Алексей Герман

7 вопросов Алексею Герману-младшему, кинорежиссеру

О реформе госфинансирования кино

Утвержден кинобюджет на 2010 год - 4,907 миллиарда рублей. Из них почти 3 миллиарда сразу же ушли в Фонд социальной и экономической поддержки отечественного кино, который поделил эти деньги между восемью крупными продюсерскими компаниями, выделив каждой по 250 миллионов. Впервые в нашем кино казенные деньги распределяются не по системе тендеров, а напрямую от государства продюсеру. Перспективы этой реформы пока туманны, равно как и судьба тех, кто не получил денег из казны. Об этом "РР" рассказал один из лидеров нового российского кино Алексей Герман-младший

24 марта 2010, №11 (139)
размер текста: aaa

1. На ваш взгляд, нынешняя реформа способна исправить ситуацию?

Кризис показал, что компании, которые еще два-три года назад снимали фильмы за 20–30 миллионов долларов, не выдержали конкуренции с американским кино. Однако многие из них прошли в государственный «шорт-лист». Последние годы мы вообще стоим на месте: пока на каждом углу можно купить пиратский диск с любым новым фильмом, все эти реформы будут бессмысленными. Например, детские фильмы сейчас никто не производит, потому что в законе прописано столько ограничений на рекламу во время их показа, что телевидение просто не покупает такое кино.

2. Компании, получившие финансирование, «назначены» сверху. Это правильно?

Все это нужно было проводить на конкурсной основе: нам нужна открытая конкуренция идей и проектов, а не только компаний. Есть много молодых компаний с колоссальным ресурсом энергии, идей.

3. О них просто забыли?

Наше будущее в нестандартно мыслящих людях. И дело не только в величине — можно все что угодно назвать большой или маленькой компанией, — а в людях, которые могут мыслить по-новому. Мне кажется, что отсутствие диалога и конструктивного спора в момент проведения реформы и есть основная ошибка.

4. К чему она может привести?

Я боюсь, как бы все это не превратилось в АвтоВАЗ. Мы же все хотим, чтобы наши автомобили были не хуже, к примеру, корейских — но не получается, потому что нет дискуссии внутри индустрии. У нас однотипные проблемы в спорте, науке и культуре: мы принимаем системные решения, забывая, что все это прежде всего люди. Человеческий капитал первичен, он важнее зданий, фондов и всего остального.

5. Эта реформа уникальна? Ведь во всем мире государство поддерживает кинопроекты, а не целые студии.

И обычно оно поддерживает не столько коммерческие, сколько имиджевые, авторские картины. Как делает Германия? Там существует система федеральных земельных фондов. Если какой-то фонд дает тебе десять рублей на поддержку проекта, то эти деньги вкачиваются не только в фильм, но и в индустрию в целом. Получив эти десять рублей, ты обязан потратить четырнадцать на той же федеральной земле, на тех же мощностях и студиях, где тебе дали деньги. Я считаю, что было бы целесообразным создать на базе киностудии «Ленфильм» федеральный центр развития кинематографии. Тогда деньги, которые государство вкладывает в документальное, дебютное и авторское кино, не уходили бы неизвестно куда, а вкладывались бы в студию, в ее будущее.

6. Что делать молодому продюсеру, который еще не успел создать себе имя и заручиться господдержкой?

Ему некуда пойти. Крупные компании, которым дали деньги, сосредоточатся на самих себе — по-моему, это очевидно. Частных денег сейчас очень мало: после огромного количества провальных фильмов инвесторы ушли из кино. А грант в Министерстве культуры получить будет очень сложно: на производство там оставлено всего 849 миллионов рублей. 

7. Есть ли у этой реформы внятная идеологическая база?

Конечно, есть. Государство хочет, чтобы были фильмы, которые развлекают и поучают. И имеет на это право: это его деньги. Другое дело, что сахарное кино в несахарной реальности может провалиться. И потом, емкость русского проката очень ограниченна — он не резиновый, мы не в Америке живем. У нас всю русскую кассу собирают два-три фильма. И то, что сейчас произошло, — серьезнейшее испытание для этих восьми компаний. 

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение