--

Кино творит другую реальность

Анимация и 3D захватывают экраны

Виртуальный мир в 2000-е стал объемным, взаправдашним и почти осязаемым. Массовое кино сделало ставку на создание альтернативных миров с помощью технологии 3D. С выходом «Аватара» Джеймса Кэмерона, самого кассового фильма в истории, фантастика, фэнтези и анимация сделались наиболее востребованными и прибыльными жанрами в кино.

поделиться:
16 декабря 2010, №49 (177)
размер текста: aaa

После премьеры «Аватара» в 2009 году пресса с восторгом писала, что Джеймс Кэмерон подарил актерам (да и зрителям) способность шевелить ушами и хвостом для выражения особо сильных эмоций. Технология 3D изменила наши представления о возможностях человеческого тела и окружающего мира.

Впервые она стала широко применяться еще в 50-е годы прошлого века в так называемом стереокино, но была так несовершенна, что после кратковременного успеха быстро сошла на нет. Чтобы довести эту технологию до ума, потребовалось почти пятьдесят лет. В 2004 году вышел «Полярный экспресс» Роберта Земекиса — первый полнометражный анимационный 3D-фильм, который нужно было смотреть в специальных очках. Для подстраховки его выпустили в двух версиях — 2D и 3D, при этом каждая трехмерная копия заработала в 14 раз больше, чем двухмерная.

Сегодня блокбастеры в формате 3D стабильно приносят больше денег, чем обычные. Шесть из десяти самых кассовых фильмов 2010 года были выпущены в трехмерном варианте. Два из них — блокбастеры в жанре фэнтези («Алиса в Стране чудес» и «Битва титанов»). Остальные четыре — анимация, то есть самый виртуальный вид кино, создающий то, чего нет.

«Аватар», где фантастическая планета Пандора выглядит едва ли не более натуральной, чем наша Земля, стал апофеозом 3D-реальности. Аналогичную революцию Кэмерон совершил в 1991 году в «Терминаторе-2»: это был первый блокбастер со спецэффектами, созданными на базе технологии CGI. Тогда фильм открыл новую эру в кинофантастике, сделав ее еще более убедительной, чем раньше. «Аватар» — следующий шаг в этом направлении.

Пока основная территория 3D — это фантастика и анимация, то есть миры, принципиально отличающиеся от того, который зритель видит вокруг себя. Но и нашу повседневную жизнь вполне можно «надстроить» с помощью 3D, создав другую реальность в самом обычном мире.

Первые шаги к этому уже сделаны. Существует 3D-комедия «Чудаки» (правда, речь там все о тех же фантастических выкрутасах). Появляются 3D-мобильники, 3D-телевизоры, 3D-трансляции спортивных матчей, концертов и оперных спектаклей, 3D-фильмы на дисках Blu-ray. Даже порнография обещает перейти в 3D.

Сегодня это самая быстроразвивающаяся технология в сфере развлечений, куда вкладывают большего всего денег. Посмотрев «Аватара», Джордж Лукас решил перевыпустить в 3D все шесть серий своих «Звездных войн». Он сказал, что мечтал об этом всегда, но только сейчас 3D достигло того уровня, который необходим для подобной трансформации. Стоимость перевода одной минуты экранного времени в 3D стоит от 50 до 100 тысяч долларов. Чтобы добавить третье измерение в уже готовый фильм, придется выложить примерно 30 миллионов, что равняется среднему бюджету голливудской комедии со звездами. А Стивен Спилберг хочет усовершенствовать нынешнюю технологию 3D так, что никакие очки — главное неудобство для многих зрителей сегодня — уже не понадобятся.

Любая новая технология — фотография, кино, видео, потом цифровое видео — меняла наш взгляд на реальность. Возможно, следующим шагом станет перевод этой реальности в формат 3D. Когда это произойдет, мы можем проснуться в другом мире. В каком — зависит от силы нашего воображения.

Миры, которые стали объемными и реальными благодаря 3D

1. Мир древних мифов

Фильм «Беовульф» (Роберт Земекис, 2007)

ьДания, VI век. Беовульф — скандинавский воин, прибывающий во владения датского короля, чтобы уничтожить монстра Гренделя, терроризирующего датчан. Здесь есть могучие викинги, древние чудовища, драконы и дева воды, соблазняющая героя, — все то, о чем мы читали в книжках от исландских саг до современного фэнтези. Земекис оживил мир, в который десятилетиями играли фанаты западноевропейского Средневековья.

2. Детский мир

Фильм «История игрушек 1, 2, 3» в 3D (Джон Лассетер, Ли Анкрич, Эш Брэннон, 2009–2010)

Герои — одушевленные детские игрушки: ковбой, космический робот, свинья-копилка, пластмассовый динозавр, такса с пружинным туловищем-гармошкой и другие. Игрушки оживают лишь тогда, когда рядом нет людей. Главную опасность для них представляют хозяева, которые их постоянно ломают и выбрасывают. Это оживший мир детских фантазий, в которых игрушка не продукт поточного производства, а живое существо со своим характером и привычками.

3. Альтернативная Земля

Фильм «Аватар» (Джеймс Кэмерон, 2009)

Планета Пандора находится в звездной системе альфа Центавра. Население — синекожее племя Нави, трехметровые двуногие и хвостатые существа, боготворящие природу. Мир Пандоры — это зеленые джунгли, парящие в воздухе скалы, водопады и животные, напоминающие птеродактилей или носорогов. Нави имеют свой собственный язык, мерцают в темноте и подключаются к душам деревьев. Прекрасный мир Пандоры — это отчасти проекция нашего желания «сменить глобус» и измениться самим: стать другими существами, более гуманными, разумными и ответственными.

4. Мир подсознания

Фильм «Алиса в Стране чудес» (Тим Бертон, 2010)

Экранизация и продолжение культовой сказки Льюиса Кэрролла. Алисе 19 лет, она уже забыла свой сон тринадцатилетней давности, но снова встречает Белого Кролика и оказывается в странном подземном мире, где когда-то уже была. Здесь гусеницы курят кальян, а коты умеют улыбаться и исчезать, оставляя после себя улыбку. Это сюрреалистический мир сновидений и вывернутого наизнанку подсознания, который теперь стал если не более реальным, чем описанный Кэрроллом и Фрейдом, то уж точно более наглядным и зрелищным.

4. Обитаемый космос

Фильм Звездные войны (Джордж Лукас, перевод в 3D ожидается в ближайшее время)

Далекая галактика с массой населенных самыми разными существами планет. В нем есть джедаи — рыцари-хранители галактики, использующие «светлую сторону Силы», и ситхи, использующие темную сторону. А также разумные и неразумные роботы, огромные говорящие насекомые и другие диковинные существа. После открытий ХХ века космос в некотором смысле разочаровал человека. Оказалось, что там пусто, темно, холодно и страшно. «Звездные войны» — альтернативный космос нашей мечты: красочный, густонаселенный и интересный. Это космос, в котором хочется жить.

 

Слияние авторского кино с видеоартом: между кадром и картиной

Пока массовый кинематограф создавал новую виртуальную реальность, авторское кино двигалось в противоположную сторону — к документальному исследованию реальности обыденной. Артхаус все больше сближается с современным искусством, заимствуя у видеоарта его медленный ритм и бессюжетность, а у инсталляции — неподвижность и детальную проработку каждого кадра-картины.

Лучшим примером здесь могут служить фильмы китайца Цзя Чжанке, который рассказывает о реальном Китае языком документального кино и современного искусства. А триумфатор Каннского фестиваля 2010 года таец Апичатпонг Вирасетакун и вовсе совмещает профессии кинорежиссера и художника: он снимает фильмы и делает инсталляции для галерей и музеев.

Новая драма: театр становится документальным

У нас все началось в конце 90-х годов с «восстания лузеров»: драматурги, которых не печатали и не ставили, в том числе Михаил Угаров и Елена Гремина, стали собирать вокруг себя театральную молодежь со всей страны. Новая драма появилась как реакция на дефицит реальности и современности в театре и с самого начала тяготела к документализму в противовес собственно театральности.

К тому времени в Европе, особенно в Англии, документальный театр уже был крупным явлением. Британский «Роял-Корт», например, ставил пьесы про коммунистов и террористов, о войне в Ираке и о жизни палестинцев на оккупированных территориях. Российская новая драма активно включилась в этот процесс.

В начале нулевых новодрамовцы занялись острыми социальными проблемами: они делали спектакли о бомжах, гастарбайтерах, наркоманах, ВИЧ-инфицированных. Было много пьес и спектаклей «быстрого реагирования» — о захвате заложников на «Норд-Осте» и о Беслане.

К концу десятилетия интерес к социальной реальности сменился интересом к внутреннему миру современного человека, который изображается без прикрас, с той же дотошной фотографичностью. Именно в рамках новой драмы сформировались жанр читки и эстетика «правдивой» режиссерской подачи пьесы: актеры не кричат и не наигрывают, сценография может быть минималистской или отсутствовать вовсе, часто не используются грим и театральные эффекты.

Электронные книги: когда умрет бумага?

С первого сентября этого года в нескольких школах Москвы, Челябинска и Томска начали эксперимент: вместо привычных учебников школьники используют электронные книги, или, как их чаще называют, бук-ридеры. По тому же пути собираются пойти образовательные ведомства в Италии, в США и на Украине. Плюсы понятны: детям не нужно таскать тяжелые портфели, родителям не надо тратиться на покупку бумажных учебников. В одно устройство размером меньше тетрадки могут уместиться тысячи томов.

Старую добрую бумажную книгу хоронили уже не раз. Ее должны были убить сначала радио, потом телевизор. Убийцами объявлялись и компьютеры. Но книга упорно отказывалась умирать. Согласно некоторым исследованиям, скорость чтения с экрана приблизительно на 30% ниже, чем  чтения с листа. Мониторы не могли обеспечить той же четкости изображения, которая достигается при печати на бумаге, при долгой работе начинали болеть глаза, быстрее наступало утомление. Компьютерная революция 90-х книгу уничтожить не смогла.

Но в нулевых изобрели «электронную бумагу» — технологию, которая формирует изображение в отраженном свете, такое же, как то, что мы видим, читая обычную книгу. Читать стало удобней.

Осталось преодолеть последний барьер: исследователи подчеркивают, что чтение — это мультисенсорный процесс, в котором участвуют не только глаза, видящие текст, но и пальцы, перелистывающие страницы. Но, похоже, здесь дело только в привычке.

Бум детской литературы: нежелание взрослеть

Согласно опросу, проведенному весной 2005 года, 12% английских школьников хотели бы видеть Гарри Поттера премьер-министром Великобритании. К сожалению, он так и не стал баллотироваться.

Первым годом новой эры в истории книгоиздания стал 1997-й, когда на прилавках магазинов появился первый том семисерийной саги о Гарри Поттере. Поттериана разошлась по всему миру 400-миллионным тиражом и стала одним из главных масскультурных мифов нулевых.

За Джоан Роулинг последовали Филип Пулман с циклом «Темные начала», Йон Колфер с «Артемисом Фаулом» и множество других более или менее удачных серий книг о детях и волшебстве. Во второй половине нулевых эстафету подхватила Стефани Майер с ее бесконечными «Сумерками».

Детская и подростковая литература превратилась в серьезную индустрию с огромным рынком сопутствующих товаров — игрушек, маек, артефактов. Даже в кризисный 2008 год в США и Англии при общем падении книжного рынка детско-подростковый сегмент продолжал расти.

Впрочем, все упомянутые книги относятся, скорее, к сегменту young adult, то есть к литературе, адресованной читателям от 13 лет до 21 года. В нулевые на фоне всеобщего увлечения вроде бы детскими книгами у этого термина появилось новое значение: «не желающие прощаться с детством».

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Антипкин Евгений 22 января 2011
Действительно, сейчас все больше и больше фильмов стали делать в 3D, потому что приносят больше прибыли. Из самых ожидаемых фильмов в 3 D 2011 года я бы назвал фильм [url=http://transformery3-online.ru]Трансформеры 3[/url] режиссера Майкла Бэя
Z. S. 19 декабря 2010
3D ненавижу, как бы это не шло в разрез с общей 3d-истерией. Пока фильм досмотришь, голова разламываеться, эффект идет не сплошь. Для меня лично, так же знаю людей которые со мной согласны, 3D это не плюс фильму, а жирный минус. Если вижу на офише или в рекламе, что фильм будет в 3D, никогда не пойду на него или постараюсь пойти на сеанс без этого зD-ужаса, а ребёнка не поведу со 100% гарантией.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение