--

Яппи уходят в хиппи

26 августа 2009

Кризис меняет мир, но нынешним тридцатилетним нет до этого никакого дела — не потому даже, что они ленивы, нелюбопытны и неспособны анализировать ситуацию, а потому, что умеют жить лишь короткими перебежками

поделиться:
размер текста: a a a

Собственного антикризисного опыта у «новых взрослых» (поколение 1976–1982) нет: во времена дефолта им еще нечем было рисковать, зато есть драматичный опыт родителей, которые на фоне появления «новых русских» стремительно превратились в «новых бедных». Это поколение прагматиков, которое в конце 90-х дружною толпою устремилось в экономисты и юристы — не из интереса к профессии, а из невозможности сделать любой другой выбор, глядя на своих родителей, чьи «интеллигентские» профессии и занятия стремительно обес­ценились. Пережив в детстве родительское банкротство, помноженное на крах долгосрочного планирования как жизненной стратегии, сегодняшние молодые горожане могут принимать сугубо тактические, краткосрочные решения — реагировать на ситуацию «здесь и сейчас».

Среди стратегий быстрого реагирования лидирует бегство, причем на любой вкус: хочешь — кури траву в Гоа, хочешь — коли дрова где-нибудь под Тулой. Кризис оказался исполнителем глубинных желаний, превратив дауншифтинг из эпатажной экзотики в массовую практику. В отказе от социальных ценностей в пользу индивидуальных больше нет ничего сложного: между карьерой и свободой значительно легче выбирать, если карьера уже навернулась.

Переждать трудные времена где-нибудь за морями — в лидерах Индия и Таиланд — кажется куда более разумным, чем нервничать из-за сокращений или соглашаться на меньшую зарплату. Гоа становится для российских граждан чем-то вроде Америки для советских: мифом о лучшей жизни. Там можно, сдавая здешнюю квартиру или прогуливая сбережения прошлой жизни, продолжать чувствовать себя богемной буржуазией (или буржуазной богемой), не опасаясь социального понижения. Там можно наконец-то элементарно расслабиться — поколение, сызмальства безоговорочно выбиравшее Уолл-стрит вместо Вудстока, может отринуть дресс-код вместе с бизнес-ланчем и попытаться выйти из колеса сансары прямиком в нирвану. Может статься, что после такого опыта бывшим яппи и не захочется возвращаться: материальные ценности могут уступить открывшимся духовным богатствам.



Уехать же в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов представляется не столько вынужденным поведением не прижившихся в столицах провинциалов, сколько вполне осознанным желанием горожан пересидеть финансовую невнятицу. С одной стороны, тут не обходится без идеализации натурального хозяйства и прочих сельских радостей. С другой — размышления очень деловитые: записи в «ЖЖ», повест­вующие об опыте эмиграции в глубинку, вызывают не удивление, а практический интерес. В комментариях спрашивают: гусей держите? корову доите? детей в школу водите? Дом где-нибудь в Костромской области стоит всего две-три средних московских зарплаты (три-пять в реалиях других мегаполисов) — как тут не задуматься.

Другой набирающий обороты вариант бегства — не географический, а гендерно-демографи­чес­кий. «Хорошо бы сейчас родить ребенка» — неожиданно эта фраза стала все чаще звучать в бытовых и прочих разговорах. Казалось бы, трудно придумать более неподходящую для такого решения ситуацию. Однако кризис вызывает какой-то даже вздох облегчения: судя по всему, основной демографический страх «активной горожанки» был завязан не на нехватке денег, а на невозможности добровольного выпадения из социальной иерархии — а в России рождение детей неизбежно приводит к такому выпадению. Рациональные тридцатилетние девушки воспринимают кризис, особенно в случае, если он затронул сферу их профессиональной деятельности, как благо: когда бы еще появился повод уйти в декрет без риска для карьеры. Еще чуть-чуть — и поколение тридцатилетних не без удовольствия обнаружит себя где-нибудь в индийской деревушке, в тени кокосовой пальмы, с младенцем на руках. А знаменитый лозунг хиппи make love not war реинкарнирует, чтобы сформулировать новую философию: make love not work.

Фото: Валерий Горохов для «РР»; иллюстрация: Александра Новоженова

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Владимир Михайлович Коновалов 26 августа 2009
"А знаменитый лозунг хиппи make love not war реинкарнирует, чтобы сформулировать новую философию: make love not work " Интересно, а это эссе - работа? Если оплачено - конечно,да. А если по тексту - совершенно нет. Так, "почеркушка".
Аблесимов Николай 26 августа 2009
Make love not work! Совершенно не понятно, как это автор, придумавший такой силы лозунг, ухитрился ему не последовать. Что касается иллюстрации Н., то лучше, как говорил Хемигуэй, вообще уж без иллюстраций, чем с такими.
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение