируют останавливающие необычную машину гаишники: «О, говорят, все возвращается на круги своя, и раньше, было, тоже ездили».

— Существует провал в обслуживании киноуслугами, — Денис Виноградов, генеральный директор Главного инфор­ма­ционно-вычислительного центра Роскультуры, доброжелательно смотрит то на меня, то на часы в форме яичницы-глазуньи, висящие за моей спиной в его кабинете. — Киномобиль, путешествующий по селам, способен эту проблему решить. Тут ведь можно привозить не только художественные фильмы, но и документальные, познавательные: «Храмы России», «Иконы России», «Петергоф».

Мы спускаемся в аппаратную. Включают фильм, сделанный с помощью 3D-технологий. Он, надо понимать, как раз «познавательный»: на Красной площади происходит смена почетного караула. В глубине кадра — Кремлевская стена, потом чуть покачивающиеся на ветру ели, зеленый газон и наконец почти прямо перед носом зрителя — марширующие солдаты в белых перчатках. Солнце светит, сапоги сверкают. Красота.



— У нас какая идея? Показывать эти фильмы в цифровых кинотеатрах. Много заинтересованных людей. И потом — пропаганда отечественной культуры.

Объемная съемка и киномобиль не единственные проекты ГИВЦ, есть и другие: «АС-Библиотека-3» или «АС-Музей» (АС — автоматизированная система). А совсем недавно по заказу Санкт-Петербургской консерватории создали электронную библиотеку нот, ею теперь могут пользоваться обычные музыкальные школы.

Но киномобиль — самое новое из всех этих начинаний. Всего их сделали три; самый дорогой, оборудованный спутниковой телевизионной системой, автономной системой энергообеспечения и GPS-навигатором, стоит больше 5 миллионов рублей. Дорогой он еще и в другом смысле: в апреле его освятили: в Зеленограде по заказу епархии он осуществ­лял трансляцию служб из храма Христа Спасителя и местной церкви. «Священники сказали, что если киномобиль будет обеспечивать это мероприятие, его необходимо освятить, и освятили», — не без удовлетворения рассказывает Виноградов.

Кино и домино

До конца 2008 года киномобили будут ездить по селам бесплатно. Потом местным администрациям предлагается их покупать. Выгоднее всего в складчину — покупать на район или область.

— Официально я слышал цену в 3 миллиона рублей, это для района дороговато, — глава администрации Мценского района Иван Грачев пришел на показ в нарядном белом костюме, но фильм смотреть не стал — уже видел. На воп­рос, какие фильмы он показал бы, если бы принимал решение — а это как раз будут делать именно главы администраций, — отвечает с готовностью:

— Мне бы хотелось, чтобы показ кино был самоокупаем, но так не бывает: культура — дело затратное. Хотелось бы показывать российские патриотические фильмы. Вот «Александр Невский» мне понравился — примитивный такой, извиняюсь, но тем не менее. Или «Остров», допустим. Я попрошу отдел культуры, чтобы ориентировался на фильмы патриотического характера. Понимаете, пропаганда — такая вещь…очень непростая. У нас 55 братских захоронений — к 9 Мая все отремонтировали. Футбол очень сплотил страну. Это же принцип? Принцип. Чем больше принципов, тем лучше.

— Фильм: а) отечественный, б) имеет элемент патриотизма, в) исторический, — объясняет директор ГИВЦ выбор фильма Олега Фомина «Господа офицеры: спасти императора», с которым киномобиль ездит по селам. — Американщина надоела. Хороших голливудских фильмов единицы, зачем же пропагандировать массовую западную культуру?

Во дворе школы рядышком стоят два бюста: Иван Тургенев и какой-то порядком облупившийся герой войны. Неподалеку происходит конфликт интересов: приехавшую съемочную группу просят не снимать бюст Ленина в будке киномеханика. «Просто глава района — коммунист, а у того Ленина нос отколот», — объясняет кто-то. И в этот момент на улице, ведущей к школе, появляется… нос. Спорящие в недоумении оборачиваются, спор сбивается и затихает, где-то на крыльце шумно падает задетое впопыхах ведро — а нос идет себе по улице, в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником, в замшевых панталонах, на боку шпага: по мундиру, по шляпе видно, что он статский советник…



Это все, конечно, неправда, и случилось это не в селе Спасское-Лутовиново при демонстрации киномобиля, а в повести Гоголя при гораздо более туманных обстоятельствах. Но могло бы быть и сценарием самопального фильма, разыгранного и снятого в Спасском и показанного потом в соседней деревне.

По сути, это технология производства и циркуляции низовой культуры, и она уже обкатана — взять хотя бы те же агитбригады 1920-х или современные городские телеэкраны на улицах, на которых показывают футбол. И идея киномобиля была бы гораздо более продуктивной, если бы он в прямом смысле стал носителем деревенской культуры. Если бы на нем установили съемочное оборудование и отдали его на откуп не главам администраций, озабоченным пропагандой, патриотизмом и развитием, а энтузиастам из народа, которым просто было бы интересно делать кино про самих себя, показывать его, собираться, обсуждать и ржать над тем, как бывший киномеханик играет «носа». Ведь нехитрая мысль, что искусство не нужно нести в народ, что народ сам должен творить искусство, породила в свое время прекрасный кинематограф — от немых комедий Бастера Китона до «Перемотки» Мишеля Гондри.

Кока-кола и попкорн

— Неприятно здесь. С 2000 года сюда не поднимался, — бывший киномеханик Симонов оглядывает бывшую кинобудку: стопки книг, перевязанных ажурными тесемками, фольклорные костюмы для выступлений, приснопамятный бюст Ленина в строительной каске. Рядом со щитом, на который приколот незаполненный протокол итогов голосования на президентских выборах, валяется местная газета с крупным заголовком «Комары кусали вволю — такова туриста доля!».

В зале уже сидят дети, большинство из них привели вожатые из соседнего лагеря. На сцене устанавливают экран, на окна натягивают затемняющую ткань, расставляют колонки. «Кинотеатр — вовсе не городская культура, — объяснит потом у себя в кабинете с часами-яичницей Виноградов. — Все то же самое можно сделать в здании сельского клуба. Есть фойе, там можно установить аппараты для попкорна и продавать кока-колу. Это могут делать индивидуальные предприниматели. Вопрос в том, насколько они будут заинтересованы».

— Народу было много: по 79 рублей собирал — ну, теми деньгами — за один сеанс. План ежемесячно выполнялся. Детские фильмы ставили три раза в неделю — в понедельник, среду и пятницу. Какие фильмы? — ни слова «пропаганда», ни слова «воспитание» бывший киномеханик не употребляет. — В свое время боевики — и в кинотеатрах, и здесь — шли на ура. Индийские фильмы привезешь — бабушки за несколько километров приходили. После фильма можно было пол тряпкой вытирать — голосили обычно. Ну, индийские — сами знаете, какие фильмы: переживания, любовь. Со временем все угасло, сейчас нет того, что было раньше, конечно.

Цыплята и Симона де Бовуар

Пока шел сеанс для взрослых, Вера Ильинична показала нам библиотеку — помещение в том же доме культуры.

— Не хочу хвалиться, но я всегда говорю: мне надо, чтобы человек переступил через порог, дальше он мой. Меня начальство укоряет: что это, мол, у вас книги в беспорядке? А как же они будут в порядке, если люди ходят, смотрят, ставят обратно как попало? Да я рада, что они не в порядке, рада и все.

Маленькая комната заставлена полками. В разделе зарубежной литературы рядом с Гашеком роман Симоны де Бовуар. Присутствие Симоны в сельской библиотеке поражает, даже несмотря на усадьбу Тургенева, обеспечивающую деревню туристами и рабочими местами (вход в парк — 30 рублей, экскурсия — 100, «посещение туристами дома-музея без экскурсионного сопровождения не предусматривается»).

— А вы бы в городе не хотели жить? — я пытаюсь прикинуть, во сколько вагонов метро уместилось бы Спасское-Лутовино. Пожалуй, четырех-пяти с загрузкой как в час пик было бы достаточно.



Вера Ильинична смотрит недоверчиво, с добродушным снисхождением, как на пришельца Ванюшу из одноименного мультфильма.

— Нет, ни за что. Во-первых, город на меня давит. В селе, когда идешь вечером, тихо, соловьи поют. У меня трое девочек, все Тургеневскую школу закончили, в вузы поступили здесь же, в Орловской области. Внучка есть. Я не представляю, как можно жить в городе. У нас нормальная деревенская семья, с цыплятами, утятами, своим огородом. Я думаю, сельский житель более спокойно, более трезво относится к жизни. Земля не даст человеку уйти куда-то. Человек должен быть на земле, нас нельзя отрывать от села, ведь мы же изначально — крестьяне. Мне кажется, люди, которые вынуждены из села ехать в Москву или куда-то на заработки, чувствуют себя неуютно. Если крестьянина от земли отлучить, это будет большая трагедия.

— В Москве бываете?

— Я?! Упаси господи! Один раз была — суета сует. Не понравилось. Я там чужая, кому я там нужна? А здесь я своя.

Сытые кролики

На экране появляется крупный план актера Марата Башарова, который громко (в киномобиле имеется «комплект активных акустических систем суммарной мощностью до 5000 ватт и с возможностью пространственного озвучивания 5.1») и горячо доказывает что-то своему собеседнику. Зал притих, женщина в калошах застыла у стены на краешке стула.



Можно ли чувствовать себя своей, сидя на краешке стула, — вопрос философский. Разве что с попкорном. Но его здесь пока не продают. К тому же душно без кондиционера. Если кинотеатр и предполагает личностный комфорт, то это комфорт анонимности: быть не своим, а чужим, быть никем. А какая анонимность в вагоне метро, заполненном знакомыми?

Пожилой мужчина выходит из зала. Идет быстро — догоняю его уже на улице.

— Почему уходите? Не понравилось?

— Нет, голова заболела. Супруга с работы пришла, говорит, давай сходим — объявление в магазине видели. Она осталась, а я ушел, не могу.

— Хорошо будет, если здесь кино будут показывать?

— Конечно, хорошо. Телевизор я обычно по вечерам гляжу. А так некогда: то хозяйство, то на огород. А в кино, если нормальные фильмы, почему бы не сходить. Раньше ходили постоянно, а потом народу меньше стало, перестали показывать. А в дом культуры ходит народ, я тоже иногда: концерты художественной самодеятельности — пляшут, поют, интермедии какие-то показывают, нормально. Ладно, я пойду кроликов своих накормлю, у меня их 10 штук.

— А кино-то все-таки лучше телевизора?

— Да, люди как-то общаются.

— Просто общаются?

— Ну! — он поворачивается и торопливо чавкает по грязи резиновыми сапогами. Жена ему потом расскажет, чем там все кончилось, или у соседей спросит. Все ж свои.

Фотографии: Максим Мармур для «РР»

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Альтовский Андрей 23 сентября 2011
Нужно было сберечь эту киноаппаратную в целости и сохранности - т.е. законсервировать её до лучших времён. А для того что бы её помещение не было заброшенным, надо было сделать в нём репетиционное помещение местной самодеятельной электромузыкальной рок-группы, а если такой нет в селе (поселке), то её надо взять и организовать. А содержание местной дискотеки в ДК надо разделить на части - 1) танцы под живое выступление своей местной рок-группы (как это и было в золотые 1970-е) и 2) танцы под фонограммы.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение