--

Несдувайка

Шины будущего обкатываются на Луне и на военной технике

На смену привычным каучуковым покрышкам уже через несколько лет могут прийти колеса из полиуретана. Они не требуют подкачки и не боятся ни проколов, ни полиции. Причем новые технологии сейчас возникают в гражданском секторе, а опробуются на военных заказах.

Тамерлан Фаттахов поделиться:
1 декабря 2010, №47 (175)
размер текста: aaa

Мир изменился: ключевые промышленные инновации теперь появляются не в ВПК, а в гражданском секторе. По крайней мере на рынке шин дела обстоят именно так. Частные производители ежегодно изобретают новые присадки к каучуку, колдуют над формой шипов и ламелей, снижают шумность, увеличивают сцепление с дорогой (подробнее см. стр. ). Но все это пока не тянет на технологическую революцию: за полвека, прошедшие с тех пор, как на смену камере с воздухом пришла бескамерная резина, шины не перестали сдуваться, взрываться и нуждаются в регулярной подкачке. С момента изобретения пневматических шин главной проблемой остается необходимость поддерживать заданное давление. В этой области технический прогресс как будто остановился.

Попытки сделать шину «несдувающейся» предпринимались неоднократно. Появилась целая серия покрышек runflat. На самом деле это не единая технология, а три разных варианта решения одной и той же задачи. Первый предполагает усиление боковин шины, что позволяет им принимать на себя вес авто в случае падения давления. Второй вид шин runflatснабжен специальным составом на внутренней поверхности, который герметизирует колесо в случае небольшого прокола.

Оба эти решения, мягко говоря, неидеальны: вес и стоимость покрышки увеличиваются, ухудшаются ее потребительские свойства, а главное — такие шины не спасают в случае большого прокола или пореза боковины. Третий вариант — добавление полимерной мини-докатки, которая крепится на диск под обычную шину. Но и здесь есть свои сложности: во-первых, двухслойное колесо становится очень дорогим, а во-вторых, его невозможно монтировать без специального, исключительно редкого оборудования.

«Шинной революцией» могут стать колеса из полиуретана. Из него делают колеса для роликов и скейтбордов. По словам директора по науке отечественного НИИ шинной промышленности Игоря Веселова, в специализированной лаборатории института уже созданы образцы полиуретановых пневмопокрышек.

— Тесты показали, что на скорости до 250 км/ч полиуретановая покрышка лучше сохраняет целостность протектора и меньше нагревается, да и весят такие шины на 20–50% меньше обычных, — говорит он.

В НИИ имеется вся документация для начала массового производства, не хватает только инвестора или заинтересованного производителя: сам НИИ ввиду своего научного статуса заниматься производством не имеет права.

Западные производители пошли еще дальше. Идея, которую одновременно разрабатывают ученые в разных концах планеты, — полое колесо со «спицами» из полиуретана, вокруг которых «обернут» привычный протектор. В частности, французская компания Génie Civil Services в этом году выпустила на рынок пенонаполненные шины, предназначенные для погрузчиков и экскаваторов: для таких машин главное — надежность.

Давление воздуха в общепринятом смысле в такой покрышке отсутствует: она наполнена полимерными сотами из специальной пены. Преимущества понятны: даже при работе в экстремальных условиях и под большой нагрузкой не случается проколов, повышается устойчивость, да и изнашивается полиуретан меньше, чем резина. Одновременно благодаря ячеистой структуре обеспечиваются более комфортные условия работы водителя, чем при использовании стандартной «обуви» электрокаров — цельного колеса. Ну и, наконец, такие колеса легче, дешевле в производстве и экологичнее: в отличие от резиновых шин, при изготовлении которых используется масса токсичных масел-присадок, полиуретан безвреден, недаром из него делают детские соски.

Некоторые компании пытаются создать аналогичное колесо и для пассажирских авто. Однако, будучи более надежными, устойчивыми и долговечными, «безвоздушные» колеса оказываются гораздо более шумными, они вибрируют и сильно нагреваются в ходе длительной поездки.

Пока наибольших успехов в разработке добилась французская компания Michelin, которая представила проект полиуретановых колес Tweel, в которых роль амортизирующего элемента выполняет не воздух, а эластичные полиуретановые спицы, связывающие протектор и диск. Колеса Tweel вначале были испытаны на скутере Segway и на инвалидной коляске iBOT, а затем и на автомобиле Audi A4: до 80 км/ч все замечательно, а после — невыносимо и небезопасно. Michelin продолжает искать легковой вариант, но пока добилась лишь «вездеходного» признания: NASAоборудовало необычными покрышками все 12 колес своего LunarRover, прототипа лунохода будущего.

Конкурент французов, американская Resilient Technologies, тем временем разрабатывает свой вариант — непневматическую шину (NPT). Ею уже заинтересовался Пентагон, и, по заявлению компании, вполне вероятно, что в 2011–2012 году NPTначнут ставить на военные внедорожники Humvee. Сейчас они могут ехать на приспущенных шинах, но совсем без воздуха — нет. В случае множественных прострелов или попадания в колесо осколка снаряда бронированные вездеходы в момент превращаются в груду застрявшего посреди поля железа. А состоящая из полиуретановых сот-шестигранников NPTне боится обстрелов и способна катиться даже при значительных структурных повреждениях.

Армейский Humvee— это уже почти легковушка, по сути, тот же любимый российской буржуазией Hummer. Так что почти наверняка к полиуретановой гонке будет подключаться все больше производителей, и однажды автомобилисты смогут наконец освободить свои багажники от запасок, докаток, домкратов и ремкомплектов. Против, вероятно, будет только полиция: остановить взбесившегося водителя шипованными лентами и выстрелами по колесам станет невозможно.

 

Современная шина как хай-тек

Теппо Хуовила, вице-президент по разработке шин концерна Nokian Tyres

Инновации используются на всех уровнях: в составе исходной смеси, формах и рисунках протектора, новых структурных компонентах. Например, в последней, седьмой, модели из серии Hakkapeliitta, в которой протектор отливается из специальной смеси природного каучука, кварца и рапсового масла, используются сразу несколько прогрессивных нововведений. Это воздушные амортизаторы и технология ударопоглощения Air Claw, якорный шип нового типа, система ошиповки Eco Stud очередного поколения (особая «подушка» пружинит и смягчает удар шипа о дорогу), «медвежий коготь» (выступ на шашке протектора, который создает в ней напряжение и при торможении удерживает шип в вертикальном положении), скошенные плечевые зоны протектора и др.

Вообще, наша компания — один из самых опытных производителей шин, и мы в своей истории наглядно видим ключевые этапы технологических изменений. В 2011 году исполнится 75 лет зимней шине Hakkapeliitta: ее первый вариант появился на рынке в 1936 году. Теперь это уже Nokian Hakkapeliitta — 7. Каждая новая модель несла реальные инновации, поэтому легко понять, что шина претерпела колоссальные изменения.

Собственные технологические разработки обязательны для компаний-лидеров. Скажем, Nokian Tyres — первый в мире производитель шин, который отказался от использования канцерогенных масел и перешел на натуральные компоненты. Также нами изобретена и запатентована технология размещения на шине индикатора износа протектора, который позволяет отслеживать степень износа, а значит, и уровень безопасности использования шин.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение