--

Убить в себе студентку

12 мая 2010

Умные люди любят говорить о целях образования: развитие компетенций, формирование личности, становление гражданского самосознания, подготовка профессионалов… Но скоро в российских школах и университетах начнутся экзамены. И, зайдя в любое учебное заведение, можно легко убедиться, что все эти «формирования» и «развития» в мозгах учащихся стоят на последних местах. А на первом — отметка. И на втором она. И на третьем… Впрочем, такая иерархия характерна не только для студентов и школьников

поделиться:
размер текста: a a a

Быть гуру очень легко. Чтобы заставить человека задуматься о сущности его бытия, нужно лишь упорно задавать ему один и тот же вопрос: «Зачем тебе это?» Я проверял. Работает.

Мне говорят:

— Поздравьте меня, я получила сертификат о дополнительном образовании, красивый такой, розовый, с печатью…

— Ох уж эта сессия! Работу пришлось забросить, проект остановить, от конференции отказаться… Но сдал. Все сдал на «отл»!

— Представляете, мне в офисе выдали диплом «Лучшему сотруднику»…

И наивно ждут от меня сочувствия и восторгов. Но я все талдычу: «А зачем?..» Самому противно быть брюзгой. Вроде борода еще не длинная (правда, я ее еженедельно подстригаю), а уже ругаю современную молодежь. И главное ругательное слово — «студентка».

Давайте договоримся, что это понятие не связано напрямую ни с полом, ни с возрастом, ни с родом деятельности. «Студенткой» вполне может быть дяденька лет сорока, работающий менеджером по маркетингу. Это слово я употребляю (сразу предупреждаю: с негативным оттенком) просто потому, что студенток без кавычек — их больше.

Долго пытался сформулировать корректное определение «студентки». Получалось что-то очень витиеватое про цели первого и второго порядка. Помог коллега. Он хоть и без бороды, но ему тоже приходится работать с подрастающим поколением. Его формулировка: «студентка» — это человек, для которого важнее оценка, чем результат.

Наверное, я идеалист. Наивно полагаю, что работа делается для того, чтобы получился полезный продукт или хотя бы появились деньги в кошельке. А учатся люди для того, чтобы стать умными профессионалами.

Но с младших классов человеку дают понять, что его цель — не научиться писать или читать, а получить побольше пятерок (в более прогрессивных школах — «звездочек», «солнышек», «дракончиков»). Естественное желание рисовать, петь и писать сублимируется в диплом лауреата районного конкурса «А ну-ка, кисточка!» или «Я люблю маму, родину и Медведева». Обещают, что скоро пачка таких дипломов сможет заменить вступительные экзамены в вуз. Пока система портфолио еще не заработала, зато единый экзамен стал нормой.

В старших классах на первое место выходит не понимание закона термодинамики или исторической роли Цезаря, а подготовка к ЕГЭ. Одиннадцать лет каторжной работы воплощаются в несколько часов теста. Жизнь и труд конвертируются по стобалльной шкале.

Школа окончена. Студенческий билет в кармане. Уже можно голосовать на выборах и покупать сигареты даже в законопослушных киосках. Можно, не прячась, пить вино и заниматься сексом. Можно самому определять свои цели.

Человек становится взрослым. Но многие перетекают из школы в вуз, а потом в офис, так и оставаясь зависимыми от формальной оценки. Это и есть «студентки». Они много работают, иногда даже создают что-то полезное. Но у них никак не получается внятно отвечать на вопрос: «Зачем?»

Зачем изучать мировую философию? Чтобы сдать экзамен.

Зачем выступать на научной конференции? Чтобы похвалил куратор.

Зачем организовывать митинги? Чтобы получить должность комиссара «Наших».

Зачем спать с мальчиком (девочкой)? Чтобы подружки (друзья) оценили.

Зачем сидеть сутками на работе? Чтобы начальство было довольно.

И непонятно, кто тут виноват — то ли сис­тема образования, то ли перфекционизм родителей, то ли нехватка психотерапевтов. Но в результате мы имеем огромный класс «студенток» — неэффективных, измученных комплексом неполноценности, боящихся действовать самостоятельно.

Поймите меня правильно: я вовсе не отрицаю, что любая деятельность должна быть оценена. Только, получая очередной балл или диплом, человек должен уметь четко ответить на вопрос: «Зачем?» Иначе он не человек, а «студентка».

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Даша Иванова 6 июня 2010
Сидим с одногруппником в аське. Интеллигентный парень, между прочим. Не ботан. С активной жизненной позицией. Талантливый журналист. Обсуждаем предстоящие госы. Наши сокурсники побросали работы, сидят зубрят учебники. Нам аж смешно. Ну в конце концов, относитесь вы проще. Все бегают в мыле, с огромными такими глазами: "Ой, у меня все из головы выветривается", скурпулезно заучивают названия трудов и цитаты из них. А на обзорных лекциях нам три (!!!) пары пороли про великих и могучих основателей российской журналистики с подробнейшим изложением их трудовой биографии, количества жен, дат рождениясвадьбысмерти. Хотя о чем уж говорить, когда по дисциплине "Актуальные проблемы СМИ и современности" мы слушали про поэмы Лермонтова. Так вот. О чем это я. Выбранные места из переписки с друзьями. Негоголь. Д (0:51) : короче я завтра весь день буду третий блок сокращать. там реальная п*зда Д (0:51) : у меня сил не хватает Д (0:52) : эти *баные альманахи и журналы Д (0:52) : бесконечные Д (0:52) : бл*ть НАХ*Я ЭТО ОПЯТЬ СДАВАТЬ Д (0:52) : В ЧЕМ СМЫСЛ *БАНЫХ ГОСОВ Д (0:52) : БЛ*ТЬ ЖУРНАЛИСТИКА С*КА Д (0:52) : НАХ*Й ИСТОРИЯ Д (0:52) : ДАВАЙТЕ ПРО ИНТЕРНЕТ БЛ*ТЬ ПОГОВОРИМ Д (0:52) : ПРО ТВОРЧЕСТВО ЖУРНАЛИСТА Д (0:52) : ПРО ТО, ЧТО НАС ЖДЕТ Д (0:52) : ПРО ПОЛИТИКУ В КОНЦЕ КОНЦОВ Д (0:52) : ПРО ЗАКОН О СМИ Д (0:52) : ПРО ТО ЧТО ТАМ Х*ЙНЯ И ДЫРЫ Д (0:52) : А МЫ БЛ*ТЬ ПРО КАРАМЗИНА НА ГОСАХ Д (0:53) : Я ПРИДУ НА РАБОТУ И СКАЖУ Д (0:53) : КАРАМЗИН ИЗДАВАЛ ВЕСТНИК ЕВРОПЫ Я (00:54) Мульт "Жжёшь!" отправлен
Юлия Грибцова 21 мая 2010
Это так. Сегодня мы обсуждали в универе бессмысленность образования, на которое мы тратим столько времени. Количество нужных предмет приблизительно равно нулю. Но мы ходим "для галочки". Или можно приходить на пары раз в неделю. И никто не заметит твоего отсутствия. Потому что преподам так же ненужно наше образование. И это все замкнутый круг. Я хочу уехать проходить производственную практику за 3 тысячи км от дома. Посмотреть, "как у них там". Но в универе покрутят пальцем у виска. Если не работать над собой и для себя, то из этого замкнутого круга не вырваться.
Андрей Павлович Ершов 21 мая 2010
Вариант решения проблемы для студенток и ответа на вопрос "зачем?": Встать перед зеркалом, представить, что вы неизлечимо больны и умрете через год. Вы довольны тем, что вы делаете? Считаете, что не зря прожили жизнь? Если ответ отрицательный, то возникает очень большой стимул задуматься над этим вопросом. Этот вариант когда-то предложил Стив Джобс.
Siddhu Rama Sansara 20 мая 2010
Сергей Анатольевич Вдовин Это вопросы взросления Мне кажется, Вы правы, говоря, что дело в нехватке психотерапевтов. К сожалению, школьный психолог сегодня поднимает шум, если найдет на полях тетрадки у девочки черных человечков, подвешенных на висилице с надписью "анархия", но никак не проясняет ребятам, для чего им ходить на уроки.
дааа... анархия явно не для слабых... сморите - ""Динамика суицидальной кривой в России После окончания октябрьской революции и гражданской войны кривая самоубийств резко пошла вверх. К 1926 году в Москве и Ленинграде уровень самоубийств поднялся до немыслимой величины: 41,8 - среди мужчин, 19,5 - среди женщин (и это только официальная статистика). Далее, были два скачка - в 1937-м и в 1947-м. Затем - некоторый спад во время хрущевской "оттепели", и резкий рост вплоть до 1984 года (38,7 человека на 100 тысяч), когда Россия занимала в черном списке второе место, уступая только Венгрии. Во время перестройки уровень самоубийств резко упал (до 23,1 человек), но начиная с 1988 года он вновь начинает расти, и в 1994-м количество самоубийств возрастает чуть ли не вдвое. Это означает, что 2,7 процента всех умерших в стране - самоубийцы. Для сравнения - аналогичный показатель для 50-х годов ХIХ века составлял 0,06 - 0,09 процента."" если рассматривать ситуацию в России с точки зрения расширения-распространения анархического всевластия, то можно сказать, что анархия, победив в 1917 (как принцип мышления), устойчиво держит свои позиции.
Татьяна Котова 19 мая 2010
т.е. согласна что таких "студенток" полно в офисах Москвы, полу-амеб таких. что они читали? чему учились, чего хотят?? по классике - "барышня легла и просють". сплошная инфантильность и преклонение перед фантиками-мишурой. Но!!! сама прогуляла 1-й год в МГУ, и только потом стала нормальноучиться - это ж 17 лет! что у меня было в голове не помню)) а результат обучения (аспирантура и пр.) - скорее радует! со временем пришел и поиск себя, и прочее-прочее. не ищите ничего в головах в 17 лет. там взрослые понятия могут быть занесены только родителями, "хорошей" образованной семьей.
Наталья Белкина (Белка) 18 мая 2010
Плюсую - стадное стремление стать офисным зверьком и перебирать бумаги. И изумление - а как же еще?? Ты не умеешь работать в Corel Draw? Ты в тридцать не руководитель? Ты не стремишься заработать все больше, и больше, и больше???? Ну, ты странная какая-то.. Как у Минаева в ДухLess'е - казаться, а не быть. В то время, как - сбрось шелуху, и нету человека. У меня подруга приезжала. Она тоже из Нижнего Новгорода, но сейчас работает в Москве, ходит по магазинам, кормит пса, удивляется моему нежеланию продажничать; а я тут ЖИВУ в провинции, и диву даюсь, как можно по выходным на диване лежать! К чему это - не хочу, не нравится, что принято иметь статусы, положение, принято встраиваться в производство непонятно-ненужных вещей, принято доказывать каждому половинному, что ты еще ого-го! Бренно это все..
Михаил Волжский 18 мая 2010
Григорий Тарасевич> Но в результате мы имеем огромный класс «студенток» — неэффективных, измученных комплексом неполноценности, боящихся действовать самостоятельно. Разве не очевидно, что на 90% рабочих мест "студентка" намного эффективнее "человека", и дальше эта цифра будет только расти. Се ля ви. Чем выше уровень технологии, тем вреднее проявления самостоятельности. Ну вот к примеру начали в стране появляться высокотехнологичные медицинские центры. Думаете, туда кулибиных и павловых на работу берут? Ничего подобного, кулибиных оттуда гонят поганой метлой. А берут тех, кто досконально знает алгоритмы и жёстко им следует. А получение оценки - это опиум для народа, самый простой и дешёвый суррогат осмысленности. Если ответов на вопросы "зачем" нет и не предвидится, то нужно выдумать хоть что-то, душа человеческая иначе не может.
Сергей Анатольевич Вдовин 18 мая 2010
Отвечать на вопросы "зачем", "каков будет результат" и "что я хочу" в школе, как Вы справедливо заметили, не учат. Разве что в порядке бонус-трека об этом может рассказывать классный руководитель. При желании. Это вообще вопросы развития. И взрослые дяди и тети готовы тратить круглые суммы денег, чтобы их "подтянули в осмыслении жизни" на тренингах личностного роста (которые, кстати, были высмеяны в одной из статей "РР"). Мне кажется, Вы правы, говоря, что дело в нехватке психотерапевтов. К сожалению, школьный психолог сегодня поднимает шум, если найдет на полях тетрадки у девочки черных человечков, подвешенных на висилице с надписью "анархия", но никак не проясняет ребятам, для чего им ходить на уроки.
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение