8 самых чистых городов мира

Какие мегаполисы наиболее пригодны для жизни

«Русский репортер» составил рейтинг городов в зависимости от состояния окружающей среды. Задачей было получить топ-10 самых чистых городов мира, но не вышло — разрыв между лидерами списка и всеми остальными участниками оказался слишком велик, и лидерами можно назвать только восемь городов. Учитывались пять показателей: площадь озеленения; количество мусора, который идет в переработку; годовые выбросы CO2; доля городского бюджета, затрачиваемая на экологические программы; место, которое занимает город в авторитетном экологическом рейтинге агентства Mercer Human Resource Consulting. Города — лидеры по качеству окружающей среды во многом отличаются друг от друга, но есть черты, которые свойственны каждому из них: в чистых городах жители ответственно относятся к природе, в сфере переработки мусора и очистки воды используются высокие технологии, в этих городах много велосипедных дорожек и озеленяются даже крыши, и все больше энергии получается из возобновляемых источников.

16 ноября 2010, №45 (173)
размер текста: aaa

В XXвеке более половины населения цивилизованных стран переместилось из сел, деревень и хуторов в города. Всего за 100 лет впервые в истории человечества мир из сельского стал городским. Нагрузка на природную среду городов возросла многократно, они стали в прямом и переносном смысле задыхаться от промышленных выбросов, автомобильных выхлопов, пробок, а в реках, как говаривали в 1970-е, можно было проявлять фотопленку. Фантасты рисовали мегаполисы будущего как каменные джунгли с лианами-дорогами на уровне верхних этажей, с острым дефицитом воды и воздуха.

Но этот страшный сценарий нам уже, скорее всего, не грозит. В ответ на техногенные вызовы в развитых странах возникло экологическое сознание. Дымящие трубы закрывают очистными сооружениями, а города начинают приспосабливать к человеку. Правда, процесс это сложный и затратный, но жить-то хочется!

Те страны и города, лидеры которых осознали, что в качество природной среды необходимо постоянно вкладывать значительные средства и усилия, население которых ежедневно собственноручно создает эту среду, лидируют во всех экологических рейтингах, они же попали и в верхние строчки нашего рейтинга. Правда, таких оказалось немного: пока не набралось и десятка городов, применительно к которым можно говорить о высоких стандартах экологической политики.

Между авангардом, который состоит преимущественно из городов Северной Европы, и остальными участниками нашего исследования оказался довольно большой разрыв. 8 баллов по десятибалльной шкале получил Осло, к нему плотно примыкают Брюссель, Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Цюрих, замыкают список Амстердам и Торонто.

Группа городов, получивших в нашем исследовании 3–4 балла, чрезвычайно разношерстна: тут и загазованный промышленный Нью-Йорк, и зеленый, но лишенный даже намека на экологические программы Рио-де-Жанейро, и высокотехнологичный, но замусоренный Токио, и стабильный в целом Берлин. Сами по себе показатели этой группы о реальной экологической политике в городе говорят не больше, чем средняя температура по госпиталю о диагнозе конкретного больного: кто-то, как Рио-де-Жанейро, получил свои 4 балла за счет все еще сохранного природного ресурса, кто-то — благодаря крупной сумме, отчисляемой на экологические нужды из городского бюджета, как Нью-Йорк.

Москва заняла в нашем списке четвертое место с конца — 2,4 балла. У нас сохранилось довольно-таки много зелени — целые леса: Битцевский парк, Лосиный остров, но в некоторых городах зелени все-таки намного больше. И там намного больше тратят на экологию.

По данным нашего рейтинга все города можно разделить на четыре группы. В городах первой группы у чиновников и у населения сформировано экологическое мышление, они очень обеспокоены перспективой «проявлять в реке фотопленку» и готовы вкладывать деньги и мозги в долгосрочные экологические проекты. Но эта группа крайне малочисленна.

Вторая группа — промышленные города с тяжелой экологической обстановкой, но уже готовые вкладывать деньги в очистные технологии и реанимировать городскую среду.

Третья группа — города, не обремененные тяжелой промышленностью, с все еще сохранным природным ресурсом, но даже не задумывающиеся о том, что выбрасывать 36% твердых отходов в реку, как делает Рио-де-Жанейро, сродни коллективному самоубийству.

Четвертая группа — самый тяжелый случай. Промышленность есть, природас уже давно загажена, а экологического мышления и, соответственно, бюджета для экологических программ нет. К сожалению, именно к этой группе относится Москва — с долей мусора, отправляемого на переработку, составляющей 6,5% от его общего количества, с 0,72% городского бюджета, направляемыми на экологию. Для сравнения: в Нью-Йорке перерабатываемый мусор составляет 34%, а экобюджет — 7% городских расходов в год.

Главный вывод из нашего рейтинга таков: экологические стандарты в мире заданы, и рецепты решения проблем, даже для самых густонаселенных и экономически активных городов, имеются. Действительно современная городская среда — это среда, в которой приятно жить. Будем надеяться, что глядя на опыт экологически чистых городов, остальные мегаполисы тоже захотят разводить в городских прудах карпов и дышать чистым воздухом на центральной площади. И заведут велосипедные дорожки, солнечные батареи, современные очистные системы, мусороперерабатывающие заводы, введут огромные штрафы за загрязнение окружающей среды и плату за право ездить на автомобиле по центральной площади. А рядовые горожане начнут активно влиять на экологическую политику своих муниципалитетов и сами освоят навыки природосберегающего образа жизни. Потому что это их город. Это им тут, собственно говоря, жить.

Как мы считали

Для составления рейтинга мы использовали данные из различных источников: Large Cities Climate Leadership Group, Clinton Climate Initiative, Eurostat, Directorate-General for the Environment (European Commission), European Green City Index, GLA (Great London Authority) Environment Group, исследования PricewaterhouseCoopers, Siemens, Copenhagen Climate Plan, New York City Government, New York State Department of Environmental Conservation, Mercer Human Resource: Eco-City Ranking, European Environment Agency, Common Information to European Air, Environment Agency, Tokyo Metropolitan Government, Green Toronto Government и др.

Определив крайние значения каждого из экологических показателей, использованных при расчетах (качество воздуха, площадь озеленения, переработка мусора и т. д.), наибольший приравняли к 10 баллам, наименьший — к одному. Значения между крайними показателями разбили на десять отрезков, каждому из которых поставили в соответствие один балл. Например, самая большая площадь озеленения (в Осло) составляет 66% от общей территории города — это 10 баллов. Соответственно, 1 балл — 6,6%. Таким образом, Нью-Йорк с площадью озеленения 18% получает 3 балла. В случае с загрязнением воздуха баллы присваивались в обратной последовательности. Для получения итоговой оценки суммарное число баллов, полученное каждым из городов, делилось на число показателей.

 

1. Осло (итоговый балл 8)

Площадь озеленения — 10 баллов

Количество перерабатываемого мусора — 5 баллов

Качество воздуха — 8 баллов

Доля городского бюджета, расходуемая на экологические проекты, — нет данных

За место в рейтинге экогородов мира агентства Mercer Human Resource Consulting — 9 баллов

Основной транспорт для жителей Осло — общественный. Парковать машину в городе слишком дорого, поэтому подавляющее большинство горожан ездят на автобусах, которые здесь заправляют метанолом. Применение экотоплива — необходимое условие для предпринимателя, желающего запустить новый автобусный маршрут.

Осло находится на северной оконечности Осло-фьорда, на берегу которого когда-то были и промышленные предприятия, и порты, но со временем он превратился в полосу парков, предназначенных для прогулок. С другой стороны к городу подступает лес, в котором никому ничего нельзя строить. Разрешение на строительство рядом с лесом получают только застройщики, готовые компенсировать ущерб, нанесенный природе, а также прошедшие длительную процедуру сбора документов, согласований и заседаний. Проще строить в другом месте. Тем более что в решении подобных вопросов принимается во внимание мнение каждого горожанина: ни одна стройка в городе не начнется, если хоть один житель выскажет протест. А рядовые жители Осло — рьяные борцы за чистоту окружающей среды. Именно в Осло прошел пикет молодых экологов против строительства второй очереди АЭС на Кольском полуострове. Даже экологически чистая Финляндия, которая тоже граничит с Кольским полуостровом, отнеслась к российской инициативе довольно равнодушно: пикетов финны не устраивали.

Отдыхать жители Осло предпочитают на природе. Летом и зимой горожане устраивают пикники по-норвежски: берут с собой гамбургеры с лососем и напитки, но не разводят никаких костров, а мусор уносят с собой. Зимой весь город катается на лыжах и сноубордах. Несколько горнолыжных трасс расположено прямо в черте города. Очень популярно среди горожан садоводство и огородничество. Некоторым удается выращивать даже персики и абрикосы, а принц Хокон собирает в теплице королевского парка хороший урожай овощей без пестицидов.

 

2. Брюссель (итоговый балл 7)

Площадь озеленения — 8 баллов

Количество перерабатываемого мусора — 5 баллов

Качество воздуха — 6 баллов

Доля городского бюджета, расходуемая на экологические проекты, — 10 баллов

За место в рейтинге экогородов мира агентства Mercer Human Resource Consulting — 6 баллов

Десять лет назад городские власти сильно озаботились состоянием водоемов. Индексы загрязнения Сенны и мелких речек, которых немало в Брюсселе, в несколько раз превышали нормативы. Предприятия, которые сливали отходы в реку, обязали построить новые очистные сооружения, но при этом снизили для них налоги. За пять лет удалось привести показатели в норму. И хотя до сих пор с берегов водоемов не убирают таблички «Купаться опасно!», местные жители замечают, что вода стала гораздо чище.

— Ловля рыбы разрешена прямо в черте города. Вылавливаем форель. Но не ради ужина — рыбу принято отпускать обратно «из экологических соображений». Так поступают почти все местные, и если рыбак пытается утащить улов домой — сразу видно: приезжий. А лов той рыбы, которой в уродилось мало, запрещают, пока популяция не увеличится. Так в этом году запретили ловить щуку. Но мы-то все равно все в речке оставляем, — рассказывает житель Брюсселя Алекс Штепо.

Другая любимая тема экологов из Брюсселя — снижение количества выбрасываемого в атмосферу углекислого газа. С этой целью здесь запретили по вторникам и четвергам выезжать на машинах с четными номерами, а в понедельник и среду — с нечетными. Нарушителей штрафуют. Но исключение, конечно же, составляют административные авто, которых много: в городе разместились учреждения Французского и Фламандского сообществ, штаб-квартира Евросоюза, офис НАТО, секретариаты стран Бенилюкса и Западноевропейского союза.

 

3. Хельсинки (итоговый балл 6,8)

Площадь озеленения — 6 баллов

Количество перерабатываемого мусора — 9 баллов

Качество воздуха — 4 балла

Доля городского бюджета, расходуемая на экологические проекты, — 5 баллов

За место в рейтинге экогородов мира агентства Mercer Human Resource Consulting — 10 баллов

Хельсинки — индустриальный город, здесь множество предприятий и кипучая деловая жизнь. Но машин в городе на удивление мало. Особенно после Москвы или Петербурга. По статистике на тысячу жителей приходится всего 390 автомобилей — это один из самых низких показателей в Европе. В Хельсинки развитая система велодорожек и проката велосипедов, но дело не только в этом, да и не особенно-то поездишь здесь на велосипеде зимой — слишком холодно. Горожане предпочитают трамваи даже при наличии личного автомобиля, потому что парковки в центре города очень дорогие. Так что, пока велосипедисты ждут наступления теплого сезона, в престижном районе Лааясало строится новый мост через Финский залив стоимостью 125 млн евро, по которому пройдет очередная трамвайная линия.

 

4. Стокгольм (итоговый балл 6,8)

Площадь озеленения — 5 баллов

Количество перерабатываемого мусора — 6 баллов

Качество воздуха — 7 баллов

Доля городского бюджета, расходуемая на экологические проекты, — 7 баллов

За место в рейтинге экогородов мира агентства Mercer Human Resource Consulting — 9 баллов

Город состоит из трех почти равных частей: одну треть его составляет вода — залив и озеро Меларен, переходящие друг в друга; еще одна часть — это парки, а собственно дома и асфальт занимают лишь треть территории города. Приехав в Стокгольм летом, обнаруживаешь, что все местные жители, похоже, разом выехали отдыхать на курорты. Примерно так, кстати, и происходит. Немногие оставшиеся в городе стокгольмцы передвигаются по улицам на велосипедах или пешком. Общественный транспорт ездит преимущественно на метаноле и биогазе, и с каждым годом доля «чистого» транспорта растет. Зимой и людей, и машин, конечно, больше. Но пробок и связанного с ними смога в Стокгольме не бывает.

Дело не только в свежем морском ветре. Жители Большого Стокгольма, который включает пригороды, не ездят на работу в центр. Скорее, наоборот: офисы и производства расположены на окраинах и в городах-спутниках. Здесь же живет основная часть активного населения: жилье в центре слишком дорогое, а росту строительства не способствуют строгие градостроительные нормы, которые не позволяют сносить исторические здания.

Озеро Меларен довольно чистое, туда запрещено сбрасывать производственные отходы, поэтому летом в нем можно купаться, но это не очень принято: шведы предпочитают отдыхать в пригородах. А вот ловить в черте города рыбу к семейному столу — вполне в традициях Стокгольма. С моста Стрембрун вблизи королевского дворца на удочку берут семгу, на острове Юргорден хорошо ловится радужная форель. А в городских парках живут не только белки, но и кролики. Совершенно непуганные.

 

5. Копенгаген (итоговый балл 6,2)

Площадь озеленения — 8 баллов

Количество перерабатываемого мусора — 4 балла

Качество воздуха — 4 балла

Доля городского бюджета, расходуемая на экологические проекты, — 5 баллов

За место в рейтинге экогородов мира агентства Mercer Human Resource Consulting — 8 баллов

Копенгаген — чемпион среди мировых столиц по потреблению модных ныне органических продуктов, то есть выращенных безо всяких химических удобрений. 45% всех огурцов, яблок и прочих овощей и фруктов, реализуемых в столице Дании, составляют экопродукты, а к 2015 году городские власти надеются довести их долю до 90%. Другие цифры, характеризующие экологическую обстановку, тоже очень красноречивы: например, 97% необходимого ему тепла город получает от работы мусоросжигательных заводов. Практика утилизации отходов и отбросов в Копенгагене считается одной из лучших в мире. К примеру, мусор, оставшийся после покраски стен в доме, можно вернуть в лакокрасочный магазин, а все, что осталось от лекарств, — в аптеку. Или вот еще одна удивительная цифра: к 2025 году горожане планируют превратить в сады 150 000 кв. м крыш, и проект уже успешно реализуется.

 

6. Цюрих (итоговый балл 6)

Площадь озеленения — 5 баллов

Количество перерабатываемого мусора — 6 баллов

Качество воздуха — 6 баллов

Доля городского бюджета, расходуемая на экологические проекты, — нет данных

За место в рейтинге экогородов мира агентства Mercer Human Resource Consulting — 7 баллов

Результаты одного из последних исследований воды, которая течет из кранов в квартирах и коттеджах Цюриха, показали, что она настолько качественная, что может соперничать с хорошо очищенной бутилированной. Впрочем, местные жители без всякой дополнительной очистки пьют воду из открытых водоемов — из реки Зиль или реки Лиммат и одноименного озера, в которое она впадает. Многочисленные экологические рейтинги на протяжении последних нескольких лет ставят Цюрих на самые высокие позиции.

Здесь проводится множество конференций, саммитов и заседаний, посвященных охране окружающей среды. Поскольку к окружающей среде в самом Цюрихе претензий нет, он для делегатов — город-эталон, который вообще ломает представления современного человека о городе как о привычном скоплении домов, людей и машин. Жители Цюриха не едут в выходные куда-нибудь «подышать воздухом»: запах цветов для них привычнее, чем запах бензина. На маленьких участочках горожане выращивают все что душе угодно, например виноградные лозы — почти в центре города. Но если все-таки нужен лес, то дойти до него можно максимум за десять минут из любой точки города.

 

7. Амстердам (итоговый балл 5,7)

Площадь озеленения — 9 баллов

Количество перерабатываемого мусора — 8 баллов

Качество воздуха — 3 балла

Доля городского бюджета, расходуемая на экологические проекты, — нет данных

За место в рейтинге экогородов мира агентства Mercer Human Resource Consulting — 3 балла

В борьбе за чистоту воздуха амстердамцы охотно пересаживаются на велосипеды — 75% жителей передвигаются на двух колесах. Для велосипедистов предусмотрены специальные дорожки, которые занимают чуть ли не половину проезжей части, особые парковки и светофоры. Велосипедов в Амстердаме так много, что никто ими не дорожит, никто не заботится об их состоянии, поэтому ездят по городу на скрипучих развалюхах. Если вдруг горожанин не найдет оставленного утром около офиса двухколесного друга, то просто возьмет любой попавшийся под руку.

Несмотря на сравнительно небольшое количество автомобилей, воздух в Амстердаме не самый чистый. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, экологи предлагали установить более строгие ограничения на скорость движения машин. Пока мэрия обдумывает это предложение, садовники высаживают тысячи тюльпанов в муниципальные клумбы, что, конечно же, не спасает городской воздух от вредных выбросов, но в какой-то мере успокаивает экологов.

Благодаря разработкам технологов, которые преуспели в конструировании новых фильтров, амстердамцы могут похвастаться чистотой воды в городских каналах. Однако на дне этих чистых каналов можно обнаружить до 50 велосипедов на квадратный километр.

— Амстердамцы очень свободные люди, настолько, что в любой момент могут выкинуть велосипед в канал, — рассказывает переехавшая в Амстердам россиянка Светлана Стрельцова. — Вроде бы чистенькие фасады, но стоит углубиться во двор — и вылезет демократичная заброшенность.

 

8. Торонто (итоговый балл 5,4)

Площадь озеленения — 5 баллов

Количество перерабатываемого мусора — 6 баллов

Качество воздуха — 5 баллов

Доля городского бюджета, расходуемая на экологические проекты, — 8 баллов

За место в рейтинге экогородов мира агентства Mercer Human Resource Consulting — 3 балла

Сверху Торонто выглядит сплошным зеленым пятном с редкими просветами серого бетона. Такой вид он приобрел всего пару лет назад, когда мэрия инициировала программу по озеленению крыш. Теперь деревья, трава и цветы растут в два этажа — и на земле, и на домах. На крышах домов возвышаются клены и вязы, пестреют клумбы. Вьюнки, спускаясь к земле, оплетают дома, делая их зелено-пушистыми. Мэрия компенсирует затраты на установку новых крыш для административных и коммерческих зданий, если их площадь составляет более 2000 кв. м. Правда, бизнесмены на собственные деньги должны разбить у себя над головой парк, и лишь после этого потраченные средства вернутся к ним из городского бюджета: 50 долларов за квадратный метр зеленой крыши. Городские власти планируют к следующему году 90 000 кв. м крыш превратить в лужайки и тем самым улучшить качество воздуха и уменьшить влияние выбросов CO2 на климат. Предполагается, что к 2050 году выделение парниковых газов за счет озеленения крыш уменьшится на 80%.

— Считается престижным, если в офисе есть такая крыша. Можно во время ланча, не выходя из здания, оказаться в парке. На самые густозеленые крыши водят туристов, рассказывают, что здание с такой крышей в два раза эффективнее сохраняет тепло, — рассказывает жительница Торонто Мила Коган.

Преимущество в программе мэрии по озеленению крыш получают заводы и фабрики. А если руководство предприятия предлагает новые разработки по очищению воздуха, то у завода есть все шансы получить грант до 25 тыс. долларов на новое оборудование и обучение персонала. Чтобы привлечь внимание простых горожан к проблемам экологии, мэрия разработала программу с устрашающим названием «Измерь свой углекислый след». Ответив на вопросы анкеты, жители Торонто узнают, какое количество CO2 они выбросили в атмосферу, пока завтракали, курили на работе или ужинали в ресторане.

 


×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Yahoo woldgavement@yahoo.com 3 декабря 2011
статья для совершенно некритичных или отрешенных от мира людей. 100% заказная.
Волжский Михаил 23 ноября 2010
Из восьми призёров к мегаполисам можно разве что Торонто отнести. А остальным семи в их весовой категории найдётся масса конкурентов на всех континентах, которые лишь за счёт озеленения и низкого выброса углекислоты получат не меньший итоговый балл.
Торощин Андрей 22 ноября 2010
Мне кажется был бы интересным исторический подход к возможности появления "экологического сознания" для столиц и крупных городов бывших и нынешних колоний и тех государств где хранится награбленное. Сложно, но честно?!
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение