Другие евреи

Новый роман Умберто Эко расколол итальянское общество

Национальное достояние Италии, один из самых известных интеллектуалов современности Умберто Эко не сдержал своего обещания. Пять лет назад он заявил, что «Таинственное пламя царицы Лоаны» станет его последним романом. Но 29 октября в продажу поступило его «Пражское кладбище». Права на издание нового романа в России куплены издательством Corpus. У нас он должен выйти в конце 2011 года.

Константин Мильчин поделиться:
2 ноября 2010, №43 (171)
размер текста: aaa

Как обычно, Эко перемешал реальных исторических лиц и выдуманных персонажей. Действие романа разворачивается в конце XIX века, а главным героем стал циник и негодяй капитан Симонини — авантюрист, шпион, фальшивомонетчик, а заодно и патологический антисемит. Подобно тому как в «Баудолино», четвертом романе Эко, главный герой изобретает основные священные артефакты европейского христианства, в «Пражском кладбище» капитан Симонини, одержимый теорией всемирного еврейского заговора, участвует в создании «Протоколов сионских мудрецов» и фабрикует улики по «делу Дрейфуса».

«Протоколы» — довольно известная фальшивка, появившаяся в начале ХХ столетия, в ней описываются планы евреев по захвату мирового господства, а «делом Дрейфуса» называют процесс над французским капитаном, евреем из Эльзаса Альфредом Дрейфусом, несправедливо обвиненным в 1894 году в шпионаже в пользу Германии. «Дело Дрейфуса» раскололо в свое время французское общество, новый роман Умберто Эко уже вызвал скандал в Италии.

Эко предъявил миру родословную современного антисемитизма. Людям необходим враг, «другой», отличающийся от всех. А тот, кто отличается, непременно плетет заговоры. В середине XIX века такими «другими» были иезуиты и масоны, а в конце столетия универсальным врагом стали евреи.

Поскольку Эко в «Пражском кладбище» выступает не как историк, а как романист, он не выносит прямых вердиктов, предоставляя читателям самим сделать выводы. Это и не понравилось части итальянских журналистов, а главный раввин Рима Риккардо ди Сеньи назвал книгу Эко «как минимум двусмысленной». Критикам не устраивает, что из романа нельзя сделать однозначного вывода о том, что наветы в адрес евреев были надуманными.

В 2010 году, через 65 лет после холокоста, выясняется, что мы так и не смогли победить антисемитизм или хотя бы просто понять, какое место евреи занимают в жизни общества. Европа, и в частности Италия, не может разобраться, на чьей она стороне в арабо-израильском конфликте: правые — на стороне Израиля, левые — на стороне арабов. Еврейские организации заявляют, что в Старом Свете растут антиеврейские настроения. Роман Эко, в том числе, и о том, что место «другого» в современном обществе по-прежнему занимает еврей. А хорошо это или плохо, каждый из нас решает для себя сам.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Торощин Андрей 22 ноября 2010
Актуальная и очень опасная для журналистов тема. Очень профессиональное лавирование автора.
Вопрос поставлен!
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение