А теперь горбатый!

Привлечение партнера — одна из главных задач эволюции

Журнал Nature опубликовал работу испанских палеонтологов, посвященную открытию нового вида динозавров. Это существо имело горб и, возможно, носило перья. Зачем ему это было нужно, не совсем понятно. У ученых есть разные версии.

Григорий Тарасевич поделиться:
18 октября 2010, №41 (169)

Простите, но я снова о сексе. И не потому, что я такой озабоченный. Просто наука учит, что без секса нас с вами не было бы. Я имею в виду не наших конкретных мам и пап. Речь о происхождении видов. Если бы природа не придумала половой акт, эволюция остановилась бы где-нибудь в районе трилобитов.

На прошлой неделе американские ученые сообщили, что ими точно определена дата первого полноценного секса. Дело было в начале девонского периода, то есть примерно 400–410 миллионов лет назад. Первыми эту технологию освоили панцирные рыбы. Думаю, им было хорошо: теплое море и полное отсутствие дайверов с кинокамерами.

От секса много пользы. В локальных масштабах — это приятно, и от этого появляются дети. А в глобальных… Половое размножение стало одним из главных моторов эволюции. С его помощью перемешивается генетический материал, и больше шансов, что полезные мутации приведут к чему-то интересному типа прямохождения или мягких мочек уха. Но мне чисто по-человечески интереснее другой факт: секс, как и неуправляемая демократия, позволяет выбирать лучших из лучших.

Нас еще в школе учили, что естественный отбор может происходить по двум принципам. Первый напоминает сюжет голливудского боевика: кто замочил всех в финале, тот и получает «Оскара» за лучшую мужскую роль. Вот если губернатор Калифорнии сумеет добить Хищника, то его гены распространятся дальше. А если Хищник победит, то Землю будут населять довольно неприятные создания с клювом и когтями.

Другой принцип отбора больше похож на пошловатый молодежный сериал: главный вопрос — кто кому даст. Самый положительный герой получает самую плодовитую самочку. А еще лучше — десяток самочек. Тогда его гены начинают скакать по всему району.

Но как стать этим положительным героем, которому все самочки оставляют номера своего мобильного? На этот счет каждый вид изгаляется как может. Кто-то прыгает, кто-то поет, кто-то пахнет. Взять того же павлина. Самец волочит по джунглям длиннющий яркий хвост (точнее, надхвостье — сам хвост у павлина довольно скромный, но птицам все равно). Чем круче оперение, тем больше шансов соблазнить девушку.

Ради соблазнения приходится рисковать. Ведь такое оперение недвусмысленно сообщает местным хищникам: вот, смотрите, идет пять кило мясных консервов в яркой упаковке. Идет медленно, ибо упаковка бегать мешает. Но этот риск себя оправдывает. Если особь со всей своей красотой не становится чьим-то бизнес-ланчем, а добирается до самки, то передает ей сигнал: мол, раз я таскаю за собой эдакую красоту и меня до сих пор никто не сожрал — значит, я очень умный, сильный и быстрый, и следовательно, давай поженимся.

Некоторые палеонтологи настаивают на том, что перья впервые появились вовсе не для того, чтобы летать или обмахиваться во время жары. Они нужны были именно для привлечения противоположного пола.

Недавно ученые опубликовали результаты исследования костей динозавра, обитавшего на территории современной Испании. Эта тварь по имени Concavenator corcovatus достигала в длину больше тридцати метров. Но размер не самое интересное. Согласно данным реконструкции, этот динозавр бродил по доисторическим лесам со здоровенным горбом на спине. Спрашивается: зачем ему горб? По одной из версий, самец таким образом завоевывал расположение самок. (Странно: почему тогда Квазимодо не удалось покорить Эсмеральду?)

Но горба мужчине-динозавру для успехов на сексуальном поприще было мало. Палеонтологи утверждают, что, судя по останкам костей, представители этого вида носили перья, причем, скорее всего, разноцветные. Понятно, что это существо весом в сорок тонн даже не думало о том, чтобы летать. От холода и дождя оперение тоже вряд ли защищало. Так что эволюция подарила перья Concavenator corcovatus именно для устройства личной жизни (кстати, у более поздних видов динозавров подобный аксессуар отсутствует, что говорит о легкомысленном нраве природы).

Если бы я был этологом, я бы провел аналогию с отношениями между мужчиной и женщиной. Но я не этолог. Поэтому скажу: у людей все по-другому. Гораздо сложнее. Или, наоборот, гораздо проще.

Захаров Павел 15 января 2011
"Привлечение партнера — одна из главных задач эволюции". У эволюции нет задач и целей. Это просто принятое обществом определение процесса развития.
Пименов Алексей 27 октября 2010