--

Учеба в чистом поле

Как «Русский репортер» учил студентов и школьников

В деревне Ручки Максатихинского района Тверской области прошла летняя школа «Исследователь». Это большой образовательный проект, с успехом заменивший многим его участникам турецкие пляжи и болгарские курорты

Светлана Скарлош поделиться:
18 августа 2010, №32 (160)
размер текста: aaa

Десять километров от Максатихи по пыльной грунтовой дороге — и вы в деревне Ручки. Туда во время своих законных каникул и отпусков на целый месяц съехались школьники, студенты и преподаватели из разных городов России и даже из-за рубежа.

Палаточный лагерь участников расположился сразу за зданием сельской школы, в которой большей частью проходили занятия. Все учили, и все учились. Студенты, прослушав лекцию, на следующей паре сами становились преподавателями — по своему предмету. А опытные специалисты, прочитав курс лекций, оказывались в числе участников мастер-класса, который проводил коллега.

Летняя школа — это четыре отделения: физическое, медицинское, журналистское и отделение социальных наук. Летняя школа — это не столько теория, сколько практика: юные физики здесь проводили свои первые опыты, начинающие журналисты учились делать газету и брали интервью у местных жителей, а медики тренировались на куриной тушке — накладывали швы. Изредка успевали между сдачей номера, семинаром и полевым исследованием сбегать на речку и спеть пару песен у костра.

У человека со стороны такого рода проекты вызывают закономерный вопрос: что заставляет утомленных, перегруженных учебой и работой людей отказываться от безмятежного отпускного покоя в пользу дополнительной учебы и работы? Можно долго рассуждать на эту тему. Но лучше почитать выдержки из дневников участников летней школы, любезно предоставленных авторами редакции «Русского репортера».

«Ленинградский вокзал. Памятник Ленину. Дети, взрослые, рюкзаки, коврики, книги, палатки, фотоаппараты, блокноты, видеокамеры. Нас больше сотни человек. “Вы снимаете кино? О чем?” — интересуются дачники на перроне.

Мы садимся в электричку. Всего 30 минут пути — уже готов план номера первой школьной газеты. Есть цель выпустить газету уже сегодня по приезде. Летняя школа началась. Конечно, в итоге газета так и не вышла… Но старт дан».

Евгения Ярцева, Москва

«Электричка, автобус, такси — шесть часов в пути. Пока ехала, сто раз себя спросила: “Зачем?!!” Пока не увидела пейзаж за окном. Именно так, наверное, выглядели владения маркиза Карабаса. Поля, леса, река. Сосны, облака. Утром проснулась от крика: “Первая пара начинается через 14 минут!” Я подумала: ну и фиг с ним, но резко проснулась от мысли, что это моя пара. Схватив зубную щетку, проектор, ноутбук и полотенце, помчалась в школу. 

На завтрак манная каша с какао! Это очень вкусно! А вечером на улице установили экран (белую простыню) и показывали кино “Первые на Луне”. Я давно мечтала посмотреть кино в чистом поле, и тут — так неожиданно — моя мечта осуществилась.

Пока ехала домой, думала: как это я за обычные четыре дня столько всего успела? В Москве и за неделю не удается перехватить столько всего “вкусного”. Может, дело в том, что в школе нет посторонних, все при деле, каждый выполняет свою задачу, будь то встреча губернатора, помывка посуды или поход на речку? В следующем году хочу на всю смену».

Надя Боровик, Москва

«Вернулись с рыбалки около трех ночи — посидели не зря: выловили около двух килограмм разной мелочи, была даже одна щучка. Сварили уху, получилось костляво, но очень вкусно и сытно. А сегодня делали приложение к местной газете — всерьез занялся изучением географии участников. От Владивостока до Москвы, захватывая почти все крупные города России, плюс американский Орландо и голландская Бреда. Никогда бы не подумал, что здесь столько людей со всего земного шара.

Ездили в пожарную часть снимать сюжет. Удалось заснять пожар на свалке, а после нас всех полили из брандспойта. Жаль только, что аккумулятор у камеры сел в самый неподходящий момент».

Тимур Юсупов, Белгород

«Утро. Попыталась проспать — не выходит: кто-то громко поет песни под гитару. Я редактор газеты “ЛеШИй”. А это значит — планерка! Умылась холодной водичкой — в столовую за кашей и в редакцию. Куча тем для публикаций, меняем формат газеты на оппозиционную, к обложке добавляем пару “желтых” штрихов, чтобы заинтересовать читателей, обсуждаем политику издания и его взаимоотношения с “Фиговым листком” физиков.

Успеваю сбегать на пару в фотогруппу. Это в “Черном квадрате” (бывший кабинет директора школы). Там негде даже крышке от объектива упасть: приехал Евгений Уваров — фотограф, журналист, бывший главред журнала Digital Photo и преподаватель ВГИКа.

Не заметила обеда, не заметила, как вечер наступил. А еще читать тексты… Вот так и закончился мой редакторский день. Через четыре часа уже вставать — опять планерка!»

Ольга Сабылинская, Белгород

«В половине второго ночи подъезжаю к зданию школы. Никто не спит и не собирается. Проходящая мимо хрупкая девушка оказывается директором летней школы “Русского репортера”. Она ведет меня в спортивный зал, больше похожий на обувной секонд-хенд: пол сплошь завален изрядно потертой обувью. Мелькают дреды, тельняшки, фенечки, шлепают босые ноги, покрытые слоем местной деревенской пыли. Прямо на полу по-турецки восседают строгие босоногие девушки с ноутбуками. Знакомлюсь с Леной из Курска — она только что вернулась “с полей”, разыскивала местных знахарок. Нашлась одна. Лена рассказывает, что у нее такой сильный приворот, что ее второй муж через 14 лет после развода до сих пор по ней с ума сходит. Сейчас местная колдунья замужем в четвертый раз — и все благодаря привороту».

Игорь Музыченко, Санкт-Петербург

«Большая уборка школы перед приездом губернатора Зеленина. В комнате “Черный квадрат” (она же бывший директорский кабинет) нашла классный журнал. Седьмой класс ручковской общеобразовательной школы. 2004–2005 учебный год. В списке учащихся — три фамилии. Одна из них вычеркнута: ученик перестал ходить на занятия еще в первой четверти и был исключен.

Оценки однообразны — тройки. Только по музыке и физкультуре время от времени появляются четверки и пятерки.

Несколько лет назад ручковская школа была закрыта. Теперь местные дети ездят учиться в райцентр. А здесь учимся мы…»

Елена Кузнецова, Санкт-Петербург

«Первый учебный день. Я в редакции — бывшем кабинете биологии — выступаю перед школьниками. Выступать надо босиком, потому что редакция — это одновременно чья-то спальня. Как и все классы школы. Спят там круглосуточно: когда я вел занятия, всегда кто-то спал на матрасе. Но тем не менее школьники за две пары задали мне больше вопросов, чем мои студенты за учебный год.

Вечером — повышение. Мне предложили стать главным редактором “почти ежедневной” газеты “ЛеШИй”. Соглашаюсь. Оказывается, прежде газету делали две девушки: Юля и Настя. Газета получалась хорошей, но девушки из-за этого не спали ночами. Теперь они спать будут. Надеюсь, что я тоже.

Вышел второй номер “ЛеШИго” под моим руководством. Школьники берут темы и пропадают. Бильд-редакторы тоже все время куда-то пропадают. Начинаю понимать, почему не спали Юля и Настя…»

Александр Колесниченко, Москва

«В лагерь приехал новый гость, и нас попросили показать ему дорогу к реке. Пока шли, знакомились. Гость представился Петром Александ­ровичем Ореховским. Если набрать его фамилию в Яндексе, выпадает огромный список статей, публикаций, учебников и сборников эссе. Иду и осознаю: вот профессор нескольких крупных российских вузов, экономист, ученый, специалист по региональному управлению. 

На следующий день Ореховский вел две пары и одну дискуссию. А после я у него брала интервью. В моем маленьком городе сложно встретить специалистов такого уровня, тем более так запросто поговорить с ними. А ведь такие люди задают планку. Личности подходящего масштаба встречаются на школе “РР” неприлично часто».

Анастасия Якорева, Саратов

«Здесь легко дышать, даже если под Тверью горят торфяники. Среди своих вообще дышится легко. Легко живется, учится, спорится, любится, ссорится, мирится, да что угодно! Все легко. Даже утром в луже конденсата просыпаться не противно. Не легко, но и не противно.

Школа дает стимул к самообразованию. Я видел, как уже состоявшийся репортер записывал в блокнот названия фильмов и книжек, о которых услышал именно здесь».

Ян Тяжлов, Белгород

«Посмотрела бы на меня мама — подумала бы, что мир сошел с ума: я, чистейший гуманитарий, схватив тетрадку, спешу сначала на пару по математике, потом — по квантовой механике, потом — по микробиологии и так до ужина с перерывом на обед. Магниты, черные дыры, кот Шредингера, темная энергия, Перельман и Лобачевский… Если бы в школе мне кто-то сказал, что физика и математика — это красиво, с сожалением взглянула бы на собеседника. А теперь мне себя жалко, когда не до конца понимаю шутки физиков».

Ольга Федотова, Москва

«Перелистываю конспекты, скопившиеся за школу. Почти вся тетрадь исписана. Читать неудобно: в поле ветер, страницы перелистываются в произвольном порядке. Вот физик Зоя о космологии рассказывала. Дальше — курс о редких болезнях, читала прелестная девушка Маша. Блондинка. Много терминов. Следом — два профессора-экономиста. Помню, спорил с ними у костра, пытался доказать, что государство тратит слишком много денег на поддержку малого бизнеса. Эффективнее сделать четкое законодательство, и тогда бизнесу будет работать легче. На мой взгляд, двигатель государства — средние предприятия. Экономисты со мной не соглашались. Математика — этот курс специально для журналистов готовили. Вроде бы о сложных вещах рассказывали, но куда понятнее, чем в школе или университете. От тренинга по психологии журналистики в тетради остались только кусочки. К примеру, конспект речи собеседника и выводы о нем, которые нужно было сделать, не задавая ни одного вопроса.

Много записей, много встреч, много информации. Вернусь домой — долго еще буду все это переваривать».

Максим Олейников, Ростов-на-Дону

Фото: Олег Мясоедов (3); Иван Чернопятко; Яна Дьяконенко (2)

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Люба Шаталова 22 августа 2010
Яна, можете аж до весны изучать ссылки в интернете, где собрана вся информация: www.issl.ru - сайт Летней школы "Исследователь" http://vkontakte.ru/club3618027 - группа ЛШ вКонтакте http://groups.google.ru/group/shkolarr - служба рассылки новостей Летней школы
Яна Платова 21 августа 2010
если я захочу попасть в вашу школу следующим летом, что от меня потребуется?
Тимур Аброрович Юсупов 19 августа 2010
Отличный материал получился. Честно говоря, не думал, что всё получится так органично. Класс!
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение