--

13 лиц будущего

Люди, которые изменят наш мир в 2009 году

Это не список самых богатых людей или самых больших начальников. Главные герои нашего времени — это свободные люди, которые делают свое дело независимо ни от кого, несмотря на кризис. «Тринадцать лиц будущего» — не рейтинг, а, скорее, пример. На самом деле людей, которые совершают настоящий прорыв в своей профессии, в бизнесе, культуре, науке, спорте, общественной деятельности, — многие тысячи. В данной публикации нам важно просто показать самых разных деятельных и свободных людей, чтобы возникло ощущение целого — России будущего. Государство в будущем должно опираться именно на них, иначе у нашей страны не будет шансов выиграть в мировой конкуренции

21 января 2009, №1-2 (80-81)
размер текста: aaa

Одушевление куклы

Кто: Злата Понировская
Город: Москва
Профессия: художник
Что собирается совершить в 2009 году: вывести в жизнь роботов-гигантов
Что это даст миру: люди обретут новый миф о живом и неживом

Злата Понировская препарирует механические игрушки, делая из них инопланетных существ с крыльями, с большим количест­вом разнообразных конечностей, с пульсирующими сердцами. На языке искусствоведов эта армия двигающихся, поющих и разговаривающих роботов (их уже около 70 вариаций) называется кинетической скульптурой; в прошлом году они покорили публику в Международном молодежном образовательном центре Эрмитажа и на выставке «Русское бедное» в Перми.

— Я по первому образованию биолог, и мне очень не хватает лавров людей, которые открывают виды, получают вакцины и все такое, — говорит Злата. — Было желание создавать что-то, что напоминает живое существо.

Сильное влияние на мое творчество оказал Олег Пащенко (поэт и художник. — «РР»), который как-то при мне делал робота-балерину для своего ребенка: обматывал китайского робота бинтом. И мне так захотелось раздеть этого робота, которого делал Олег, что я приехала домой и распотрошила 30 китайских механических крыс. Многие из них немедленно скончались, а некоторые живут до сих пор и бегают по стендам на разных выставках.

В январе Понировская участвует в выставке «Арт-Пермь 2009», в марте у нее будет персональная выставка в Нью-Йорке. В творческих планах — всевозможные инсталляции и создание больших (двухметровых) роботов, которые должны стать героями новой футуристической мифологии.

— Первый — это робот Олег. Он напоминает героев стихотворений поэта Федора Сваровского (стихи о межпланетных войнах будущего, в которых участвуют уже не люди, а роботы. — «РР»). У нас с Федором появилась идея выставки о войне в 4009 году — между непонятно кем и непонятно кем. То есть между какими-то уже сверхсуществами. Но эти сверхсущества все равно антропоморфны, так что материал, который я сейчас использую, пригодится. Выставка будет называться «Тридцать парсеков от Фив», что, с одной стороны, переносит ее в область космического, а с другой — возвращает к нашим любимым традиционным легендам.

«Ты где?» — больше не вопрос

Кто: Денис Алаев и Сергей Курлович
Город: Иркутск — Москва
Профессия: программисты
Что собираются совершить в 2009 году: создать социальную сеть нового поколения
Что это даст миру: революцию жизни средствами киберпространства, понятие «онлайн» станет географическим

Двое амбициозных иркутян, в разные годы переехавших в Москву, создают социальную сеть нового поколения, которая просто обречена совершить очередную революцию в киберпространстве. Представьте себе: вы смотрите на экран вашего компьютера, смартфона, ноутбука — там карта города, и вы видите, что все ваши друзья в данный момент собрались в ближайшем кафе. И когда вы заходите туда и говорите «Привет!» — никто не удивляется, как это вы их нашли. Аспирант МАИ Денис Алаев, консультант по IT-безопасности Сергей Курлович и еще двое их земляков уверены, что уже в следующем году это будет в порядке вещей, а заданный по телефону вопрос «Ты где?» станет уделом тех, кто безнадежно отстал от жизни.

— Наша идея родилась в тот момент, когда мы подсчитали, что на этот вопрос человек вынужден отвечать примерно 180 раз в месяц, — говорит Курлович.

На Западе такого проекта пока нет и не предвидится. Социальная сеть с дежурным названием Wi2Geo (впоследствии ее создатели обещают придумать более удобный для произношения бренд) — это от начала до конца российская разработка. Она родилась в наших мозгах, строится нашими усилиями и, скорее всего, станет первой серьезной технологической идеей, которую американцы и европейцы у нас охотно стырят. Впрочем, по мнению Алаева и Курловича, это не помешает им самим на ней озолотиться не хуже создателя «ЖЖ» Брэда Фитцпатрика. Главное преимущество Wi2Geo перед всеми известными социальными сетями в том, что, став ее пользователем, ты всегда будешь знать, где находятся твои «френды» или «одноклассники». С точностью до пары метров.

— Принцип действия сети до смешного прост, — говорит Денис Алаев. — Ее «органы чувств» — это передатчики WiFi, которых в любом мегаполисе мира сейчас столько, что практически невозможно оказаться вне зоны их действия. В той же Москве их несколько десятков тысяч. Опознавая сигнал того или иного передатчика, ваше средство связи посылает на центральный сервер сигнал и таким образом определяет ваше местонахождение.

Сеть уже действует в тестовом режиме, она насчитывает более тысячи пользователей, но для того чтобы заработать в полную силу, ей нужно, чтобы все или почти все WiFi-передатчики были нанесены на электронную карту Москвы, Петербурга и других крупных городов. Именно этим умные провинциалы сейчас и занимаются. Причем не сами, а с помощью энтузиастов. Вспомните историю Википедии. Кто вывел ее на мировую орбиту? Кучка активистов. Точно так же будет и с новым проектом, уверены его разработчики. Тем более что быть Wi2Geo-энтузиастом не так уж и обременительно: нужно просто время от времени нажатием нескольких клавиш отправлять данные об обнаруженных передатчиках в «мозговой центр» сети.

Чтобы стать пользователем Wi2Geo, достаточно сделать две вещи: зарегистрироваться на сайте wi2geo.ru и скачать оттуда нетяжелую программку. Иркутяне ведут серьезные переговоры о сотрудничестве с несколькими владельцами крупнейших ресурсов Рунета. Стороны уже пришли к пониманию, что при грамотном продвижении сети рост ее пользователей будет лавинообразным, а доходы весьма значительными, несмотря на то что само пользование сетью будет бесплатным.

— Как оказалось, рекламодатели очень даже заинтересованы в том, чтобы распространять географически отфильтрованную информацию, — делится секретом фирмы Сергей Курлович. — Чтобы, открывая сайт, человек видел лишь тот рекламный продукт, который так или иначе связан с данной местностью.

— Сергей, а почему бы вам все-таки не ввести абонентскую плату? Желающих будет достаточно.

— В России кучу проектов губят глупость и жадность. А мы люди не жадные, мы люди деловые. У меня есть знакомые долларовые миллионеры — они ведут точно такой же образ жизни, как и мы. Лишний миллион — он не радует, что действительно придает жизненных сил, так это реализованная идея.

— А не попахивает ли ваша идея антиутопией? Вы ведь хотите лишить человечество права на выбор между добром и злом, навязать нам очередного Большого Брата. А если я, например, не хочу, чтобы жена видела, как я уединился в кафе с друзьями или любовницей, что мне делать?

— Можно выйти из программы или включить «режим фальшивого месторасположения». Но это уже будет стоить денег… Шутка.

Своя лыжня

Кто: Антон Шипулин
Профессия: спортсмен-биатлонист, студент
Город: Екатеринбург
Что собирается совершить в 2009 году: попасть в основной состав сборной России
Что это даст миру: новый виток противостояния Востока и Запада. Немцы и норвежцы трепещут: у них нет резервиста — чемпиона мира среди юниоров

«Пушкины каждый год не рождаются, поэтому нам важно не заездить Антона раньше вре­мени, правильно подвести его к Ванкуверу и, конечно, к Олим­пиаде-2014 в Сочи» — таково мнение бывшего главы Союза биатлонистов России Александра Тихонова. 21-летнему спортс­мену, выступающему ныне в соревнованиях Кубка Европы, это сравнение, несомненно, льстит. Но и почивать на лаврах не позволяет.

Антон Шипулин — самый яркий молодой биатлонист России, с которым болельщики связывают особые надежды. Впрочем, специалисты более объективно относятся к восходящей звезде, считая, что четырехкратный чемпион мира среди юниоров пока еще не готов к нагрузкам первой команды. Тренер сборной России Владимир Аликин говорит, что «ставить в состав юниора на основе нескольких контрольных тренировок — это просто любительство. Антон, безусловно, талантливый парень, но я не вижу смысла сразу кидать его в мясорубку Кубка мира. Пусть поварится в Кубке Европы, покажет себя». Действительно, результаты спортсмена пока не отличаются особой стабильностью. Он то вы­играет масс-старт у более титулованных партнеров по первой сборной, то затеряется где-то в первой двадцатке по итогам спринта. В общем зачете Кубка Европы Шипулин сейчас идет восьмым, что для вчерашнего юниора совсем неплохо.

Биатлоном Антон начал заниматься под влиянием сестры Анастасии, не слишком удачно выступавшей на этапах Кубка мира, зато блиставшей в командах младших возрастов. Целеустремленный брат намерен в ближайшие годы доказать всем, что Шипулины — не только юниоры.

Документированная драма

Кто: Александр Родионов
Город: Москва
Профессия: сценарист, драматург
Что собирается совершить в 2009 году: рассказать о сельском хозяйстве то, чего мы о нем еще не знаем
Что это даст миру: объяснит, что заставляет людей жить нечеловеческой жизнью

В 2003 году Родионов написал пьесу «Война молдаван за картонную коробку», ставшую программной для новой драмы; для этого ходил в отделение к участковому, проводил с ним долгие беседы и открыл для себя волшебный мир милиции и правонарушений. В прошлом году написал вместе с Юрием Клавдиевым сценарий к фильму Германики «Все умрут, а я останусь».

— В 1996 году при Доме актера был «Дебют-центр», — говорит Родионов. — Молодые режиссеры ста­вили новые пьесы, читки. Друг у меня пошел туда работать — Максим Курочкин. И я по-волон­терски помогал этому делу. Елена Гремина привезла британские пьесы «Шопинг & Fucking» и «Откровенные полароидные снимки», и я их перевел.

Пьесы, переведенные Родионовым, поставили режиссеры Ольга Субботина и Кирилл Серебренников. А Саша стал применять метод документального театра на практике — изучал приезжих, гастарбайтеров, бомжей.

— В 90-х это были очарованные люди, они приезжали в город больших ожиданий. Они прокладывали диковинные маршруты по Москве — не так, как удобнее, а по тем местам, которые успели узнать. Ты шел по обычному метро, а они — по метро волшебного города. Их судьбы оказывались более героичными, чем у тех, кто подтягивался позже. Скажем, женщина продает овощи с лотка, хозяин ей постоянно подсовывает гнилой товар, и она становится его должницей. А у него ее паспорт, и она не может спастись. Да у них еще и роман. Но скоро жизнь наладилась. Стало ясно, как общаться с милицией, уже не спали в коробках возле рынков, где работали. Зато началась ксенофобия.

О бомжах Родионов рассказывает с нежностью. Они с Курочкиным занимались ими долго и прицельно, в результате чего родился спектакль «Песни народов Москвы».

— Бомжи — одиозная тема, за которую ругают документалистов, символ спекуляции и ложной социальности. Есть ювелиры, которые подолгу шлифуют камень, а тут им приносят коралл, из которого не сделать кристаллик: у него уже своя форма. Бомжи — это ветки кораллов. Это судьбы, в которых одно звено всегда пропущено: никакими обстоятельствами нельзя объяснить, почему из человеческой жизни герой перешел в нечеловеческую.

Однажды кинорежиссер Борис Хлебников предложил Саше писать вместе. Сценарий будущего фильма «Свободное плавание» они сочиняли четыре года. В этом году по сценариям Родионова выходят фильмы «Сумасшедшая помощь» Хлебникова и «Сказка про темноту» Николая Хомерики. А еще творческий тандем Родионов — Хлебников займется сельским хозяйством — фильмом о фермерах. Пока что соавторы изучают ситуацию на мес­тах: ездят на съезды и на фермы. В «Театре.Doc» они вдвоем представили эскиз спектакля про опорос и разведение поросят. Зал сидел замерев, словно это был захватывающий детектив.

Александру Родионову вообще интересна жизнь. И бомжи, и поросята, и одинокие женщины, и милиционеры. А интерес — главная вещь в искусстве.

Сальто-мортале в шоу-бизнесСальто-бизнесе

Кто: Антон Красильников
Профессия: фокусник
Город: Москва
Что собирается совершить в 2009 году: стать русским Копперфилдом
Что это даст миру: нерусский Копперфилд будет посрамлен, а в России слово «фокусник» будет звучать гордо

Антон — известный иллюзионист, артист в пятом поколении. Три года назад он ушел из цирка на Цветном бульваре, чтобы делать свои собственные шоу, состоящие только из фокусов. В 2008 году он представил в концертном зале «Мир» программу Magic Stars — первое в России иллюзионное шоу. Антон собрал самых лучших фокусников, мастеров своего жанра. Во втором отделении Красильников выступает сам: демонстрирует левитацию, а также повторяет знаменитые трюки Гудини — вылезает из аквариума, выпутывается из веревок, освобождается от наручников, но делает это в своей пародийной манере.

В наступившем году Антон собирается эту программу усовершенствовать, обкатать в провинции и наконец выйти с ней в российский шоу-бизнес всерьез, устроив таким образом всему цирковому рынку сальто-мортале. Если все получится, то уже через год слово «фокусник» будет звучать в России совсем по-другому.

Антон считает, что в последние десятилетия иллюзионисты в России «упустили жанр»:

— Сейчас иллюзион, как правило, подается в одном флаконе со стриптизом, шоу-балетом и мыльными пузырями. Фокусники сами виноваты. Когда был застой, кинематографисты, например, все равно снимали фильмы и клали их на полку. А фокусники, вместо того чтобы придумывать новые интересные номера, уезжали за границу. А те, кто оставался, занимались халтурой. Если бы они держали уровень, стоили бы сейчас гораздо дороже.

Зато теперь у жанра иллюзии в России большие возможности: рынок цирковых идей свободный и дикий. Инфраструктура патентования иллюзионного реквизита практически отсутствует, но для тех, кто на этом рынке работает, это скорее шанс, нежели проблема.

— Можно написать «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты», а можно — «Вчера я вышел на проспект, идет навстречу злостный мент. В зубах торчит сигара “Кент”, несет весомый аргумент» — импровизирует Антон. — И то и другое состоит из букв. Представьте, что кто-то успел право на использование этих букв запатентовать и остальные должны ему платить за каждое сказанное слово. Для меня, например, ни в одном фокусе никаких секретов нет. И сами идеи этих номеров стары как мир. Если мы будем из своих денег отчислять какому-то неизвестному Джо Маккартни, который 10 лет назад исполнил похожий номер, у нас вообще показывать нечего будет.

Все свои ящики, аквариумы и магические кольца Антон делает сам, мастерство досталось ему от отца, одного из лучших изобретателей и мастеров иллюзионного реквизита.

— Я и токарь, и слесарь, и сварщик. Только вот шить не умею. Умел бы шить — экономия была бы бешеная. У меня в мастерской токарный станок, сварка, фрезерный станок, сверлильный, обрезной. Когда меня видят чумазого, грязного, по локоть в мазуте, мне говорят: «Ну какая же ты звезда?» Но ведь иллюзионист — это не просто человек, который показывает на сцене всякие штуки с черными ящиками. Что за шофер, который не может починить свою машину?

Как шевелить мозгом

 

Кто: Валерий Кирой
Профессия: нейрофизиолог
Город: Ростов-на-Дону
Что собирается совершить в 2009 году: создать технологию, которая позволит управлять компьютером силой мысли
Что это даст миру: инвалиды, летчики и операторы сверхсложных систем смогут жить и работать совершенно по-другому

Ростовский институт, где профессор Кирой руководит лабораторией, называется НИИ нейрокибернетики имени А. Б. Когана. «Нейро» — это про мозг, «кибернетика» — про компьютеры, «А. Б. Коган» — про одну из самых почтенных научных школ, восходящую еще к Павлову. Очередной проект профессора Кироя посвящен как раз наведению мостов между компьютером и мозгом, и делать это собираются по-павловски решительно.

Идея заниматься мозгом пришла будущему профессору, когда он еще школьником прочел «Голову профессора Доуэля». Тема его нынешней работы — управление компьютером (и вообще техникой) одной силой мысли. Институту на это выделили двухлетний грант в 17 млн рублей. Если все пойдет по плану, в 2009 году разработчики предъявят готовый прибор — воплощение интерфейса «мозг — компьютер».

— Обойтись без традиционных интерфейсов, клавиатуры и мыши, — говорит Кирой, — не проблема: довольно легко водить курсор мыши за взглядом — достаточно проследить за движениями глазного яблока. В мире все так поступают. Только мы хотим сделать это не на основе каких-то внешних поведенческих характеристик, будь то движения глаза или туловища, а на основе био­электрической активности мозга. Кому это пригодится? Я бы разбил аудиторию на две группы: одна — обездвиженные люди, другая — ну, скажем, летчики. И вообще операторы каких-нибудь сложных систем. Первым нужно управлять своим ближайшим окружением — я имею в виду кресло-коляску, кровать, может быть, нейропротез. Вторым важно быстро действовать по обстоятельствам.

Как это работает? Мы ищем на энцефалограмме (ЭЭГ), то есть на записи альфа- или бета-ритмов, особые паттерны, которые связаны с целенаправленными усилиями. Как устройство находит общий язык с человеком? Есть две технологии, и обе годятся: одна — когда человек учится подавать правильные сигналы, другая сама подстраивается под человека. Мы хотим сделать гибрид. Чтобы и использовать известное о человеке заранее, и корректировать параметры во время работы. Вы должны понимать: прибор — это же железяка. Как вы алгоритм адаптации выстроите, так оно и будет.

Технология солидарности

Кто: Валерий Баликоев
Профессия: бизнесмен
Город: Москва
Что собирается совершить в 2009 году: строить «дороги гражданского общества»
Что это даст миру: граждане смогут объединяться в борьбе за правое дело, даже не выходя на улицу

Московский бизнесмен Валерий Баликоев давно интересуется интернетом как средством объединения людей. Чтобы, найдя друг друга в Сети, они могли что-нибудь СДЕЛАТЬ. Отремонтировать подъезд, добиться справедливости, защитить человека. Гражданское общество не может существовать там, где нет механизмов самоорганизации людей для решения своих проблем, а именно эти механизмы в последние годы либо разрушились сами, либо были уничтожены.

Исправить эту ситуацию бизнесмен хотел давно, да все руки не доходили — до того самого момента, когда суд в Мордовии в очередной раз отказал в досрочном освобождении экс-юристу ЮКОСа Светлане Бахминой, матери двоих на тот момент детей, беременной третьим. Баликоев узнал об этом из новостей — и через несколько дней сделал сайт для сбора подписей под обращением к президенту. Через день подписей было уже больше тысячи, через неделю больше 20 тысяч — столько не собирало ни одно обращение к власти за последние 10 лет. Когда их распечатали, получилось два тома. Отнесли в общественную приемную президента. Проснулась Общественная палата, проснулся омбудсмен Лукин, проснулась общественность. В конце ноября Светлану Бахмину тайно перевели из мордовской колонии в гражданскую клинику где-то «в Московском регионе», где она родила ребенка. А сбор подписей на сайте продолжается, сейчас цифра перевалила за 90 тысяч.

Убедившись в востребованности идеи, Баликоев сейчас делает новый ресурс — универсальный. Он будет называться «Гражданские инициативы России» и откроется в ближайшие месяцы. С его помощью каждый сможет инициировать сбор подписей под любым законным обращением, распечатать их и доставить адресату.

— Интернет удобен и дешев, — говорит Валерий. — У нас в стране пока просто нет навыков и средств для объединения и реализации групповых интересов. Создание таких сайтов — это как прокладка дорог. Люди начинают быстрее находить единомышленников. Общество становится более зрелым и самостоятельным. Не только встает с колен, но и вылезает из пеленок.

Обещание реванша

Кто: Сливенко Оксана Николаевна
Профессия: спортсменка, экс-чем­пионка мира по тяжелой атлетике
Город: Чехов
Что собирается совершить в 2009 году: вернуть звание чемпионки мира
Что это даст миру: придаст женское очарование тяжелой атлетике и восстановит справедливость, нару­шенную на Олимпиаде в Пекине

Давно прошли времена, когда тяжелая атлетика считалась исключительно мужским видом спорта. Сегодня девушки толкают штангу ничуть не хуже мужчин, разве что весом поменьше. При этом тяжелоатлетке вовсе не обязательно быть приземистой горой мускулов. Оксана Сливенко — пример штангистки не только успешной, но и красивой. Сегодня она одна из самых перспективных в российской сборной.

Несмотря на отличные достижения, по словам спортсменки, во время выступлений ей всегда мешало волнение. Но никакой предательской дрожи в руках и коленях на летней Олимпиаде 2008 года в Пекине ни зрители, ни товарищи по команде не заметили. Оксана была сосредоточена и точна в работе со снарядом. Результатом стала долгожданная олимпийская награда: серебряная медаль в категории до 69 килограммов.

В тяжелую атлетику спортс­менка из подмосковного Чехова пришла уже подготовленной: до этого она успела позаниматься гимнастикой, карате и плава­нием. Но только в упражнениях со штангой Сливенко удалось

добиться блестящих результатов. Сегодня она является обладательницей самых высоких титулов: дважды побеждала на чемпионатах мира (в 2006 и 2007 году), выиграла первенство Европы (в 2007 году).

Теперь Оксана жаждет реванша. Ей предстоит доказать, что сильнейшая в мире все же она, а не китайская тяжелоатлетка Чуньхунь Лю. Олимпийское серебро только раззадорило амбициозную россиянку.

Продюсер слепых котят

Кто: Вера Данилова
Профессия: финансист
Город: Самара
Что собирается совершить в 2009 году: создать центр переподготовки сирот
Что это даст миру: дети-сироты, вырастая, не будут превращаться во взрослых-сирот

Вера — успешный сотрудник самарского отделения компании «Уралсиб». Помогать детдомовским детям она начала несколько лет назад, когда пришлось поработать «старшей по кварталу». Произошло это так: сироту, жившую в одной из квартир, стали выселять. Вера Николаевна попыталась ей помочь. Стали звонить другие сироты с похожими проблемами. Например, девушка, которую забрали в интернат от матери-наркоманки, а теперь, когда она выросла, направляют в ту же квартиру к той же матери. Вера Николаевна поняла, что проблема адаптации выпускников детдомов — системная. И государственная машина решить ее не в состоянии, нужны усилия волонтеров.

Сироты почти всегда нуждаются в жилье и почти никогда его не получают, хотя по закону должны. У них не хватает информации, они не умеют общаться с чиновниками, не знают, как вести себя в суде.

— Они и еду себе приготовить не могут, — говорит Данилова. — Вот, звонят мне, спрашивают, как щи варить. Как самостоятельно принимать решения, как искать работу, калькулировать расходы — их всему приходится учить заново. Из детдома они выходят как из инкубатора.

Государство о сиротах вроде заботится, но забота эта формальная, а потому бестолковая. После школы их распределяют в ПТУ на те специальности, где больше свободных мест. Они осваивают профессии «переплетчик», «швея-мотористка» — неудивительно, что, заканчивая училище, находят себе применение лишь в криминальной сфере.

Вера поддерживает постоянный контакт с 12 сиротами. Она не только учит их варить щи, но и ходит с ними к чиновникам, в прокуратуру, в суды. В одиночку Данилова уже не справляется, поэтому в будущем году она собирается создать общественную организацию. Это будет едва ли не единственное в стране учреждение, помогающее взрослым сиротам.

— Мне недавно сказали в комиссии по делам несовершеннолетних: «Почему это мы вам должны раскрывать информацию? А что, если вы делаете это в своих корыстных целях?» Я сначала чуть не взорвалась, а потом подумала: она же не виновата, эта равнодушная тетка, она просто делает, что ей прика­зано. Вот для этого и нужна общественная организация — чтобы было меньше подозрительности. И домашние мои ворчат: «Ну что ты с ними все возишься? Ходят тут, едят каждый день!» А я говорю: «Вот ты представь себе — у тебя есть родители, есть родственники. А они — как слепые котята. Им некуда пойти! Совсем некуда!»

Вера — человек с каким-то невероятно развитым, обостренным материнским инстинктом. На прощание она заботливо поправляет на мне шарф.

Залезть в «кротовую нору»

Кто: Сергей Лихачев
Профессия: математик, заведующий отделом обработки астрофизических наблюдений Астрокосмического центра ФИАН
Город: Москва
Что собирается совершить в 2009 году: подготовить систему обработки данных наземно-космичес­кого интерферометра «Радиоастрон»
Что это даст миру: открытие черных дыр, поиск темной материи, изучение темной энергии, квазаров, поиск «кротовых нор» — космических туннелей в другие области пространства и времени

«Радиоастрон» — проект из числа тех, что занимают первые позиции в «гамбургском счете» мировой науки. Он дорогой, сложный, технологичный и очень амбициозный. Россия давно уже не проводила исследований такого уровня.

— Меня часто спрашивают, почему мы так долго его реализуем, ведь задумывался «Радиоастрон» еще в советские времена, — говорит Сергей Лихачев. — Я обычно отвечаю, что если бы США пережили две революции и распад страны, то у них такая программа, наверное, просто закрылась бы. А мы все же делаем. В моей жизни это самый крупный проект. Очень престижный и очень важный для России. Конечно, не Гагарин, но его ждут во всем мире.

«Радиоастрон» называют наземно-космическим интерферометром: на орбиту Земли выводится десятиметровый радиотелескоп, который направляется на объект, интересующий астрономов. Одновременно с космической антенной на тот же объект смотрят земные радиотелескопы. Получается как бы антенна размером 350 тысяч кило­метров и с чудовищным разрешением — в миллион раз выше, чем у человеческого глаза. Причем в диапазоне радиоволн, а на этих волнах звезды, галактики и прочее содержимое Вселенной излучает еще активнее, чем в видимом свете.

Подразделение Лихачева будет непосредственно строить радио­изображения черных дыр, квазаров, туманностей и так далее.

Говорят, очень красиво.

— Поверьте, это ничуть не хуже, чем в оптике. Аналогия может быть такая: мы видим картинку так, как если бы вместо глаз у нас были антенны.

Это не так просто. Представьте себе, что вам нужно построить одно изображение по данным телескопов, разбросанных по всему земному шару, и совместить его с наблюдениями космической антенны, то приближающейся к Земле на 300 км, то удаляющейся от нее на 350 тысяч км… В общем, нужно сделать так, как если бы мы смотрели со всех точек одновременно. Для этого в отделе Лихачева разрабатывался математический аппарат и то, где этот аппарат будет работать, — так называемый коррелятор, специализированный мощный компьютер.

Сейчас в Астрокосмическом центре полным ходом идет тестирование аппаратуры, предназначенной для спутника, в феврале ее передадут в НПО им. Лавочкина, где установят на антенну. К лету соберут спутник целиком. Старт, как уже сказано, в декабре, и будет здорово, если этот график удастся выдержать, ведь запуск уже несколько раз переносился.

Обсерватория должна проработать на орбите минимум пять лет. То, что с ее помощью собираются изучать, иначе как фантастикой не назовешь. Во-первых, собираются увидеть черные дыры или исследовать квазары — загадочные образования на краю видимой Вселенной. Во-вторых, будут определять параметры того, что до сих пор не наблюдали или наблюдали крайне косвенно. В этом списке номер один — темная материя, вещество, из которого состоит четверть Вселенной, номер два — темная энергия, дающая еще две трети массы мира, и субстанция настолько непонятная, что пока у физиков нет даже хороших гипотез. И, конечно, «Радиоастрон» будет искать «кротовые норы» — входы в другие Вселенные и в другое время. Теоретически такие входы могут находиться на месте сверхмассивных черных дыр в центрах галактик. Пока для их детального наблюдения у телескопов не хватало разрешающей способности, сейчас эта возможность появится.

— Что потом? — говорит Лихачев. — Через несколько лет полета спутника он может улететь на несколько миллионов километров, если гравитация Луны изменит его орбиту. Тогда мы получим базу интерферометра в миллион километров и практически неограниченное угловое разрешение…

Без поводка

Кто: Роман Жигульский
Профессия: бизнесмен
Город: Москва
Что собирается совершить в 2009 году: бороться за права мелких предпринимателей, участвовать в выборах в Московскую городскую думу
Что это даст миру: активность мелких предпринимателей должна заставить российские власти больше прислушиваться к их мнению, не ограничиваться спасением только крупных корпораций

Роман Жигульский своей активностью раздражает многих московских чиновников. Координатор движения «За честный рынок» уже который год организует пикеты, митинги, круглые столы, отстаивая права малого бизнеса.

У нас ведь такая страна, что для того, чтобы перестали «кошмарить бизнес», часто недостаточно ни слова президента, ни даже специальных законов: чиновники на мес­тах найдут способ саботировать невыгодное им решение. Вот, например, приняла Госдума закон, который разрешает предпринимателям выкупать муниципальные помещения, которые они арендуют. Для мелких предпринимателей это — огромная поддержка. Но московские чиновники находят лазейку в законе и принимают решение, что выкупать можно только помещения до 100 кв. м и с рассрочкой платежа лишь на год. Да еще утверждают огромный список помещений, не подлежащих приватизации. Результат — закон не работает.

Против таких действий московских властей Роман Жигульский сражался целый год. Правительство Москвы все же добилось своего. Но и организованные Романом акции протеста даром не прошли: накануне Нового года московские власти решили снизить ставку аренды муниципальных помещений в несколько раз.

— Чиновники испугались социальной активности предпринимателей и чуть отпустили поводок, — говорит Роман Жигульский.

Кроме того, как минимум на год в столице отложили планы борьбы с уличной торговлей — палатками, киосками. Их ликвидация озна­чала бы конец бизнеса для многих предпринимателей.

Ближайший год, предрекает Роман Жигульский, будет очень тяжелым. Кризиса многие мелкие предприятия не переживут, особенно если жизнь им будут усложнять чиновники, которые чаще всего действуют в интересах крупных игроков рынка. Как пример Жигульский приводит ситуацию в торговле, где в большинстве случаев местные власти открыто лоббируют интересы крупных торговых сетей в ущерб мелким предпринимателям. Роман знает, о чем говорит: у него самого небольшой продуктовый магазин в Медведково, и он, по собственному признанию, думает лишь о выживании, а не о развитии бизнеса.

Впрочем, несколько лет «уличной борьбы», судя по всему, убедили Романа, что пикеты и митинги — механизм не самый эффективный. И поэтому он решил баллотироваться в Мосгордуму на предстоящих в конце года выборах.

— Основная сегодняшняя проблема — засилье в Мосгордуме депутатов «Единой России», — считает Роман. — Они просто голосуют за те документы, которые предлагает им Лужков, и не хотят разбираться в проблеме. Выборы — последний способ изменить эту ситуацию. Я уже не представляю, как иначе пробивать эту стену, отстаивать свои права.

В начале 90-х Роман как будто чувствовал, чем будет заниматься в будущем, — учился на юрфаке Московского госуниверситета путей сообщения, который тогда назывался Институтом защиты предпринимателя. Так и не получив диплома, Роман ушел в бизнес. Теперь, через полтора десятка лет, юридические знания ему очень понадобятся.

На грани дозволенного

Кто: Валерия Гай Германика
Профессия: режиссер
Город: Москва
Что собирается совершить в 2009 году: экранизировать роман «Это я, Эдичка» Эдуарда Лимонова
Что это даст миру: откроет тайны подсознания и повседневности

Полноценного кинообразования у нее нет, зато Германику вовремя заметила документалист и педагог Марина Разбежкина: в ныне ликвидированной школе Internews, где она преподавала, Германика проучилась полгода, а потом работала оператором на порностудии.

Впервые о ней заговорили три года назад в связи с документальной лентой «Девочки». Снятый за две копейки сорокаминутный портрет трех старшеклассниц из Строгино, догуливающих летние каникулы, стал лучшим фильмом в проекте «Кинотеатр.doc», попал на День российского кино в Канны, а следом — в короткометражный конкурс «Кинотавра», где получил главный приз.

Прошел год — и Германика уже участвует в главном конкурсе «Кинотавра» с полнометражным документальным фильмом «День рождения инфанты». С этой картины о жизни садомазохистов уходили члены жюри, хотя ничего непристойного в ней не было. Германика всего лишь попыталась посмотреть на маргиналов как на обыкновенных людей со своими проблемами.

Прошел еще год — Германика участвует в каннской «Неделе критики» со своим игровым дебютом «Все умрут, а я останусь» и получает там второй приз в номинации «Лучший дебют» за очень честную психологическую драму о трех девочках из спального района большого города.

Германика говорит, что закрыла подростковую тему, с которой прославилась. Теперь в ее планах экранизация скандального романа «Это я, Эдичка» Эдуарда Лимонова. Что ж, Германика — режиссер амбициозный, и пока амбиции ее не подводят. Лимонов, говорят, уже одобрил ее решение.

Главное, чего не хватало нашему кино последних лет, — честность и простота, а у Германики все это в избытке. Под ее пристальным и цепким взглядом повседневная жизнь оказывается в сто раз интереснее тех выморочных сюжетов про несуществующих героев, какие в избытке поставляло наше напыщенное кино нулевых. Германике удается самое сложное — снимать кино про себя, про то, что она знает, понимает и чувствует. Этого знания оказалось достаточно, чтобы выглядеть взрослее и интереснее большинства наших молодых режиссеров с высшим кинематографическим образованием.

Враг разочарованности

Кто: Петр Золотарев
Город: Тольятти
Профессия: профсоюзный активист
Что собирается совершить в 2009 году: отстаивать права увольняемых рабочих
Что это даст миру: трудящиеся поверят в реальность социальной справедливости

Почти каждый день председатель профсоюза «Единство» Петр Золотарев составляет исковые заявления: пытается через суд восстановить незаконно уволенных работников тольяттинского АвтоВАЗа. С началом кризиса «холодная война» профсоюза с дирекцией автозавода ужесточилась. По словам рабочих, начальники цехов со списками в руках обходят членов профсоюза и предлагают им выйти из «Единства», грозя увольнением.

Уже сегодня есть масса примеров того, как администрации заводов, сокращая штат, нарушают Трудовой кодекс: заставляют людей увольняться по собственному желанию, чтобы не платить выходное пособие, отправляют в отпуск за свой счет и т. п. Если кризис не пойдет на спад, таких случаев станет еще больше. И именно от лидеров профсоюзов будет зависеть, удастся ли отстоять права рабочих. Автомобилестроение — та отрасль, в которой рабочим повезло больше других: на многих предприятиях в свое время сформировались сильные профсоюзы, которые готовы отстаивать права рабочих. И у них уже есть опыт. То же «Единство» Петр Золотарев начал создавать еще в конце 80-х, когда разочаровался в советских профсоюзах.

— Я понял, что система работает как-то неправильно. Рабочие отчисляют деньги, а профсоюз все равно всегда на стороне начальства, и рядовых сварщиков, механиков и уборщиц защитить некому.

В 90-м году, когда заработную плату на заводе задерживали, наладчик автомобильного оборудования Золотарев начал агитацию за забастовку, пока дирекция не рассчитается по долгам. Вместе с еще одним рабочим завода — Анатолием Ивановым — они создали «Единство». Сначала идею поддержали 400 человек. Но через пару лет в профсоюз входили уже около 4 тыс. авто­мобилестроителей.

Благополучные времена сократили профсоюз втрое. Но кризис может все поменять.

— Да, сейчас администрация запугивает рабочих, — объясняет Петр Золотарев. — Некоторые пишут заявление о выходе из профсоюза. Боятся. Мы ведь никогда не стелились под администрацию. Иногда эта независимость обходится довольно дорого. Наших активистов били на митингах, задерживали перед акциями протеста. А с кризисом начальство сильнее стало гайки закручивать. Вот народ и пытается сейчас показать свою лояльность. Теперь за каждым нашим активистом по два охранника на заводе ходят: следят, чтобы они не начали листовки раздавать и агитировать. Но все изменится в новом году, когда на заводе начнется новая волна увольнений, — наши ряды вновь пополнятся. Ведь мы будем отстаивать, чтобы все было по закону, и мы уже сейчас видим, что люди, уволенные с нарушением закона, за помощью идут именно к нам.

Фото: Арсений Несходимов для «РР»; Иван Куринной для «РР»; Федор Савинцев для «РР»; orlova для «РР»; Алексей Майшев для «РР»; Сергей Мелихов для «РР»; макияж: bisou; Алексей Майшев для «РР»

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Виктор Макаренко 19 июля 2009
forex котировки Графики валют в реальном времени.
Olsen Евгеньевич Сенников 24 января 2009
Нормальные и живые люди в отличии от телевизионных "говорящих голов"
Василий Иванов 23 января 2009
Сергей Олегович Попов При чём здесь мы? Мой мир эти люди не изменят - мир внутри МКАД - может быть.
Особенно эти.... из Самары и Тольятти. Может и у Вас в городе такие есть?
Наталия Зюбина 23 января 2009
Сергей Олегович Попов При чём здесь мы? Мой мир эти люди не изменят - мир внутри МКАД - может быть.
почему же? некоторые из них, на мой взгляд, могут немного поменять действительность....
Сергей Олегович Попов 22 января 2009
Мой мир эти люди не изменят - мир внутри МКАД - может быть.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение