--

"Ждем Года спортсмена, чтобы от нас отстали"

Евгений Ямбург и 9 других учителей, которые не просто учат, но и делают из своих учеников настоящих людей

— Возьмите нас к себе учиться, — теребя в руках ключи от машины, просит женщина директора московского центра образования № 109 Евгения Ямбурга. — Куда? Я не могу по трое сажать за парты! — Давайте я буду у вас работать. На любой должности, — не сдается женщина, памятуя о том, что детей своих сотрудников эта школа приютить обязана. Свидетелями этого диалога мы стали в директорской приемной, когда впервые приехали в центр образования. И этот случай скорее правило, а не исключение. 109-я привлекает родителей своей адаптивной моделью образования: здесь не ребенок адаптируется к школе, а школа перестраивает учебный процесс, исходя из особенностей своих учеников. Поэтому в ней гармонично уживаются продвинутые гимназические классы и классы компенсирующего обучения, где с ребятами помимо педагогов занимаются психологи и дефектологи. Монография Ямбурга «Школа для всех» признана лучшей педагогической книгой России 1997 года.

поделиться:
25 сентября 2010, №37 (165)
размер текста: aaa

Насколько сегодня авторитетно учительское сообщество?

Профессиональные сообщества сегодня в зачаточном, в зажатом положении. И не только учительское. Это общая беда, что сегодня происходит. У нас в образовании построена довольно жесткая вертикаль, где, в общем, уже с учителями реально не советуются. То есть профессионалы практически потеряли возможность влиять на принятие стратегических решений. Мы каждый раз поправки в Закон об образовании находим после августа, когда все в отпусках.

А что нужно сделать, чтобы с вами стали считаться?

Это, конечно, зависит от политической воли руководителей. Само по себе учительское сообщество, по сути, бесправно.

Почему? Учителя сами не могут отстаивать свои интересы?

Вы можете представить себе положение учителя где-нибудь в провинции, где всего три школы? При каких-то своих неординарных позициях такой учитель очень быстро потеряет работу. И куда он денется? С подводной-то лодки? Это тоже надо понимать. По нашему законодательству директора школы — любого! — можно уволить без объяснения причин. И как можно после этого рассчитывать, что он встанет и проявит гражданскую позицию — скажет чиновникам: «Вы знаете, это ошибка»?

Но ведь 2010 год — Год учителя в России. Должны же были, в конце концов, обратить внимание на проблемы учителей.

Конечно, обратили. Мы узнали много нового. Оказывается, есть учителя-взяточники, кто бы мог подумать! Есть учителя, которые продают наркотики. Есть учителя-насильники. Я не хочу сказать, что учитель — святой. Все это есть в любой профессии. Но Год учителя превратился в год черного пиара учителя. Зарплата была повышена? Нет. Появились какие-то добрые, светлые фильмы об учителях? Потому что таких тоже немало, не все же сволочи, взяточники и коррупционеры. Нет, не появилось. Мне этот год запомнился системным унижением учителя. Поэтому я жду с нетерпением Года спортсмена, когда от нас отстанут.

Так ведь каждый день сообщается: идет реформа образования. Неужели положение учителя не меняется?

Реформа образования идет не в ту сторону, в какую необходимо. Мне кажется, что главная ошибка в том, что у нас сделан крен на средства обучения. Конечно, сегодня странно было бы эти средства отрицать, понятно, что современный учитель действительно блестяще должен владеть компьютерными технологиями. Я никого не зову в пещеру. Но модернизация — это не цель, это средство. А ясного понимания цели реформы у нас нет: кого мы хотим воспитывать? И идет реформа без представления о том, с какими проблемами столкнутся уже следующие поколения. Учителям это ясно уже сейчас, но чиновники видят это довольно поверхностно.

А как на самом деле должна идти реформа?

Любая реформа должна начинаться с высшего педагогического образования. Был такой великий, но немодный ныне педагог Константин Ушинский, он говорил, что никакая реформа невозможна иначе, чем через голову учителя. А мы занимаемся чем угодно, но не реформой высшего педагогического образования. В результате люди получают достаточно устаревшие представления о реальной педагогической ситуации, о западных теориях и практиках. Нужно готовить нового учителя. Был замечательный русский философ Василий Розанов, который говорил: «Школа — это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом все остальное». У нас же, если не ошибаюсь, уже тридцать педагогических вузов сокращено, просто уничтожено.

Президент заявил, что их нужно вовсе упразднить...

Упразднить педвузы — это ошибка. Пусть он хоть трижды президент. Я говорю как профессионал. В его выступлении была заложена такая идея: пусть люди с хорошим образованием, допустим выпускники МГУ, пойдут в школы. Во-первых, сомнительно, что при таких зарплатах они туда пойдут — что ж они раньше-то не шли? Во-вторых, надо понимать, что блистательный физик или химик — это совершенно не обязательно учитель. Учитель — это другая профессия. Это специалист по ребенку. В этом смысле есть такая довольно старая российская игра — называется «наступать на те же грабли». В 1824 году Александр I,победитель Наполеона, закрыл все педагогические учебные заведения. Посчитал: а зачем? Но после, уже в 1827 году, Николай Iвынужден их был опять открывать.

 

9 других учителей

Шалва Амонашвили

Научный руководитель московской школы № 200, академик РАО, доктор психологических наук, профессор

Он считается патриархом российской педагогики. Точнее, той ее части, которая пытается вырваться из традиционных схем и шаблонов. Он основатель так называемого гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе. Кто-то может спросить: а что, все остальные подходы к обучению детей негуманны? Главное отличие системы Амонашвили в том, что он призывает учителей выйти за границы двумерной оценки ребенка на уровне «сделал домашнее задание — значит, хороший ученик, нет — плохой». Расшифровывая свою методику, Шалва Александрович пишет: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни».

Юрий Завельский

Основатель и директор московской гимназии № 1543, заслуженный учитель России

1543-я (в просторечии «сорок третья школа») неизменно попадает в рейтинг лучших школ страны. Учиться там престижно, потому что очень трудно.

— Если человек хочет получить всестороннее, универсальное, полноценное образование, он должен быть готов к тяжелому труду, — говорит Юрий Завельский с высоты своего более чем полувекового педстажа. А в юношеские годы Юрий Владимирович и не думал, что будет учителем, мечтал о кино и режиссуре. Потому, наверное, самым большим событием прошлого учебного года считает 150-летие со дня рождения А. П. Чехова, а не объявленный Год учителя. К Году учителя у Завельского вообще скептическое отношение:

— Много информации, разговоров на эту тему. Но сказать, что я реально ощутил перемены — не я лично, а гимназия, — я не могу, я этого не вижу. Жизнь идет так, как она шла раньше.

Борис Бим-Бад

Академик РАО, доктор педагогических наук, почетный доктор нескольких зарубежных университетов

Его имя прочно связывают с педагогической антропологией, то есть учением о человеке как воспитателе и воспитуемом одновременно. На самом деле круг деятельности Бориса Михайловича заметно шире. «Школьный учитель, учитель-экспериментатор, лектор Института повышения квалификации работников образования, преподаватель для слепоглухих, организатор высших учебных заведений, руководитель ряда университетов, заведующий кафедрами, преподаватель собственных и иных вузов — я един во всех этих лицах», — пишет Бим-Бад в автобиографии.

В 1989 году он возглавил один из первых негосударственных вузов — Российский открытый университет, куда принимал всех желающих без экзаменов. Главной же задачей образования он считает научить ребенка быть счастливым. Образование, которое не рассказывает, как это сделать, по его мнению, только губит ребенка.

Караковский Владимир

Директор московской школы № 825, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, народный учитель СССР

Авторитет Караковского у своих учеников огромен. Об этом говорит хотя бы тот факт, что за последние двадцать лет из стен 825-й вышли более 300 ребят, ставших впоследствии учителями.

— У нас из всех учителей каждый третий — наш бывший выпускник, — говорит Караковский. — Мы сами для себя делаем кадры. У нас очень хорошо развита ориентация на педагогическую профессию.

Он сильно возмущается предложением Медведева упразднить педвузы за ненадобностью:

— Проблема педагогов была и есть одной из самых важных, больных проблем России. И сейчас, когда у нас ситуация очень сложная: учительство стареет, молодежь в школу не идет — говорить об отказе от педвузов? Это предательство России.

Сергей Менделевич

Директор московской школы № 57 («пятидесятисемит», по его собственному выражению), заслуженный учитель России

Когда говорят о рейтинге столичных школ, одной из первых обязательно упоминают 57-ю. Казалось бы, не лицей и не гимназия, откуда такая слава?

У школы есть своя «фишка» — математические классы, выпускники которых зачастую делают блестящую научную карьеру. Их хорошо принимают Университет Беркли, МТИ, Гарвард. Сергей Менделевич руководит процессом воспитания математических гениев уже почти 20 лет.

«В чем наш главный интерес: под что мы друг друга находим и под что мы затачиваем детей? Это интерес к интеллектуальной деятельности. Школа должна давать широту, а не специализацию. Это не подготовительные курсы. Мы не будем адаптироваться к конкретному вузу. Ребенок должен знать, что в мире есть, чем заниматься, а не как научиться так, чтобы заниматься вот этим. В этом разница между школой прямой и просто приличной школой», — пишет Менделевич в одной из своих статей.

 

Леонид Мильграм

Более 40 лет возглавлял гимназию № 45, народный учитель СССР

Теперь о времени его директорства складываются легенды. Однажды Мильграму подарили настоящий кнут бедуина — наводить в школе порядок. Но Леонид Исидорович тут же потребовал принести ему из буфета пряник. Так материализованный принцип его руководства — кнут и пряник — долгие годы висел на стене его кабинета.

«Содной стороны, школе нужна свобода, а с другой — как это ни парадоксально, жесткая власть. Всегда нужно быть готовым действовать неординарно», — утверждает Мильграм.

Но сам он власть применял лишь в исключительных случаях. Например, вызывал нерадивых учеников с родителями в школу к 6.30 утра или сажал проштрафившегося ребенка у себя в кабинете и заставлял писать сочинение: «Как я дошел до такой жизни». Перевоспитывались все.

Майя Пильдес

Директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга, народный учитель РФ, член Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ

Майя Пильдес — единственная женщина в нашем списке. Но авторитет ее не меньше, чем у коллег-мужчин. Начать с того, что она в прямом смысле построила свою гимназию. Когда Пильдес в начале 90-х ее возглавила, она была мало похожа на школу — ветхое здание, в котором приходилось учиться в три смены. Пильдес, несмотря на рухнувшую экономику и другие катаклизмы, удалось прервать привычную песню чиновников про «нет денег» и добиться строительства нового учебного здания.

Сегодня оно, кстати, тоже мало походит на школу: в коридорах светлые диваны, зеркала, а сами классы больше напоминают европейские офисы. Но главное в школе все-таки не обстановка. «Гимназия № 56 — это школа успеха: мы не боремся с недостатками, мы развиваем достоинства. Успеха может добиться каждый, если предоставить ему соответствующие возможности», — пишет Пильдес в приветственном слове директора.

Рачевский Ефим

Директор Центра образования «Царицыно» № 548, заслуженный учитель России

К Рачевскому за советом — разобраться в новом законе или выбрать методику обучения — обращаются учителя со всей России. Он из обычной московской школы вырастил центр образования, известный своими экспериментами и новациями, будь то введение рейтинговой системы отметок или профильное обучение.

Рачевский считает, что школа — это место, где ребенок имеет право ошибаться. Только так он может чему-то научиться. Но не только дети учатся в «Царицыно» — здесь и взрослые могут получить профессиональную подготовку или повысить свою квалификацию. Сам Рачевский активно читает лекции для своих коллег, объясняя, как добиться успеха и в работе, и с детьми, и в административном управлении школой. Неудивительно, что, как говорит Ефим Лазаревич, в «Царицыно» стоит очередь из желающих попасть на работу.

Олег Парамонов

Победитель конкурса «Учитель года России — 1993», преподаватель русского языка и литературы

Пока мы готовили этот материал, дозвониться до Олега Парамонова у нас так и не получилось: он читал лекции школьным учителям в Чечне. Вообще для Парамонова это стандартная практика — ездить с лекциями по стране, давать мастер-классы. Благо есть чем поделиться. Опыт преподавания у него самый разнообразный: это и обычные общеобразовательные школы, и вечерние, и преподавание в школе при посольстве в Германии, в русской школе Будапешта, и даже в исправительной колонии, заставившей его пересмотреть свое прочтение классики: с доводами, которые ему там приводили, трудно было не согласиться.

 

Фото: РИА НОВОСТИ; МИТЯ АЛЕШКОВСКИЙ/ЭКСПЕРТ; Илья Питалев/Коммерсант; ИЗ АРХИВА ГИМНАЗИИ №56; СЕРГЕЙ АНИСИМОВ ДЛЯ «РР»

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
скорубский геннадий 13 декабря 2010
Я учился в школе № 45 у Мильграма Л.И.с 1958 по1963 год.Я пенсионер-инвалид,мне 65 лет и хочу рассказать про один эпизод из жизни школы.Однажды Мильграм пришел на урок истории,а он тогда ее преподавал,вошел в класс ,сел на стул и тут же вскочил как ужаленный.Весь класс грохнул от смеха.Я ничего не мог понять, над чем смеются.Оказываеться как выяснилось потом ему на стул насыпали кнопки.Побагровев он сказал:"кто это сделал".Все молчали.Тогда он обвел класс взглядом и остановился на мне."Ты это сделал" ."Нет ответил я","тогда -кто? " НЕ знаю".Он приказазал " Вынь из карманов все и положи на стол." Я поднял руки вверх и заявил ему -вынимайте сами.Он рассвирепел и выгнал меня из класса и приказал явиться моим родителям.Моей матери он заявил ,что я должен уйти из его школы.Она ему заявила ,пусть докажет,что это сделал я .В итоге я остался в школе и успешно ее закончил, получил аатестат зрелости и не очень хорошую хактеристику для поступления в вуз.Я получил высшее образование и защитил диплом.Дорогой Леонид Исидорович я хочу Вам признаться перед богом,на старости лет,что я этого не делал.
В итоге так никто и не признался хотя он держал школьников в классе до вечера.
Я не держу зла на вас ,желаю вам здоровья и долгих лет жизни.В этой нашей неустроенной жизни кому -то всегда надо страдать за правду.Да хранит вас бог.Аминь!.
Зубаков Сергей 11 октября 2010
Если они лучшие, то почему так легко сдаются позиции советского образования, где они получили "народных" и "заслуженных"? Почему дети сегодня загружены больше, а знают, с каждым выпуском, всё меньше?
Romanova Ksy 28 сентября 2010
Я не согласна с тем, каких учителей представили, как "элиту России". Тут представили тех, которые основали свои школы, пытаются представить свою методику преподавания, являются почетными докторами наук и т. д. Я считаю, что Айзерман Лев Соломонович лучше чем кто либо тут представленный, так как у него опыт работы учителем более 50 лет, он издал 3 книги, которые я прочитала и была в полном восторге, выступал в теле и радио передачах. Вот этот учитель просто эталон учителя! А тут одни деректора. И к тому же, все эти люди из Москвы. Если бы я жила в другом городе, то мне тоже было бы обидно, что из моего города такого же учителя как Лев Соломонович просто переступили и прошли дальше.
К сожаленью, меня это сильно расстроило.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение