7 вопросов Леониду Ксанфомалити

астроному

О жизни в созвездии Весов

На прошлой неделе американские астрономы заявили, что обнаружили в созвездии Весов планету, на которой теоретически могло бы обитать нечто живое. Согласно расчетам, температура на ней может быть близкой к земной, там можгут существовать вода и атмосфера. Планета Gliese 581gрасположена по космическим меркам относительно близко от Земли — на расстоянии 20 световых лет. Многие поторопились с выводами об открытии обитаемой планеты и найденных наконец свидетельствах существования внеземных цивилизаций.

Дарья Золотухина поделиться:
5 октября 2010, №39 (167)

1. Как ученым удается находить планеты вне Солнечной системы, ведь их не видно ни в какие телескопы?

Главные методы основываются на спектральном анализе. Они были разработаны лишь в последние десятилетия, и обладают ими лишь несколько коллективов в мире. Один из них и сообщил об открытии такой планеты. Но все равно методы эти косвенные, увидеть планету невозможно. Все, что обнаруживается, — это звезда, и если у нее действительно есть планеты, то, значит, они вращаются вокруг общего центра тяжести. Представьте себе: бабушка и внучка качаются на доске-качелях. На длинной стороне будет легкая «внучка»-планета, а на короткой — «бабушка»-звезда, исходя из движения которой и можно предположить, что рядом находится планета-«внучка».

Естественно, чем увесистее «внучка», тем ее легче обнаружить: от нее сильно качается «бабушка». Поэтому в первые десять лет, когда с этим методом только начали работать, регистрировались лишь очень большие планеты типа Юпитера и Сатурна. Но результаты, которые получают ученые, становятся все более и более тонкими, все более и более сложными по своей интерпретации. Сейчас, например, уже известно 460 экзопланет разных размеров.

2. И многие из них теоретически пригодны для жизни?

Из 460 подавляющее большинство — это огромные планеты. 30% расположены вплотную к звезде. Это, конечно, не те места, где можно обнаружить жизнь, воду и так далее: там очень жарко. И только небольшая часть из них — очень небольшая, процентов пять — может соответствовать тому, что нас интересует.

3. Насколько же точны предположения американских ученых, что на Gliese 581gесть вода?

Те предположения, о которых говорят ученые, на самом деле родились не на пустом месте. Они исходят из расчетных данных. У них есть физика планет, физика звездных систем. Они знают, где, что и при каких условиях должно быть. Например, что при таких-то условиях вода на планете не испаряется и не замерзает. Такими свойствами обладает планета Gliese 581g. Так почему бы на ней не быть воде?

4. Если подтвердится, что на Gliese 581gесть вода, то можно ли считать, что на ней есть живые организмы?

Наличие воды — это не доказательство того, что там существует жизнь. Вода вообще очень распространенное вещество. Например, открыты так называемые планеты-океаны. Это планеты с глубочайшими океанами — до 200 километров. Там нет жизни. На нашей Земле воды мало. Но жизнь есть

5. Какие же нужны условия для появления жизни?

Люди думают, что тепла и энергии в виде лучей любой звезды достаточно для жизни. Это не так. Чтобы жизнь возникла, как в свое время она возникла на Земле, нужна звезда, подобная Солнцу. Если бы оно было холодной звездой, то, например, растения не могли бы существовать. И то, в Солнечной системе жизнь возникла только на нашей планете, потому что Земля находится на определенном расстоянии от Солнца и довольно небольших размеров. С какими-то допусками можно говорить, что жизнь возможна на Марсе. Но почему-то, сколько ее там ни ищут, не находят.

6. Похожа ли система планет звезды Gliese 581gна Солнечную?

Нет, совершенно не похожа. Потому что это звезда совсем другого типа, как раз холодная.

7. Можем ли мы отправить в ту систему космические аппараты, чтобы проверить предположения ученых?

До этого техника еще не дошла. Чтобы космический аппарат туда долетел, понадобится где-то тысяча лет.