Пробки без Лужкова
Исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин предложил убрать из центра столицы один из символов «лужковской эпохи» — памятник Петру Iработы Зураба Церетели. Это, безусловно, жест. Примерно в том же русле, что и прекращение стройки на Боровицком холме и увольнение нескольких наиболее одиозных фигур, близких к Юрию Лужкову.
Все это — подведение черты под «Москвой имени Юрия Михайловича». И это именно то, что и должен сделать исполняющий обязанности мэра — по крайней мере в том случае, если он не хочет последовать за своим недавним патроном.
Но вот перед самим новым мэром будут стоять совсем другие задачи — создание нового образа Москвы и решение проблем, которые оставил в наследство безвременно ушедший с поста Юрий Михайлович. О том, что это за проблемы, не говорил только ленивый: это и пробки на дорогах, и отсутствие недорогого жилья, и разрушение исторического центра, и изношенная инфраструктура… Имя им легион.
При этом общая ситуация такова, что новый мэр, кем бы он ни был, не сможет не заниматься разруливанием московских бед: если новая команда вдруг увлечется более приятным занятием, а именно дележкой лужковского наследства, то в проигрыше окажется не только сам неизвестный нам пока градоначальник, но и федеральная власть в целом. И президент Медведев в частности.
Московские проблемы — они ведь только на первый взгляд хозяйственные, экономические и социальные, на самом деле они прежде всего политические. Во-первых, потому что скандальный характер отставки Лужкова продемонстрировал не только твердость характера президента, но и то, что федеральный центр взял на себя ответственность за будущее столицы. Это еще более очевидно, когда читаешь шорт-лист кандидатов в губернаторы — в основном это федеральные чиновники высокого уровня.
Во-вторых, потому что москвичи будут сравнивать качество своей жизни при новом мэре с тем, что было при старом. Конечно, так происходит всегда. Но отличие Москвы от большинства других регионов, где ельцинских еще тяжеловесов сменили новые люди, принципиально. В Казани, Элисте, а по большому счету и в Уфе новые руководители тоже воспринимаются как продолжатели дела старых — как их преемники. В столице же новая команда должна будет постоянно доказывать, что способна управлять городом лучше, чем Лужков. Ситуацию, когда Лужкова нет, а пробки есть, невозможно будет объяснить «тяжелым наследием». Потому что тогда придется отвечать на простой обывательский вопрос: если ничего не изменилось, то «зачем мы убили государя-императора и прогнали господина Рябушинского»?
Тем более что сам «г-н Рябушинский» (в смысле Юрий Лужков) все это время будет рядом — как известно, он намерен вплотную заняться политической деятельностью, создав новую общественную организацию. И, конечно же, любая нерешенная проблема будет приносить ему политические очки.
Нельзя сказать, что власть этого не понимает: четкое заявление о том, что все социальные льготы и доплаты московским пенсионерам и бюджетникам будут сохранены, прямо об этом говорит. Однако сохранить статус-кво в нынешней ситуации — это слишком мало. Чтобы реакция жителей города, «с чувством глубокого удовлетворения» воспринявших отставку мэра-долгожителя, не поменяла знак на противоположный, необходимо сильно увеличить пригодность Москвы для жизни. В противном случае разочарование неизбежно, причем придет оно довольно быстро.
А это как минимум означает, что немалая часть избирателей останется электоральным ресурсом Юрия Лужкова.
Авторизуйтесь для оставления комментариев
OpedID