Главные диски десятилетия

поделиться:
16 декабря 2010
размер текста: aaa

1.Земфира

Прости меня, моя любовь (2000)

После дебютного альбома Земфиры (1999) «ПММЛ» был самым ожидаемым и самым коммерчески успешным альбомом певицы: было продано 1,5 миллиона копий. Более тотальной любви к отечественному исполнителю Россия нулевых не знала. Именно с этого альбома — песни «Искала», «Хочешь», «Рассветы», «Созрела», которые несколько лет звучали отовсюду. Земфира стала главным героем одновременно русского, женского и попсового рока, объединив таким образом основные рок-тренды российских нулевых.

2. Gorillaz

Gorillaz (2001)

Первая в истории современной музыки виртуальная группа — с рисованными персонажами, переходящими из клипа в клип, и сконструированным репертуаром. У Gorillaz не было шанса остаться незамеченными на MTV: они объединили моду на циничные взрослые мультфильмы и основные музыкальные направления предыдущих лет — хип-хоп, альтернативный рок и электронную музыку. Неудивительно, что первый альбом группы Gorillaz с одноименным названием разошелся немыслимым тиражом 7 миллионов копий. Мультяшные музыканты оказались вдохновляющей и эффективной идеей для множества последователей, среди которых российская поп-певица Глюк’Oza.

3. Sigur Ros

() (2002)

Второй большой альбом самой известной построк-группы в мире и квинтэссенция мифологии, созданной Sigur Ros. Песни альбома () исполняются на несуществующем языке hopelandic, и слушателям предлагается самим перевести их, заполнив пустые страницы буклета. Исландия, ее полярные ночи, вулканы, мох, камни и море в 2000-е прочно ассоциируются с Sigur Ros, их медитативным ритмом, реверберирующими гитарами и фальцетом фронтмена Йонси. Словосочетание «волшебные исландцы» означает чуть ли не целое направление в современной музыке. Кроме того, Sigur Ros ввели моду на новый уклад музыкальной группы: теперь это большой оркестр без дирижера, своего рода музыкальная лаборатория, в которой произведение рождается в ходе импровизации.

4. Kanye West

The College Dropout (2004)

Рэпер номер один в нулевых Канье Уэст умеет делать звуки — такие, какие хотели бы иметь в собственных релизах многие поп-, рок- и рэп-звезды. До альбома The College Dropout он этим и занимался: записывал песни рэперам и поп-певицам. Выпустив собственный альбом, Уэст в считанные месяцы стал суперзвездой. Он вставил себе бриллиантовые зубы и размыл границы жанра: благодаря ему любители других стилей перестали смотреть на рэп как на вещь в себе и обнаружили, что его можно слушать просто как красивую музыку. А внутри рэп-направления все равняются на Канье Уэста.

5. Beirut

Gulag Orkestar (2006)

Шестнадцатилетний мальчишка Зак Кондон, сидя у себя дома и в одиночку играя на всех инструментах сразу, записывает альбом, который звучит как полноценный живой оркестр. Альбом выходит на независимом лейбле и покоряет слушателей густой смесью балканского брасс-оркестра, щемящих мелодий и чистого баритона самого Зака. К мальчику тут же присоединяются музыканты, готовые исполнять его мелодии в кафе, на улицах, набережных и в подъездах. Оркестр выкладывает свои видео в интернет. К 20 годам Зак Кондон стал признанным композитором и лидером одной из самых влиятельных инди-групп. Но эта история не про интернет-мем, а исключительно про музыку. Например, «Postcards from Italy» — одна из самых красивых песен десятилетия.

6. Аквариум

Беспечный русский бродяга (2006)

Один из самых популярных альбомов «Аквариума» нулевых описывает трагикомичный архетип русского человека — собственно «беспечного бродягу». Альбом открывается несвойственным русскому року убойным рейвом «Афанасий Никитин буги», в котором рассказывается об алкогольно-наркотической вечеринке с зашкаливающим уровнем бреда. Дальше идут вариации на тему русского алкоголизма от «Мама, я не могу больше пить» до «Стаканов» — первого за долгое время аквариумского хита, который поют за столом. Не оставил Борис Гребенщиков и любимого занятия последних десяти лет — прививать на русскую почву даосизм: «Мне снилось, что я ткачиха, которая часто бывает мною во сне. // Я долго не мог понять, то ли я снюсь ей, то ли она снится мне».

7. Аукцыон

Девушки поют (2007)

Если у российской интеллектуальной публики отобрать группу «Аукцыон», то от современной русской музыки ей останутся только интернет-приколы и бардовские песни. В нулевых «Аукцыон» выпустил один-единственный альбом «Девушки поют». Характерно, что он был записан в США с американскими музыкантами — звездами джазовой и авангардной сцены Марком Рибо и Джоном Медески. В американских рецензиях альбом называют атакой на чувства, отмечают его сюрреалистичность и советуют слушать тем, кому нравятся певица Бьорк и поздний Джон Колтрейн. А для России альбом важен, как семья Лота для Содома: хоть кто-то здесь парится о вечном, пока все остальные наслаждаются сиюминутным.

8. Amy Winehouse

Back to Black (2007)

Эми Уайнхаус удивила всех тем, что голос и темперамент взрослой чернокожей певицы может принадлежать белой девушке. А такого, кажется, не видали со времен Дженис Джоплин (с наркотиками у Уайнхаус, кстати, такая же беда). Второй и самый известный альбом Эми Уайнхаус Back to Black с музыкальной точки зрения безупречен. Диск состоит практически из одних хитов, и это песни, не привязанные ко времени: в них нет почти ничего от поп-музыки и очень много от соула, госпела и джаза, которые не стареют. Разве что качество звукозаписи не оставляет сомнений в том, что это — релиз 2007 года. Так что альбом Эми Уайнхаус с большой вероятностью войдет в сотню лучших альбомов века.

9. Lady Gaga

The Fame (2008)

Леди Гаге удалось доказать, что великая поп-музыка еще жива. Театральная, подчеркнуто сексуальная, китчевая Гага наряду с айфоном и Обамой упоминается даже в культовом сериале «Доктор Хаус» — а значит, является одним из маркеров времени. Нашумевший первый альбом по большому счету представляет собой сплав электронной танцевальной музыки в духе 1980-х и мелодичных песен а-ля «ABBA». Леди Гага удобна всем: взыскательные слушатели видят в ней не попсовую банальщину, а китч, то есть игру в попсу, а любители поп-музыки просто прибавляют громкость.

10. Coldplay

Viva la Vida or Death and All His Friends (2008)

Когда за поп-музыку берется самый авангардный музыкальный саунд-продюсер в мире, неизбежно получается значимая вещь. Брайан Ино любит работать с поп-музыкой (хотя сам ее не сочиняет), потому что она, по его словам, выражает «страсть времени». Когда-то эту «страсть» выражала группа U2, с которой также работал Ино. Теперь она живет в песнях когда-то самой занудной группы Британии Coldplay, которой Брайан Ино сделал альбом Viva la Vida. Музыка получилась в целом оптимистичной, но не всегда комфортной, что полностью отвечает названию диска: жизнь прославляется большими буквами, а о смерти и ее друзьях говорится маленьким шрифтом на обратной стороне.

11. СБПЧ

СБПЧ Оркестр (2008)

Группа «Самое большое простое число» записала альбом при участии представителей андерграундной питерской сцены — от электронной команды 2hCompany до интеллектуального рэпера Ларика Сурапова и блатняцкого Стаса Барецкого. Хотя это довольно дискомфортная и не песенная музыка (или даже поэзия), диск неожиданно стал популярным в кругу гораздо более широком, чем тот, в котором знают «СПБЧ», и группа оказалась самой раскрученной из всех молодежных экспериментальных коллективов. «СБПЧ Оркестр» показал, что в России есть большая аудитория, которая хочет слушать музыку, не похожую на привычный рок, рэп, поп и рокопопс предыдущих десятилетий, и что с этой аудиторией можно и нужно что-то делать.

12. Музыкальный коллектив Петра Налича

Радость простых мелодий (2008)

Дело даже не в том, что Петр Налич — первый российский артист, который появился и прославился благодаря интернету: в конце концов, это закономерно, и за Наличем сразу же последовали другие авторы музыкальных интернет-мемов. Важно то, что песни Налича все скачали задолго до формального выхода их на диске — обычным архивом, ссылку на который пользователи передавали друг другу. Папка под названием peter_nalith до сих пор лежит на жестком диске у огромного количества людей, которые ни до, ни, может быть, после никакую музыку из интернета не скачивали. Но первый альбом Налича научил массового слушателя искать новую музыку в Сети, а не где-либо еще.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение