Бум без слов

Могут ли французы рисовать Хармса, а русские — собственные сны

10 сентября в Санкт-Петербурге открывается 4-й международный фестиваль рисованных историй «Бумфест». С 10 по 17 сентября по всему городу пройдут выставки, а 24–26 сентября в Фонтанном доме будет ярмарка комиксов с мастер-классами, лекциями и товарищескими поединками художников. За четыре года своего существования «Бумфест» из маргинального мероприятия для кучки энтузиастов превратился в культурное событие всероссийского масштаба. Здесь показывают самые разные истории — от многословных литературно-исторических фантазий Григория Литичевского до «безмолвных», но очень смешных зарисовок с выставки «Бес слов»

Константин Мильчин поделиться:
7 сентября 2010, №35 (163)
размер текста: aaa

Питер де Портер (Бельгия)

(участвует в выставке графического рассказа «Бес слов» с серией комиксов о Бёрке)

Питер де Портер родился в 1976 году в Генте. Публикуется с 2001 года, а рисует с семи лет.

«У отца была огромная коллекция комиксов; наверное, из-за этого я и выбрал свою профессию. У меня очень простые рисунки: я смотрю на мир глазами ребенка. Рисую, будто бы детскую книгу иллюстрирую. Говорят, что в сочетании с циничным содержанием и черным юмором получается круто.

Про моего героя по имени Бёрк я нарисовал шесть книг. Его имя можно перевести как “маленький фермер”. У него был реальный прототип — фермер, который когда-то жил в моем родном городке. Ему было 70 лет, и у него была жена из Таиланда, которую он нашел по переписке. С тех пор я превращал его то в космонавта, то в пещерного человека, то в террориста. Неизменными у него остаются только усы. Ну, и еще то, что он неудачник. В июне этого года я выпустил книгу, в которой Бёрк оказывается пропавшим сыном Гитлера».

Эдмон Бодуан (Франция)

(персональная выставка)

Эдмон Бодуан родился в Ницце в 1943 году. Выпус­тил больше 50 книг; помимо комиксов занимается живописью и эскизами к теат­ральным постановкам.

«Я работал бухгалтером в небольшом отеле на Лазурном берегу. А в свободное время рисовал, рисовал, рисовал. А потом, когда мне исполнился 31 год, я решил поменять профессию и уйти в живопись. Но начать решил с комиксов, хотя на тот омент я не был их фанатом. Да я их и не знал особо. Но я начал рисовать комиксы, потому что подумал, что с их помощью смогу заработать себе на жизнь. Надежды эти оправдались не сразу, но постепенно я понял, что это очень интересная работа.

Я рисую черно-белые комиксы, и меня часто спрашивают, с чем это связано. Дело в том, что я родился во время войны. Моя родители жили бедно, дома были только карандаши и бумага. Обычные карандаши — и ничего больше. Так что мои первые рисунки были черно-белые, и с тех пор я всегда рисую только черно-белую графику. А уже потом журналисты назвали меня “мастером черно-белой техники”».

В центре справа: «Я шел дальше, до Бычьего поля. Здесь жили бедняки, от них остались следы: остатки цистерны, печи, вымостки. Бычье поле напомнило мне нос корабля. Великолепный корабль, застывший на каменных волнах. Это поле не для быков.» (пер. с фр.)

Юичи Йокояма (Япония)

(участвует в выставке «Бес слов» с проектом Baby Boom)

Юичи Йокояма родился в 1967 году, живет под Токио.

«Раньше я рисовал картины, но это всего одна сценка, а в комиксе можно рассказать, что было до и после. Поэтому я стал рисовать комиксы. Я всегда мечтал нарисовать что-нибудь хорошенькое. Baby Boom — это история о том, как взрослые, видя мир глазами детей, тоже становятся хорошенькими. Идеи для комиксов я нахожу в путешествиях и даже в газетных статьях. Самое важное — это красивое сочетание сцен и времен. В самих картинках не должно быть никаких особенностей; было бы вообще отлично, если бы в комиксах не было никакого смысла».

Алексей Никитин (Россия) и Жеральд Оклин (Франция)

(выставка Nikitin VS Auclin: комиксы по произведениям Даниила Хармса)

Алексей Никитин родился в 1978 году во Всеволожске. Комиксы рисует с десяти лет.

«Я с детства регулярно ходил в библиотеку, брал по три книги и через неделю уже брал следующие три книги. В итоге я что читаю, то сразу автоматически вижу покадрово. Как только нахожу в литературных источниках что-то, сразу делаю по этой вещи проект. В детской художественной школе (лет в 14–15) мне в руки попали отпечатанные на машинке листки с «анекдотами Хармса» и мгновенно были мной переведены в комикс. А Пушкин из хармсовских анекдотов стал для меня как Микки-Маус для Диснея».

Жеральд Оклин: «Почему я рисую комиксы по Хармсу? Ну, скажем, из-за жены — она из Санкт-Петербурга, и у меня много русских друзей. Вообще, мне очень нравится русский авангард, и в первую очередь Малевич. Хармса я открыл для себя лет восемь назад и понял, что он писал примерно так же, как я рисую. Это важно: одно время я носился с идеей сделать комикс по мотивам “Собачьего сердца” Михаила Булгакова. Но, начав работу, я понял, что из комикса исчезло все, что мне нравилось у Булгакова. С Хармсом все по-другому. Я даже учу русский по книгам Хармса. И уже tshut-tshut выучил».

Юлия Григорьева (Россия)

(персональная выставка)

Юлия Григорьева родилась в Ростове-на-Дону в 1985 году, живет в Санкт-Петер­бурге. В прошлом году она стала обладательницей Гран-при «Бумфеста».

«Я занимаюсь не только комиксами, на жизнь я зарабатываю иллюстрациями. А комиксы — для души или для участия в фестивалях. Для меня это такая многоклеточная иллюстрация: с помощью рисованной истории проще объяснить свои мысли или сны. В детстве я три года жила в Германии, и меня пора­зили комиксы о Микки-Маусе, хотя это, конечно, для детей. А сейчас мне очень нравится немецкий художник Мавил. Многие комиксы у меня автобиографические, они отра­жают мое состояние.

С их помощью я пытаюсь восстановить то, что ушло в воспоминания».

Иллюстрации: Предоставлено Международным фестивалем рисованных историй «Бумфест»

При участии Ayako Ugamoch

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение