Самцы нужны для перемен

19 октября 2010

Коловратки — микроскопические, до 2 мм в длину, примитивные водные животные, похожие на червячков с ресничками вокруг рта. Зоологи давно выяснили, что размножаться они могут двумя способами, — в некоторых популяциях присутствуют одни самки, откладывающие яйца, из которых вылупляются опять-таки только самки. Некоторые классы коловраток существуют так уже десятки миллионов лет.

Всегда считалось, что самцы появляются как реакция на неблагоприятные условия: они оплодотворяют самок, и те откладывают особые яйца с толстой оболочкой, способные перенести засуху. Канадские ученые задались вопросом: так ли это на самом деле? Они разделили коловраток вида Brachionus calyciflorus на три группы по 10 тысяч особей; одних посадили в аквариум, где было много еды, других — на скудный паек, а третьих — в комбинированные условия: у одной стенки аквариума было много еды, у другой мало. В результате именно третья группа дала в два раза больше оплодотворенных яиц, чем две другие (15% против 7). Ученые предполагают, что секс, при котором интенсивно перемешиваются гены разных особей, нужен коловраткам, чтобы быстро подстроиться по изменяющуюся среду. В стабильных же условиях самцы не нужны. Все как у людей.

Источник: Lutz Becks & Aneil F. Agrawal. Higher rates of sex evolve in spatially heterogeneous environments // Nature advance online publication. 13 October 2010.

Tatko Vitalij 30 ноября 2010
- что доказывает лишний раз, что не так уж был безумен Геодакян, лет эдак 30 назад писавший о мужском геноме, как экспериментальном департаменте в лаборатории эволюции. Или не доказывает?