Регенерация тайн

Собянин хранит бюджетные секреты не хуже Лужкова

Мосгордума единогласно утвердила бюджет столицы на 2011 год. Его расходы и дефицит резко увеличились, но понять, на что конкретно потратит Сергей Собянин деньги, совершенно невозможно: московский бюджет остается на удивление закрытым документом.

Филипп Чапковский поделиться:
14 декабря 2010, №49 (177)
размер текста: aaa

8 декабря Мосгордума единогласно утвердила в последнем, третьем чтении бюджет Москвы на 2011 год. Вроде бы со второго чтения депутатами было внесено 102 поправки. «Вроде бы» - потому что никакой возможности посмотреть, что конкретно было исправлено, нет – этой информации нет в свободном доступе. Больше того, если бы кто-то захотел ознакомиться с проектом бюджета на более ранних стадиях, тут тоже все было бы не так просто: единственная доступная на момент написания этого материала версия – это четырехсотстраничный файл Word, где все реальные расходы спрятаны в так называемые «целевые программы».

Например, на “Комплексную программу осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом” в этом варианте выделялось 215 миллионов рублей. Чтобы узнать, какие конкретные траты подразумевает эта программа, нужно найти проект самой программы в еще одном длинном текстовом файле. Из него можно узнать, что одна из ключевых задач программы это «Обеспечение деятельности и развитие интернет-портала Московского Дома соотечественника (5100 информационных страниц портала)», а на «Научное и экспертное обеспечение Программы» выделено 5.6 миллионов рублей.

В принципе, хотя мало кто об этом знает, в российском законодательстве предусмотрено участие общества в составлении регионального бюджета (об этом прямо говорится в статье 26.13 закона ФЗ-184). Прежде чем бюджет будет утвержден законодательным собранием, местные власти обязаны провести публичные слушания по этому поводу. В Москве таких слушаний не проводится. Впрочем, если бы они и проводились, не факт, что это заинтересовало бы москвичей – к примеру, в Петербурге на первые публичные слушания (в 2006 году) пришло 5 человек.

В России накоплен многовековой опыт утаивания государственного бюджета от посторонних глаз. До 1862 года госбюджеты держались в тайне, и только необходимость во второй половине века привлекать средства западных инвесторов на развитие железных дорог заставило царское правительство публиковать «обыкновенную» часть своих бюджетов. Все неприятные вещи вроде дефицита бюджета прятался в «чрезвычайную» часть, которая не подлежала публикации: практика, которую перенял и бережно соблюдал СССР , что позволяло ему почти до самого коллапса утверждать что в социалистическом государстве дефицитного бюджета не может быть по определению.

Как и в 1862 году, первый серьезный сдвиг в сторону большей прозрачности произошел под давлением извне – по требованию МВФ после дефолта 98-го года. С тех пор, уже под либеральным началом Алексея Кудрина, во всем, что касается госбюджета в целом, мы сделали изрядный рывок в сторону большей прозрачности: если судить по рейтингу Open Budget Survery (проводимый компанией IBP (International budget partnership) по степени прозрачности бюджетного процесса за последние 4 года Россия уже обогнала такие страны как Италия и Португалия, хотя еще и не достигла уровня Польши. Конечно, до уровня американского сайта usaspending.gov, позволяющего любому интернет-пользователю анализировать траты американского бюджета, России еще далековато, но зато на сайте Казначейства РФ можно скачать в виде электронной таблицы бюджеты за последние несколько лет, и хоть как-то их между собой сопоставить.

А почему собственно так плохо, что у общественности нет доступа к бюджету? Ведь есть контрольно-ревизионные комиссии, Счетная палата – и пусть это покажется злой иронией, неужели все эти ведомства не присмотрят за нашими деньгами?

Все, что современная экономическая теория говорит о связи непрозрачности бюджета и коррупции отлично иллюстрируется на примере бюджета Москвы. Например, как показал в своих работах Вито Танци из американского Национального бюро экономических исследований (National Bureau of Economic Research, NBER), существует положительная связь между уровнем коррупции и отношением бюджета к ВВП. И действительно: бюджет Москвы сопоставим с бюджетом Нью-Йорка (46 и 63 миллиарда долларов соответственно), но, согласно исследованию PriceWaterHouse Coopers “Global City GDP ranking” он составляет 14% регионального продукта, тогда как в Нью-Йорке этот показатель в 3 с лишним раза меньше.

На «Регенерацию здания для Дома-музея Ильи Глазунова» в бюджете выделено 67 миллионов рублей и любовь к «регенерации зданий» опять-таки вполне укладывается в современные теории коррупции: Хамид Давооди из МВФ еще в своей работе 1997 года заметил: чем выше уровень коррупции, тем больше внимания в бюджетах уделяется строительству. Правительство Сергея Собянина увеличило финансирование программы дорожного строительства на 130,5 млрд рублей, однако даже депутаты не знают, на что именно будут потрачены эти деньги. «Инвестиции в объекты транспорта» вырастут в три раза — на 140 млрд, и снова без указания статей расходов.

Новое столичное правительство пока не стало более открытым и понятным москвичам. Хотя начать можно с малого: публиковать проекты бюджета со всеми приложениями до его принятия — допустим, в виде удобной электронной таблицы с указаниями конкретных затрат.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение