Лунную воду картировали

26 октября 2010

Сразу шесть работ, посвященных Луне, опубликованы в свежем номере журнала Science. В них вошли результаты двух масштабных проектов американского агентства NASA— эксперимента LCROSS, в котором болванкой ударяли в Луну, и орбитальных наблюдений со спутника LRO. Оба проекта нацелены на поиск воды в лунном грунте. Один из главных детекторов спутника LROназывается LEND, и он создан российскими учеными. Самые интересные данные получены при изучении полюсов Луны.

— Я считаю, что главных результатов два, — сообщил нам Игорь Митрофанов, сотрудник Института космических исследований и руководитель проекта LEND. — Во-первых, мы с разрешением до 10 километров картировали поверхность Луны нашим детектором нейтронов и определили, так сказать, влажность каждого участка. Во-вторых, мы показали, что самый «влажный» район выходит за пределы постоянно затененной области. Там вода, вероятно, сохраняется под слоем грунта в виде льда и не испаряется на солнце.

Те, кто занимается лунными проектами и планирует посылать на Луну людей, опасались, что лед задерживается только в затененных местах, которые находятся под стенками кратеров. Тогда воду добывать было бы технически крайне сложно. Теперь понятно, что до 4% лунного грунта на полюсах, даже на солнечных участках, это именно вода.

Источник: I. G. Mitrofanov et al. Hydrogen mapping of the lunar south pole using the LRO neutron detector experiment LEND // Science. Vol. 330. № 6003. Pp. 483–486 (22 October 2010).