Без понтов

Виталий Лейбин поделиться:
24 декабря 2008, №49 (79)
размер текста: aaa
Фото: Кирилл Лагутко для «РР»

На предновогоднем номере «РР», как вы, наверное, заметили, значится: «лучшие репортажи». Что значит «лучшие»? В чем идея и смысл такого сборника?

Здесь вы увидите репортажи, опубликованные до мая 2008 года. А с тех пор наша аудитория выросла в несколько раз, и большинство из вас прочтут эти материалы впервые, а остальные — прочтут их немного иначе. Мы перечитали, чтобы задать себе такой вопрос: что стало с теми идеями и принципами, которые нас вдохновили на старте «РР»?

Выбирая лучшее, мы, конечно, столкнулись с проблемой. Трудно выбрать 8 материалов из многих десятков классных работ.

Романтический ореол репортерской профессии связан, прежде всего, с работой в горячих точках на войне и в глубине кризисов. Наши репортеры делали свою работу в Грузии и Осетии, в Ираке и Ливане, в Афганистане, в турецком и иракском Курдистане и в других беспокойных местах. Но тем не менее мы решили в этот номер вообще не брать лучшие военные репортажи и криминальные расследования.

Дело в том, что самым сложным и важным на старте «РР» нам казалось научиться искреннее и как-то по-другому писать про «обычную» жизнь. И мы понимали, что описать «реальную реальность» непросто. Зато легко впасть либо в «клюкву», в рапорты о передовиках производства или отчеты колониального типа о тяжелой жизни «туземцев», которые вслед за западной прессой прижились и в нашей.

Но, к счастью, мы довольно быстро обнаружили, что в нашей стране есть достаточное количество искренних журналистов — с одной стороны, и искренних, деятельных людей — с другой. Людей, которые сами строят свою жизнь, а заодно и нашу цивилизацию. Такими мы представляем себе и своих героев, и своих читателей.

Мы были уверены в том, что за 10 лет относительного благополучия экономическое выживание больше не является главной темой. Что глупо себя ограничивать только «политическими» темами, что технологическая новинка, выход хорошего фильма, глобальный тренд и новое общественное явление — вещи одинаково интересные и значительные.

Но как же с этим сейчас, когда грянул кризис, и когда понятно, что будет он жестким? Сохранится ли спрос на качественную журналистику «про жизнь»?  Думаю, что он только вырастет. Если помните, в начале 90-х все учились продавать все что угодно, включая откровенную туфту и пустые обертки. Когда полки пусты — тут уже не до качества продукта… Это был период экстенсивного роста. Он закончен.

После кризиса произойдет следующий шаг развития. На рынке труда произойдет очищение от тех, кто умел только «продавать себя» на чистом гоноре, «понтах». В бизнесе будет мало шансов на неоправданные сверхприбыли, настоящее качество и эффективность станут дороже «пузырей». И главное — за эти годы мы поняли, что простое выживание — это еще не все. Ценности и смысл жизни — не роскошь, а необходимое благо.

Федор Овчинников, который успешно продает в Сыктывкаре хорошие книги (а не массовую туфту), за время, прошедшее после нашего очерка о нем, создал большую книготорговую сеть. На вопрос об актуальной ситуации он ответил так: «Жаловаться на кризис — удел слабых. Сильная компания всегда должна быть готова к кризису и потрясениям. Как говорил Ницше, что не убьет — сделает сильнее».

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение