Эпициклы возникли механически

Древние греки придумали схему движения планет не в результате наблюдений за небом. Сначала они построили механическую машинку, в точности воспроизводящую древневавилонскую картину космоса, а машинка сама «изобразила» эпициклы. По крайней мере так считают американский историк астрономии Джеймс Эванс и его коллеги.

1 декабря 2010

Ученые в очередной раз исследовали Антикитерский механизм — сложное механическое устройство, поднятое в 1902 году с затонувшего древнего корабля возле острова Антикитера. Это устройство представляет собой деревянный ящичек, заполненный бронзовыми шестернями, сцепленными между собой. На некоторых из них есть стрелки-указатели.

В те времена, когда было собрано устройство — примерно во II веке до нашей эры, — можно было покрутить ручку и привести механику в движение. Каждый день стрелки шестеренок указывали положение Солнца, Луны и пяти известных тогда планет. Сложность механизма удивляет даже сейчас: он способен был производить дифференциальные вычисления и анализировать сложные траектории движения космически тел.

В исследовании высказано предположение, что неравномерность движения светил задавалась по древневавилонскому календарю. Грек-механик просто воспроизвел его, для чего ему понадобились эпициклы: планета должна двигаться по кругу, центр которого в свою очередь движется по кругу. Впрочем, это не единственная гипотеза, как указывает автор обзора работ по Антикитерскому механизму в последнем номере журнала Nature.

Источник: Jo Marchant. Ancient astronomy: Mechanical inspiration // Nature. 2010. Vol. 468. Pp. 496–498.