--

Мобильная жизнь

Сотовый телефон стал всеобщим достоянием и перестал быть телефоном

Трубка без проводов радикально и навсегда изменила наше общество, связала и одновременно разобщила людей, дала ощущение свободы и возможность тотального контроля миллионам абонентов.

поделиться:
16 декабря 2010, №49 (177)
размер текста: aaa

—Ты сейчас где?

—У памятника? И я у памятника!

—Почему я тебя не вижу? Ты меня видишь, нет?

—А-а! Вот ты где! Привет-привет!

Как мы раньше встречались, понять невозможно. Как мы вообще раньше жили без мобильного телефона? Как отпускали детей гулять? Опаздывали на важные встречи без возможности предупредить? Обходились без поздравительных эсэмэсок? Находили нужных людей? Согласовывали с супругой, что купить к ужину?

Сигналы мобильного телефона пронизывают нашу жизнь, сообщают о самом важном и отвлекают от главного, надоедают и не дают почувствовать одиночество. Забыть дома трубку — все равно что забыть собственное ухо. А добровольный отказ от мобильного телефона воспринимается как чудачество. Человек без мобилы неудобен.

Началась эта история в 1973 году, когда Мартин Купер из Motorola изобрел довольно громоздкий, больше похожий на кассовый аппарат беспроводной телефон под названием DynaTAC. Это было первое устройство, предназначенное для мобильной связи, организованной по сотовому принципу. Но только через десять лет первые мобильные телефоны появились в продаже, и стоили они бешеных денег — $3,5 тыс. За смешными коробками с кнопками выстроились в очередь богатеи.

Скоро в массы шагнула здоровенная черная Motorola, почти сразу ее догнала Nokia. И сами аппараты, и услуги связи были очень дорогие, но потребители с упоением осваивали первые простенькие модели.

В Россию сотовая связь пришла вместе с рыночной экономикой. Генеральные директора и владельцы контрольных пакетов акций уровня чуть ниже олигарха не стеснялись просить: перезвоните мне, пожалуйста, на городской, а то, знаете ли, такой дорогой трафик… Все входящие были платными. В компаниях стало модно обсуждать посекундную тарификацию.

Но конкуренция и технологии сделали свое дело. С начала нулевых и мобильная связь, и сами аппараты стали стремительно дешеветь. Из атрибута успешного менеджера сотовый телефон превратился в товар, доступный даже для сельского пенсионера.

К концу десятилетия телефон вместил в себя почту, калькулятор, органайзер, интернет, фотокамеру, навигатор и кучу других опций. Теперь телефон есть у всех, и он перестал быть просто средством связи — мобила регулирует нашу жизнь.

Что дает мобильный телефон

Статус. Первые телефоны по определению подчеркивали статусность владельца — в силу своей дороговизны. Но и теперь мобильный служит маркером благосостояния и положения владельца: с виду тихий клерк в дешевом костюме, а трубка-то у него Mobiado Professional! Впрочем, верх статусных понтов — это очень дешевый мобильный или, что еще солиднее, полный отказ от него.

Контроль. Сегодня мобильный телефон есть у каждого школьника, и это не прихоть родителей, а форма контроля. Поело ли чадо? Выучило ли уроки? Где находится в данный момент и скоро ли будет дома? Так же удобно контролировать по мобильному сотрудников. Банк держит в напряжении заемщика, напоминая о просроченном платеже, а супруги отслеживают друг друга, выясняя несколько раз в день траекторию движения благоверного.

Свобода. Наряду с контролем мобильный телефон дает свободу. Будучи доступным в любом месте «по звонку», сотрудник может не находиться каждую минуту в офисе: многие вопросы можно быстро и легко решить на расстоянии. А если у вас коммуникатор, то вы можете, сидя в кафе, вести деловую переписку.

Скорость. Мир стал быстрее благодаря мобильным телефонам. Чтобы обменяться информацией, достаточно набрать номер — и неважно, где абонент находится в данный момент.

Разрушение приватности. Оставленный без присмотра мобильник разбил не одну семью за последнее десятилетие. Можно не гадать, принюхиваясь к новому запаху супруга, что бы это значило. Одна неосторожная эсэмэска «не по адресу» рассеивает все сомнения и становится основанием для развода.

Сокращение дистанции. «Запишите мой мобильный» — уже не домашний номер, он-то как раз стал более приватной информацией, а мобильный, по которому любой совершенно посторонний человек может достать абонента в любое время дня и ночи неуместным звонком. Более того, мобильный телефон можно получить и через третьих лиц, это стало почти нормой.

Заполнить свободное время. Как мы коротаем время в метро, в очереди к банкомату, в ожидании заказа в кафе? Конечно, с помощью мобильного телефона. Поиграть, послушать музыку, просмотреть почту. Или просто отправить несколько незапланированных эсэмэсок. С одной стороны, человек занят, а значит, не обязан контактировать с окружающими, с другой — занимает тоскливые паузы мультимедийными развлечениями.

Музыка уходит в интернет: цена входа снизилась



Интернет стал средой обитания новой музыки: здесь ее слушают, покупают или скачивают бесплатно. Музыка перестала быть привязана к физическому носителю: клип или аудиотрек можно просто добавить на свою страницу в социальной сети, и так же легко предложить всем собственный музыкальный продукт, выложив его в Сети.

Рейтинги песен и исполнителей формируются по числу скачиваний или просмотров. Фактически произошла тотальная демократизация искусства, отменившая многие старые иерархические институции вроде профессиональной критики и продюсеров. А заодно стал дешевле вход в музыкальную индустрию: клипы, снятые на цифровую камеру на кухне, становятся более популярными, чем дорогие ролики, изготовленные в навороченном павильоне.

Безлимитный интернет: Cеть становится бесконечной



 Конец 90-х годов. В центре Москвы митинг, сопоставимый по масштабам с современными «маршами несогласных». Разгоряченные молодые люди скандируют то по-русски «Долой!», то по-английски «Must die!». Протест вызван попытками ввести повременную оплату за телефон, что фактически разорило бы пользователей интернета и других глобальных сетей. Представить себе такую акцию сегодня уже невозможно.

С 2000 года мировая аудитория интернета увеличилась больше чем в пять раз. По данным IMS Research, количество всех подсоединенных ко Всемирной паутине устройств, включая компьютеры, телефоны и коммуникаторы, приближается к пяти миллиардам. Скорость интернет-коммуникации возросла в десятки раз. В этом десятилетии интернет стал даже более безлимитным, чем газ и вода в российских квартирах.

Однако важен не только количественный прорыв, но и качественный. Высокая скорость и безлимитный доступ — это не просто маркетингово-технологическая фишка, они изменили структуру распространения информации. Раньше между производителями фильмов или программ и их потребителем стоял материальный посредник: нужно было где-то записывать и упаковывать диски, где-то их продавать. Сейчас достаточно нажать несколько клавиш — и через десять минут на вашем компьютере оказывается очередной кусок любимого сериала. Культурно-интеллектуальный продукт стал полностью виртуальным.

Подделка известных брендов: такой же, только дешевле

 


Сумка Louis Vuitton, сделано в Китае. Ну, почти Louis Vuitton. Никогда еще рынок копий не достигал таких масштабов. Главная причина распространения «доступных брендов» — массовый перенос производства товаров европейских марок на территорию Китая.

За истекшее десятилетие стало понятно, что там могут делать качественные вещи. А китайцы быстро поняли, что производственные мощности не должны простаивать ни секунды. Те же самые товары под фирменным брендом они тайком делают еще и ночами, во вторую и третью смену. Появилось даже понятие «ночная партия». В отличие от кривого-косого фэйка с грамматическими ошибками в написании бренда — вроде кроссовок abibas — ночные партии выглядят почти как настоящие.

И пока снобы, презрительно выпятив губу, рассуждают о китайских дешевках, каждая девушка, желающая иметь сумку Louis Vuitton, ее имеет, а в сумочке у девушки iPhone — от «родного» не отличишь, особенно издалека.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение