Каждый за себя, каждый как все

Кто и зачем пришел на площадь к ТЦ «Европейский»

- А вы зачем сюда пришли? – я подошла к группе ребят, стоящих у входа в ТЦ «Европейский». За нашей спиной – цепь ОМОНа. За их спиной – большие автобусы.

Марина Ахмедова поделиться:
16 декабря 2010
размер текста: aaa

Ребята заулыбались. Им, кажется, польстило то, что к ним подошли с диктофоном и фотоаппаратом.

- Пришли потому что интересно, - сказал подросток шестнадцати лет – полноватый, с волосами до плеч, с виду – хорошист. – Скучно дома сидеть и смотреть по телевизору. Хочется увидеть своими глазами.

- Где еще столько ОМОНа увидишь, - добавила одна из девочек.

- То есть вы не против кавказской молодежи?

- Конечно, нет, - ответил тот же подросток. – Мы, вообще считаем, что все расы и нации имеют одинаковые права.

- И вы не будете принимать ничью сторону?

- Конечно, нет! Мы пришли из любопытства.

- Говори за себя, - вставила девочка – его ровесница.

- А вы зачем пришли? – я спросила ее.

- За тем же, зачем и все, - хмуро ответила она. – Пусть каждый говорит за себя. А я думаю, как все.

На вопрос «А как думают все?» девочка не ответила.

Стоило нам отвернуться, ребята надели на лица медицинские маски. Когда в нескольких метрах от нас раздались выкрики: «Россия – для русских! Москва – для москвичей!», они присоединили к ним свои голоса.

И там, и здесь появлялись кучки кричащих, их оцепляла толпа прессы, а потом в эту толпу одним молниеносным броском врезались сотрудники ОМОНа и выволакивали под руки кричащих. Все заканчивалось, не успев начаться.

Я искала в толпе кавказскую молодежь, но не нашла. Только из выхода ТЦ №3 ОМОН вывел группу парней с характерной кавказской внешностью и повел к автобусам. У тех были разбиты лица, но они деланно улыбались. Драка произошла в ТЦ.

Сам ТЦ закрылся в шесть. Но в четыре часа он еще работал, на его наружных стенах зажигалась реклама брендов, она отражалась в блестящих черных касках ОМОНа, и ОМОН на этом фоне смотрелся празднично. Продавцы-консультанты с неславянской внешностью спешно разбегались по залам. Кафе на втором этаже были забаррикадированы столами и стульями – чтобы пресса не просочилась к высоким окнам, из которых открывалась прекрасная панорама на происходящее у ТЦ.

Сотрудник охраны, вежливо попросивший меня покинуть «обзорную точку», сообщил, что они боятся взрыва.

- Бомба? – уточнила я.

- А-то и две, - пошутил он.

Шутка его была в тон всему здесь происходящему. Ощущение несерьезности появилось сразу, стоило выйти из метро и оказаться на площади перед торговым центром. Слишком много на ней собралось школьников и журналистов. А призывы разойтись по домам, иначе «мы сообщим в вашу школу» придало всему действу еще больший оттенок несерьезности.

Впрочем, на мой взгляд, несерьезным было и само обращение к кавказской молодежи, распространявшееся через Интернет и призывавшее парней собраться у ТЦ «Европейский» 15 декабря в 18.00, но не брать оружие, если разрешения на его ношение нет (девушкам, вообще, весь остаток декабря рекомендовалось сидеть дома). По стилистике письма было очевидно – писал его кто-то не русский, кто-то с Кавказа, ведь в нем были использованы характерные этому региону словесные обороты. Глава Чечни Рамзан Кадыров обратился к молодежи с просьбой не поддаваться на провокации. Но лично мне сложно представить, что именно к нему прислушалась кавказская молодежь и на провокации не поддалась. Если Кадыров в какой-то мере авторитетен для чеченцев, то для дагестанцев и ингушей – вряд ли. Во всяком случае, точно можно сказать одно: 15 декабря у правоохранительных органов была прекрасная возможность продемонстрировать свою способность развести любую сходку. К примеру, 11 декабря они этого почему-то не продемонстрировали.

Примерно, около шести часов вечера в толпе собравшихся раздались новые крики – «Россия – для русских!» Снова хлынула толпа журналистов. Снова – бросок ОМОНа. Но теперь толпа разделилась, а подростки, стеклись в одну кучу, словно ртуть из разбитого градусника. Этой толпой из сотен двух они пошли в обход ТЦ. По дороге они кричали – «Е..ть Кавказ!». Наши ребята, говорившие о том, что все нации и расы имеют одинаковые права – были здесь же, в толпе. ОМОН толпу не трогал – стройном рядом он сопровождал ее, шествуя по трассе. Дошли до перекрестка.

- А куда дальше? – остановилась толпа.

ОМОН ее обезглавил еще до шествия, выдернув из нее самых активных, и теперь они не знали, куда им податься.

- А у вас нет приказа их остановить? – спросила у омоновцев фотограф РР Оксана Юшко.

- Нет, - заулыбались из-под шлемов те.

Визг тормозов. На трассе под самым носом у толпы останавливаются две большие черные машины с мигалками. Окна опускаются, из них выглядывают молодые люди все с той же характерной внешностью.

- Е..ь Кавказ!!! – кричат им в эти окна.

Омоновцы бросаются к машинам, пинают колеса: «Езжайте отсюда!» Снова визг, машины дергаются с места. Из окон высовываются руки, сжимающие пистолеты – привычная картинка чеченской войны. Раздаются выстрелы. Стреляют в воздух. Толпа умолкает. «О, Боже…» - выдыхают девочки. Пауза тишины. Машины уезжают. Ребята бегут в том же направлении, крича: «Падлы! Хачи!». Потом они снова возвращаются на площадь перед ТЦ.

Все быстро заканчивается. Мегафон просит всех разойтись. Молодежь спускается в метро, озорно обсуждая – а не податься ли на Манежную, и что сказать родителям, если те позвонят?

Еще вчера в маршрутках и метро они обсуждали, идти или не идти к «Европейскому». «Мама звонила, сказала, чтоб я не шел. А я пойду, раз родился в это время». Или еще одна услышанная фраза – «Слишком много в городе стало хачей».

А их действительно стало много. Во время первой чеченской кампании в Москву был наплыв чеченцев, а теперь – дагестанцев. И удивляться тут нечему – Дагестан живет в режиме постоянной КТО (контртеррористической операции). Жители республики уже не пугаются, когда на соседней улице вдруг начинают стрелять из минометов и пулеметов. Когда кто-то из знакомых оказывается убитым – вчера еще был жив, а сегодня уже нет. Вербовщики от ваххабитов работают на полную катушку, они теперь не заманивают в террористические ряды обещанием независимости – независимости от России. Времена изменились, а Дагестан – не Чечня. Тому, кто беден (а в республике бедное – большинство) предлагают финансовую помощь и веру в то, что справедливость в извечном неравенстве богатых и бедных все же восторжествует. А тому, кто потерял близкого – предлагают месть. Тому, кому просто скучно – шариат. Поэтому дагестанцы уезжают – подальше от ваххабитов, подальше от произвола, подальше от КТО, в Москву… столицу своей родины. Но у них есть один недостаток – они не хотят интегрироваться в наше общество. Не хотят или не могут или им мешают традиции.

Сравнивая ту и эту молодежь, славянскую и кавказскую, я иногда удивляюсь, находя в ней много общего. Увидеть это общее несложно, достаточно посмотреть сквозь толпу, снять с нее, словно шелуху, обиду, комплексы, молодые страхи, и увидеть похожих людей – славян и кавказцев – боящихся, что счастливое, стабильное будущее, похожее на то, что показывает экран телевизора и светящаяся на стенах «Европейского» реклама, для них никогда не наступит. Поэтому сейчас они будут выплескивать свою ненависть – друг в друга. Именно потому, что они так близки и похожи. Именно потому, что в ближнюю мишень стрелять легче.

В полночь спустившись в метро на станции «Добрынинская», мы увидели слабую надпись, нацарапанную на черном покрытии стены – «костек, ислам, кумык». Надпись была взята в рисованную же рамку. Костек – дагестанское село, в котором живут кумыки. Кумыки, исповедуют ислам. Костек – село, родом из которого смертница Джанет Абдурахманова, взорвавшаяся в нашем метро 29 марта этого года. Я сумела расшифровать эту надпись, но мне не узнать, кто оставил ее – сочувствующий или пособник. И теперь, каждый раз проезжая «Добрынинскую», я буду трястись от одной только мысли о том, что эта станция может стать следующей мишенью.

 

См. также:

Бунт на Манежной. Фотогалерея "РР-Онлайн"

Русские пришли. Голос крови становится главным фактором политической жизни

Осада «Европейского». Видеорепортаж корреспондента "РР" Андрея Молодых о событиях у станции метро "Киевская"

Нерусский бунт. Колонка Виталия Лейбина

Манежное правосудие. Колонка Дмитрия Соколова-Митрича

Массовые беспорядки в Москве. Фотогалерея "РР-Онлайн"

"Я просто шел покупать ботинки". Интервью Григория Тарасевича с одним из тех, кто пострадал во время беспорядков на Манежной площади

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Алехин Владимир 3 февраля 2011
Михаил Ромм "Обыкновенный фашизм". Смотреть всем!!!
Шамхалова Ада 24 декабря 2010
«Слишком много в городе стало хачей».
А их действительно стало много. Во время первой чеченской кампании в Москву был наплыв чеченцев, а теперь – дагестанцев..."
хочу дополнить) Хачик - означает крестящийся, живущий во хрестианской вере, и не является оскорбительным словом. В моем родном языке, один из древних языков Кавказа, слово "Хач" или "Хаш" означает "Крест"=> армяне - Хаши, а русские (православные) - Хач перисы.
Алехин Владимир 3 февраля 2011
Шамхалова Ада: интересно. а кто тогда все с ног на голову вывернул?
Халидов Исхад 25 декабря 2010
Шамхалова Ада: Больше не согласен, чем согласен...Все равно хрестианское имя к мусульманам не имеет никакого отношения! И думаю сами армяне не обрадуются, когда их назовут хачиками. Представил себе ситуацию - стоят армяне, кто-либо подходит и говорит: "Не подскажите, господа хачики, где тут что-либо...?")))) вот так и рождается национальная ненависть, вражда и тому подобное...
Рыбников Сеня 23 декабря 2010
Выскажу свое личное мнение по данному вопросу. У каждой национальности, каждой нации, народа и народности всегда будут свои отморозки и тому подобные элементы. Просто вид в зюзю пьяных русских парней с одутловатыми, ничего не выражающими лицами в метро как-то привычнее что ли... В то время, как образ "типичных" выходцев с Северного Кавказа и Закавказья (а точнее сборищ представителей их молодежи) вызывает отрицательные эмоции в связи с тем, что они не такие, ведут себя не так. Часто слышу выражение "Совсем обнаглели эти..." А что еще им делать? Они изначально попали в чужую, зачастую враждебную среду. Спросите у любого приезжего русского, которому приходилось строить карьеру в Москве, что его так же воспринимали, как объект изначально инородный и враждебный. Тут дело в другом, на мой взгляд. Вопрос стоит о вырождении нации, и не только русской. Сколько выходцев с Кавказа представляют собой пример для подражания: сколько замечательных врачей и специалистов и т.п. И процесс ассимиляции не вызвал у них никаких проблем. А теперешние схватки - это схватки полярного Севера и Юга. Наша алко-молодежь ничем не лучше кавказской только лишь потому, что они - "наши", мне противно смотреть на невоспитанность и неуважение к традициям представителей ВСЕХ национальностей.
Но, к сожалению, наблюдается ситуация русского "меньшинства" в условиях улицы. Часто обращаю внимание на то, что кавказская молодежь постоянно держится вместе, стоит особняком, выделяет присутствие своей группы. А наши ребята зачастую представляют из себя разрозненные элементы, т.к. "благодаря" лихой жизни в течение последних 20-30 лет иметь несколько братьев и сестер - это уже редкость, как минимум в Москве. Некому за нас, русских, постоять. Что я, буду звонить другу, который работает на другом конце Москвы, когда ко мне пристанут в автобусе в ответ на тактичное замечание или просьбу говорить потише и желательно по-русски? И что он сделает в этот момент, мой друг-то? Кстати, у меня в школе (я - педагог) есть примеры как замечательного воспитания из кавказских семей, так и совершенно дурного, кошмарного воспитания русских (да и кавказцев тоже).
Вывод напрашивается сам... Все-таки все идет из семьи, кто бы что ни говорил.
Спасибо за внимание. Простите, что длинно вышло ттак...
Архангельский Александр 21 декабря 2010
Очень грустно все это читать! Читать, как люди ,превращаются в толпу
Халидов Исхад 19 декабря 2010
«Слишком много в городе стало хачей».
А их действительно стало много. Во время первой чеченской кампании в Москву был наплыв чеченцев, а теперь – дагестанцев..."
Марина, к вашему сведению Хачик(Хачатур)-это армянское имя и не имеет никакого отношения к мусульманам Кавказа. И вообще, такое обращение оскорбительно как для армян, так и для остальных кавказцев! Я сейчас не говорю о человеке, которого зовут Хачик.
Марина, вас чем-то кавказцы обидели? Меня не оскорбит слово хачик относительно ко мне и вообще к кавказцам в устах какого-нибудь ннеуча. Но когда это говорит образованный человек, пишуший к тому же и материалы (специальный корреспондент), то это дает и мне много поводов "говорить о вас хорошо." Марина Ахмедова - это типа "волк в овечьей шкуре"?! Зубы-то видны...))
Без обид! Просто констатация явных и возможных фактов!
Каблов Роман 17 декабря 2010
The Fable of the Ducks and the Hens

Lincoln Rockwell

Сказ про уток и кур (Линкольн Роквелл)

Давным-давно в те времена

когда животные умели говорить

Чудная вещь с утятами произошла

История их уникальной может быть

В низине у пруда утята обитали

все десять тысяч птиц

И жизни этой не было вреда

от человека и лисиц

Однажды у входных ворот

Ужасная возня случилась

И сотня изможденных кур

в убежище просилась

Впустите нас – несчастные рыдали

Пока нам не пришел конец

Пожара мы едва ли избежали

Пустите наконец

Пожар их сильно потрепал

И вид их был печален

Весь день и ночь бежали сотни миль

И был побег отчаян

Конечно же входите закрякали утята

Наши сердца болят за вас

Поделим наше счастье с вами

Скажите только что желаете вы сами

Итак потрепанные куры

в утиный дом вошли

И утки тут провозгласили

что к братству с курами пришли

Пока не много времени прошло

И куры были хороши

Они позвали петухов

Так были приняты и они

порадовать своих спасителей утят им тут пришлось

и куры начали ходить как утки и крякать все подряд

И съимитировать утят им быстро удалось

Польстило уткам это превращенье потому

что гордость их подняло

Однако слушайте друзья

Как курицы все быстро поменяли

Утята были работяги

Весь день работали они -

Постройка нового жилья уход за урожаем

и наведенье чистоты

Спросили куриц как то раз что вы хотите делать

Чтоб зарабатывать на ваш насущный хлеб

Мы будем вас учить, писать и развлекать

И покупать и продавать ответ они им дали

Так куры начали учить

малышек уток и цыплят

и продавать товары и еду

Придумав хитрые уловки

Они писали книжки и ставили спектакли гениально

В таланте не было у них изьяна

И времени у кур немного отняло

Когда они заполучили Дэйли Кряк почти что без обмана

И как то раз мамаша утка

которая на озеро вела своих утят

Была изумлена когда один из них сказал

Что они плавать не хотят

Но утки плавали всегда прокрякала она

Ведь созданы мы так

Как кролики припрыгивают и как трещат сверчки

и даже как коровы на лугу мычат

Вы дураки – сынуля возразил

Все это старина

Вода не создана для птиц

Кроме того я отморозил зад

О боже мой воскликнула мамаша

Ты глупость говоришь

Тогда закрякали утята все

Он прав учили в школе мы

Такие разговоры надо прекратить заплакала тут мать

Тем курам не позволено так лгать

За черную неблагодарность их

уверена воздастся им сполна

Она ошиблась и тогда

Был нанесен удар

Все куры требовали враз

Принять их в Плавательный Клуб

Но вы не плаваете пытались утки возразить

Зачем вам это надо

Но это не причина чтоб нас не пускать

был уткам дан ответ

И молодые утки что школу посещали

На месте согласились

Ведь не пускать кур это нетерпимость

А возражающие это АНТИКУРЫ

Утята взрослых уток числом превосходили

И мнение последних быстро подавили

Теперь налоги заплатив

Могли присоединиться к клубу куры

В тот вечер Даквиль Дейли Кряк

На титульной странице написала заголовок так

Сопротивление реакционных уток сломлено

Наш Даквиль движется вперед

А между тем смеялись молодые утки

Над тем как старых усмирили

И как им был остроумный дан ответ

На следующий день все куры были в клубе

И там вопрос был поднят ими

Протестовали против фонда плавания они

Неистово и шумно

Вы наши деньги тратите на то

Чтоб пруд ваш в чистоте держать

Это ошибка – мы не плаваем

и будем возражать

Господь спаси воскликнул вдруг старейшина утят

От кур с ума сошедших

Мы спор сей вынесем на суд

Чтоб справедливость восторжествовала тут

Но вот они перед судьей

и вообрази их страх

Когда куриный тот судья для них

Постановил платить большущий штраф

Меньшинства должны иметь свои права

Провозгласил судья

Чинить на деньги кур свой пруд

отныне антикуриный труд

Еще раз Даквиль Дэйли Кряк

Шикарным заголовком разразилась

Приближение золотого века

Отказываются видеть старомодные крякуши

И утром в воскресенье в церкви

Изрек им проповедник

Что надо бы сказать дескриминации той стоп

ведь птицы все равны

И во всем городе мудрейший из утят

В большом отчаянии присел

Я книгу напишу подумал он, а там

безумие все это покажу

Позвольте плавать вы плавцам а прыгунам попрыгать

Позвольте каждому вы жить как он бы жить сумел

Не нужно своих ближних принуждать

Вот то что он сказать хотел

И принуждать к плаванию кур было зря

Но вот проблема тут вопрос такой

Ведь это плохо и для кур

Куринизировать утят

Я не могу такое напечатать издатель возразил

Тогда ведь мне конец

Мой магазин заложен курам

И моя пресса в их руках

Тогда обеспокоенный утенок

Пером и словом попытался всех предупредить

Но молодежь окончившая школу с насмешками

его старалась злобным антикуром окрестить

Ну а теперь немного выше по теченью

Гусвиль расположился на озерном берегу

И в Гусвиль куры прибежали

Но гуси были начеку

Когда же куры начали растление гусят

Плюя на Гусвиля закон

Восстали гуси в гневе праведном своем

И вышвырнули их вон

Конечно знаете вы все куда они сбежали

Собрались в Даквиле они

«И беженцам приют обязаны мы дать»

Все утки стали в том друг друга убеждать

Газета Даквиля Дэйли Кряк:

«Гусей не остановишь ни за что!

Они хотят завоевать весь мир

Жестокостью и злом

Все верно закивали утки головой

Протянем руку помощи мы курам

Ведь гуси те хотели нас завоевать

Что мы прочли в газете Дэйли Кряк

И с Гусвиля бежавших кур они пустили

Всю их потрепанную рать

И каждая ободранная курица работу получила

Не где нибудь – в газете Даквиль Дэйли Кряк!

Когда градского головы служебный вышел срок

Газета кряк поставила утенка своего

Он был тщеславен, неумен

Как истинный дурак

Но вот когда он начал диких уток восхвалять

Попутно проклиная злых гусей

Газета Кряк сказала – он мудрец

И славословия его не прикратятся

И тут вмешались куры чтоб дураку помочь

Бесплатно стали выдавать зерно

А старики печально головой качали

Взирая на происходящее

Будьте спокойны тот дурак

Таки был избран мэром

И с этого момента некому молиться

За даквильских утят

Мэр произнес – Гусвиль заплатит

Сотрем его с лица земли

И пока город Даквиль спал

Куриный хитрый ум придумал Гусвилю подвох

Как только они гусей не обзывали

И палками закидан был их пруд

Куницам помогали вылавливать гусей

И это далеко был не прелел

Разозлившиеся гуси кинули пару камней

ЭТО ВОЙНА – газета всполошилась-

Мы утки должны поколотить тех злых гусей

Тем самым хорошенько наказав

Сердца тех уток (что не знали

про хитрые уловки мэра)

были наполнены патриотизмом

И яростно они сражались

И вот когда утки изгнали всех гусей

Мэр дал приказ им отступить

Наши друзья из Хенвиля по праву

гусей главную улицу должны занять

Тут куры в гусвиль сразу же вернулись

Голодомор и избиенья развернули

О мире они много голосили

А между тем создали Вооруженную Полицию Курвиля

И ими был осушен гусиный плавательный пруд

И дегузифицировали школы

Свернули шею мэру городка

И выдумали новые законы

И создали Куриные Советы

Назвав их Объединенье Птиц

Другие птицы что присоединились

Не понимали их игры

Немного времени прошло

Когда они опубликовали план

Захвачен должен быть город лебедей

Вот так постановил куриный клан

Голосование они средь кур организовали

И каждый голос подтвердил

Что город лебедей куриный был

Пока они оттуда не ушли

И выкинули они из города всех лебедей

И не без помощи Даквиля

А Даквиль все не мог понять

За что же лебеди на них обиду затаили

Ко времени тому весь Даквиль был втоптан в грязь

И молодежь утиная сошла с ума

Они воровали и смеялись над правдой и законом

Везде повсюду была эта мразь

Курье толкало наркоту

На каждой подворотне

Но утки отважившиеся сие упомянуть

Моментом получили ярлыки Антикур

Терпимость проповедовали куры все

Ссылаясь на Правило Златое

А между тем поддерживались только бедность

жадность и идиотизм

В конце концов тупейший из утят

И тот унюхал крысу

Не добр этот мэр – они кричали

И мы это исправим

Но куры и такой ход смогли предусмотреть

У них был кандидат

В котором даже старики не сомневались

И не могло быть хуже

Утиная марионетка кур разбила всех гусей

Так как была военной

Хотя и был вояка сей курами продвинут

Утята думали что он свободный кандидат

Куриная марионетка выбрана была

Через невежество и жадность

Через куриное вранье везде

И взятки в виде гонораров

И куры внаглую выживади утят

При этом даже не краснея

До тех пор пока не был избран мэр

И был осушен ими плавательный пруд

А уток научили кукарекать

В то время как число уток сокращалось

Количество курей росло

Куры побуждали счасливое воронье

Которое из лесов сосновых прилетело

Бить уток и смешиваться с ними и жениться

И это все во имя Братства

Все стало плохо так что уток пятьдесят

Кто еще помнил золотые времена

Забрали своих детей и жен

С тем чтобы улететь

Они летели через шторм и бурю

Они замерзали и многие погибли

Но вот в один счасливый миг

Красивый пруд заметили они

Когда они там поселились то были истощены

Но вскоре все же за работу принялись они

И строить и отчищать и культивировать

И не отлынивали они не от чего

Сейчас когда те годы тяжелого труда прошли

Их небольшое племя возрасло

Поля вокруг были полны зерна

Из тех семян которые они посеяли тогда

Уж много времени прошло с тех пор

Как утки первые в мир иной ушли

И прекратилась их борьба

Через тяжелую работу и испытанья

Их блага сильно возрасли

Однажды у входных ворот

Ужасная возня случилась

И сотня изможденных кур

в убежище просилась

Впустите нас – несчастные рыдали

Пока нам не пришел конец

Пустите наконец

Сия поэма без конца так как

Не важно как вы бьете их

Те куры ведь придут опять

И так … до бесконечности!
Google lj.pritula@gmail.com 17 декабря 2010
"Омоновцы бросаются к машинам, пинают колеса: «Езжайте отсюда!» Снова визг, машины дергаются с места. Из окон высовываются руки, сжимающие пистолеты – привычная картинка чеченской войны. Раздаются выстрелы".

Молодцы омоновцы. Храбрые - прогнали пистолетчиков. А обязаны были задержать.
Google karlson-fuck@mail.ru 16 декабря 2010
Заказуха, с оттенком призыва к примирению...
фигня это всё! нужно принуждать гостей к уважению чужой (неважно какой) культуре и обычаям...
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение