Щепки летят

Почему Химкинский лес все-таки вырубят

Противостояние защитников подмосковного Химкинского леса и ФГУ «Дороги России», ведущего на его территории строительство скоростной автотрассы Москва — Санкт-Петербург, на прошлой неделе вступило в очередную горячую фазу. Палаточный лагерь сопротивления подвергся нападению группы молодчиков, по виду напоминавших футбольных фанатов. Воспользовавшись ситуацией, милиционеры выгнали из леса экологов, и вырубка продолжилась. Корреспондент «РР», побывав на месте событий, понял, почему иначе и быть не могло

Игорь Найденов поделиться:
29 июля 2010, №29 (157)
размер текста: aaa
Неизвестные с замотанными лицами, выгнавшие экологов из леса

Химки. Двор. Обыкновенный, хрущовский. Из окон окрестных домов выглядывают сонные измученные зноем жители. Силятся понять, что это за группа людей — все как один с аномально развитыми лобными долями — собралась у стола со скамейками. Один из местных алкашей произносит вяло: «Опять эта Женька Чири­кова своих привела», — и теряет к собравшимся всякий интерес.

В разгаре собрание зеленых на следующий день после разгрома. Активист движения «Экозащита» Александр Глибин вспоминает, как было дело:

— Они начали с рассветом. Человек сорок, наверное. То, что мы говорили, будто их сотня была, — это так, с перепугу. Нет, ну ты представь: ты спишь себе спокойно, а тут бригада крепких чуваков, лица замотаны белыми тряпками, и все орут, что нас убьют, если мы будем мешать работе порубочной техники.

— Били?

— Бить не били. А так, постукивали. Одному из наших — вон он стоит — шею немного намяли. Думаю, у них такой приказ: пугать, но не калечить.

Группа обсуждает план действий на будущее. Их выгнали из Химкинского леса. Теперь надо понять, как еще можно помешать рубке, которая идет днем и ночью без выходных. Многие с удовольствием пользуются терминологией партизанской войны: «разведгруппа», «прочешем местность», «проведем рекогносцировку». Все пытаются говорить по очереди — потому что демократия. Но у всех получается вместе, потому что интеллигенция.

— Чем больше народу, тем безопаснее, — убеждает Дионисий, с бородкой и в очках, форменный Чернышевский.

— Прекращают вырубку — идем на переговоры. Если нет, то нет.

— На каждое дерево надо посадить по активисту, пусть вместе с нами рубят.

И вдруг ливень. Но эмоции бьют через край, и падающей с неба воды никто не замечает. Все происходящее напоминает партсобрание начала перестройки.

— Я экономлю голос, — тихо сообщает Евгения Чирикова. — Но должна вам сказать, что на меня вышел начальник «Теплотехники», подрядчик строительства дороги. И сказал: «Давайте мы вам высадим тысячу деревьев и вы от нас отвянете».

Все снова шумят, причем так оскорбленно, будто им предложили бесплатно предать родину. Они знают, что обречены на поражение. Но продолжают сопротивляться, чтобы затем не стыдиться самих себя.

В общих чертах смысл конф­ликта заключается в следующем. Активисты движения «Экозащита» считают вырубку части Химкинского леса незаконной, поскольку правительство Москвы не дало на это согласия, а сам лес является частью лесозащитного пояса столицы. Кроме того, зеленые утверждают, что компания «Теплотехника» не имеет необходимых
порубочных билетов.

Однако в «Теплотехнике» заявляют, что располагают всеми разрешительными документами.

Между тем спорные участки Химкинского леса — там, где сейчас идет вырубка, — к землям лесного фонда действительно формально не относятся: еще в ноябре 2009 года премьер Владимир Путин подписал распоряжение, по которому территория, подпадающая под вырубку, была переведена из земель лесного фонда в иную категорию, разрешающую, среди прочего, и строительство авто­дорог.

Это распоряжение пыталась обжаловать в Верховном суде группа граждан во главе с лидером «Экозащиты», жительницей Химок Евгенией Чириковой. Однако ВС не удовлетворил их жалобу, а кассационная коллегия это решение поддержала, заметив, что федеральная власть сделала все необходимое, чтобы продемонстрировать общественности: альтернативы именно такому маршруту автотрассы нет.

Однако экологи видят в решениях власти коррупционную составляющую. Они настаивают на том, что другие варианты куда менее затратны и не нанесли бы такого ущерба экологии. А трассу прокладывают именно так — сквозь Химкинский лес — лишь потому, что это лакомое место для коттеджной застройки и инфраструктуры: супермаркетов, бензозаправок, ресторанов.

— Они сначала хотели отрезать себе вообще по три километра в обе стороны от трассы, — говорит активист Владимир Морозов. — Не получилось. Теперь вроде требуют стометрового отчуждения. Но расстояние для них не главное. Главное — просто влезть в лес. А расшириться потом вглубь при нашем законодательстве — это вопрос юридической техники.

Экологи возят меня по всем точкам сопротивления. Интересно, что сам бы я ни за что не догадался, что в этом лесу идет масштабная вырубка: со стороны дороги ее не видно. Допустим, подъезжаешь к аэропорту Шереметьево — лес как лес, а чуть завернешь за угол — там как будто Тунгусский метеорит прокатился.

Двигаемся через поселок Старбеево. Скоростная трасса пройдет у здешних жителей прямо под носом. Но местные, говорят экологи, пассивны до столбняка, никаких бумаг ни в чью защиту не подписывают. Ссылаются на Путина: он же обо всем распорядился — значит, так и надо.

Похожая история с дачным поселком Пойма. Там жители активны только на словах, а как только им предлагают присоединиться к протесту, тут же прячутся в кусты. Да, говорят, плохо это, а что мы можем? Все уже правительство решило.

Старбеевский мужик вполне приличного вида на наш вопрос, как он относится к вырубке, ругается, поигрывая трицепсом, отягощенным двумя литрами крепкого портера:

— Идите нах, провокаторы! Я буду лес защищать, ага. Меня бы кто защитил.

Пытаемся все-таки попасть в Химкинский лес на машине. Добираемся до бетонки. На съезде стоят гаишники. В лес не пускают — говорят, приказ: там, мол, идет контртеррористическая операция, которая продлится семь дней.

— Ваххабиты, что ли?

— Вроде того.

Секретными тропками пробираемся в лагерь анархистов. Они стоят здесь, как мне объяснили, чтобы обозначать присутствие экологов: мол, мы не запуганы и продолжаем сопротивление.

Выходим на опушку. Недалеко берег Клязьмы. Четыре палатки. Вокруг них крутится молодежь. Фиолетовые волосы. Локальный пирсинг. Футболки с анархистской куриной лапкой. Кто-то в трусах, кто-то в чем мать родила. Все в той или иной степени пьяны. Рассказывают, что хотели устроить диверсию: атаковать порубочную технику, может, даже повредить ее немного. Но купили водки для смелости — и передумали.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Сергей Горохов 4 августа 2010
Василий Иванов
Вы забыли вариант с переброской через космос. На его фоне сведение под ноль всего леса будет выглядеть логичным вариантом.
Ок, поставим его четвёртым вариантом :-) Однако ж я, описывая варианты, ориентировался на материалы "защитников", а в них такой вариант пока не упомянут.
Кто сказал, что расширить существующее шоссе невозможно? В Питере расширили Киевское. И никакого "транспортного коллапса" не наблюдалось. Да, этот вариант дороже, придется "двигать" собственников, менять развязки. Дешевле построить через "бесплатный" лес. А уж если учесть навар от строительства новой инфраструктуры, то интересы леса вообще по-боку. Людей - тем более.
Почему невозможно? Всё возможно, само собой. Но Вы забыли оценить результат такого расширения: уровень выхлопов сохраняется, а сама трасса ещё ближе приближается к окнам жителей как старых, так и новых Химок. Естественно, этот вариант и дороже, и связан с необходимостью отъёма (пусть и за выкуп) собственности. Боюсь, что не всем собственникам это может понравиться. Соответственно, зачем вариант, при котором приходится отнимать собственность, когда есть вариант, при котором отъём собственности за МКАД не происходит (точнее, почти не происходит)? Ну, и ущерб экологии города меньше, само собой. Ну, а что касается коллапсов при расширении - проедьте по Ленинградке внутрь МКАД. Её как раз сейчас расширяют. Постойте в пробке ч/з канал им. Москвы у Бутаковского залива, потом - на Соколе.... Боюсь, те рецепты, что применимы для Питера, не всегда могут быть применены для Москвы и Подмосковья.
Я на стороне защитников уже потому, что знаю, как в принципе решаются подобные вопросы в нашей стране. Например, ломанием рук-ног Бекетову. Или бандитами в повязках. Фирма, которая идет на ТАКИЕ меры, в принципе не способна учитывать интересы каких-то там жителей "старых Химок". Я знаю, как легко переводятся заповедные леса в разряд тех, которые можно вырубить. И разумеется, никаких альтернатив. А жители "Химок" да и всей страны уже давно поддерживают любые начинания власти. Практически с 30-х годов прошлого века. И дружно осуждают всяких профессиональных врагов народа. Которые(из вредности, видимо, поскольку экономических интересов не проглядывается) лезут под бульдозеры. Скажите, сколько Вам надо заплатить, чтобы Вы полезли под бульдозер или рисковали оказаться в больнице, как Бекетов?
Знаете, появление у "защитников" ритуальной жертвы не является для меня тем обстоятельством, которое делает их правыми. Однако появились другие обстоятельства, не позволяющие поверить в их правоту, - это их слова о неуважении к закону и к судебным решениям. То есть нормального. компромиссного выхода для них не существует: есть только одна точка зрения - их собственная (стройте трассу где угодно, но не через лес). Других вариантов они просто не приемлют. Хотя, как видно из выложенных на сайте "Экообороны" документов, диалог с ними власть всё-таки пыталась наладить. Вместо этого в качестве "подвига" активисты записывают "срыв общественных слушаний". :-( Увы, возможностей для диалога с такими людьми я тоже не вижу. Ну, а под бульдозер лягу тогда, когда додумаются трассу строить через Химки (в т.ч., и путём расширения Ленинградки ;-) )
Василий Иванов 3 августа 2010
Сергей Горохов Вы забыли вариант с переброской через космос. На его фоне сведение под ноль всего леса будет выглядеть логичным вариантом. Кто сказал, что расширить существующее шоссе невозможно? В Питере расширили Киевское. И никакого "транспортного коллапса" не наблюдалось. Да, этот вариант дороже, придется "двигать" собственников, менять развязки. Дешевле построить через "бесплатный" лес. А уж если учесть навар от строительства новой инфраструктуры, то интересы леса вообще по-боку. Людей - тем более. Я на стороне защитников уже потому, что знаю, как в принципе решаются подобные вопросы в нашей стране. Например, ломанием рук-ног Бекетову. Или бандитами в повязках. Фирма, которая идет на ТАКИЕ меры, в принципе не способна учитывать интересы каких-то там жителей "старых Химок". Я знаю, как легко переводятся заповедные леса в разряд тех, которые можно вырубить. И разумеется, никаких альтернатив. А жители "Химок" да и всей страны уже давно поддерживают любые начинания власти. Практически с 30-х годов прошлого века. И дружно осуждают всяких профессиональных врагов народа. Которые(из вредности, видимо, поскольку экономических интересов не проглядывается) лезут под бульдозеры. Скажите, сколько Вам надо заплатить, чтобы Вы полезли под бульдозер или рисковали оказаться в больнице, как Бекетов?
Сергей Горохов 30 июля 2010
1. Трасса нужна. С этим никто не спорит, даже самые ярые "защитники леса". 2. Альтернативы реализуемому проекту: а) второй этаж над Ленинградкой. Результат: хоть как-то движущаяся Ленинградка на несколько лет строительства встаёт полностью. После строительства мы получаем выбросы от Ленинградки х 2. б) тоннель под лесом длиной 20 км. Результат: строительство растягивается на десятилетия. Всё те же самые выбросы, что и в реализуемом проекте, только поступающие из-под земли. Аварийность в тоннеле по сравнению с открытой трассой - выше на порядок. Стоимость строительства - и говорить не приходится. в) трасса над жд путями Октябрьской жд (любимый вариант "защитников"). Результат. трасса-то, конечно, становится и дешевле, и прямее. Но давайте посмотрим карту: старые Химки, участок города размером 1х1,5 км, и так зажатый между Ленинградкой, МКАД и промзоной, с четвёртой стороны оказывается зажат ещё и новой трассой. Район, отрезанный железной дорогой, окончательно отрезается новой трассой. Вырубается часть Химкинского городского парка им. Л.Толстого. Вы хотели бы после этого жить в старых Химках? Я и моя семья - навряд ли. На период строительства имеем большие проблемы с организацией жд сообщения Москва-Питер. На мой взгляд, ни одна из описанных альтернатив нежизнеспособна. Ещё альтернативы есть? Есть плохой вариант и много ужасных. Именно поэтому выбран плохой, т.к. ужасные - ещё хуже. Увы, и для реализации плохого варианта приходится чем-то жертвовать, вопрос лишь в сопоставимости жертв: лес или здоровье жителей старых Химок. Именно в этом причина того, что героиню репортажа не поддерживают жители Химок, а не в "двух литрах крепкого портера". Потому и приходится зазывать профессиональных "несогласных" и погромщиков из "антифа". P.S. Очень надеюсь, что в любимом мною журнале будет освещена и точка зрения, альтернативная точке зрения вашей героини.
Василий Иванов 29 июля 2010
"Корреспондент «РР», побывав на месте событий, понял, почему иначе и быть не могло"
И башню в Питере построят, там деньги по-круче вращаются. И любой заповедник застроят. Страна у нас такая. Страна возможностей. В которой возможно все, были бы деньги. И в общем, не заоблачные..... И люди такие:
Двигаемся через поселок Старбеево. Скоростная трасса пройдет у здешних жителей прямо под носом. Но местные, говорят экологи, пассивны до столбняка, никаких бумаг ни в чью защиту не подписывают. Ссылаются на Путина: он же обо всем распорядился — значит, так и надо. Похожая история с дачным поселком Пойма. Там жители активны только на словах, а как только им предлагают присоединиться к протесту, тут же прячутся в кусты. Да, говорят, плохо это, а что мы можем? Все уже правительство решило. Старбеевский мужик вполне приличного вида на наш вопрос, как он относится к вырубке, ругается, поигрывая трицепсом, отягощенным двумя литрами крепкого портера: — Идите нах, провокаторы! Я буду лес защищать, ага. Меня бы кто защитил.
За одно это надо Путина менять. Чтобы население поняло, что он в принципе заменим.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение