--

Непримиримые союзники

Как США пытаются помирить Турцию и Иракский Курдистан

Депеша раскрывает попытки американских дипломатов помирить двух ближневосточных союзников США - Турцию и Иракский Курдистан. Курдский вопрос - самая глубокая, трудноразрешимая проблема Турции. Турецкая республика - государство, построенное на национальной идеологии. Однако четверть ее населения составляют курды, компактно проживающие на востоке страны. Там активно действует подпольная Рабочая Партия Курдистана. Уже несколько десятилетий между турецкой армией и боевиками РПК идет вялотекущая война. В 80-х и 90-х эта война была очень жестокой, стоила жизни десятками тысяч людей, около миллиона курдов стали беженцами. В 1999 году после ареста лидера РПК Абдулы Оджалана РПК объявило перемирие, которое держалось до 2004 года. Масштабных боевых действий в последнее десятилетие не было, но перестрелки происходят довольно регулярно.

поделиться:
3 февраля 2011
размер текста: aaa

Курдская проблема - одна из центральных в турецкой политике. Армия (которая традиционно играет в ней большую роль) и националисты выступают за максимально жесткие меры против сепаратистов. У правительства Реджепа Эрдоана более мягкие взгляды, в последние годы оно пошло на большие уступки в курдском вопросе: появилось курдское телевидение, газеты. Самая крупная партия турецких курдов, Партия Демократического Общества (которую не без оснований обвиняют в том, что это легальное крыло РПК), регулярно побеждает на муниципальных выборах на востоке страны.

Тем не менее, РПК для турецкого правительства - это вечная головная боль. Сложность борьбы с ней усугубляется тем, что основные лагеря боевиков находятся в труднодоступных горах на территории соседнего Ирака. Север Ирака так же населен курдами - которые, начиная с 40-х годов вели непрерывную партизанскую войну за независимость. Правительство Саддама Хусейна подавляло повстанцев с чудовищной жестокостью - с применением химического оружия и массовым уничтожением мирного населения (было убито порядка полумиллиона человек). Поэтому курды стали единственными верными союзниками американцев во время войны. США не пришлось воевать на севере Ирака: они просто вооружили повстанцев, и те выбили иракские войска. С тех пор курдские территории - единственное спокойное место в Ираке, там нет террористического подполья. Де-факто Иракский Курдистан - это полунезависимое государство, мало связанное с остальным Ираком, у него свое правительство, армия и экономика. Американцы помогли договориться двум конкурирующим партизанским группировкам: "Патриотическому Союзу" Джаляля Талабани и "Демократической Партии Курдистана" Масуда Барзани, которые несколько десятилетий воевали друг с другом (а заодно и с РПК). Заработало коалиционное правительство, многопартийность, выборная система. Короче, в обмен на помощь, иракские курды получили долгожданную независимость, мир и политическую стабильность. Единственная проблема: ни Турция, ни США, ни Багдад не могут заставить правительство Барзани начать силовые действия  против боевиков РПК в горах. Воевать друг с другом курды больше не хотят. Более того, как видно из депеши, РПК становится одним из субъектов легальной политики региона, идет на выборы.

Для Турции существование под боком полунезависимого Курдистана – это сильнейший вызов. (Ведь даже само слово "Курдистан" было в стране строжайше запрещено, за произнесение его еще несколько лет назад можно было сесть в тюрьму.) В 2006 году Турция была в шаге от вторжения в Иракский Курдистан - для начала широкомасштабной войны с РПК. Армия настаивала на этом, войска стояли на границе - но Эрдоану удалось выпустить пар и войны не случилось.

Однако проблема РПК остается. Турция - один из важнейших союзников США в регионе. При этом в Иракском Курдистане, "под крылом" у американцев, базируются лагеря РПК. Естественно, турки требуют от союзников что-то с этим сделать. Американцы бы и рады – но жертвовать стабильностью на севере Ирака они не могут. Судя по депеше, они давят на курдские власти, чтобы те хотя бы успокоили турок словесными заявлениями, объявили в розыск лидеров РПК, запретили им участвовать в выборах. Одновременно США обещают Турции делиться своими разведданными и надавить на Бельгию и Данию, откуда вещает телевидение РПК.

В принципе, задача американцев и сводится к тому, чтобы успокоить: мирный процесс в курдском вопросе медленно, но идет - главное, чтобы стороны не совершали резких движений.

 

Перевод

СЕКРЕТНО АНКАРА 000082 Е.ОЮ 12958: DECL: 01/05/2025 ТЭГИ: MOPS, PTER, PREL, PREF, IZ, TU, EUN, AM, CY, RS, ТЕМА: SCENESETTER НА 11 ЯНВАРЯ ПЕРЕГОВОРЫ США-ТУРЦИЯ-ИРАК ПО PKK/KONGRA-GEL КАС: A. 04 РЕЖИМ 201785 (НЕЦИРКУЛЯРНО) В. 04 РЕЖИМ 208448 (НЕЦИРКУЛЯРНО) С. 03 АНКАРА 6231 (НЕЦИРКУЛЯРНО) D. 04 АНКАРА 509 (НЕЦИРКУЛЯРНО). Засекречено: посол Эрик Эдельман на основании 1,4 (b) и (d).

Резюме

1 (С) Посольство выступает за участие наших коллег из Вашингтона, Багдада и Европейского командования ВС США в трехсторонних переговорах (США – Турция – Ирак) 11 января по PПK/Народный Конгресс Курдистана (РКК/Kongra-Gel). 5-го января турецкий МИД сам предоставил нам общий план предстоящих переговоров. В данном документе мы рассчитываем изложить вопросы, которые, по нашему мнению, США могли бы захотеть рассмотреть на переговорах или, возможно, поднять в качестве вопросов, требующих решения. До тех пор пока командование PПK/Народного Конгресса Курдистана и инфраструктура управления располагаются в северном Ираке, нам следует признать тот факт, что для своего материально-технического и финансового обеспечения они используют третьи страны. Мы должны также затронуть эти вопросы даже хотя бы только для того, чтобы указать туркам и иракцам на то, что эти вопросы выходят за рамки их двух государств. Конец резюме.

2 (С) Директор департамента иракского МИДа Авни Ботсали заявил 5 января военно-политическому департаменту о том, что турецкое правительство не представит

повестки переговоров в письменной форме. Вместо этого турецкий глава департамента, специальный координатор по Ираку Корутурк сделает телевизионную презентацию на тему PПK/Народный Конгресс Курдистана. После этого главы всех трех департаментов выступят с вступительными речами, после чего начнется открытое обсуждение вопросов. Затем турки надеются принять согласованный протокол. Он также добавил, что правительство Турции надеется на то, что на переговорах американская сторона продемонстрирует серьезность намерений «по уменьшению разочарования», которое испытывают официальные лица Турции в отношении продолжения пребывания РПК/Народного Конгресса Курдистана в северном Ираке. Он также выразил озабоченность тем, что по мнению турецкого посольства в Багдаде, Временное правительство Ирака (IIG) только делает вид, что собирается послать представителей МИДа на эти переговоры. Ботсали заявил о том, что если американская сторона сможет предоставить какую-либо информацию о наших планах на переговорах, турецкая сторона будет весьма признательна. Он считает, что переговоры начнутся в промежуток временем между 10.30 и 11.00 11-го января. Корутурк в подходящий момент предложит ланч, за которым последуют необходимые дискуссии. Ботсали считает, что переговоры продлятся до конца рабочего дня 11 января. Турецкая сторона организует переговоры в одном из конференц-залов в пригородах Анкары.

3 (С) Турецкие официальные лица признают тот факт, что повстанцы мешают Международным Коалиционным силам в Ираке и Временному правительству Ирака предпринимать энергичные действия против PПK/Народного Конгресса Курдистана. Однако, имея дело с постоянной гибелью военнослужащих в ходе возобновленных на юго-востоке Турции операций против РПК, а также в связи с глубокой озабоченностью представителей спецслужб тем, что РПК внедрилась в основные города Турции с целью открытия нового террористического фронта, турки настаивают на том, чтобы мы выполнили обещание действовать, данное на высшем уровне. Несмотря на то, что передача суверенитета иракцам, случившаяся более шести месяцев назад, означает то, что все рычаги политики в отношении терроризма на территории Ирака теперь сосредоточены в руках Временного правительства Ирака, наши турецкие источники продолжают ожидать от США участия в операциях против РПК.

PПK/Народный Конгресс Курдистана в Ираке

4 (S) С учетом очевидного отсутствия террористической деятельности курдов внутри Ирака, политических вызовов, с которыми сталкивается Временное правительство Ирака, а также ситуации с безопасностью, которая вынуждает распылять силы иракских служб безопасности, не вызывает удивления нежелание Временного правительства Ирака предпринимать какие-либо действия в настоящее время. В соответствии с указанными инструкциями, однако, мы можем попытаться убедить иракцев предпринять некоторые ограниченные шаги с целью продемонстрировать Турции реальную озабоченность Временного правительства Ирака этим вопросом. Это может включать в себя: ----- закрытие представительств Демократической партии Курдистана в Ираке, а также объявление этой партии, являющейся фасадом террористической организации РПК, вне закона. ----- выдача ордеров на арест террористов из PПK/Народного Конгресса Курдистана и их лидеров, которые могут находиться на территории Ирака, а после того, как они будут арестованы, либо выдать их Турции для судебного преследования, либо подвергнуть их судебному преследованию в соответствии с законодательством Ирака. ------ Присоединиться к заявлениям Курдского Регионального Правительства о том, что Временное правительство Ирака не позволит РПК действовать или находить убежище на территории Ирака. ------ Начать патрулирование вокруг лагеря Махмур с целью противодействия деятельности PПK/Народного Конгресса Курдистана в нем.

5 (S) Дополнительно посольство в Багдаде получило инструкции уведомить Временное правительство Ирака о том, что: «США и Международные Коалиционные силы в Ираке будут сотрудничать с вами с целью выработки путей реализации этих акций». Нам необходимо подготовиться к дискуссии о том, что и когда мы готовы сделать, чтобы реализовать намеченное. В конечном итоге Временное правительство Ирака и Независимая избирательная комиссия Ирака (IECI) похоже собираются разрешить двум номинальным партиям PПK/Народного Конгресса Курдистана, включая Демократическую Партию Курдистана принять участие в выборах 30 января. Это просто поразительно, поэтому необходимые шаги с целью воспрепятствовать этому будут предприняты.

6 (S) Противодействие деятельности PПK/Народного Конгресса Курдистана вокруг лагеря Махнамур не должно происходить в вакууме. Большинство обитателей лагеря являются турецкими гражданами, которые сбежали в Ирак в 90-х годах во время самой тяжелой фазы боев между PПK/Народным Конгрессом Курдистана и Турцией. В то время как Турция хотела закрыть лагерь и возвратить граждан домой, возникло опасение, что PПK/Народный Конгресс Курдистана спокойно проникают в лагерь Махнамур. В январе 2004 года Турция, Комиссия ООН по делам беженцев (UNHCR) и Временное правительство Ирака (при поддержке СРА) договорилась о закрытии лагеря и добровольной репатриации его жителей назад в Турцию (см. d). Договоренности, однако, не были исполнены потому, что турки настаивали, чтобы министр Пауэлл подписал гарантийное письмо, содержащее обязательство предпринять необходимые шаги с целью пресечения инфильтрации PПK/Народного Конгресса Курдистана. Тогда (а равно, наверное, и сейчас) мы не имели обязательств давать такие гарантии турецкой стороне. Если бы иракцам предстояло взять на себя подобные обязательства (возможно при поддержке Международных Коалиционных сил в Ираке), это в конечном итоге могло бы привести к просрочке в закрытии этого лагеря и задержке процесса плановой добровольной репатриации под покровительством Комиссии ООН по делам беженцев.

PПK/Народный Конгресс Курдистана за пределами Ирака

7 (S) Несмотря на то, что северный Ирак является основным центром управления для PПK/Народного Конгресса Курдистана (с Турцией в качестве основной мишени), эта террористическая организация также ведет деятельность и в других странах. Мы полагаемся на экспертное заключение Вашингтона, но, основываясь на своей информации, мы считаем необходимым подготовиться к (либо, возможно, выработать план действий) присутствию PПK/Народного Конгресса Курдистана на Кипре и в Армении и использованию этих стран и России в качестве транспортных узлов или для поддержки РПК. --- Литера “b” указывает на то, что МО должно было предоставить дополнительную информацию стране в отношении телевизионных станций, которые, похоже, являются фасадом PПK/Народного Конгресса Курдистана, не забывая о демаршах бельгийцев и датчан. Можем ли мы отчитаться о каком-либо прогрессе в этой области? Франция запретила деятельность предшественника Roj TV; может ли эта информация оказать содействие в убеждении датчан? ----- РПК финансирует операции в Европе, а также офисы представительств там же. ---- Мы понимаем, что в тренировочных лагерях РПК были проведены облавы вскоре после убийства Ван Гоха. Располагаем ли мы какой-либо информацией о методах РПК и прочими разведданными, которыми мы могли бы поделиться с Турцией и/или Ираком. ---- На предыдущих американо-турецких переговорах по проблеме РПК обсуждался весь спектр действий государств, которые необходимо предпринять против PПK/Народного Конгресса Курдистана. Небесполезными представляются также любые другие наши успехи за пределами Ирака в получении разведданных и обеспечению правопорядка (которыми мы можем поделиться), имеющие отношение к вопросу. Перечисленное выше никак не может считаться исчерпывающим или завершенным комплексом. Мы надеемся, что вышеприведенные соображения будут полезной пищей для размышления получателями этой информации.

8 (U) Рассматривается свертыванием Багдада.

ЭДЕЛЬМАН

 

Оригинал

S E C R E T ANKARA 000082 E.O. 12958: DECL: 01/05/2025 TAGS: MOPS, PTER, PREL, PREF, IZ, TU, EUN, AM, CY, RS SUBJECT: SCENESETTER FOR JAN. 11 U.S.-TURKEY-IRAQ TALKS ON PKK/KONGRA-GEL REF: A. 04 STATE 201785 (NOTAL) B. 04 STATE 208448 (NOTAL) C. 03 ANKARA 6231 (NOTAL) D. 04 ANKARA 509 (NOTAL) Classified By: Ambassador Eric S. Edelman for reasons 1.4 (b) and (d).

Summary

1. (C) Embassy appreciates the participation of our colleagues from Washington, Baghdad, and EUCOM in Jan. 11 trilateral (U.S.-Turkey-Iraq) talks on the PKK/Kongra-Gel. On. Jan. 5, Turkish MFA provided us with a rough outline for the talks themselves. In this message we hope to lay out what we believe are issues the U.S. side may want to consider, or perhaps propose as action items at the talks. While Kongra-Gel's command and control structure is located in northern Iraq, we should acknowledge that they use other countries for logistical and financial support. We should address these items as well, if only to point out to the Turks and the Iraqis that the issue goes beyond just their two countries. End summary.

2. (C) MFA Iraq Desk Director Avni Botsali told PolMilOff Jan. 5 that the GOT will not submit a written agenda for the talks. Instead, the Turkish HOD, Special Coordinator for Iraq Koruturk, will briefly introduce a TGS presentation on PKK/Kongra-Gel. The three HODs will then make opening remarks, followed by an open discussion of the issues. The Turks then hope for a set of agreed minutes. He added that the GOT hopes that at the talks the U.S. side will demonstrate serious intent to "help alleviate the frustration" many official Turks feel regarding PKK/Kongra-Gel's continuing presence in northern Iraq. He also expressed concern that--according to the Turkish Embassy in Baghdad--the IIG only seemed to be sending MFA officials to these talks. Botsali said that if the U.S. side can share any information on our plans for the talks, the Turks would be most appreciative. He believes the talks will begin between 1030 and 1100 on Jan. 11. Koruturk will offer a lunch at the appropriate time, followed by further discussion as needed. Botsali did not believe the talks would last until COB Jan. 11. The Turks will host the talks in a hotel conference room in an Ankara suburb.

3. (C) Turkish officials acknowledge that the insurgency has made it difficult for both MNF-I and the IIG to take kinetic action against PKK/Kongra-Gel. However, faced with a constant stream of soldiers being killed in renewed anti-PKK operations in Turkey's southeast and the deep concern among intelligence officials that the PKK has infiltrated major Turkish cities in order to open a new terrorism front, the Turks insist that we make good on our word--delivered at the highest levels--that we will act. Although the handover of sovereignty to the Iraqis more than six months ago means that the IIG is in the driver's seat on policy towards terrorists on Iraqi soil, our Turkish interlocutors still expect U.S. participation in anti-PKK actions.

PKK/Kongra-Gel in Iraq

4. (S) Given the apparent lack of Kongra-Gel terrorist action inside Iraq, the political challenges faced by the IIG and the security situation that has stretched the Iraqi Security Forces, it is not surprising that the IIG is reluctant to take action now. Per ref a instructions, however, we can attempt to persuade the Iraqis to take certain minimal steps to show the Turks that the IIG takes the issue seriously. Per reftel, these include: --Close the offices of the Kurdistan Democratic Solutions Party in Iraq, and declare this "party," a front for the PKK terrorist organization, illegal. --Issue arrest warrants for PKK/Kongra Gel terrorists and leaders who may be in Iraq and, when they are arrested, either return them to Turkey for prosecution or prosecute them under Iraqi law. --Join the Kurdish Regional Government in high level public statements that the IIG will not permit the PKK to operate or have safehaven in Iraq. --Begin patrolling around Makhmour camp to discourage PKK/Kongra-Gel activity in the camp.

5. (S) Additionally, the cable instructed Embassy Baghdad to tell the IIG: "The U.S. and MNF-I will work with you on ways to implement such actions." We need to be prepared to discuss what we are prepared to do--and when--to help operationalize this. Finally, the IIG and IECI seem prepared to permit two PKK/Kongra-Gel front parties, including the Kurdistan Democratic Solutions Party, to participate in Jan. 30 elections. This is surprising and steps to prevent it would still be appropriate.

6. (S) Discouraging PKK/Kongra-Gel activity around Makhmour Camp is not something to be done in a vacuum. Most residents of the camp are Turkish citizens who fled to Iraq in the 1990s during the worst of the fighting with PKK/Kongra-Gel within Turkey. While the Turks want to close the camp and bring its citizens home, it is concerned that PKK/Kongra-Gel routinely infiltrates Makhmour. In Jan. 2004, Turkey, UNHCR, and the IGC (with CPA support) negotiated an agreement to close the camp and voluntarily repatriate its residents to Turkey (ref d). The deal fell through, however, because the Turks insisted that Secretary Powell sign a letter of guarantee, including a commitment to take the steps necessary to stop PKK/Kongra-Gel infiltration. We were not then (and likely are still not) in a position to provide such a guarantee to the Turks. If the Iraqis were to provide this security (perhaps with MNF-I support), it could finally lead to the long-overdue closure of this camp and an orderly, voluntary repatriation process under UNHCR auspices.

PKK/Kongra-Gel Outside of Iraq

7. (S) While northern Iraq may be PKK/Kongra-Gel's main command and control center (and Turkey its main target), this terrorist organization is active in other countries. We defer to Washington's expertise, but based on our information we believe we need to be prepared to address--or perhaps offer an action plan--for dealing with the following: --PKK/Kongra-Gel presence in and utilization of Cyprus and Armenia --Russia as a transit hub or support for PKK --Ref b indicates that DoD was to provide additional information to State regarding television stations that are likely PKK/Kongra-Gel fronts, with an eye toward demarching the Belgians and Danes. Can we report progress on this issue? France closed a forerunner of Roj TV; is there information there that can help persuade the Danes? --PKK financing operations in Europe, as well as PKK front offices there --We understand that a PKK training camp was raided by the Dutch not long after the Van Gogh murder. Do we have info to share on PKK methodology and other intel we can share with Turkey and/or Iraq? --Previous U.S.-Turkish talks on the PKK (ref c) discussed the full range of tools of statecraft to be deployed against the PKK/Kongra-Gel. Any further progress we have made outside Iraq in providing intelligence and law enforcement assets per that undertaking (that we can share) would be helpful. The lists above are by no means exhaustive or complete. We hope they will be useful food for thought for addressees.

8. (U) Baghdad minimize considered.

EDELMAN

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение