--

Водь

Краткая история еще одного исчезающего народа. Фотографии: Яна Романова для "РР"

Их осталось совсем мало, человек пятнадцать. Эти бабушки и дедушки, живущие в Ленинградской области, хранят традиции одного из исчезающих народов — это водь (или вожане). Вполне возможно, лет через десять о его существовании будут напоминать лишь отчеты этнографов и лингвистов, да еще фотографии, сделанные для «Русского репортера».

Яна Романова
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

12 октября 2010, №40 (168)
размер текста: aaa

Когда-то водь (другие варианты названия: вожане, вадьялайн, ваддялайзет) были многочисленным народом, населявшим территорию от побережья Финского залива до Чудского озера. Их не раз переселяли, они ассимилировались с русскими, финнами и эстонцами, и уже к Октябрьской революции их осталось не больше тысячи.

Во время Второй мировой войны вожане, жившие в районе Усть-Луги, были депортированы в Финляндию. Никто из них толком не знает, почему это произошло. «Может быть, нас выкупили финны, как родственный народ?» — предполагают они. В чужой стране к ним относились хорошо, но ровно через год вся водь потянулась на родину, в свои брошенные дома, к закопанной в огороде утвари — к своей земле.

А на родине их уже ждал приказ партии, прозванный в народе «24 часа»: ровно сутки давались на то, чтобы собрать все вещи и уехать в Ярославскую область и еще дальше — по подозрению в шпионаже.

Вернуться они смогли только после смерти Сталина. Но и после возвращения практически все вокруг относились к депортированным как к врагам народа, поэтому по-водски говорили только дома, а в школе детям разрешали общаться исключительно на русском и советовали не афишировать свою национальность.

Начинало казаться, что этот народ исчез совсем. Но во время переписи 2002 года водью назвали себя 73 человека, правда, большая часть жила в городах, где национальные традиции быстро забываются. Сейчас их хранят от силы пятнадцать человек, живущих в деревнях Лужицы и Краколье Кингисеппского района Ленинградской области. Они — последние носители водского языка и водской культуры.

«По проекту строительства Усть-Лужского порта в Кингисеппском районе должны исчезнуть две деревни: Краколье и Лужицы. Однако это последние населенные пункты, где компактно проживает водь, внесенная в список коренных малочисленных народов РФ. Водь является древнейшим автохтонным населением Ленинградской области… Водский язык является одним из самых миноритарных языков РФ, он внесен в Красную книгу языков Российской Федерации. Известно, что место проживания этноса является одним из наиболее релевантных факторов сохранения языка. Переселение носителей водского языка из традиционных мест проживания неминуемо повлечет за собой смерть языка», — писал в обращении к министру экономического развития директор Института языкознания РАН профессор Виноградов.

Пока деревни не трогают. Но жители уже видели планы по сносу и считают, что это дело не заставит себя долго ждать.

— Мы генетически запуганы, — говорит Сергей Ефимов, вожанин по происхождению, один из самых молодых носителей языка. Они с женой Татьяной на свои деньги создали два музея водской культуры, в которые собрали предметы быта, костюмы, орудия труда, тексты, архивы с фотографиями. Первый музей сгорел, когда они уезжали в отпуск, второй — когда гостили у Татьяниных родителей в другом районе.

Вместе с музеями сгорел большой архив фотографий, сделанных в начале XX века. Красивые люди, позирующие на них, — бабушки и дедушки, братья и сестры, мамы и папы тех, кто сейчас еще понимает и думает по-водски и умеет вязать варежки с клюквенным узором.

В нашем фотографическом проекте нынешние вожане позируют на светлом фоне, так же как когда-то их родня на сгоревших фотокарточках. Они держат в руках вещи своих родителей, которые напоминают им о том, кто они такие.

В октябре 2010 года пройдет новая перепись населения. Пожилые вожане неохотно отвечают на вопрос, кем себя запишут. Одни говорят: пусть будет как в паспорте, что теперь изменишь? «Как в паспорте» — это значит русский. Другие с иронией в голосе отвечают, что запишутся вожанами: «теперь ведь можно». И есть совсем немного самых-самых молодых — детей, внуков, — которые говорят: «Конечно я вожанин. Потому что это моя история, мои предки, это моя суть и всегда ей останется».

Они переводят свое название как «старожилы». И правда, еще во времена Новгородского княжества в летописях писали о води как о части чуди, как называли тогда почти все финно-угорские племена. В те времена это был многочисленный народ. Сто лет назад от него оставалось пять тысяч человек, а сейчас едва ли найдется пять десятков. Водь исчезает, унося с собой свое видение мира и свою магию. Остается лишь электронный слепок ее языка и культуры, сохраненный энтузиастами. Но и это уже немалое достижение, ведь из существующих сегодня на земле шести тысяч языков записана едва ли десятая часть. Каждые две недели в мире умирает один язык, чаще всего бесследно. При таких темпах к концу века их останется не больше половины.

Как уходят народы? Все больше детей вожан называют себя русскими и забывают язык и обычаи предков. Отчего? Быть «как все» проще, решающую роль тут играет факт непризнания окружающими большими народами ценности малых.

Увы, это закономерный процесс. Столетиями малые народы растворялись в народах больших. Точно так же, как в процессе эволюции одни животные становились пищей для других. Вроде бы все логично…

Но ведь каждый язык и каждая культура — это уникальный, тысячелетиями выстраданный ответ на вопрос о том, каков этот мир и что значит быть человеком.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Рожанский Федор 16 октября 2010
Ну, что ж... Для человека, не приобщенного к водской культуре, очень неплохо. Ни одного «дурацкого ляпа», которыми изобилуют плоды журналистского творчества, нет. И это очень приятно. Есть только мелкие неточности:
1. вадьялайн, ваддялайзет – это не разные названия, это просто единственное и множественное число. Ну, как написать, что есть «русский» и есть «русские».

2. они ассимилировались с русскими, финнами и эстонцами

С финнами и эстонцами они ассимилировались не особо – все-таки разное вероисповедание. А вот с ижорой – еще как!

3. Во время Второй мировой войны вожане, жившие в районе Усть-Луги, были депортированы в Финляндию. Никто из них толком не знает, почему это произошло. «Может быть, нас выкупили финны, как родственный народ?» — предполагают они.

Да, они это, конечно, не понимают. Но вообще-то, почему это произошло, вполне понятно.

4. В чужой стране к ним относились хорошо

Зависело от семьи, где они работали. Иногда хорошо, а иногда и не очень.

5. А на родине их уже ждал приказ партии, прозванный в народе «24 часа»: ровно сутки давались на то, чтобы собрать все вещи и уехать в Ярославскую область и еще дальше — по подозрению в шпионаже.
Их вообще не пустили в родные края, а сразу отвезли в области центральной России (и не только Ярославскую, а также Калининскую, Новгородскую и др.). А вот тех, кто оттуда пытался вернуться в родные края, в 24 часа высылали.

6. Вернуться они смогли только после смерти Сталина.

Да, только было послаблением тем, у кого близкие родственники были на фронте. Им удавалось получить разрешение раньше.

7. Но и после возвращения практически все вокруг относились к депортированным, как к врагам народа, поэтому по-водски говорили только дома

Хуже. Во многих семьях родители даже дома старались говорить при детях только на русском. Поэтому среди послевоенного поколения уже практически не было полноценных носителей языка.

8. Но во время переписи 2002 года водью назвали себя 73 человека,

На перепись 2002 года лучше вообще не ссылаться. Там, например, написано, что 774 человека говорит по-водски. Это полный бред.

9. Они переводят свое название как «старожилы».

Это что еще такое? )))

10. Водь исчезает, унося с собой свое видение мира и свою магию.

Слово «магия» для красного словца?

10. Но и это уже немалое достижение, ведь из существующих сегодня на земле шести тысяч языков записана едва ли десятая часть.

Что значит «записана»??? Если имеются в виду аудиозаписи речи носителей, то, конечно, это неправда.

11. По поводу фотографий:
Конечно, приятно, что фотографии сделаны приличной техникой. Но... Они безумно постановочные! Это же все-таки живые люди, а не статуи в музее восковых фигур. Например, тот же Иван Григорьевич – он же все время в работе, что-то делает, очень было бы интересно заснять его в естественной ситуации, а не в натянутой позе с «атрибутом» в руках. А то на лицах так и читается – «сколько же еще вас, «интересующихся», к нам приедет...». Совершенно непонятен жанр фотографий. Белая простыня уместна, если, например, была идея сделать портрет. Но тогда нужен более крупный план и без содержательного фона с окружающей обстановкой. И чтобы эта простыня не резала человека пополам. А если хочется заснять человека на естественном фоне, то не надо этой простыни и этих «атрибутов» в руках. Лучше уж отдельно сфотографировать человека и предмет.
И над композицией надо немного поработать. Пытаться всегда помещать человека по центру объектива – это не совсем правильно, особенно, если есть содержательный фон.

Очень надеюсь, что мои замечания будут восприняты адекватно, не вызовут отрицательных эмоций и поспособствуют повышению профессионализма... Если возникнет желание продолжать приобщение к водской культуре, то чем могу, готов поспособствовать. Мой мейл: handarey@gmail.com


Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение