--

По замкнутому кругу

Станет ли Михаил Алешин вторым российский пилотом в «королевских гонках»

Автоспорт — аристократ спортивного мира. Он и самый высокотехнологичный, и самый дорогой, и самый престижный. Пилоты «Формулы-1» популярны не меньше голливудских звезд. Недавно в эту «золотую» компанию попал россиянин Виталий Петров. Но есть и другие кандидаты. Главный среди них — Михаил Алешин, выигравший месяц назад престижную гоночную формулу «Мировая серия Рено 3.5».   Фотографии: Арсений Несходимов для "РР"

Вера Михайлова поделиться:
10 ноября 2010, №44 (172)
размер текста: aaa

— Ми-и-иха! Ми-и-и-иха! — Друзья Михаила Алешина празднуют победу в шатре команды Carlin. Едва ли не единственные болельщики, приехавшие из России, они придерживаются лучших отечественных традиций: из сумки сразу появляются две бутылки «Сангрии» и полуторалитровая пластиковая емкость с прозрачной жидкостью.

— Это не вода! — предупреждают меня. — Водку будешь?

Водку я не буду, но остальные сразу разливают напиток по пластиковым стаканчикам для кофе.

— Рашн водка, — уважительно говорит механик-англичанин и залпом выпивает свою порцию.

Еще час назад настроение у команды было совсем другое…

Испанский хэд-ту-хэд

За два дня до старта последнего этапа «Формулы Рено» автодром Circuit de Catalunya под Барселоной был абсолютно пуст. Огромное пространство, способное принять до 90 тысяч человек, заполняется целиком только во время проведения этапа «Формулы-1». Однако на «Формулу Рено» люди тоже идут охотно, целыми семьями, с грудными младенцами и пожилыми родителями.

Интрига предстоящих состязаний — борьба за победу в серии между пилотом из России Михаилом Алешиным и австралийцем Даниэлем Рикьярдо на последнем этапе сезона. Наш гонщик подошел к финальным заездам, опережая своего соперника лишь на три очка, такой разрыв слишком мал. В гоночные выходные им предстоит провести два рейтинговых заезда, и каждый может оказаться решающим. Калькулятор для того, чтобы сосчитать, сколько каждому из пилотов необходимо баллов для победы, не нужен. В «Мировой серии Рено» за первое место начисляют 15 баллов, за второе — 12, за третье — 10, за четвертое — 8, за пятое — 6 и так далее, одиннадцатое и ниже баллами не премируются. Так что любая ошибка Алешина или Рикьярдо может стать роковой.

В пятницу на трассе проводят только тестовые заезды. Иду в паддок, где расположились команды. У каждого бокса стоит грузовик с развернутым над ним тентом: там кафе, телевизор и командный штаб. Во время ланча за столиками собирается вся команда, а в остальное время можно попить кофе, пообщаться. Мы с Алешиным садимся за столик подальше от выхода.

— Нервничаете накануне решающих заездов? — спрашиваю Михаила, хотя по его виду нельзя сказать, что он чем-то взволнован.

— Никакого давления нет, я просто делаю свою работу — и все. В автоспорте, к сожалению, не все зависит от меня. Все построено на комплексе факторов. Есть машина, которая ломается в самый неподходящий момент, например на последнем круге.

— Но есть ведь какие-то правила подготовки для вас лично?

— Самое главное — это нормальный сон и поменьше отвлекаться на всякую ерунду.

— Это намек? — Мне приходит в голову, что скучающий вид пилота говорит о его отношении к интервью.

— Нет, это часть моей работы. Кто-то ненавидит прессу, а я нормально к ней отношусь.

Пока мы с Михаилом разговариваем, по телевизору начинаются тестовые заезды этапа «Формулы-1» — она проходит в этот же уик-энд в Японии.

— Молодец Петров, — комментирует Алешин. На тот момент Виталий шел третьим.

— Вы сами в «Формулу-1» собираетесь?

— Собираться можно сколько угодно. К сожалению, попадание в «Формулу-1» —это вопрос нескольких факторов. Я лидирую в чемпионате достаточно долго, предложения по переходу поступают очень хорошие, мы их рассматриваем, но все зависит от финансового положения. В «Ф-1» видят, что талант у меня есть, но бизнес есть бизнес. Все команды изначально рассчитывают на тот бюджет, который принесет пилот. «Формула-1» — это непростой механизм зарабатывания денег, зато очень действенный.

— На переговоры как-то повлияет, какое место вы займете в «Формуле Рено»?

— «Мировая серия Рено» — последняя ступенька перед «Формулой-1», как и GP2. Это очень важные этапы подготовки. Приезжать первым нужно в первую очередь мне. Если не будешь первым, то на следующий год вообще не будет зарплаты. Но для спонсоров финал значения не имеет, хотя это важно для продвижения бренда «Наша формула». — Заговорив о наболевшем, Алешин оживился. — Это программа поддержки молодых гонщиков, куда кроме меня входят еще шесть пилотов, младшему сейчас десять лет. Это единственная программа в России, занимающаяся автоспортом.

— А в России вообще есть автоспорт?

— У нас он почти не развит, нет автоспортивной культуры. Хотя сейчас ситуация лучше, чем пять лет назад, российские гонщики все еще могут развиваться только за границей. В России могут выступать только самые маленькие — в картинге. А потом все едут в Европу. Здесь очень хорошая школа, существенно выше уровень, проводятся все основные международные гонки. В России главная проблема — нет «Формул». Так что при всем желании выступать негде. Тем не менее российский пилот выступает под российским флагом, у него российский паспорт, но работает он там, где есть работа. Почему в «Формуле-1» нет российской команды? На данный момент ни у кого нет столько денег. Нет компании, которая готова терять до 500 миллионов евро в год.

— Сколько же стоит просто воспитать пилота?

— Надо начинать с самого детства, с картинга. Сейчас это очень затратный вид спорта, около 20 тысяч евро в сезон, но без него никак. Ощущение машины очень важно, оно откладывается на подкорке.

На трассе вновь нарастает шум: начался очередной тестовый заезд. На экране телевизора Виталий Петров переместился на четвертое место.

— Петров молодец. Хорошо едет, — болеет Алешин.

— Вы представляете, что скоро сможете гонять с ним на одних трассах?

— Я просто смотрю, подчеркиваю для себя какие-то моменты.

— Вы знаете, что Петрова называют первым русским в «Формуле-1»?

— У меня никогда не стояла задача быть первым русским. У меня стоит задача быть первым в мире.

— Михаил, а вам приходилось летать на истребителях, была возможность сравнить нагрузки пилота «Формулы» и пилота самолета?

— Нет, не люблю самолеты! — Алешин неожиданно становится резок. — Вообще не люблю все, что не могу контролировать. Чувствую себя как корова, которую загнали в стадо и куда-то ведут.

— То есть вы индивидуалист в ярко выраженной форме?

— Наверное. Я не люблю командные виды спорта, не люблю, когда результат зависит от кого-то другого. Всегда хочется на кого-то положиться. Но опыт показывает, что лучше всего рассчитывать только на себя, тогда и проблем не будет.

Равенство без братства

В субботу Circuit de Catalunya преобразился. В ожидании начала гонки зрители лениво гуляли по паддоку в непосредственной близости от боксов с болидами и стоянок команд.

В расположение команды Carlin прибыл русский десант во главе с девушкой Михаила Наташей вместе с родителями.

— Мы не группа поддержки, мы — друзья, — сразу расставил все по своим местам один из вновь прибывших и залихватски представился: – Ярослав, строитель, прямым рейсом с «Бабушкинской». В паддок вышел Алешин, и с криком «Миха!» весь российский десант принялся обнимать гонщика и бить его по спине.

До старта оставалось меньше часа. Алешин в это время общался с друзьями, иногда отвлекаясь по делам. Мне вспомнилась Елена Исинбаева: чтобы сконцентрироваться перед прыжком, она накрывается полотенцем, и в этой импровизированной палатке отгораживается от окружающего шума и суеты. Но у каждого спортсмена свой способ подготовиться к соревнованию. Алешину явно не нужно уединяться. Глядя на него, трудно поверить, что он сейчас будет гонять на скорости свыше 170 км/час и бороться за победу в сезоне.

На трассе темп сразу задал Даниэль Рикьярдо. Алешин закрепился вторым, но, как ни старался, круг от круга отставание все увеличивалось. Не помогла даже поддержка друзей. «Рикардо гоу хом!» — надрывался Ярослав на трибуне. «Вы знаете, мне говорили, что он меня не слышал, но я сам видел, что в тот момент он смотрел прямо на меня», — позже объяснил он.

Алешин пришел вторым, а счастливый победитель Рикьярдо выскочил из машины и стал размахивать руками, демонстрировать бицепсы и принимать классические позы в стиле «посмотрите, какой я крутой». Друзья Алешина бодрились, строя изощренные планы мести. «Я готов остаться здесь ночевать, — рассуждал один из них, подразумевая небольшую диверсию. — Вынем у Рикьярдо из машины сиденье и набьем ее всю попкорном». По результатам гонки пилоты сравнялись, набрав по 128 баллов. Все должно было решиться на следующий день.

В воскресенье с погодой не повезло: с утра шел дождь. Мало того что из-за мокрого покрытия трассы происходит больше заносов и аварий, так еще и видимость ухудшается практически до нуля. Только первый пилот способен разглядеть дорогу, а остальные несутся по трассе в облаке брызг из-под колес. В таких условиях Алешин стартовал с пятой позиции, отстав от Рикьярдо на три места по результатам квалификации.

Мы следили за ходом гонки в боксе Carlin вместе с командой. Человек десять столпились под маленьким монитором и, задрав головы, смотрели на экран. Алешин быстро догнал австралийца и сел ему на хвост, то отставая на секунду, то прижимаясь почти вплотную. Итоговое место в этой гонке не так важно, главное — обойти соперника. Пилоты вышли на предпоследний круг, когда наконец благодаря обманному маневру Алешину удалось выйти вперед.

В боксе Carlin дикое ликование. Если не считать Виталия Петрова, Михаил Алешин сейчас самый успешный российский пилот в мировых «Формулах». Соотечественника подошел поздравить Антон Небылицкий, второй российский пилот, выступающий в «Формуле Рено» за команду КМР Racing — совместный проект французских и российских инвесторов. По мнению генерального директора этой команды Дмитрия Сапгира, победа Алешина поможет Небылицкому в будущем сезоне, заставит относиться к пилотам из нашей страны более серьезно.

Чтобы было больше двух

Алешин стал чемпионом «Мировой серии Рено» и сразу попал в компанию именитых гонщиков. До него этот титул завоевывали Фернандо Алонсо, Хейкки Ковалайнен, Роберт Кубица, Себастьян Феттель и многие другие пилоты, выступающие сейчас в «королевских гонках». Но несмотря на то что Алешин доказал свой класс как гонщик, его будущее вовсе не безоблачно. Чтобы подняться на новую ступеньку, ему потребуется спонсор, готовый расстаться с крупной суммой денег. Так, за год выступлений в команде «Рено» Виталий Петров заплатил больше 15 миллионов евро — его поддержал отец.

— Чем Миша будет заниматься в следующем году, еще не определено, — признается отец пилота Петр Алешин. — У нас есть предложения от команд «Формулы-1» Virgin, Lotus и Force India, но наша цель — заинтересовать спонсоров в долгосрочной программе, провести не один сезон, а несколько лет. Автоспорт — самый дорогостоящий вид спорта в мире, а мы в России до сих пор стыдливо умалчиваем о тех, кто дает деньги и тем самым позволяет развиваться талантливым гонщикам.

Действительно, по сравнению с Европой и США автоспорт в России находится в депрессивном состоянии. Государство его старательно игнорирует. Министерство спорта не спонсирует ни одну гонку. Что же до трасс, то это отдельная и очень грустная песня.

— В настоящий момент в России существует пять трасс, на которых можно проводить соревнования уровня чемпионата России, — рассказал Кирилл Случевский, секретарь комитета кольцевых гонок и инженер Российской автомобильной федерации. — Это трассы в Подмосковье, в Смоленске — «Смоленское кольцо», в Нижнем Новгороде и Красноярске. Также достраивается трасса в Казани, ее должны открыть весной, в начале следующего сезона. Что касается международных соревнований, в прошлом году мы провели чемпионат Европы по грузовым кольцевым гонкам на «Смоленском кольце», и теперь эта трасса проходит согласование с Международной автомобильной федерацией (ФИА) на предмет получения лицензии, которая позволит проводить любые международные гонки, кроме «Формулы-1».

Не лучше у нас ситуация и в картинге, который в Европе постоянно подпитывает команды гонщиков серьезных «Формул». С картинга, кстати, начинал Шумахер.

— Наша главная беда — недостаточное количество трасс, — делится наболевшим президент Ассоциации картинга России Василий Скрыль. — В России от Владивостока до Калининграда всего около десяти автодромов, и их разделяют сотни и тысячи километров. Подросткам трудно встретиться, а именно в этом возрасте необходимо соревноваться друг с другом. На этом этапе пропадает куча талантливых ребят: не могут найти финансирование. Как и в теннис, в автоспорт бедные люди не идут. Если в картинге их поддерживали родители — никакой помощи от федерации или государства не существует, — то дальше им нужен спонсор, а найти его очень непросто. Люди не понимают, почему нужно поддерживать автоспорт: по телевизору гонки почти не показывают, в прессе пишут мало. Картинг — это сито: приходят тысячи, а остаются в автоспорте десятки. А потом из этих десятков отбираются 20 человек для «Формулы-1».

Механики, инженеры и прочий вспомогательный персонал, обеспечивающий существование формульных гонок, — еще один провальный для России вопрос. Квалифицированных специалистов в нашей стране практически нет.

— Откуда им взяться, если у нас не проводятся соревнования такого уровня? Им негде учиться, — объясняет Василий Скрыль. — Проведение любого этапа «Формулы-1» обеспечивают порядка трехсот человек — судьи, хронометристы, инженеры. Все эти люди регулярно участвуют в профессиональных семинарах, они тренируются на национальных чемпионатах. У нас такого нет.

В российском автоспорте проблемы на каждом шагу: нет финансирования, нет специалистов, нет автодромов… Но тут в Сочи собрались строить трассу «Формулы-1». Еще немного — и впору засомневаться: а Сочи действительно российский город? Или это новые потемкинские деревни? Давайте будем судить о благосостоянии граждан по поселкам вдоль Рублевского шоссе, о науке — по разговорам вокруг академцентра «Сколково», а о спорте — по инфраструктуре Сочи. Хотя и из этой трассы можно извлечь пользу. Пусть мы опять пошли не с того конца, начали строить дом не с фундамента, а с крыши — важно, что строительство началось. Трасса «Формулы-1» в России должна дать импульс популяризации и развитию автоспорта в целом.

Создается впечатление, что ситуация наконец сдвинулась с мертвой точки. Петров в «Рено», Алешин — чемпион, «Формула-1» в Сочи. Все это зацепки, которые остаются в сознании даже тех людей, которые до сих пор не слишком интересовались гонками. Напряжение нарастает, автоспорт в России подходит к черте, когда его уже непросто будет игнорировать.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Василий Зайцев 25 ноября 2010
[url]http://shinatop.com.ua[/url]
Василий Зайцев 25 ноября 2010
В формуле используют[url=http://shinatop.com.ua]шины[/url] Michelin кажись ? или Nitto?
18 ноября 2010
Феттель в 2007-м не успел выиграть Мировую серию, поскольку его забрали в Ф1. А Алонсо побеждал, когда предтеча проводилась ещё в двухлитровом формате
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение