Прозаик на миллион

Крупнейшие литературные премии обратили внимание на писателей

7 октября в Стокгольме произошел небывалый казус: Нобелевской премией по литературе наградили действительно за литературу. Хороший перуанский писатель Марио Варгас Льоса долгие годы ходил в числе главных неудачников Нобелевки: из года в год букмекеры называли его в числе фаворитов вместе с американцем Филипом Ротом и японцем Харуки Мураками, и год за годом премии обходили стороной всех троих.

Константин Мильчин поделиться:
12 октября 2010, №40 (168)
размер текста: aaa

Нобелевскую премию по литературе критикуют за многое, но особенно часто за то, что выбор комитета опирается на внелитературные факторы. Например, некий претендент подвергается на родине гонениям. Или некий регион или страна давно ничего не получали.

А еще Шведскую академию упрекают в пристрастии ко всему левому. Из победителей последних шести лет как минимум четверо известны как ярые леваки: Эльфрида Елинек, Гарольд Пинтер, Жан-Мари Леклезио и Дорис Лессинг. Что отнюдь не умаляет таланта и всемирной известности того же Пинтера, но оставляет вопросы. А вот, например, Филипу Роту или Амосу Озу Нобель не светит: Рот — американец, Оз — израильтянин; израильтяне давят дружественный Шведской академии палестинский народ, а США — вообще концентрированное мировое зло.

Идеологически у Льосы тоже вроде бы крайне неудачная биография. Конечно, Перу — страна «третьего мира», что хорошо, да и Латинская Америка последний раз получала Нобелевку аж 20 лет назад, когда наградили Октавио Паса. Но у Льосы «неправильные» либеральные взгляды: он критикует Уго Чавеса и Фиделя Кастро, баллотировался в президенты Перу с далекой от социализма программой, а последний его роман «Похождения скверной девчонки» — и вовсе гимн простому человеку, который не рвется воевать с империализмом, а пытается достойно прожить свою маленькую жизнь.

Зато про достоинства Льосы-писателя можно не говорить: блестящий стилист, чьи художественные приемы меняются от романа к роману, он стал классиком еще в конце 1960-х после выхода «Разговора в “Соборе”». Совершенно неожиданно у шведов хватило смелости нарушить ими же самими не писанные законы и выдать Нобелевскую премию не за идеологию и не по национальным квотам.

Удивительным образом за день до Шведской королевской академии подобный подвиг совершило жюри премии «Русский Букер», включив в шорт-лист книгу Мариам Петросян «Дом, в котором…». У букеровцев тоже есть неписаные правила — например, игнорировать книги, которые уже получали другие премии. А «Дом…» вошел в тройку призеров народного голосования прошлогодней «Большой книги». Тем не менее они наплевали на условности, и вот уже один из самых сильных русскоязычных романов последних десяти лет претендует на «Русский Букер». У литературы вроде бы наступила счастливая премиальная полоса. Не сглазить бы.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение