Внеземные бактерии потребляют мышьяк

8 декабря 2010
REUTERS

Ученые из Института астробиологии NASA обнаружили бактерию с неземным обменом веществ. Бактерия штамма GFAJ-1 семейства Halomonadaceae обитает на дне соленого озера Моно в Калифорнии. В воде, где вынуждено ютиться несчастное существо, очень много мышьяка, токсичного для любой земной формы жизни. Но эта бактерия не только живет в ядовитой среде, но и использует мышьяк вместо фосфора.

Вместе с еще пятью химическими элементами: углеродом, водородом, кислородом, азотом и серой — фосфор всегда считался абсолютно необходимым для жизни любого организма. Фосфатные группы составляют костяк главных молекул клетки: ДНК и РНК, они же обеспечивают связь в молекуле АТФ, и эта связь питает энергией почти все биохимические реакции.

И вот теперь выясняется, что открытая бактерия использует вместо фосфатов арсениды — соединения мышьяка. Каким образом ей это удается, непонятно, поскольку фосфор и мышьяк хоть и похожи по свойствам, но не идентичны. Именно в этом и состоит токсичность мышьяка: он заменяет фосфор, и все реакции идут немного не так, как следовало бы. Бактерия GFAJ-1, похоже, научилась как-то избегать подобных неприятностей.

Исследователи уверены, что нашли тип организмов, способных развиваться на других планетах, — у них иная основа жизни, если называть вещи своими именами.

Источник: Felisa Wolfe-Simon et al. A bacterium that can grow by using arsenic instead of phosphorus // Science. Published online December 2010.

Захаров Павел 14 января 2011
Вот одного не понимаю - стоило найти эти "хитровывернутые" бактерии, что на мышьяке работают и тут же Сеть заполонили заголовки про "инопланетную" жизнь. Да почему же - инопланетную-то! Их где нашли? На Земле. Значит наши, доморощенные. А то, что мышьяк вместо фосфора у них внутри, так это, извините - жить захочешь и не так изменишься. Вывод тут простой - если в среда предоставляет хоть малейший шанс на зарождение жизни - жизнь появится. Вот что главное.