--

Откровения Владимира Чурова

Председатель ЦИК ценит белорусский и молдавский опыт

Данная депеша пересказывает подробный разговор посла США в Москве Уильяма Бернса с председателем Центризбиркома Владимиром Чуровым в июле 2007 года - накануне предыдущего выборного цикла и через месяц после его вступления в должность. Председатель ЦИК не в восторге от присутствия иностранных наблюдателей, однако готов с ними смириться, поскольку понимает, что «у РФ существуют обязательства перед ОБСЕ». Вообще это главная мысль беседы – показать послу, что Россия с неудовольствием воспримет «помощь» из-за рубежа во время выборов. Скорее всего, это позиция не только Чурова, но и властей вообще: выборы 2007 – 2008 года должны были обеспечить мягкий, «преемственный» переход власти, причем многие аналитики считали это не реалистичной задачей, чреватой конфликтами в обществе, и в элитах. Интересно, какие именно избирательные системы Чуров считал «хорошими», в отличие от «плохой» – украинской. «Он одобрительно отозвался об избирательных системах Беларуси и Молдовы, назвав их «стабильными и образцовыми для России», - пишет Бернс. Это тем более занятно, что после попытки очередной цветной революции Молдавию до сих пор трясет, а в Белоруссии для утверждения выборов пришлось разогнать массовую демонстрацию и арестовать оппозиционных кандидатов.

×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

24 января 2011
размер текста: aaa

Перевод

КОНФИДЕНЦИАЛЬНО РАЗДЕЛ 01, ВСЕГО 02 МОСКВА 003012 SIPDIS SIPDIS E.O. 12958 ЗАПСЕКРЕЧЕНО ДО.: 06/20/2017 PS: PGOV, KDEM, PHUM, PINR, RS ТЕМА: ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ ВСТРЕЧА ПОСЛА США С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ВЛАДИМИРОМ ЧУРОВЫМ. Засекретил: посол США Уильям Дж. Бернс. Причины: 1,4 (б) и (D).

Резюме

1. (C) Излучавший уверенность Председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Владимир Чуров на своей встрече с послом США после своего вступления в должность, состоявшейся 19 июня, кратко охарактеризовал избирательный процесс, завив, что он находится под полным контролем ЦИК, готовой рассматривать жалобы избирателей и конструктивно работать со всеми активными политическими партиями. В настоящее время обсуждается возможность присутствия иностранных наблюдателей на декабрьских выборах в Государственную Думу, – отметил Чуров, однако, в любом случае на избирательных участках будет присутствовать множество своих наблюдателей от различных политических партий. Чуров считает, что новые изменения в избирательное законодательство до президентских выборов в марте 2008 года вноситься не буду. Он полагает, что партии имеют непосредственный доступ к СМИ, а предоставляемое им рекламное время соразмерно той роли, которую они играют в общественной жизни. Чуров негативно отозвался об озвученном 15 июня Федеральной антимонопольной службой решении о введении запрета на наружную политическую рекламу. Вскоре он планирует встретиться с председателем ФАС, чтобы обсудить возникшую проблему. Конец резюме

Председатель Центральной избирательной комиссии чувствует себя уверенно

2. (C) Выглядевший спокойным и уверенным в себе Председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Владимир Чуров на встрече с послом США 19 июня выступил с расширенным заявлением о состоянии подготовки своего ведомства к декабрьским выборам в Государственную Думу. В течение часового выступления Чуров не пользовался никакими записями и не консультировался с помощниками, присутствующими в зале. При этом он часто ссылался свой предыдущий опыт проведения избирательных кампаний, в частности, опыт присутствия наблюдателей на выборах в Украине и среднеазиатских республиках, и ясно дал понять, что Центризбирком предпочел бы контролировать процесс выборов без помощи из-за рубежа.

О работе с политическими партиями

3. (C) Чуров отметил, что декабрьская выборная кампания будет пятой по счету с момента российских «революционных» событий 1991 года. Этот раунд будет отличаться от всех предшествующих тем, что активную роль в нем будут играть политические партии. На декабрьских выборах впервые в России будет применена система голосования по партийным спискам, и Чуров считает, что это позволит ускорить дальнейшее развитие политических партий.

4. (C) В ряду задач, стоящих перед Центризбиркомом, Чуров отметил необходимость обновления списков избирателей. По его оценкам, от 15 до 19 процентов данных об избирателях, внесенных в списки, не соответствуют действительности, и сообщил послу, что ЦИК внесет необходимые исправления в списки избирателей до проведения голосования декабря.

5. (C) Центризбирком провел регулярные встречи с представителями семнадцати зарегистрированных политических партий, и провела информационно-разъяснительную работу с представителями молодежных организаций. Чуров призвал партии вести честную борьбу. Он с удовлетворением отметил, что до настоящего времени с этим не было никаких осложнений, и предостерег партии от использования «грязных» методов, которые приведут лишь к снижению явки избирателей. Согласно его прогнозам ЦИК будет полностью готова к участию Государственной Думы в выборах к 1 августа, т.е. за месяц до объявления о начале официальной избирательной кампании.

6. (C) Чуров сообщил послу, что деятельность Центризбиркома будет полностью прозрачной для сторонних наблюдателей. 14 августа ЦИК проведет однодневный семинар, посвященный предстоящим выборам, на который будут приглашены представители средств массовой информации и дипломатических ведомств. Методические материалы Центризбиркома доступны для всех заинтересованных сторон и выпущены тиражом, превышающим три миллиона экземпляров. Чуров в шутку заметил, что для того, чтобы выборы прошли гладко, «штат сотрудников участковых избирательных комиссий на местах превысит численность военнослужащих, подчиненных министру обороны Сердюкову»

7. (C) Хотя Чуров и обещал, что выборы будут прозрачными для сторонних наблюдателей, он без особого энтузиазма отнесся к перспективам их мониторинга со стороны Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Отвечая на вопрос, заданный на эту тему послом США, он заявил о том, что ЦИК обсуждает возможность подобного участия, поскольку понимает необходимость участия в выборах иностранных наблюдателей в рамках международных обязательств России перед ОБСЕ.

8. (C) С приближением выборов все партии проявляют все большую активность и пользуются повышенным вниманием со стороны СМИ. По мнению Чурова Союзу правых сил (СПС) и Коммунистической партии РФ (КПРФ) были в большей степени представлены в СМИ, чем партии «Единая Россия», «За Справедливую Россию» или Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). На одной из встреч Чуров призвал представителей партий проявлять большую активность. Рекламное время в средствах массовой информации, отметил он, это не право, а дополнительная возможность быть представленным избирателем.

9. (C) Чуров заявил, что ЦИК будет конструктивно сотрудничать со всеми партиями, зарегистрированными Федеральной регистрационной службой (ФРС). Он выразил надежду на то, что непростая система предвыборного отбора, задействованная ФРС, налоговой инспекцией, а зачастую и судебными инстанциями, позволит сформировать четкий список партий-претендентов к началу избирательной кампании, которая начнется 1 сентября.

10. (C) Чуров сделал реверанс в сторону Европы и США, отметив, что на избирательных участках в этом году слабовидящие граждане смогут воспользоваться трафаретами по системе Брайля для заполнения бюллетеней, а, если возникнет такая необходимость, то и инвалидными колясками. Чуров подчеркнул, что сотрудничество с международными организациями, в частности, с профессиональными коллегами, имеет большое значение. Во время встречи он дважды с удовлетворением упомянул о своей работе с бывшими сенаторами и конгрессменами США, и заметил, что в состав ЦИК входят бывшие депутаты российской Государственной думы и один представитель Совета Федерации. Позднее в ходе беседы он заявил, что «Россия нуждается в коллегах, а не в контроллерах».

11. (C) Отвечая на вопрос посла, Чуров выразил сожаление, что регистрационные карточки избирателей в ходе этой избирательной кампании использоваться не будут, поскольку для этого пока еще не создана нормативно-правовая база. Тем не менее, участковые избирательные комиссии будет шире использовать систему адресных приглашений для избирателей. Чуров полагает, что избиратели должны быть проинформированы о предстоящих выборах за двадцать дней и должны получить приглашения за три дня до официальной даты голосования, которое состоится 2 декабря.

12. (C) Чуров заявил, что внесение каких-либо изменений в закон не планируется до мартовских президентских выборов. Он одобрительно отозвался об избирательных системах Беларуси и Молдовы, назвав их «стабильными и образцовыми для России». Что касается изменений, внесенных в избирательную систему Украины, то они, по мнению Чурова, мало способствовали укреплению стабильности в этой стране.

13. (C) «Наблюдатель – лучший друг избиркомов», – афористично заметил Владимир Чуров, и предсказал присутствие на избирательных участках в день выборов большого числа внутренних наблюдателей от политических партий, которые будут иметь доступ к той же информации, что и члены участковых избирательных комиссий. Он выразил надежду на то, что большинство жалоб, заявленных в ходе проведения выборной кампании, будет своевременно рассмотрено и по ним будут приняты действенные меры. Общефедеральная горячая линия должна обеспечить взаимодействие между сотрудниками избирательных комиссий и избирателями; Чуров по достоинству оценил ее эффективность в ходе проведения апрельских выборов в Красноярске. В ходе беседы Чуров несколько раз повторил, что судебные дела будут рассматриваться им в качестве подтверждения неудовлетворительной работы избирательной системы

14. (C) Отвечая на вопрос американского посла, Чуров выразил удивление предложенными 15 июня Федеральной антимонопольной службой поправками, в соответствии с которыми размещение наружной политической рекламы будет рассматриваться в качестве нарушения закона о рекламе. Представитель ЦИК связался по телефону со всеми представителями зарегистрированных партий, призвав их не прекращать запланированные рекламные кампании в ожидании разрешения ситуации. Чуров надеется в ближайшее время встретиться с руководителем Федеральной антимонопольной службы с тем, чтобы снять этот запрет.

Комментарий

15. (C) Выглядевший весьма уверенно Владимир Чуров в ходе своей беседы с американским послом неоднократно упоминал о своем опыте мониторинга выборных кампаний и наличии у него соответствующих статистических данных. Председатель с гордостью рассказывал о том, как в Санкт-Петербурге он помог делегации американской администрации прояснить судьбу ряда знаменитых американцев, чья жизнь оказалась связанной с Россией, и порекомендовал послу ознакомиться со своей статьей, подчеркнув вклад россиян в развитие Соединенных Штатов. Осторожно отвечая на вопрос посла о возможном присутствии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ на выборах, он так же, как и в своей статье в «Российской газете, написанной Чуровым вскоре после его избрания Председателем ЦИК, заметил, что было бы лучше, если бы такое иностранное участие было минимальным, поскольку он лично и его коллеги по ЦИК вполне успешно справляются с возложенными на них обязанностями, при том, что он понимает всю важность соблюдения международных обязательств России перед ОБСЕ.

БЕРНС

 

Оригинал

C O N F I D E N T I A L SECTION 01 OF 02 MOSCOW 003012 SIPDIS SIPDIS E.O. 12958: DECL: 06/20/2017 TAGS: PGOV, KDEM, PHUM, PINR, RS SUBJECT: AMBASSADOR'S INTRODUCTORY MEETING WITH CENTRAL ELECTION COMMISSION CHAIRMAN CHUROV Classified By: Ambassador William J. Burns. Reasons: 1.4 (b) and (d).

Summary

1. (C) A very self-confident Central Election Commission (CEC) Chairman Vladimir Churov sketched for the Ambassador at their inaugural meeting June 19 an electoral process fully controlled by a CEC responsive to complaints of voters and working constructively with all active political parties. The presence of foreign election observers during the December Duma elections was under discussion said Churov, but in any event there would be many active domestic, party-connected observers at the polls. Churov believed there would be no further changes to electoral legislation before the March 2008 presidential elections. He thought that parties had ready access to the media, but that the coverage they got was commensurate with the amount of activity they engaged in. He described himself as ambushed by a June 15 Federal Anti-Monopoly Service announcement that seemed to ban political ads on billboards. He would meet with the Anti-Monopoly Commission Chairman soon to resolve the problem. End summary.

Chairman Self-Confident

2. (C) A relaxed, confident Central Election Chairman (CEC) Vladimir Churov offered the Ambassador on June 19 an extended monologue on the state of his agency's preparation for the December Duma elections. Churov used no notes and did not consult with aides attending the meeting with him during the one-hour meeting. He made numerous references to his previous experience in election-related matters, notably as a monitor of elections in Ukraine and Central Asia, and he made it clear that the CEC would prefer to manage the election process with no assistance from abroad.

Work with Political Parties

3. (C) Churov noted that the December contest would be the fifth cycle of elections since Russia's 1991 "revolution." Distinguishing this round from its predecessors would be the all-important role played by political parties. The December elections would be Russia's first encounter with a party list-only system, and Churov thought that would speed the further development of political parties.

4. (C) Among the problems faced by the CEC, said Churov, was the need to update voting lists. He estimated that 15 - 19 percent of voters were incorrectly listed, and told the Ambassador that the CEC would correct the voter lists before the December vote.

5. (C) The CEC met regularly with representatives of the seventeen registered political parties, and had conducted outreach with youth organizations as well. Churov had lobbied the parties for "honorable" conduct. He was pleased to note that there had been no problems to date, and had cautioned the parties that dirty campaign tactics would only reduce voter turnout. He predicted that the CEC would be fully prepared for the Duma contest by August 1, one month before the announcement of the beginning of the official election campaign.

6. (C) Churov told the Ambassador that the CEC would be fully transparent for outsiders. On August 14, the CEC would hold a one-day seminar on the upcoming elections to which the media and diplomatic representatives would be invited. The CEC's methodological literature was available to all interested parties; over three million copies had been printed. In order to ensure that the conduct of the elections went smoothly, Churov joked that he would deploy an "army (of pollworkers) larger than that of (Minister of Defense) Serdyukov."

7. (C) Although he promised the process would be transparent to outsiders, Churov was unenthusiastic about the prospect of ODIHR monitoring of the elections. The CEC, he said in response to a question from the Ambassador, was "discussing" the question, and would, in the end, abide by Russian law and its international obligations in accepting foreign monitors.

8. (C) With the approach of the elections, all parties were becoming more active and were receiving greater media attention. Churov believed that the Union of Right Forces (SPS) and the Communist Party (KPRF) were receiving more MOSCOW 00003012 002 OF 002 coverage than were United Russia, For A Just Russia, or the Liberal Democratic Party of Russia (LDPR). In one of his meetings, Churov had admonished party representatives to be active. Media exposure, he claimed, was not a right, but the by-product of efforts to engage with the population.

9. (C) Churov said that the CEC would work constructively with all parties registered by the Federal Registration Service (FRS). He hoped that the complicated system, that has the FRS, the Tax Inspectorate, and sometimes the courts involved, would produce a clear list of contending parties by the September 1 start of the campaign.

10. (C) Churov tipped his hat to Europe and the United States in noting that polling places this year would be equipped with Braille instructions and, where necessary, would be wheelchair accessible. Cooperation with international organizations was important, Churov stressed, especially with professional colleagues. He mentioned with pleasure twice during the meeting his work with former U.S. senators and congressmen, and noted that his CEC was staffed with former Russian Duma deputies and one Federation Council representative. Later in the conversation, he offered that Russia needs "colleagues, not controllers."

11. (C) In response to a question from the Ambassador, Churov regretted that voter registration cards would not be put into play during this election cycle, as there was no legal provision for it. The election commissions would make greater use of an "invitation system" this time around, however. Churov thought that voters would be informed of the elections twenty days and "invited" three days in advance of the December 2 election date to vote.

12. (C) Churov said there would be no changes in the election law until after the March presidential elections. He cited approvingly Belarus and Moldova's "stable" electoral systems as models for Russia to follow. Adjustments to the electoral systems of Ukraine had done little to nurture stability there, Churov thought.

13. (C) "Observers are the voters' best friend," Churov said, and he predicted a very large number of domestic political party observers, who would have access to the same information as poll workers, would be at the polls on election day. He hoped that most complaints could be corrected as they arose during the campaign. The federal hotline would be key to the CEC's effort, and Churov praised its use during the April Krasnoyarsk elections. At several points in the conversation, Churov indicated that court cases would be seen by him as evidence that the electoral system had not worked properly.

14. (C) In response to a question from the Ambassador, Churov described himself as "surprised" by the June 15 Federal Anti-Monopoly Service announcement that billboard political advertising would violate the law on advertising. A CEC representative had telephoned each of the registered parties and urged them to continue with their plans to advertise while the problem was resolved. Churov expected he would meet with the Anti-Monopoly Service Chairman very soon, and that the ban would be lifted.

Comment

15. (C) A very self-confident Churov referred frequently to his experience in monitoring elections and his familiarity with statistics during his conversation with the Ambassador. The Chairman was proud of his efforts, when in St. Petersburg, to help the USG investigate the history of famous Americans whose fates were tied to Russia, and he recommended to the Ambassador an article he had written noting the contributions of Russians to the development of the United States. Churov's careful answer to the Ambassador's question about the possible presence of ODIHR election monitors suggests, as did a Rossiiskaya Gazeta article written by Churov soon after becoming Chairman, that he personally would prefer minimal foreign involvement in a process that he believes is already ably administered by him and his colleagues at the CEC, but that he ultimately understands the importance of Russia's OSCE commitments.

BURNS

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение