--

Отличники с Манежной

Чего на самом деле хотят подростки, выходя на площадь

Судя по кадрам хроники и милицейским отчетам, главную боевую силу на Манежной площади составляли подростки — то самое поколение, которое появилось на свет после перестройки. Эти дети не стояли в очереди за туалетной бумагой, не читали «Малую землю» Брежнева, не были пионерами и выросли в годы путинской стабильности. Корреспондент «РР» поговорила с психологами и разобралась в том, кто такие дети демократии и как они оказались на Манежной площади.

Ольга Андреева, Григорий Тарасевич
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

26 января 2011, №03 (181)
размер текста: aaa

— Я тут в одном седьмом классе работал, — говорит Петр Дмитриевский, специалист по подростковой психологии и сотрудник центра социально-психологической адаптации и развития подростков, — там чуть ли не половина учеников кавказской национальности. И русская часть просто бурлит: «Надо мочить хачей!» Спрашиваешь их: а с Ашотом-то что делать будем? А они даже не понимают, о чем речь. При чем здесь Ашот? Мы же не про Ашота, мы про хачей. И в кавказской части то же самое: «Мочить русских!» А с Серегой что делать? А при чем тут Серега?..

Из интервью с безымянным националистом

Он славный парнишка. Глаза большие, по-детски удивленные, смешливая симпатичная рожица, добрая улыбка до ушей. Таких балуют любящие матери, такими втайне гордятся суровые отцы. 11 декабря прошлого года этот славный мальчик с «розами» фан-клуба «Спартак» стоял на Манежной площади и скандировал: «Россия для русских!» Свое имя он просил не называть. Еще одна просьба — не спрашивать о семье. Я честно соблюдаю правила игры и сохраняю стиль его речи.

Мы тогда собрались около той остановки, где убили Егора Свиридова. Почтить его память. Ну, там, свечки, шарфы, разговоры. Потом решили мирный марш устроить до Манежной площади. Но только безо всяких драк. Где-то в середине пути в толпу влились другие организации типа националистов, нацистов, фашистов, расистов. Мы все по одной теме боремся, только каждый разными способами: кто-то убивает, кто-то дерется, кто-то просто изгоняет лиц нерусской национальности. И никто против-то не был, что они влились в нашу толпу. Одна семья, можно сказать…

— А вы сами били кого-то?

— Да, избивали нерусских, которые там были. Ну, это уже все: толпа пошла творить правосудие, ее уже никто не обуздает. Я сам поддерживаю то, что начали избивать. Наше правительство не может с ними справиться. Это неуважительно к людям, к такому слою общества, как фанаты, и это недооценено все. Мало кто знает, что может сделать большая толпа людей. Тем более фанатов…

Два в одном

— Понимаете, — говорит Юрий Лапшин, последние пять лет, руководивший клубом по работе с трудными подростками, — если пятнадцатилетний парень вам говорит, что он ненавидит кавказцев, это совершенно не значит, что он на самом деле ненавидит кавказцев. Это означает очень простую вещь: ему хочется с вами поговорить о себе, о важном для него. Ведь его же никто не слушает.

— Как устроено то, что в школах называют работой с подростками? — вступает психолог Татьяна Дымова. — Любой учитель вам скажет: мы должны воспитать настоящих личностей, научить детей иметь собственное мнение и так далее. При этом не уточняется, что это мнение должно быть, конечно, собственное, но только правильное. А если твое мнение неправильное, то ты «негодяй» или «попал под чужое влияние». Что там у детей в голове творится, на самом деле никого не интересует. И вдруг этот самый подросток находит такую тему, которая всех волнует: «Я русский, надо мочить хачей». И тут его все сразу заметили, услышали, испугались. Здорово!

Сидим на кухне уютного психологического центра по работе с трудными подростками. Еще год назад здесь был клуб, куда можно было прийти ребятам со всего района и просто поговорить. Приходили те, кому некуда было податься и вообще непонятно, как жить. Собирались по несколько раз в неделю, ходили в походы, ездили по всяким хорошим местам, даже кино снимали. По дороге разговаривали.

Несколько молодых психологов из Московского городского психолого-педагогического университета создавали то, что на профессиональном языке называется «пространство для неформального контакта». Использовали малоизвестную у нас «низкопороговую» технологию. Ребят специально не отбирали и не выгоняли за промахи. За 15 лет научились работать с малолетними преступниками, трудными подростками и их родителями. Психологи участвовали в судебных процессах, организовывали в школах особые «службы примирения», работали непосредственно в уличных компаниях. В общем, изо всех сил помогали тем, кого принято только наказывать.

Проблемы у клуба начались довольно скоро. Милиция требовала отчитываться обо всех «выявленных нарушениях». «А кто же к нам придет, если мы будем отчитываться?» — резонно возражали психологи. Но милиция все равно подозревала их в укрывательстве. Год назад клуб закрыли. Трудные подростки панически пугали соседей. Теперь в центр ходят просто подростки. Трудные вернулись на улицу, но психологи остались.

После событий на Манежной площади именно к ним обратился Департамент образования города Москвы за рекомендациями о том, как предупредить националистические настроения в школах и колледжах. На это психологи ответили встречным вопросом: а что такое национализм?

— У каждого нормального человека есть личностные потребности, — говорит Таня, — и у подростка тоже. Во-первых, быть как все, быть в группе. Во-вторых, быть не как все, быть бунтарем, протестовать против чего-нибудь — ну, например, против этого дурацкого взрослого формального общества. И вот вам, пожалуйста: национализм — это такая тема, где все потребности удовлетворяются. Ты в группе, но ты против всех. Два в одном.

— Вообще, в какой-то момент, лет примерно с тринадцати, дети начинают пытаться как-то иерархизировать мир, понять, а где вообще они находятся, — объясняет Юрий. — Деление на своих и чужих в природе человека. Мы ведь то же самое делаем. Сидим тут на кухне, разговариваем и думаем: вот как здорово, что мы тут такие хорошие, умные, интеллигентные собрались и так душевно вместе думаем. А кто так не думает, тот по большому счету козел. Тут дело не в агрессии, не в национализме. Просто мир большой. И однажды надо понять, кто ты, где ты. И начинается это понимание с самого простого, с того, что лежит на поверхности. А что у нас лежит на поверхности? Ксенофобия!

— Стоп! Но мы же в свои пятнадцать лет не ходили и не мочили хачей, — пытаюсь разобраться я.

— Ты когда училась?

— Давно, еще при советской власти.

— Ты в свои пятнадцать лет знала, что коммунисты сволочи?

— Догадывалась.

— Ну и в чем разница? Просто тогда на поверхности другое лежало.

Из разговора с безымянным националистом

— Русские люди не способны на то, чтобы убивать просто так. Русские люди способны покалечить, проучить кавказцев, ингушей и всех остальных детей гор. Слишком много приезжих в России. Половина едет на заработки, потому что там работы нет. Таких не то что уважаешь, но с пониманием к ним относишься. А остальные, вот эти шпингалеты, которым по восемнадцать лет, — они сюда рвутся, чтобы потанцевать лезгинку в людных местах и побить русских. Россия — многонациональная страна, поэтому они сюда прутся. Они испокон веков сюда перлись.

Наше богоугодное правительство разваливает нашу Россию. Им на это все наплевать. Они набивают себе карманы и не смотрят на то, что делается с народом. Жириновского надо к власти. Как он говорил — если я буду президентом, вы забудете, что такое Северный Кавказ. Скинут туда пару бомб — и все. Кавказцы приезжают сюда и творят свой порядок. И с этим как-то надо бороться. При Сталине это, кажется, было, когда за сутки вычистили всю Россию от нерусских, от приезжих. Да, это война. Мы берем в свои руки власть и вершим правосудие сами. Никого не слушая, только сами…

Национальная кухня

Жил-был в Москве один мальчик. Нормально так себе жил. Не как ботан какой-нибудь. Школу свою терпеть не мог, ну чего там интересного? Особенно классные часы ненавидел, когда про нравственность и государственность говорили. Дома тоже как у всех. Папа так, ни рыба ни мясо, да и дома почти не бывает: работает много, на сына-оглоеда зарабатывает. А мама строгая, только и знает, что за трояки ругать.

Мальчик вообще-то зверей любил. Вечно таскал каких-нибудь котят с улицы. Ветеринаром хотел стать. Но с мамой были проблемы. Котят выбрасывала, учиться заставляла. А что учиться, если неинтересно все. Только во дворе и можно оттянуться. Там ребята, ну, туса разная. Да мама и во двор ходить запрещала. Ну, тут уж бунтовать пришлось.

В одиннадцать лет стал из дому убегать. Недалеко, конечно. Так, потусоваться с ребятами. В тринадцать познакомился с фанатами «Спартака». Стал ходить в фан-клуб, понравилось. Еще как! В жизни хоть какой-то смысл появился. Матчи, подготовка, речовки. Дрались, конечно. Но там и драться учили правильно. Приемы всякие показывали, тренировали. Однажды на одном матче так схлестнулись, что уже не до приемов было, ножи появились. Потом во дворе ребятам порезы показал. Все раскудахтались, разохались, типа, да ты че, с ума сошел, не ходи туда, это опасно. Да ведь мальчику только того и надо — пусть завидуют, он и в следующий раз пойдет. Только маме ничего показывать не стал. Не то чтобы не хотел расстраивать, но ей это незачем. Ей нужно, чтобы мальчик мужиком стал настоящим. Когда знакомые посоветовали парню пойти в другой клуб, где овчарок дрессируют, ему очень хотелось. Но мама не разрешила, сказала: опасно это, и занятие немужское — ну что это за профессия, зверушки какие-то. Так и остались у парня одни фанаты в друзьях.

11 декабря 2010 года этот мальчик пошел на Манежную площадь…

Эту классическую историю русского подросткового национализма рассказали мне все те же психологи. У мальчика есть вполне конкретные имя и фамилия, и вряд ли, живя свою жизнью, он имел в виду стать типичным представителем своего поколения. И тем не менее он им стал.

— Ему сейчас лет-то сколько?

— Уже семнадцать. Он сейчас в колледже учится.

— А потом что собирается делать?

— В армию пойти. Говорит, хочу родину защищать.

— ?

— Я думаю, это он чтобы не выбирать. Все эти фанатские тусовки — это же отличная возможность ничего не выбирать. Ты в толпе, вроде как при деле. Но это кончается рано или поздно. Там же свой возрастной барьер есть, когда уголовная ответственность начинается. А куда им потом деваться? У них же кроме этого и нет ничего. Многие идут в армию. Для большинства это значит отказаться от выбора еще на год. Есть такая иллюзия, что за этот год они как-то примут решение. Но возвращаются они еще более потерянными, чем были.

— То есть начинать свою жизнь — это страшно?

— Всегда страшно самому выбирать. Это у всех. У меня приятель был, в универе учился, потом в аспирантуру пошел, потом диссертацию писал. А когда защитился, сказал: ну вот детство и кончилось. В сущности, какая разница, диссертация или фанаты? Это возможность не выбирать. Но выбирать все равно придется.

— Так где же точка отсчета? — допытываюсь я. — Один идет в фан-клуб, а другой диссертацию защищать. Где-то же это начинается.

— Ну вот, и вы туда же! — разочарованно тянут психологи. — И вы тоже ищете точку отсчета.

Эту точку отсчета сейчас ищут все и прежде всего Департамент образования города Москвы. Вот уже месяц, как совместно со специалистами по подростковой психологии он пытается выработать программу «профилактических мероприятий» против националистических настроений. Дело идет туго. Департамент, как в свое время персонаж из советского фильма про Электроника, усиленно ищет кнопку. Ту самую, на которую нажал — и национализм выключился. Психологи-эксперты кричат в уши чиновников: кнопки не существует! А что существует? А ничего особенного — наша жизнь.

Для того чтобы обнаружить себя в милицейской машине с разбитой физиономией и увидеть в газете свой портрет с подписью «Юный националист», нужно немного. Рецепт простой:

1. Два стакана напряженных отношений с родителями (родителей желательно брать либо разведенных, либо пьющих, либо ну очень занятых на работе).

2. Один стакан несбывшейся мечты. Например, о том, чтобы стать ветврачом (маме настоятельно рекомендуется выбрасывать всех хворых зверушек, которых таскает домой непутевый сын).

3. Можно приправить отсутствием в доме книг и исключительно бытовыми интересами родителей.

4. Столовая ложка обычной школы, где неинтересные люди неинтересно преподают скучные предметы.

5. Уроки мужества, призывы к совести, толерантности и прочее бла-бла-бла в школе. Добавить по вкусу.

Вот примерно такой рецепт. Как видите, все ингредиенты под рукой.

Только один вопрос остается для меня загадкой:

— Почему все-таки мама возражала против судьбы дрессировщика собак? Что там такого опасного?

— Понимаете, — задумчиво говорит Таня, — мы не имеем права навязывать семьям работу с психологами. Но если бы мы с этой семьей могли поговорить, то я вам гарантирую, выяснилось бы только одно: агрессивность ребенка была этой семье для чего-то нужна. Поверьте, так просто ничего не бывает. Как-то эта самая агрессивность встраивалась в их отношения. Может быть, сохраняла семью от распада, может, помогала снять раздражение: пришел с работы усталый и злой, а тут всегда есть на кого наорать. Я не знаю. Но для чего-то это всегда бывает нужно.

— Постойте, — говорю я, пронзенная страшной мыслью, — но если эту историю экстраполировать на все общество, получится, что и в обществе подобное напряжение для чего-то нужно?

Психологи молча переглядываются.

Из интервью с безымянным националистом

Сейчас я уже за войну. В закон я уже не верю. После Манежной площади я не вижу, чтобы что-то изменилось. Так же убивают и не дают свободу слова. Нас не слышат. По-другому мы уже не можем. В колледже у нас все ребята по одной теме, все фанаты. И ясно уже только одно: все уже просто не видят смысла что-то правительству доказывать, все уже тупо хотят войны, просто убивать, и все. Ну не видят люди другого выхода, люди боятся.

— А как ты начал об этом думать?

— Есть такие же люди, как и ты, они могут поделиться своими мыслями. Ну, литература, естественно, «Майн кампф». Очень интересная книга. Ну, еще то, что выложено в интернете, всякие рассказы, мысли людей. Это же складывалось года три-четыре. И вот сейчас я могу сказать, что у меня есть твердая точка зрения, которую во мне не покачнуть никак. Это вся моя жизнь, то, на что я положил ее.

Да, я очень часто размышляю и высказываю свою точку зрения людям. Да, я также готов взять в руки нож и применить его, если ко мне пристанут. Я воин, потому что я готов за свою родину поднять руку или оружие.

Уравнение со многими неизвестными

В нашем рецепте национализма не хватает одной очень важной составляющей, а именно окружающей среды. Вопрос о национальных различиях висит в обществе как фигура умолчания. С одной стороны, есть заведенные еще с советских времен правила хорошего тона: вопрос о национальности в приличном обществе не поднимается. С другой стороны, достаточно выйти на улицу, чтобы понять: он уже давно поднят.

С одной стороны, мы говорим о гуманизме и любви к ближнему. С другой стороны, бедные таджики метут улицы, а некоторые гордые лица разъезжают на «лексусах».

С одной стороны, мы все равны. С другой стороны...

А подростки, между прочим, не полные идиоты. Если им предлагают решить вот такое таинственное уравнение со многими неизвестными, они довольно быстро справляются с задачей.

«Знаете, — сказала мне как-то знаменитая преподавательница истории Тамара Эйдельман, — я стала замечать в последнее время, что, если ребенок пытается думать самостоятельно, он обязательно приходит к идее фашизма». Почему? Тамара Натановна не знает ответа на этот вопрос. Не знают его и специалисты, занимающиеся подростковой психологией. Ведь национализм — лишь одна из многих возможных форм подростковой агрессии. Необходимость разделить мир на своих и чужих вовсе не предполагает обязательно разделить его по национальному признаку.

— Понимаете, — разводит руками директор центра социально-психологической адаптации и развития подростков Вячеслав Москвичев, — это мы, взрослые, сами создали для подростков эту самую нишу национализма. Мы сами их позвали сыграть в эту игру. Мы сами произнесли это слово — «национализм». Старушки у подъезда, акции «России молодой», криминальная хроника, сайты всяких патриотических организаций — это не где-то шепотом говорится. Это детям в уши льется каждый день.

От себя добавим: уши есть не только у подростков. Походите по популярным блогам в «ЖЖ». У сотен и тысяч вполне интеллигентных взрослых граждан после событий на Манежной площади в дневниках появились свои собственные коллекции портретов «плохих кавказцев». Фигура умолчания рухнула. Правила хорошего тона сменились на диаметрально противоположные. Гордиться собственной ксенофобией стало круто.

На рядовом тренинге для восьмиклассников я услышала математически четкий ответ на вопрос, который никто ребятам не задавал:

— Мы русские, — сказали дети почти хором. — Мы все здесь русские.

Только что эти самые дети горячо и жизнерадостно переругивались друг с другом и были вполне разношерстной толпой забавных индивидуумов. Но теперь это была сплоченная и затаившаяся масса. Никаких различий не было. Не было сложности характеров, мук совести, стыда, застенчивости. Масса враждебно смотрела на психологов, чьи лица хранили на себе следы не только русских кровей.

— А кто не русские? — попытались разобраться психологи.

— Евреи, кавказцы, таджики, — четко перечислили дети.

— А я вот наполовину еврейка, — призналась одна из ведущих, с которой ребята только что играли в какую-то игру.

— Евреи все жадные, нечестные, им верить нельзя, — дружно квалифицировали дети.

Психологи не стали развивать тему. В конце концов, тренинг был не про то. Но если бы ведущие продолжили разговор, они услышали бы весь набор самых пошлых национальных мифов, блуждающих в темных глубинах нашего с вами общества. И не надо говорить, что лично вы эти мифы не разделяете. Дети посмотрели бы на вас теми глазами, которыми они довольно часто смотрят на взрослых. Глазами, в которых читалась бы одна простая мысль: мы вам не верим. Это и есть то, что их объединяет.

Из интервью с безымянным националистом

— Что ты ценишь в людях?

— В людях? Ну, это, естественно, любовь к ближним, все самое хорошее и самое ценное, что можно взять от человека: доброта, любовь и трезвость ума. Мне интересно общаться с теми людьми, которые могут о чем-то поговорить, у которых есть какая-то своя точка зрения и какая-то своя мысль в жизни.

— Скажи, а тебе кавказцев не жалко?

— А им не жалко нас?

— Но кто-то же должен быть умнее.

— Здесь уже речь не идет о том, умнее ты, не умнее. Здесь кровь за кровь, и все. Умнее надо было быть раньше, и точно не нам, потому что мы находимся на своей территории и мы защищаем свою страну.

— Мы находимся на территории страны с огромным опытом цивилизации, государственности, культуры...

— Ну, сейчас уже другие моральные ценности у людей пошли. На данный момент я вижу очень мало людей, которым нравится ходить по музеям и что-то для себя новое узнавать. Большинство молодежи сидят во дворах на лавочках и пьют пиво. Ну не вижу я того, что мы культурная страна, что у нас культурная столица. Здесь правит пафос, деньги, известность. У меня создается ощущение, что если мы упали на уровень ниже, то надо уже падать на самый низший уровень и с этого низшего уровня закладывать новый фундамент и строить, строить, строить это общество снова. И уже не повторять тех ошибок, которые были. То бишь создавать другую цивилизацию. Но Жириновского все равно в президенты.

Уроки высоконравственной лжи

— Я однажды был в одной школе — хорошей, кстати, школе — на диспуте о вреде курения, — говорит Вячеслав Москвичев. — Предложили две позиции: первое, что курить вредно и все такое, а второе, что курение — это признак сильной личности. Ну, все дети заняли первую позицию, а все учителя вторую. Поговорили, поспорили. Я потом у детей спрашиваю: а вы что, действительно считаете, что курить вредно? — Да нет, конечно! — А вы думаете, учителя считают, что курение — это хорошо? — Да нет, конечно! — Тогда я у учителей спрашиваю: вы и в самом деле думаете, что курение — признак сильной личности? — Да нет, конечно! — А вы действительно думаете, будто все дети считают, что курить вредно? — Да нет, конечно! — То есть все знали, что никто на этом диспуте не говорит то, что он на самом деле думает, понимаете! Так чему же мы научили детей?

Одной из первых профилактических мер, которую предложил озабоченный Департамент образования, была брошюрка, где «хорошие» взрослые обращались к детям с призывом не поддаваться на манипуляции «плохих» взрослых. Вас обманывают, уверяла брошюрка и требовала: не верьте. И как было бы здорово, полагали в департаменте, все сразу поставить на свои места.

Вячеслав Москвичев гуманную инициативу не поддержал.

— Позвольте, — объясняет он свою позицию, — а вы уверены, что в школе никто детьми не манипулирует? Нам не проспектики нужно выпускать, а менять систему отношений. Готовы ли мы, наша образовательная система, отказаться от манипуляций как от одного из способов взаимодействия с детьми? А готовы ли мы говорить с детьми честно? Пока у государства нет четкой ориентации на гуманизм и правовое общество, единственное, что мы можем сделать, — это все время выводить разговор из глобального контекста и обращаться к каждому в отдельности. Учить детей не смотреть на мир вообще, но научить видеть лица, души, судьбы. Только тогда у них у самих появятся свои лица. Нельзя кормить детей абстрактными банальностями! Но зайдите как-нибудь на собрание школьных завучей — более запрограммированных на бессмысленные декларации людей в нашей стране не существует.

— Ты пойми, — говорит Юрий Лапшин, — ведь эта традиция говорить не то, что есть на самом деле, еще из советской школы идет. И ничего не изменилось. Понимаешь, ничего! В этот зазор между тем, что говорят взрослые, и тем, что ребенок видит каждый день на улице, утекают целые поколения уже много десятков лет.

Почему этот зазор в последние 10–15 лет приобрел зловещее название «национализм» — вопрос не к детям и не к психологам. Отвечать на него должны те, кому это положено по роду занятий, а именно политики. Похоже, что национализм в нашем контексте есть синоним совершенно других проблем. Да и возник этот синоним не случайно. Чем дольше вчитываешься в тексты многих политических лидеров, тем больше понимаешь, что стоит за обтекаемыми формулировками о «национальной идее» и «духе нации».

События на Манежной площади уж больно хорошо укладываются в концепции военно-патриотического и религиозно-православного воспитания молодежи, исподволь проникающие в систему образования. Похоже, что на площадь вышло то самое поколение патриотов, которое было так бережно выпестовано новыми идеологическими директивами. Так что же теперь делать с этим поколением? Да то же, что и со всеми другими, — честно разговаривать, считают психологи.

— Мне кажется, — вслух рассуждает Таня, — тут важно понять, чего мы вообще хотим, работая с этими ребятами. Чего вот я, например, хочу? Я хочу, чтобы каждый человек в этом поколении мыслил индивидуально, сам отвечал за свои выборы, сам себе цели ставил. Чтобы каждый их них понимал, что вся их жизнь только на них самих. Пойти — не пойти, мочить — не мочить, а может, вообще другими делами заняться. Это только твой личный выбор. Как и все остальное. И в этом смысл моей работы. Надо общаться только личностно, дать им возможность субъективировать свой опыт, почувствовать собственную ответственность.

А вот о том, в какой стране будут жить эти ответственные подростки, придется позаботиться взрослым.

Из интервью с безымянным националистом

— Что ты думаешь про реформу школы с обязательным военно-патриотическим воспитанием и оценкой за патриотизм?

— Очень хорошо думаю. Отлично! Этому должны в школах учить.

— А какой критерий патриотизма?

— Ну, наверно, человек должен уметь понимать, что ему говорят о его родине. Уметь отличать правду от лжи.

— Ты себе что поставишь за патриотизм?

— Пять.

 

Десять психологических эффектов, ведущих к погрому

Это для нас события на Манежной площади стали каким-то откровением. Между тем на Западе ученые давно исследуют феномен межнационального восприятия и межнациональной агрессии. Взяв в руки классические учебники по социальной психологии (например, Дэвида Майерса или Эллиота Аронсона), можно узнать, что происходит в голове у подростков, кричащих «Мочи чурок!»

1. Эффект когнитивной экономии. Мир очень сложен. И чтобы легче было воспринимать его, наши мозги стремятся сократить свои расходы на переработку информации. В этом помогают всевозможные шаблоны, схемы, стереотипы. Я очень люблю задавать вопрос: «Какого цвета волосы у чеченцев?» Практически любая аудитория без запинки отвечает: «Черные! Какие же еще?!» На самом деле среди чеченцев полно и русых, и почти рыжих. Но наше сознание упорно окрашивает их в брюнетов. Так проще.

2. Эффект ингруппового фаворитизма. Мы склонны считать, что нашу группу притесняют, а другой группе, наоборот, достается слишком много жизненных благ. По какому принципу идет разбиение на группы, неважно. Представьте, что людей разделили совершенно случайным образом. Одним повесили на одежду синий квадрат из бумаги, а другим — зеленый треугольник. Больше никаких различий. Но этого будет достаточно, чтобы через несколько дней люди с одинаковыми бумажками ощутили свою общность. Когда их попросят распределить награду между участниками эксперимента, они отдадут предпочтение тому, у кого бумажка того же цвета, что и у них.

3. Эффект вербализации. Представьте, что вы кричите лозунг «Россия для русских!». Вы не очень-то и одобряете этот тезис. Но все вокруг его кричат, почему бы не поступить так же?! Но, произнеся что-то вслух, мы начинаем все больше верить в то, что не просто кричим, а действительно так считаем. К этому нас подталкивает потребность избежать когнитивного диссонанса, то есть желание не допустить противоречия между мнением и словами.

4. Эффект самосбывающегося ожидания. Перед тем как вступить в контакт с человеком, мы часто строим предположения: «он нас недолюбливает», «он нам симпатизирует», «он хочет нас обмануть», «он нас не поймет» и так далее. Наши ожидания проявляются, как правило невербально. И, улавливая эти сигналы, человек начинает себя вести соответственно им, то есть проявлять симпатию или, наоборот, недоверие. Вы убеждаетесь в правильности своих ожиданий и усиливаете свое поведение… Получается цепная реакция.

5. Эффект гомогенности аутгруппы. «У всех китайцев одинаковые лица, как же они различают друг друга?!» — этот вопрос кажется нам вполне осмысленным. Китайцы же прекрасно узнают друг друга и удивляются, как это мы ориентируемся в мире огромных носов и круглых глаз. Чужая группа кажется нам более однородной, чем наша. В единую массу «кавказской национальности» запихиваются и армянский профессор, и аварский летчик, и азербайджанский торговец. Для полной гомогенности к «кавказцам» можно отнести и узбеков с таджиками.

6. Эффект «нога в дверях». Если нормальному человеку сказать: «Пойдем завтра бить чурок!» — он, скорее всего, откажется. Но если сначала этот человек высказался на интернет-форуме, потом поскандировал во время матча, потом сходил на митинг…. Шаг за шагом человека можно заставить делать то, что ему еще недавно казалось безумием.

7. Эффект группомыслия. Поддерживать единство любой ценой — этим принципом руководствуются многие социальные структуры, начиная от правительств и заканчивая дворовыми компаниями. Даже если в группе зарождается неадекватное решение, к примеру идти бить всех смуглых прохожих, высказать критическое мнение будет тяжело, ведь оно может нарушить это единение.

8. Эффект групповой фасилитации. Человек в толпе становится другим. Этот факт был одним из первых открытий социальной психологии. Многочисленные эксперименты показали, что сам факт присутствия других усиливает базовые рефлексы человека, повышает уровень возбуждения, вытаскивает наружу чуть ли не первобытные инстинкты.

9. Эффект ложной репрезентативности. Единичный факт часто заменяет нам объективную статистику. Допустим, вы лично познакомились с представителем народности мангал. На момент встречи с вами он был мертвецки пьян, не держался на ногах и громко ругался матом. Даже если потом вам представят отчет, где значится, что мангалы в среднем потребляют алкоголя в десять раз меньше, чем русские, у вас в голове все равно будет сидеть схема «мангалы — жуткие пьяницы». Понятно, что ситуация с вымышленным мангалом сильно утрирована. Но при восприятии тех же самых «кавказских национальностей» очень часто работает эта схема — заметные действия небольшой группы распространяются на оценку всего этноса.

10. Эффект оправдания собственного зла. Нам очень хочется казаться справедливыми. Мы же никогда не обидим невиновного, правда? А если уж так получилось, что обидели, — значит, не таким невиновным он был. Даже если обидчиком были не вы, все равно как-то приятнее, когда мир стремится к гармонии и каждый получает по заслугам. Психологи не раз отмечали, что жертвам часто приписывается множество негативных черт. Изнасиловали девушку? Значит, вызывающе себя вела. Я лично не раз сталкивался с тем, как российские военные приписывали чеченцам совершенно дикие и абсолютно вымышленные качества. Увы, таковы законы психологии. Теперь дети чеченских ветеранов подросли.

 

Как создать зверя

Самые точные фильмы о групповой психологии подростков

«Повелитель мух»

Наиболее известны две экранизации: режиссера Питера Брука (1961–63 гг., Великобритания) и режиссера Гарри Хука (1988–1990 гг., США)

Первоисточник Одноименный роман английского писателя Уильяма Голдинга. Классика-классика.

Ситуация Авиакатастрофа. Необитаемый остров. Группа детей, оставшихся без взрослых.

Объединяющая идея Мальчики из благопристойных семей, церковные хористы, воспитанные дети обрели свободу и принялись создавать новые социальные нормы, полностью противоположные тем, каким их учили в семьях и школах: «дикарский» образ жизни, охота на свиней как самое уважаемое занятие, поклонение культу зверя…

Итог Наиболее емко он подведен в тексте романа:
— Обошлось без смертоубийства, надеюсь? Нет мертвых тел?
— Только два. Но их нет. Унесло.

 

«Эксперимент 2. Волна» 2008 год, Германия. Режиссер Деннис Ганзель



Первоисточник Реальный эксперимент, проведенный преподавателем истории Роном Джонсом из Калифорнии. Он назывался «Третья волна», желающие могут прочитать о нем в хрестоматии по социальной психологии.
«Мы изучали нацистскую Германию, и в середине лекции меня перебили вопросом: “Как могли горожане, железнодорожные проводники, учителя, врачи притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и истреблении людей? Как могли соседи или даже друзья еврея говорить, что их не было рядом, когда это происходило?” Это был хороший вопрос. Я не знал на него ответа».
Чтобы разобраться, Джонс создал в школе движение «Третья волна», моделирующее авторитарную организацию. Оказалось, что толпу вольнолюбивых американских подростков можно за неделю превратить в тоталитарную партию. «Это было одно из самых пугающих событий в моей преподавательской деятельности», — вспоминал Джонс.

Ситуация В современной немецкой гимназии ученики должны изучить одну из политических систем. Преподаватель Райнер Венгер по своим убеждениям левак и хотел бы рассказать об анархии. Но начальство предписывает ему взять тему «Авторитаризм». Так начинается эксперимент.

Объединяющая идея Порядок. Единство. Правила. Дисциплина. Ритуалы. Подчинение. Гордость.

Итог Самоубийство одного из учеников. До появления движения «Волна» он был изгоем и лузером. Движение придало его жизни смысл. Когда учитель сообщил, что эксперимент окончен, подростку оставалось только взять в руки пистолет.

 

«Чучело» 1983 год, Россия. Режиссер Ролан Быков

 

Первоисточник Повесть Владимира Железникова. Во время съемок режиссер постоянно консультировался с социальным психологом Артуром Петровским, в результате события и характеры в фильме выглядят очень достоверно.

Ситуация Провинциальная школа. Класс собирается сбежать с уроков в кино. Респектабельный мальчик Дима Сомов под нажимом учительницы выдает одноклассников. Но вину берет на себя влюбленная в него девочка — Лена Бессольцева по кличке Чучело. После этого весь класс начинает травить «белую ворону».

Объединяющая идея У каждого из учеников свой лозунг — от «Все продается и все покупается» до «Вперед, к победе коммунизма!». Но разнообразные социальные типажи объединяются под знаменем наказания «предателя».

Итог Лена Бессольцева уезжает из городка. В день ее отъезда класс узнает, кто их на самом деле выдал. Одна из девочек пишет на доске: «Чучело, прости нас!»

 

«Класс» 2007 год, Эстония. Режиссер Ильмар Рааг



Первоисточник Фильм снят по авторскому сценарию, при создании которого Ильмар Рааг отталкивался от событий в американской школе Columbine, где два подростка застрелили 13 человек, после чего покончили с собой.

Ситуация Эстонская школа. Йозеп — изгой в своем классе. Его положено унижать, над ним положено издеваться. Неожиданно у него находится защитник — вполне авторитетный мальчик Каспар. Тогда травить начинают обоих. Угрожая ножом, одноклассники заставляют Йозепа и Каспара заняться сексом друг с другом.

Объединяющая идея Козел отпущения должен оставаться козлом. А если кто-то с этим не согласен, он еще больший козел.

Итог Стрельба. Трупы. Много трупов.

 

«Завтра была война» 1987 год, Россия. Режиссер Юрий Кара



Первоисточник Одноименная повесть Бориса Васильева.

Ситуация 1940 год. Маленький провинциальный город. Арестовали отца девятиклассницы Вики Люберецкой. Идейная учительница начала обличительную кампанию против дочери «врага народа». Часть школы ее поддержала, другая — отказалась. В итоге Вика покончила с собой. А ее отца вскоре выпустили.

Объединяющая идея Борьба с врагами советской родины.

Итог Повесть Васильева заканчивается так:
«За чаем вспоминали о Вике. Вспоминали живую — с первого класса — и говорили, перебивая друг друга, дополняя и досказывая. Люберецкий молчал, но слушал жадно, ловя каждое слово. И вздохнул:
— Какой тяжелый год!
Все примолкли. А Зиночка сказала, как всегда, невпопад:
— Знаете почему? Потому что високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите!
Следующим был тысяча девятьсот сорок первый».

 

«Стена» 1982 год, Великобритания. Режиссер Алан Паркер



Первоисточник Одноименный альбом группы Pink Floyd.

Ситуация Главный персонаж — человек по имени Пинк Флойд. Фильм представляет собой калейдоскоп из кусочков его биографии, фантазий и какого-то анимационного безумия. Марширующие молотки. Учитель, который заталкивает детей в мясорубку, а потом из нее вылезают черви. Мертвые солдаты с черепом вместо лица. Мальчик, над которым все смеялись, становится рок-звездой. Рок-звезда становится лидером околофашистской группировки…

Объединяющая идея Отделиться от мира стеной. И одновременно возглавить погром.

Итог Стена разрушена. Дети наводят порядок среди ее обломков.

 

Какими должны быть «уроки патриотизма»

«…Современные подростки, в большинстве своем, следят за тем, что в стране творится. И следят не где-нибудь, а во всезнающем Интернете – где всяческой (в разных смыслах) информации масса. Поэтому слушать приукрашенную банальщину они не будут – не интересно. Было бы здорово ознакомлять на этих уроках с настоящим положением экономики и политики страны – следует знать, какими путями Родину надо будет развивать, ведь молодое поколение, школьники – это как раз те, кто этим будет заниматься.
И главное – оценки ни в коем случае не по результатам тестов, баллам, в стиле «любимого» теперь ЕГЭ. Лучше – семинары, доклады, проекты, или хотя бы классические сочинения…».

Татьяна Иванцова, 16 лет, 10-й класс

«На уроках патриотизма можно устроить экскурсии не в большие и знаменитые музеи, а в маленькие, скромные, посвященные тем же неизвестным каждому художникам. В больших музеях всегда много людей, шумно, душно. Но как приятно зайти в маленький музей, где практически нет посетителей.
Можно устроить экскурсию в небольшую подмосковную усадьбу и просто погулять там по лесу, просто зайти в маленькие усадебные дома и самим походить там, почувствовать дуновение того времени, представить, как по этим же полам ходили люди сто, двести лет назад. О чем они думали, прохаживаясь туда и обратно по скрипящим половицам.
Вопрос, на который я не могу найти ответ, это как можно поставить оценку по патриотизму. В чем он измеряется? Введение оценок по этому предмету просто странно. Эти уроки скорее представляются, как беседы, общение. Простой диалог с учителем "на тему" воспримется учениками лучше, чем просто запись под диктовку, а после заучивание наизусть. У учеников должна быть возможность порассуждать, высказать свое мнение, даже поспорить с учителем, но в рамках дозволенного».


Лукиенко Дарья

«Учиться должны патриотизму не только мы – русский народ, но и люди, которые проживают на нашей территории России. Тех же дагестанцев или кавказцев никто не заставляет отказываться от своих традиций и верований. Но вот историю, так же, как и свою они должны знать наизусть.
Хотя, уже много нерусских знает нашу историю даже лучше чем мы (я это могу подтвердить по уведенным и знакомым мне случаям).Когда я смотрю на такую ситуацию – мне становится очень обидно за ту страну, в которой я живу. Мы устраиваем беспорядки на Манежной площади против кавказцев. А на самом деле, оказывается, что они знают историю нашего государства. Считаю, что должны на этих самых уроках патриотизма учиться знать историю своей страны!».


Николай Федоренко

 «…Начать, в любом случае, нужно с истории нашей страны. Но так, чтобы это не выглядело банальным уроком истории. Начать стоит нашим временем, постепенно двигаясь  к древности, акцентируя внимание учеников на героических подвигах русских людей.
Уроки должны проходить не в режиме лекций, а в режиме дискуссий. Анализируя каждый патриотический поступок, дети смогут ответить на вопрос – что случилось с родиной и с нами? Что герои делали для родины, и чем она платила им? Понять – почему патриотизм сошел на «нет» и научиться снова любить родину.
Самое главное, чтобы урок патриотического воспитания не превратился в навязывание любви к родине. Навязчивость всегда отталкивает…».


Хламова Анна

«Математика учит нас вычислять, физика растолковывает законы природы, великий и могучий делает нас грамотными, а патриотическое воспитание это, простите, что?
Я сразу вспоминаю излюбленную  армейскими прапорщиками фразу «Я тебя научу Родину любить!». И меня передергивает.  Патриотизм – это чувство, которое есть в человеке, или которого в нем нет. Можно ли вообще научить любить что-то или кого-то? Вы когда-нибудь пытались воспитать в себе любовь к апельсинам? Вот и представить себе, как можно воспитать в ком-то любовь к Родине очень сложно.
Но представим все же, что министерство образования воплотило-таки в жизнь свою идею. Чему бы я хотела научиться на этих уроках?
Во-первых, мы должны четко понимать все-таки к чему в нас так рьяно пытаются воспитать любовь. Что говорить, кто-то из моих сверстников даже в Историческом музее ни разу не был. Я считаю, что  в рамках уроков патриотического воспитания должны проводиться экскурсии в музеи, галереи, заповедники. Причем не раз в полгода, как это обычно бывает, а еженедельно. Подрастающее поколение должно знать историю своей страны, должно изучать ее культурное наследие, которым мы и славимся на весь мир.
За что ставить оценки? Редко встретишь школьника, который может процитировать ст.2 Конституции РФ. Мы не знаем своих же законов. Так надо изучать их, а на уроках патриотизма отвечать наизусть. За это нам и будут ставить оценки. У учеников будет мотивация выучить наконец законодательство своей страны.
К сожалению, все вышеперечисленное я с трудом могу себе представить в нашей стране. Чтобы добиться таких результатов, потребуются годы работы над учебной программой, учебниками, переквалификацией учителей. В России обычно столько усилий прикладывают только, для того чтобы побольше реагентов на улице высыпать.  Собственно, патриота из меня точно не выйдет».


Софья Карпенко

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Балахонцева Елена 11 сентября 2013
Детей надо учить делать дело для своей Родины и для себя, любое достойное дело подойдет для этого. И учить не поурочно, а на своем живом примере. Когда человек занимается спортом, учёбой, наукой, или он волонтер и т.д Тут уж, извините, на национализм времени не хватит просто. Наоборот, за счет своих достижений человек становится гражданином мира и везде ему рады. Насчет кавказских республик могу сказать, что у них те же самые проблемы, что и у нас, идет разрушение семейных ценностей, а других не наработали ещё, вот молодёжь и отрывается там, где старшие не видят и не узнают.
Балахонцева Елена 11 сентября 2013
Статья печальная, статья о том, что никакой нормальной работы с молодёжью не ведётся, а всё только педагогичная работа для галочки, фальшь взрослых за деньги, которая большинству детей не интересна. Дете
Google vkonash@gmail.com 25 июля 2011
Так-с,не много не понятная статья...
Зайду из далека...В общем родился я в СССР(как ни странно)А вот учится пошёл уше в перестройку...1991 год...Август помню...Талоны продуктовые тоже помню...Очереди помню...Да я националист,причём бритоголовый...Но всё это лирика,в 1993 году(обратите внимание я учился в третьем классе 8 лет мне было),пошли мы с мамой на рынок фрукты-офощи купить,так там пардон "хачик" вполне так нормально предложил моей маме за минет и часочек секса отдать столько продуктов,сколько она унести сможет...А вот теперь вопрос: и кем я должен вырасти после этого,сутенёром,который за сливы-абрикосы мать продал или защитником(в данном случаее националистом)???
Опомнитесь люди 70% фанатов(футбольных) НАЦИОНАЛИСТЫ!!!В этой стране по другому не выжить,либо мы сдохнем под гнётом кавказа,либо будем бороться,как сказанно в уставе ВС РФ "не щадя живота своего" и "до последней капли крови"
Националисты сейчас это единственная сила в стране которая что-то может противопоставить продажной власти!!!И кстати школьники-подростки это понимают на много лучше нас взрослых людей...
P.S.
За митинг(организацию митинга) в Москве на Манежной площади не привлечён к уголовной и административной ответственности ни один из участников!!!(хотя при проведении митига пострадали и Ультра правыые и кавказцы и даже сотрудники МВД!)
Это так на заметку,"Власть боится массовости" так было при царе,при Ленине и Сталине так будет всегда!!!Народ это единая сила которая может всё...
И на прощание один из слоганов националистов:
"Пока МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ !!!"
Большакова Ирина 17 июля 2011
Илина, никто совесть тут не терял. Все "оскорбления" взяты в кавычки, что говорит о том, что не автор это выдумала (может быть, она так и не считает вовсе, но что поделать, если "жизнь такая"?), а такие настроения в народе ходят.
Живите, пожалуйста, кто ж Вам не дает?
Знаю очень много действительно талнтливых и умнейших "не русских", которыми можно и нужно гордиться... Однако судят, увы, по большинству. Которое банально не хочет соблюдать правила страны, которая его приняла. За это и не любят. Но уже всех подряд, без разбора.
Статья показалась интересной. Любопытные интервью.
Красных Сергей 8 июля 2011
Ужас! Практически все комментарии на 100% подтверждают, написанное в статье. Мне страшно за детей, растущих в этой стране.Самое обидное, что РР достаточно прогрессивный журнал и может себе позволить писать о самых разных темах и, честно говоря, ждешь от людей, постоянно его читающих, какой-то незашоренности, хотя бы. Видимо напрасно. Очень жаль!
измайлова илина 13 февраля 2011
рр я покупаю постоянно!Не знала,что редактор этой статьи такая бессловесная!Что за оскорбления в статье!Это кто позволяет печатать! ??Я все понимаю.И ненависть , и т. д и т. п , но почему ты вместо слова русский не пишешь "свинья",а вместо слова не русский! пишешь " хачи" Ты совсем совесть потеряла! Родилась тут! Росла и никогда не чувствовала себя чужой! Это моя страна! И я тут буду жить! И дети мои тоже!!!
Иван Иван 5 февраля 2011
Тема статьи: "Ах какие нехорошие русские - смеют возмущаться когда их убивают."
_______________________________

А вот хороший момент - в самом начале "И в кавказской части то же самое: «Мочить русских!»" - и вот это в Москве(!!!) не в Махачкале или Грозном - эту проблему обсудить не хотите? А чего так? Или это - нормально? Что уже и в Москве русских "мочить" собираются?
Алехин Владимир 3 февраля 2011
Почему не говорится о фильме Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм"? Народ смотреть всем!!! Прививка от фашизма!!!
лапин андрей 2 февраля 2011
интересная статья! но все будет наверное проще... Сценарий сказки про Илью Муромца, только в роли богатыря будет народ, который и пни повыкарчевывает и соловью достаниться.
Рогова Лена 2 февраля 2011
Полностью согласна с Артемом. Я русская родилдась и выросла на Кавказе. Хочу только дополнить про так называемый кавказский национализм. Почему ни кто не пишит как относятся к русским в национальных республиках? Он был еще в благополучные советские времена. Сейчас его еще больше. Идет, хоть и не такой явный, но все же отток русского населения в другие регионы нашей страны. Да и простите, почему никто не говорит, что Чечня - это наверное единственная мононациональная республика в России, а как там относятся к русским и говорить не стоит. Почему русский патриотизм, автоматически становится "национализмом"?
Кузнецов Артем 2 февраля 2011
Специально зарегистрировался ради этого комментария. Очень, очень обидно что в на мой взгляд, самом объективном и непредвзятом печатном СМИ на сегодня вдруг опубликован настолько однобокий материал. Весь упор на "руSSкий" национализм, даже Майн Кампф упомянули (хотя реально читали ее доли процента тех людей), и на "детей". Весь национализм у нас теперь русский и детский - лепечущий с открытыми голубыми глазами. И корни его оказывается не в реальных претензиях наций и общества а всего лишь в юношеском поиске своего места, в переходном возрасте. Я готов даже безо всяких аргументов заявить: вздор. Ни слова в статье нет про настроения общества в целом - про то что национализм удел далеко не детей. Что ненависть давно пропитала все слои общества. Ни слова нет про национализм кавказский. Я вовсе не оправдываю русских нацистов, я их всецело осуждаю, однако национализм республик кавказа не то что не уступает - он оставляет далеко позади национализм русских. Где же все "Кто не с нами тот под нами" - ни одного упоминания в статье. Ни одной попытки рассмотреть ПРИЧИНЫ ненависти. Действительно вызывающее и отталкивающее поведение многих чеченцев, дагестанцев и прочих (в меньшей степени, стоит отметить) народов Кавказа в России и в Москве в частности. Вседозволенность и ненаказуемость Кадырова и его карманной армии, способной чуть ли не в любом регионе России диктовать свои правила. Где рассмотрение причины ненависти чеченцев к русским - войны, депортации, покорения кавказа?

И все эти примеры у меня вовсе не из СМИ и не надуманы. Мой лучший друг - кавказец, дагестанец. И все его братья - я знаю семерых - как братья мне. Среди моих друзей также три ингуша, еще четыре дагестанца (уже других наций).
Это чтобы не было обвинений в ксенофобии.

У меня есть пять русских друга с которыми я со школы и которых я не оставлю.


И те и другие - достойные люди и не позволят себе ни "бить хачей" ни "резать русаков". Но я все равно вижу эти проблемы. А господа "психологи" написавшие это - нет.
Яньшина Анна 1 февраля 2011
Дорогая редакция продолжает восторженно описывать несправедливость жителей РФ в отношении приезжих с Кавказа, которые, как нам известно, "хуже татарина"... Как мы, оказывается, зомбированы мнениями извне.
Что ещё они должны "вычудить", чтобы господа при власти "почесали голову" на тему срочной депортации ВСЕХ "этих вот". Подорвать свою очередную безмозглую гражданочку в Храме Христа Спасителя в светлый праздник Пасхи? Или что? Вирус Эболы в мосводопровод?
Как же это всё надоело. Они творят невесть что, а НАША пресса (не Чуркистан Daily, а вы, РР) изо всех сил старается обелить сии деяния.
Лузанова Валентина 1 февраля 2011
Я тоже из психологов, и меня убивает тот факт, что в этой статье ни разу не упомянулась личная ответственность за формирование собственной личности.
Сколько можно ныть и жаловаться на государство, семьи и школы. Это, разумеется, имеет огромнейшее значение, бесспорно. И тем не менее, интеллектуально полноценный человек способен и даже обязан сам отвечать за все свои выборы, он всё-таки не химическая реакция в пробирке - как заложили, так и пошла. Почему никто не говорит о том, что перед глазами "подростков" есть ВЕЕР ВОЗМОЖНОСТЕЙ, и интеллект позволяет этот веер как минимум воспринять. И если из этого веера некто выбирает ксенофобию (или любую другую бредятину), то тут уже не общество, семья или школа играют ключевую роль. Как ни ужасна окружающая обстановка, она всё-таки дает множество разных вариантов и идей - спасибо (без иронии) доступному интернету и прочим СМИ. Просто какой-то двойной стандарт: политики у нас такие плохие дяди, просто ужасные, а подростки - эдакие несчастные жертвы плохой социальной ситуации. Почему-то никто не жалеет наших политиков, и не говорит что-то в стиле: "Ну да, много политиков ворует, но понимаете, они росли в таких условиях, в таком обществе, в общем, они жертвы, давайте проводить с ними психологические тренинги". Если мы требуем взрослого поведения от политиков, то давайте требовать взрослого поведения от всех, кто на это способен. И если подросток - личность, а не овощ на грядке, то он автоматически способен и к самостоятельному развитию.
И по поводу "точек зрения" и "выборов". Если мы видим человека, у которого нет одной ноги, то на этот факт не должно быть никаких точек зрения. У человека просто нет одной ноги, это данность. Не будешь дышать - умрешь. Это тоже данность. Ксенофобия и убийство - это неправильно и плохо. И это тоже данность, потому что человек как человек формируется и существует только в обществе других людей (поэтому законы общества, необходимость учета Другого человека для нас такая же данность, как необходимость питаться и дыщать). То, что иногда тяжело не быть ксенофобом, уже другой вопрос. Но никаких "точек зрения" на тему того, что предусмотрено особенностями жизни среди Других, быть не должно. Про "выбор": надо называть вещи своими именами. Если некто выбирает ксенофобию, значит, он делает ошибочный выбор, потому что выбирает неправильное, потому что тут речь идет о других людях, а не о модели джинсов. И дело даже не столько в правильном и неправильном, сколько в реальном назывании своего "выбора". Ксенофобия - это прежде всего проявление глупости, на самом банальном, логическом уровне мышления. Так надо сказать себе в таком случае: я ленивое и глупое создание, которое не желает ничего предпринять, чтобы это исправить, таков мой выбор. И не прикрываться какими-то псевдоидеями.
Google j.semenov@gmail.com 31 января 2011
Хорошая аналитическая статья, спасибо!
И судя по комментариям, ситуация действительно уже глубоко занозой засела в сознание народа и любые движения по нацио-теме рождают только противный гной и желчь непонятной мне ненависти друг к другу. Все почему-то очень легко находят виновных, а заглянуть в себя даже и не пытаются! Посмотреть вокруг тоже!
Какая разница какой ты национальности? Если тебя в России родила мама дагестанка от отца еврея, а растила тётя китаянка в Америке? Что теперь?
В мире давно открыты границы. Люди перемещаются с бешеной скоростью. Интернет вообще нивелирует все признаки рас, национальностей и даже пола. Понятие патриотизма уже неактуально в воспитании такого динамичного поколения. Устарело!
Любовь к людям - вот основная идея мира и гармонии. Вечная ценность! Даже этот нац-подросток со своими агрессивными амбициями это понимает, правда, скорее он только интуитивно это ощущает: "естественно, любовь к ближним, все самое хорошее и самое ценное, что можно взять от человека: доброта, любовь и трезвость ума", а все остальные его слова и действия - это результат того, что мы, к сожалению, сейчас имеем. :(
С семьи начинается сосуществование людей, там воспитывается ответственность перед собой и своими потомками. Это начало-начал. Корень проблемы кроется именно там.
Нам нужен новый Мартин Лютер Кинг, который сможет донести до людей, что простое звание "Человек" важнее любой национальной принадлежности и общности. И хотелось бы, чтобы каждый стал им для себя и своей семьи. Но это только мечта ... да, у меня есть мечта!
Кубраков Виктор 31 января 2011
2.А статья ни о чём. Мычание ягнят. И опять: если в прессе про ксенофобию и национализм, то про русский. Тут я с вами согласен. Почему не про кавказский, он у них гораздо сильней выражен!
Если б мы были евреи, мы б уже так орали про антисемитизм! А у Русских и слова такого нет. Потому что нам плевать, любят нас или нет. Пусть живут. Но когда нас начинают доставать у нас дома - это другое дело! А раз в Москве чуть не половина кавказцев, значит, это кому-то нужно. Тому, кто хочет нам рассказать, как ПРАВИЛЬНО любить Родину.
Поручик спецназа Лермонтов, воевавший на Кавказе, написал:
-Люблю Отчизну я, но странною любовью...
(дальше сами прочтите, кто не помнит)
Или современный автор:
Люблю я Родину, но государство ненавижу!
Кубраков Виктор 31 января 2011
Убогие, эк вы обидчивые стали! Я вообще не заметил, чтоб про вас помянули. А против ОПК и "Места России" народ потому, что знает: будет полное враньё. Ваша РПЦ всегда служила власти, начиная с Нестора, который врал, как сивый мерин, выставляя нас, русских, идиотами, которые сами позвали себе на шею бандитов -варягов. А место у России сейчас в дупе по всем показателям, после папуасов, и что, власть прикажет рассказать на уроке, кого надо гнать из страна страной метлой, чтоб жить, как люди?
Власть будет рассказывать ленивым (которые ни Святого писания, ни истории сами не читали), как они хорошо живут.
Если б вы не ели с рук, а сами интересовались историей, вспомнили бы про генерала Ермолова и тактику выжженной земли в отношении черкесов, а ещё - на чьей стороне они воевали в Русско-Турецкой войне. И кто послал наших пацанов туда и почему, когда им головы отрезали. И про генерала Лебедя можно вспомнить, который прекратил бы этот конфликт, но Березовский бегал в Кремле и орал: какой бизнес загубить хотят! И что с Лебедем стало.
Комаров Артем 30 января 2011
Правильно Александр сказал. На тех же китайцев, например, никто не наезжает, хотя в крупных городах (не знаю, как уж там в мелких) их уж точно никак не меньше, чем кавказцев. Интересно, почему их никто не трогает? Да потому что они ведут себя как людям подобает, а не ходят по улице с ножами и не избивают и не убивают парней, не насилуют девушек. Войну начали далеко не русские. Правительство, кстати, тоже "хорошо". Отсюда и выводы...

А по этой реформе образования - да бред бредовый. Цитата понравилась: "Вы когда-нибудь пытались воспитать в себе любовь к апельсинам?" Если патриот - то патриот, если же этого нет - этого и не будет. Жаль, что нашим недодельным чиновникам (привет, Фурсенко!) этого не понять.
Чувашев Александр 29 января 2011
Какая-то очень необъективная статья. Как будто русофобы какие-то писали. Если бы вы хотели разобраться в причинах кавказофобии (а ксенофобии как таковой в России я считаю нет, никто не выступает, например, против китайцев) и помочь разобраться в этой проблеме своим читателям, то стоило бы рассказать об отрубленных головах русских солдат в Чечне и о бесконечном аллахакбаре, который прочно ассоциирован с терроризмом и о этнической преступности, об изнасилованиях и поножовщинах, регулярно устраиваемых именно т.н. "кавказцами". О том, что русские, по большому счёту, не первые начали. Ну, может, стоило упомянуть, о реальных причинах народных волнений. Причины ненависти к "кавказцам" - это в первую очередь негативный образ, который создали сами "кавказцы" и ненависть этих самых "кавказцев" к русским. Разве этого нет? Сделали бы парралельное интервью с каким-нибудь чеченцем, а не только с фанатом-подростком с манежки.
А то у вас опять получилось, что ущербные русские ничего не понимают, ими кто-то манипулирует, используя их комплексы, трудное детство, плохое образование и т.д., и на самом-то деле никаких проблем с "кавказцами" не существует.
Ну а так, вообще-то, спасибо за репортаж, всё же получил удовольствие от чтения.
Печеникин Юрий 29 января 2011
Опять наехали на православных... Мания чтоли?
Материал широкий, бессистемный, из-за этого сделаны неясные выводы и все ушло в свисток.
Авторам совет, лучше съездите в Чечню и спросите у них за что они режут русских.А еще спросите у Путина. почему вся Россия работает на их бюджет.
ПыСы. Лично я - националист, мне 29 лет, русский и ребят с Манежки поддерживаю как и все мои родные, знакомые и друзья.
Яньшина Анна 1 февраля 2011
Печеникин Юрий: Согласна, Юрий. С каждым словом.
Кузьминых Константин 27 января 2011
Ищем истину, или объявляем виновных?

Как будто бы цель статьи попытаться навести хотя бы некоторую ясность в причинах роста национализма в России. Но в конце статьи мы встречаем, прямо провокационное заявление: «События на Манежной площади уж больно хорошо укладываются в концепции военно-патриотического и религиозно-православного воспитания молодежи, исподволь проникающие в систему образования». Оказывается, предмет Основы Православной Культуры виноват в том, что произошло на Манежке, именно такой посыл авторов, это очевидно! Интересно, авторы держали в руках учебник по ОПК, и нашли там признаки разжигания межнациональной вражды? Где то мы это уже слышали. Недавно в этом обвиняли интеллигенцию, теперь до православных добрались. Конечно, каждый имеет право на своё мнение, но хотя бы по законам жанра в статье должна быть линия, приводящая к этому выводу. Парнишка, у которого берут интервью, посещает занятия ОПК, люди, вышедшие на Манежку – истово верующие и как минимум были с хоругвями и иконами. Учитывая тот факт, что ОПК преподаётся в широком масштабе лишь в некоторых регионах, подобного рода обвинение, действительно кроме как провокацией не назовешь. По-видимому, раздражение авторов к Православной Церкви так велико, что хотя бы походя, но вставить свои пять копеек очень хочется. А ведь в нашем положении, только ответственный подход может помочь ситуации, чего у авторов не видно.
Дубравина Ольга 31 января 2011
Кузьминых Константин: Полностью согласна.
Могу добавить: в статье прямо говориться про "ребят из колледжа, которые все в одной теме - все фанаты" и читатели "Майн кампф". В общем, типичные православные, жертвы соответствующего воспитания в школах...
Что касается действительно православных: когда чуть больше года назад в Москве убили известного и любимого священника, о. Даниила Сысоева (убил его предположительно мусульманский фанатик, возможно, кавказец), то никаких погромов не было, верующие на кавказцев не набрасывались.
Капитоныч Ермолай 19 июля 2011
да статью стоит осудить, в ней действительно не слова о том что истинная почва этого национализма, не в следствии психологических болезней - а в следствии разного менталитета и антинародной российской власти... наверное статью про сегодняшний Русский геноцид не кто не напишет, хотя он все очевиднее с каждым днем...

не остановить народную массу подобными статьями, не отражают такие статьи противоположную сторону - поговорил бы автор с Чеченами и Дагестанцами и др братскими Исламскими народностями которые к Русским дувушкам относятся как к шлюхам, а за своих правы - не правы - убивают... Написал бы причины ихнево отношения к нам - так нет - все психологические болезни...

будет беда! вот только не подсунули бы очередного масонского "спасителя" - хотя без этого не обойдется, и не чем хорошем палюбэ ни для нас, ни для них не обойдется...
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение