--

Смотреть или думать?

Режиссер одного из самых громких телепроектов отказался от ТЭФИ

Создатель документального телефильма «Подстрочник» Олег Дорман отказался от присужденной ему премии ТЭФИ, объяснив это тем, что члены Академии российского телевидения, принимавшие решение о награждении, сделали отечественный эфир «главным фактором нравственной и общественной катастрофы» России в XXI веке. Конфликт интересов «умной» аудитории и производителей современного телеконтента в нашей стране впервые был озвучен публично — с экрана телевизора.

Наталья Зайцева поделиться:
29 сентября 2010, №38 (166)
размер текста: aaa

«Среди членов академии, ее жюри, учредителей и так далее — люди, из-за которых наш фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику», — говорилось в письме Олега Дормана, зачитанном на церемонии вручения ТЭФИ. Сам он туда не пришел.

Фильм «Подстрочник» — киномонолог знаменитой переводчицы Лилианны Лунгиной — вышел в эфир телеканала «Россия» летом 2009 года и стал самым обсуждаемым событием телесезона.

Неспешный рассказ Лунгиной о своей жизни в контексте войн и других значительных событий XX века впечатлил зрителя больше, чем любое журналистское расследование. Но еще больше удивил сам факт появления такого фильма в вечернее время на федеральном канале. Это даже заставило говорить о возможном изменении самого подхода к телевизионному контенту, о смене или по крайней мере корректировке ориентации российского «ящика» с чистого развлечения на инфотейнмент — развлечение с элементами информации, развлечение, заставляющее думать.

«Подстрочник» пролежал на полке 11 лет. Олег Дорман записал интервью с Лилианной Лунгиной в 1997 году (в 1998-м она умерла) и с этого момента на каждом шагу — от производства до выпуска картины — сталкивался с препятствиями, чинимыми телеменеджерами, которые сомневались как в коммерческом успехе фильма, так и в его общественной значимости.

Сомнения оказались лишены оснований. Повторный показ «Подстрочника» в феврале этого года на канале «Культура» вдвое увеличил обычную аудиторию вечернего эфира. А весной Олегу Дорману присудили национальную кинопремию «Ника» (специальный приз «За лучший фильм на ТВ»). «Нику» вручал Михаил Швыдкой, которого Дорман прилюдно обвинил в том, что и он был в числе тех, кто не разрешал снимать «Подстрочник» и не пускал его в эфир.

В руки телевизионщиков «Подстрочник» попал благодаря писателю Григорию Чхартишвили и журналисту Леониду Парфенову, а в эфир его выпустили председатель ВГТРК Олег Добродеев и глава телеканала «Культура» Сергей Шумаков — единственные, о ком Дорман в своем обращении высказался с уважением. Все остальные получили нелестную характеристику: «У них нет права давать награды “Подстрочнику”. Успех Лилианны Зиновьевны Лунгиной им не принадлежит», — пишет он, проводя четкую грань между современным телевидением в лице его руководителей и своим фильмом, который в идеале мог бы стать одним из элементов «умного» контента, повышающего планку качества российского эфира.

В том, что «Подстрочник» все-таки вышел, и вышел именно сейчас, Дорман никакой тенденции не видит и в переформатирование телевидения не верит.

— Тенденция не изменилась, — говорит он. — Это не тенденция, а ситуация: тенденция — это когда что-то меняется, а на телевидении ничего не меняется.

«Кто-то сеет и печет для нас хлеб, кто-то проводит жизнь в шахте, в море, на военной службе или в торговом ларьке, — пишет Дорман в своем обращении. — На людях образованных, думающих лежит ответственность перед теми, кто не столь образован и не посвятил себя духовной деятельности. Получив в руки величайшую власть, какой, увы, обладает у нас телевидение, его руководители, редакторы, продюсеры, журналисты не смеют делать зрителей хуже. Они не имеют права развращать, превращать нас в сброд, в злую, алчную, пошлую толпу».

Показательно при этом, что Дорман (как, впрочем, и многие другие режиссеры, сценаристы — те, кто мог бы делать и делает сегодня качественный телепродукт) не считает себя или свой фильм способными помешать превращению публики в «алчную, пошлую толпу».

— Я не общественный деятель и не телевизионный менеджер, — говорит он. — Я должен стараться делать хорошее кино, я этим и занимаюсь.

В отлаженной системе телепроизводства задача воспитания аудитории — действительно не режиссерская, а менеджерская. Вопрос в том, как отладить современное российское телепроизводство.

За всю историю ТЭФИ никто еще не отказывался от присужденной премии. Отказывались от участия в конкурсе: в 1999 году от номинации на «Лучшего телеведущего» отказался Сергей Доренко — из-за личных конфликтов с академиками; в 2000-м отказался Вячеслав Флярковский — из-за того, что его номинированную программу «Неделя» к тому моменту уже сняли с эфира ТВЦ.

Олег Дорман тоже отказался от номинации, но «Подстрочник» все-таки номинировали и даже присудили ему награду. Если бы Дорман принял сейчас «Золотого Орфея», то признал бы, что между «Подстрочником» и современным телевидением нет никакого конфликта, что они идут одной дорогой. Своим поступком он показал, что это не так.

 

ФОТО: ИТАР-ТАСС

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение