--

Зеленый коридор

Что происходит с посылками и багажом на границе

Наши таможенные пошлины по-прежнему непредсказуемы, а товары, заказанные за границей, можно ждать месяцами. Прошлой весной ситуация обострилась, посылки стали опаздывать не на дни, а на недели, а то и на месяцы. За полгода ничего не изменилось. Таможня и «Почта России» пытаются решить проблему, но выходит не очень. Мы выяснили почему.

Татьяна Филимонова поделиться:
12 октября 2010, №40 (168)
размер текста: aaa

— Я где-то раз в месяц что-нибудь покупаю на e-bay, так дешевле, — говорит Михаил. — Последнее, что купил, — джинсы и пару футболок в начале сентября, вот жду. Но у меня всегда так получается, посылка ко мне в Астрахань идет где-то три-четыре недели. Иногда дольше. Хорошо хоть не теряют. У одной моей знакомой пропала посылка — так на почте ей отказались возмещать убытки, каких-то документов не хватило.

По мнению таможенников, в том, что почта идет долго, виноваты сами граждане.

— В этом году резко увеличился объем интернет-заказов, — объясняет Сергей Мхитарян, заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля Центрального таможенного управления. — Почти 70% международных почтовых отправлений, оформляемых на таможне в Москве, составляют именно эти посылки. В России помимо Москвы есть еще одиннадцать мест международного почтового обмена (ММПО), но обработка около 80% всех почтовых отправлений, пересылаемых в РФ, осуществляется почему-то именно в Москве. Представьте: посылки, которые идут к нам, допустим, из Китая или Японии, сначала попадают в Москву, а потом отправляются получателю, например во Владивосток, хотя по логике их можно было бы оформлять там же.

Впрочем, почтовики обещают решить проблему.

— Еще осенью 2009 года мы выступали с инициативой о внесении изменений в российское таможенное законодательство, с тем чтобы увеличить количество ММПО, — рассказывает Елена Галеченко, главный специалист пресс-службы ФГУП «Почта России». — Но приказ зарегистрировали только в сентябре 2010-го.

Теперь число ММПО увеличится с 12 до 24. С октября начнут работу ММПО в Новосибирске, два отделения в аэропорту Шереметьево, отделения в аэропортах Внуково, Домодедово, Пулково (Санкт-Петербург), Сочи и Владивостока.

Если это действительно случится, есть надежда, что в 2011 году посылки начнут приходить в срок.

— По территории РФ посылки идут семь-восемь дней, — говорит Елена Галеченко. — Но это время без учета прохождения таможни.

Международные компании типа UPS и DHL могли бы доставлять грузы еще быстрее.

— У нас ориентировочные сроки доставки, к примеру, из Америки в Москву — до четырех рабочих дней, правда не учитывая время на предоставление документов и таможенное декларирование, — говорит представитель компании DHL Мария Верномудрова.

 

За бортом

Вот только дело в том, что ни DHL, ни UPS не хотят связываться с нашими посылками. По словам Марии Верномудровой, причина в том, что в последнее время возрос уровень требований к экспресс-грузам. Увеличились объем и сроки предоставления документов, которые требуются от получателя. Это повлияло на сроки доставки, поэтому DHL временно ограничила работу с такими грузами.

Похожей причиной объясняет отказ доставлять посылки частных лиц и другая крупнейшая мировая курьерская компания — UPS. Когда они снова будут заниматься частными посылками и будут ли вообще, представители UPS и DHL ответить затрудняются. Во всяком случае, пока таможня не ослабит контроль, ничего не изменится.

А вот в Центральном таможенном управлении излишнее внимание к зарубежным бандеролям отрицают.

— Я не могу сказать, что в этом году наши требования к сопроводительной документации для импортных посылок в адрес частных лиц как-то изменились, — говорит Сергей Мхитарян. — На практике перемещаемые товары выпускаются таможенным органом в тот же день.

— Ха-ха, — посмеялся над этим утверждением сотрудник транспортной компании, пожелавший остаться неназванным. — Это в идеале так, а на деле бывает по-разному.

— Сейчас стало немного лучше, раньше я посылку из Китая в Ростов ждал месяца два, — рассказывает Игорь. — Последний раз купил на taobao— это китайский интернет-магазин — детские вещи. Заказ сделал 28 августа, а на нашей таможне он был пятого или шестого сентября. В итоге свою покупку получил я только 29 сентября. Шла ровно месяц.

Специалисты, впрочем, считают, что не только в таможне дело. К примеру, у РЖД, с чьей помощью доставляется часть грузов, свои правила, которые не берут в расчет интересы потребителя.

— Если они не заполнили полностью вагон, в котором перевозят посылки, его не отправят. И неважно, какие вы обещания давали своим клиентам по срокам доставки, им на это наплевать, — жалуется сотрудник службы доставки грузов.

 

Правила изменились

После весеннее-летней шумихи таможенники решили в спешном порядке пересмотреть не только свой график работы — сейчас на Московском ММПО таможенные посты работают круглосуточно, — но и беспошлинные лимиты. Теперь посылка, которая стоит не больше тысячи евро и весит не более 31 килограмма, пошлиной не облагается. Раньше платить приходилось, если стоимость груза превышала 10 тысяч рублей.

— В отношении международных почтовых отправлений квота в 10 тысяч рублей уже не применяется, про нее можно забыть, — подтверждает Сергей Мхитарян. — К примеру, вы приобретаете вещь за границей, она стоит тысячу евро, а ее транспортировка — еще сто. Таможенные платежи вы платить не будете, это совершенно точно.

Правда, есть одно но: отовариваться на эту сумму можно раз в месяц.

— Если стоимость всех почтовых отправлений, поступивших в течение месяца, превысит тысячу евро, то придется платить таможенные платежи, — поясняет Мхитарян.

Наше таможенное законодательство не перестает удивлять своей парадоксальностью, и посылки здесь десерт, а основное блюдо — наш багаж. Речь идет о том, что избежать уплаты пошлин и налогов мы можем, только если общая стоимость нашего багажа не выше 1500 евро, а вес — не более 50 килограммов.

Багаж, объяснили мне на таможне, бывает сопровождаемый и несопровождаемый.

— Несопровождаемый багаж — это товар для личного пользования, принадлежащий лицу, которое выезжает либо въезжает в страну, но по каким-то причинам не может предъявить таможенному органу свой багаж в момент пересечения границы, — пытается растолковать Сергей Мхитарян. — Он отправляет багаж отдельно, к примеру транспортной компанией.

На таможне соглашаются, что багаж-одиночка по сути та же посылка. Вот только заградительный барьер для него не тысяча евро, а полторы.

— Почему? — спрашиваю я у Мхитаряна. И получаю ответ:

— Необходимым условием для признания перемещаемых товаров несопровождаемым багажом является факт следования лица через границу Таможенного союза, в который входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Это будет подтверждено отметкой в заграничном паспорте, декларацией, а также товаросопроводительными документами к этому багажу.

После дополнительных объяснений понимаю, что несопровождаемым багажом посылка считается, если незадолго до ее появления на таможне вы пересекали границу.

— Да, это парадоксальный пункт. А кто сказал, что наши законы обоснованны, логичны и для людей? Никто, — говорит Мария Свиридова, юрист Общества защиты прав потребителей.

Если человек пересекает границу, государство ему разрешает купить там что-нибудь, но только не больше чем на полторы тысячи евро, а если он сидит безвылазно в РФ, то аппетиты в покупках должны быть скромнее на 500 евро. Любопытно, на что ориентировались чиновники, когда придумывали эти квоты?

Александр Корсунов, пресс-секретарь комиссии Таможенного союза, которая как раз и устанавливала новые правила, пояснил, что лимиты на беспошлинный ввоз товаров в багаже были увеличены до 1500 евро и 50 килограммов именно для удобства и упрощения передвижения физических лиц через границу. Но вопрос, откуда взялись именно эти цифры, остался без ответа.

— На самом деле все эти лимиты установили, чтобы бороться с незаконным предпринимательством, с теми же челноками, чтобы люди на себе не ввозили вещи на продажу, — сообщил источник, близкий к таможенной службе.

— Закон пытается бороться с нелегальным импортом, вот только мера эта не очень эффективная, — говорит предприниматель Андрей. — У нас товар дешевый, возим вещи из Америки, не декларируем. А зачем? И ни разу к нам не привязались на таможне.

Про таких, как Андрей, на таможне знают, но поймать не могут. А вот форумы пестрят рассказами людей, которые часто путешествуют или ездят в командировки. Им не повезло. Сотрудники таможни требовали доказательств, что ноутбук и костюм, которые по виду стоят больше 1500 евро, были куплены в России, а не за рубежом. И некоторым приходилось платить пошлину за собственные вещи.

Чтобы этого не случилось, надо при выезде за рубеж заполнять декларацию и указывать в ней все вещи, а по возвращении предъявить ее. А вот если все ценное вы купили не дома, а пока отдыхали во Франции, и в 1500 евро не укладываетесь, то обязаны платить пошлину — ну, если не повезет.

— А если при въезде в Россию в чемодане четыре телефона, пара лэптопов, да еще одежда — и все для родных и близких? — спрашиваю у представителя Центрального таможенного управления.

— Я думаю, в полторы тысячи евро вы не уложитесь, — отвечает Сергей Мхитарян. — И придется в части превышения стоимости уплатить пошлину в размере 30%, ну и доказать, что вы это ввозите не для осуществления предпринимательской деятельности.

Если не докажете, то ваши проблемы переходят на другой уровень. С вас спросят как с предпринимателя, а это и дольше, и дороже. Причем в законе не прописано, сколько одинаковых вещей можно ввезти для личного пользования, а какое их количество однозначно свидетельствует, что вещи предназначены на продажу, поэтому сотрудник таможенной службы определяет это самостоятельно, на глаз.

— Как вы докажете, что четыре телефона ваши? Никак, разве что предоставите свидетельские показания, — говорит Мария Свиридова.

Абсурдность и противоречивость наших законов не освобождает человека от ответственности, в данном случае от уплаты пошлин, поэтому сохраняйте чеки интернет-магазинов, не покупайте слишком дорогие вещи в Сети. А если вы любите европейский шопинг, путешествуйте с неприметным дешевым чемоданом. Декларируйте технику и вещи, которые вывозите из России, а то, что купили за границей, не возите в пакетах, отрывайте бирки и забывайте о том, что у вас есть права, когда пересекаете границу России. И будет вам счастье.

 

Беспошлинный багаж

Содержимое женского чемодана считать вообще бессмысленно, а вот среднестатистического мужского — очень даже возможно. К примеру, возьмем чемодан мужчины, столичного жителя 35–40 лет, который отправляется на неделю в Европу осенью или зимой. Сможет ли он уложиться в рамки беспошлинного лимита? Помним: лимит 1500 евро, или примерно 63 000 рублей по курсу ЦБ.

Чемодан — 7000 рублей

Сумка — 5000 рублей

Костюм — 30000 рублей

Две рубашки — 5000 рублей

Парфюм — 2000 рублей

Зубная щетка, шампунь, средства гигиены —1000 рублей

Фотоаппарат — 10000 рублей

Ноутбук — 15000 рублей

Телефон — 10000 рублей

Нижнее белье — 3000 рублей

Джинсы — 4000 рублей

Два свитера — 6000 рублей

Шарф, шапка, перчатки — 3000 рублей

Куртка — 15000 рублей

Обувь — 5000 рублей

По скромным подсчетам, стоимость содержимого чемодана нашего путешественника — 121 000 рублей, или 2900 евро.

 

 

Путь посылки

Что происходит после отправки

1. Пункт приема международных отправлений в иностранном аэропорту/вокзале/порту

2. Граница России — зона вскрытия емкостей с почтой или посылками

3. Регистрация посылки

4. Рентгенконтроль

5. Таможенный досмотр

6. Сортировка выпущенных таможней посылок

7. Отправка получателю

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение