--

Суперпосол 007

Дмитрий Рогозин: почему анфан-террибль российской политики курирует отношения с НАТО

Приведенные здесь депеши относятся к 2007 году, когда Дмитрий Рогозин, популярнейший политик, провозвестник великорусского шовинизма и ненавистник Запада, резко изменил свою биографию. Весной 2007 года он вовсю участвовал в процессе объединения русско-националистических партий разного толка в партию «Великая Россия» и собирался баллотироваться в президенты России, а менее чем через год уехал из страны, приняв должность полномочного представителя России в НАТО. Портрет «озлобленного циника», сделанный американскими дипломатами проливает некоторый свет на причины, побудившие Владимира Путина принять столь парадоксальное кадровое решение.

×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

25 февраля 2011
размер текста: aaa

Перевод

КОНФИДЕНЦИАЛЬНО РАЗДЕЛ 01 ИЗ 03 МОСКВА 005208 SIPDIS СКОРРЕКТИРОВАННЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ((СТРОКА ТЭГОВ / ЗАСЕКРЕЧЕНО)) SIPDIS E.O. 12958: ДАТА СНЯТИЯ ГРИФА СЕКРЕТНОСТИ: 10/29/2017 ТЭГИ: PREL, PGOV, MARR ТЕМА: РУССКИЙ НАЦИОНАЛИСТ ЕДЕТ В НАТО: ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПОДХОДА ССЫЛКА: A. МОСКВА 3262 B. 06 МОСКВА 10227 МОСКВА 00005208 001.2 ИЗ 003 Засекречено: посол Уильям Дж. Бернс; Основание: 1.4(b/d)

1. (C) КРАТКИЙ ОБЗОР: Харизматичный российский политик-националист Дмитрий Рогозин подтвердил сообщения прессы о том, что он будет назначен на пост Представителя России при НАТО и возможно приедет в Брюссель уже в конце ноября. Заявляя о том, что его назначение является инициативой Путина, Рогозин откровенно охарактеризовал изменения в своей жизни - от политической опалы до, как он ожидает, более широких, чем обычно, дипломатических полномочий. Стараясь сгладить впечатление от своей жесткой критики НАТО и предшествующей противоречивой деятельности на посту Представителя России в Парламентской Ассамблее Совета Европы, Рогозин заострил внимание на «конструктивном и ответственном» подходе и признал долю вины России в препятствовании развитию более динамичных отношений между Россией и НАТО. Некоторые эксперты видят в возможном назначении Рогозина знак недовольства в России действиями НАТО. Поведение Рогозина - талантливого, но до глубины души аморального политика - будет четко соответствовать сигналам, получаемым им из Кремля. Подробности биографии прилагаются. КОНЕЦ КРАТКОГО ОБЗОРА

ГОСПОДИН РОГОЗИН ЕДЕТ В БРЮССЕЛЬ

2. (C) На заседании Думы 26 октября член Думы Дмитрий Рогозин подтвердил сообщение прессы о своем скором назначении Представителем России при НАТО. Это утверждение соответствовало его предыдущим намекам на то, что Кремль предложит ему важное зарубежное политическое назначение (ссылка а). Отметив, что официальные поздравления по поводу назначения пока преждевременны, так как остались бюрократические формальности, Рогозин подчеркнул, что его назначение явилось инициативой Путина, и что он, скорее всего, приедет в Брюссель в конце ноября. Рогозин охарактеризовал свою должность как «Посол-плюс» или «Суперпосол», с прямой линией связи с Кремлем и минимальным вмешательством со стороны бюрократии МИДа. Его полномочия будут простираться настолько широко, насколько нужно для того, чтобы донести до НАТО точку зрения России, и Рогозин намекнул, что благодаря своему новому высокому дипломатическому положению он сможет поддерживать связь с лидерами США и европейскими парламентариями. Несмотря на свои политические проблемы, Рогозин настойчиво утверждал, что у него всегда были хорошие личные отношения с Путиным.

ПОЧЕМУ РОГОЗИН, ПОЧЕМУ БРЮССЕЛЬ?

3. (C) Рогозин был откровенен по поводу причин своего назначения. Основной из них, по его мнению, было географическое расстояние от Москвы до Брюсселя: во время важных политических перестановок Кремль искал способ исключить все неожиданности, связанные с выборами. Зная о решительном неприятии путинского внутреннего круга к его популярному бренду великорусского националиста, Рогозин заявил об очевидном отсутствии у себя политических перспектив в стране в ближайшее время. Рогозин рассказал о правительственной кампании по выставлению его фанатиком-ксенофобом («И кто теперь фанатик?» - радостно спросил Рогозин), о предложении (от которого нельзя было отказаться) по слиянию его партии «Родина» с бюрократизированной и изначально нежизнеспособной политической коалицией «Справедливая Россия» (ссылка б), и об отказе Центральной избирательной комиссии зарегистрировать очередное политическое движение Рогозина «Великая Россия» как доказательство того, что в российской предвыборной борьбе используются запрещенные приемы. Рогозин добавил, что предложенный Кремлем пост губернатора Воронежской области был слишком незначительным, чтобы на него соглашаться.

4. (C) Несмотря на комментарии прессы по поводу репутации Рогозина как «плохого мальчика», сложившейся в то время, когда он представлял Россию в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 1991-2001 годах, Рогозин заявил, что Путин рассматривает его как человека, способного решать проблемы, как лица, успешно проведшего переговоры по поводу транзитного режима с Калининградской областью, и как энергичного и красноречивого оратора, способного защитить национальные интересы России по вопросам развертывания систем ПРО, ДОВСЕ и Косово. В противоположность занимающему сейчас пост Представителя России при НАТО Тоцкому, Рогозин характеризует себя как «человека Европы», хорошо знакомого с институтами Европы и владеющего английским, французским и итальянским языками. Рогозин сказал, что на него произвела впечатление работа НАТО с общественным мнением, о которой он может судить по участию своего сына в информационной программе НАТО. Рогозин подтвердил, что среди его приоритетов будет создание в России круга лиц, симпатизирующего НАТО, возможно, с помощью организации Института НАТО. Другим приоритетом, по словам Рогозина, будет «генеральная чистка» кадрового состава российской миссии в НАТО.

ОБЕЩАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО ПОДХОДА

5. (C) Рогозин неоднократно подтверждал свое намерение сотрудничать с НАТО ответственно и конструктивно, имея целью сделать более эффективной работу Совета Россия-НАТО и урегулировать политические споры по поводу архитектуры безопасности Европы и системы ПРО. Он пояснил, что его ранние публичные заявления о том, что НАТО «умерло», на самом деле были неправильно поняты: его позиция заключалась в том, что расширение НАТО нарушит идеологическую цельность и снизит эффективность организации (см. параграф 10 с образцами заявлений Рогозина по поводу НАТО). НАТО является не врагом, а соседом, и Рогозин заявил, что рассматривает свое назначение как шанс улучшить отношения с этой организацией: его назначение не было «троянским конем».

6. (C) Рогозин не собирался спешить с решением вопросов, связанных с НАТО, но отметил следующие несколько основных направлений в политике:

- Предложение Путина сотрудничать в Габале не следует недооценивать или же воспринимать как должное. Оно было сделано вопреки возражениям высших советников и подвергалось определенной критике. Западу следует понять, что это было стратегическое предложение.

- Позиция России в отношении Косово принципиальна, и декларация независимости, принятая в одностороннем порядке, с большой долей вероятности серьезно отбросит назад отношения с НАТО.

- Афганистан является зоной, в которой пересекаются стратегические интересы разных сторон. Наркотики отравляют российскую молодежь, разлагают пограничную службу и правоохранительные органы, и финансируют возрождение Талибана. Следует усилить работу по каналам Россия-НАТО.

- Путин разочарован отсутствием «реального» сотрудничества с НАТО, однако Рогозин полагал, что России стоило бы принять на себя львиную долю вины за создавшуюся тупиковую ситуацию.

ДМИТРИЙ РОГОЗИН: ОЗЛОБЛЕННЫЙ ЦИНИК

7. (C) Эксперты считают, что оказавшись в Брюсселе, Рогозин наверняка станет причиной определенных волнений. В то время как все согласны с тем, что он будет следовать указаниям из Кремля, некоторые считают, что инструкции, носящие антинатовский характер, будут выполняться им с повышенным энтузиазмом. Они также отмечают, что Рогозину нравится вести светскую жизнь, и он воспользуется всеми возможностями, предоставляемыми ему Брюсселем.

8. (C) Константин Эггерт, главный редактор Московского бюро русской службы BBC, учился в МГУ вместе с Рогозиным. Он охарактеризовал Рогозина как циника, озлобленного невозможностью играть большую роль в российской политике, и назвал назначение Рогозина Представителем России при НАТО «глупым жестом, призванным показать НАТО, что Россия думает об этой организации». Вячеслав Никонов, президент фонда «Единство во имя России», соглашается с ним в интервью газете «Коммерсант»: «Назначение на этот пост человека, который всегда не любил НАТО, является знаком того, что российские власти серьезно недовольны политикой альянса». Однако Эггерт отметил в качестве положительного момента тот факт, что Рогозин верно понимает российскую политику, и будет иметь доступ к тем людям, которые принимают решения в Кремле.

КОММЕНТАРИЙ

9. (C) Рогозин является одним из самых харизматичных и амбициозных российских политиков, впечатление от личного обаяния которого портит его готовность в погоне за голосами избирателей протянуть руку неприкрытым расистам, шовинистам и антисемитам. Рогозин говорит о том, что никогда не изменял своим политическим принципам, однако нам кажется, что у него вряд ли вообще есть какие-либо принципы. Напротив, его манера поведения и политическая позиция будут четко соответствовать «политическим ветрам», дующим из Кремля. При наличии указаний Рогозин может быть эффективным дипломатом и переговорщиком: если же он получит указание поставить ситуацию в тупик, то станет опасным противником.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

10. (U) Дмитрий Олегович Рогозин. Родился 21 декабря 1963 года в Москве. Образование: в 1986 году закончил Московский государственный университет, факультет журналистики. В 1988 году закончил экономический факультет Университета марксизма-ленинизма. Тема диплома: «Психологическая война Соединенных Штатов против Кубы» Выступал за сохранение Советского Союза. В 1999 году получил степень доктора наук в МГУ. Тема докторской диссертации: «Проблема национальной безопасности России на рубеже ХХI века»

Работа: В 1992 года стал соучредителем народного патриотического движения «Конгресс русских общин». В марте 1997 года был избран в Государственную Думу, присоединился к группе «Народный депутат». Член комиссии по импичменту президенту Ельцину. В 1998 присоединился к партии Юрия Лужкова «Отечество». В 1999 году вышел из состава партии «Отечество», был переизбран в Думу, и избран председателем думской комиссии по международным делам. Руководитель парламентской делегации в ПАСЕ. В 2002-2003 годах занимал должность специального представителя президента РФ в ПАСЕ по вопросам обеспечения жизнедеятельности Калининградской области и других проблем в отношениях Европы и России. В сентябре 2003 года был избран сопредседателем высшего совета партии «Родина». В декабре 2003 года переизбран в Думу, назначен спикером Думы. В марте 2004 года стал председателем фракции «Родина». В марте 2006 года он оставил должность главы фракции «Родина», а позже - и председателя партии. В 2007 году совместно основал партию «Великая Россия». Женат. Его вторая жена сейчас ждет первого ребенка. У Рогозина есть взрослый сын от первого брака и внук, ожидается рождение внучки.

ЗАЯВЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ НАТО

11. (U) В числе заявлений Рогозина о НАТО имеются следующие:

-- «Это будет уже не НАТО, если Россия присоединится к ней» – 20 февраля 2001 г.;

-- «Отношения России с НАТО должны строиться как отношения альянса с альянсом, как союзнические» -- 14 января 2002 г.;

-- «НАТО трансформируется в подобие «свободного» блока, в котором Америка все меньше и меньше считается с другими ее членами» – 13 мая 2003 г.;

-- (В отношении расширения НАТО) «Чем ближе к нам базы НАТО, тем легче будет их достать. Это уже не столько проблема политиков, сколько наших военных. И они с этой проблемой при необходимости справятся» – 12 декабря 2003 г.;

-- «Это расширение НАТО представляет реальную угрозу безопасности государства и безопасности родного города президента. Они (НАТО) должны почувствовать, что дружба дружбой, а табачок врозь» – 29 марта 2004 г.;

-- «НАТО — это организация, в которой сателлиты США могут доказывать им свою лояльность» – 2 апреля 2004;

-- «Что НАТО, что США, что Евросоюз - реальные действующие лица новейшей политической истории. Мы вынужденно должны будем с ними взаимодействовать и искать собственной выгоды. Не забывая при этом, что главный принцип большой политики: “кто смел, тот и съел”. Однако чтобы реализовать его, следует помнить, что иных союзников, кроме армии, флота и ракетных войск стратегического назначения, у нас нет.» – 7 апреля 2004 г.;

-- «НАТО - умирающая организация» – 10 февраля 2006 г.

 

Оригинал

C O N F I D E N T I A L SECTION 01 OF 03 MOSCOW 005208 SIPDIS C O R R E C T E D C O P Y ((TAGS LINE/CLASSIFIED BY)) SIPDIS E.O. 12958: DECL: 10/29/2017 TAGS: PREL, PGOV, MARR SUBJECT: RUSSIAN NATIONALIST GOES TO NATO: OFFERS CONSTRUCTIVE APPROACH REF: A. MOSCOW 3262 B. 06 MOSCOW 10227 MOSCOW 00005208 001.2 OF 003 Classified by Amb. William J. Burns; Reasons: 1.4(b/d)

1. (C) Summary: Russia's charismatic nationalist politician, Dmitriy Rogozin, confirmed press reports that he will be appointed the GOR's next Ambassador to NATO and expects to arrive in Brussels by late November. Claiming that his appointment is a Putin initiative, Rogozin candidly described exchanging life in the political wilderness for what he expects to be a larger-than-normal ambassadorial writ. At pains to counter his record of lambasting NATO and his previous controversial service representing Russia at the Parliamentary Council of Europe, Rogozin emphasized a "constructive and responsible" approach and acknowledged Russia's share of blame in preventing the NRC from becoming more dynamic. Some experts depict Rogozin's possible appointment as a GOR sign of displeasure with NATO. Rogozin is a talented, if profoundly amoral, politician, whose behavior in Brussels will be calibrated closely to the signals that he receives from the Kremlin. Biographic details are provided. End Summary

Mr. Rogozin Goes to Brussels

2. (C) In an October 26 meeting, Duma member Dmitriy Rogozin confirmed press reports that he was soon to be tapped as Russia's next Ambassador to NATO, in line with his previous hints that the Kremlin would offer him an important foreign policy posting (ref a). While noting that bureaucratic formalities remained and formal congratulations were premature, Rogozin stressed that his appointment was a Putin initiative and he expected to be in Brussels by the end of November. Rogozin described his position as an "Ambassador-Plus" or "super ambassadorship," with direct lines of communication to the Kremlin and little interference from the MFA bureaucracy. His writ would extend as far as necessary to drive home Russian points on NATO relations, and Rogozin suggested that he would reach out to U.S. leaders and European parliamentarians from his new diplomatic perch. Despite his political problems, Rogozin insisted that his personal rapport with Putin had always been good.

Why Rogozin, Why Brussels?

3. (C) Rogozin was candid about the reasons driving his appointment. Foremost, he noted, was the geographical distance between Brussels and Moscow, during a sensitive political transition, when the Kremlin sought to eliminate all electoral surprises. Acknowledging the "zero tolerance" that Putin's inner circle had for his popular brand of Great Russian nationalism, Rogozin said it was clear that he had no immediate political future in this country. Rogozin pointed to a GOR-campaign to portray him as a xenophobe-zealot (and "who is the zealot now?" Rogozin crowed), to the invitation (that could not be refused) to merge his Rodina party into the bureaucratic and ultimately moribund Just Russia political coalition (ref b), and to the Central Election Commission's ruling against the registration of Rogozin's follow-on political movement, "Great Russia," as proof that Russian electoral politics were off-limits. Rogozin added that a Kremlin offer of the governorship of Voronezh was too small a political palette to be tempting.

4. (C) Despite media commentary that has focused on Rogozin's bad boy reputation while representing Russia at the Parliamentary Council of Europe (PACE) in 1999-2001, Rogozin claimed that Putin viewed him as a problem solver, as someone who had successfully navigated the negotiations over the Kaliningrad transit regime, and as a vigorous and articulate spokesman, who could be counted upon to defend Russian national interests on missile defense, CFE, and Kosovo. In contrast to incumbent Ambassador Totskiy, Rogozin described himself as a "man of Europe," steeped in European institutions, and conversant in English, French, and Italian. Based on his son's participation in a NATO information program, Rogozin said he was impressed with the NATO public relations machinery and argued that among his priorities was creating a constituency for NATO in Russia, perhaps through the establishment of a NATO Institute. Ridding the Russian NATO mission of deadwood was another priority, and Rogozin mused about the need to "clean up the cadre."

Constructive and Responsible Approach Promised

5. (C) At several junctures, Rogozin reiterated his intent to work responsibly and constructively within NATO to enhance MOSCOW 00005208 002.2 OF 003 the work of the NATO-Russia Council and to resolve policy disputes over European security architecture and missile defense. He clarified that earlier public statements to the effect that NATO was "dead" were really a misinterpretation of his position that expansion would weaken the ideological coherence and ultimate effectiveness of the organization (See paragraph 10 for samples of Rogozin's statements on NATO). NATO was not an enemy, but a neighbor, and Rogozin said he viewed his appointment as an opportunity to strengthen relations; his appointment was not a Trojan horse.

6. (C) Rogozin was not up to speed on the NATO agenda, but made the following general policy points: -- Putin's offer to cooperate in Qabala should not be underestimated or taken for granted. It was made over the objections of senior advisers, and had incurred some criticism. The West needed to understand that this was a strategic offer. -- Russia's disagreement on Kosovo was principled, and the potential for a unilateral declaration of independence to cause a serious setback in relations was real. -- Afghanistan was an area of clear overlapping strategic interests. Narcotics were poisoning Russian youth, corrupting border guard and law enforcement organs, and financing the resurgence of the Taliban. More should be done in NATO-Russia channels. -- Putin was disappointed by the absence of "real" cooperation at NATO, with Rogozin stating that the Russians deserved the lion's share of the blame for the stalemate.

Dmitriy Rogozin: Frustrated Cynic

7. (C) Experts believe that Rogozin is sure to cause a stir when he arrives in Brussels. While all agree that he will follow orders from the Kremlin, some argue that any instructions he receives that are anti-NATO in character will be carried out with much enthusiasm. Rogozin also enjoys living the high life, they said, and will take full advantage of Brussels in this regard. 8. (C) Konstantin Eggert, Editor-in-Chief of the BBC in Moscow, studied with Rogozin at MGU. He characterized Rogozin as a cynic who is frustrated by his inability to play a major role in Russian politics. He called Rogozin's appointment as Ambassador to NATO a "silly gesture designed to show NATO what Russia thinks of it." Vyacheslav Nikonov, President of the Unity in the Name of Russian Foundation, agreed, telling the newspaper Kommersant, "appointing someone who has always disliked NATO is a sign that Russian authorities are highly displeased with the Alliance's policies." On a positive note, Eggert said that Rogozin truly understands Russian politics and will have access to Kremlin decision-makers.

Comment

9. (C) Rogozin is one of Russia's most charismatic and ambitious politicians, whose personal charm is belied by his willingness to join arms with unreconstructed racists, chauvinists and anti-Semites in pursuit of electoral gain. While claiming that he has never betrayed his political principles, Rogozin strikes us as unlikely to be bound by any code. Instead, his policy positions and his personal demeanor in Brussels will be carefully calibrated to reflect the political winds blowing from the Kremlin. If given the writ, Rogozin can be an effective diplomat and negotiator; if told to stymie policy, he will be a formidable foe.

Biographic Information

10. (U) Dmitriy Olegovich Rogozin. Born, December 21, 1963, Moscow. Education --------- - 1986 -- Graduated from Moscow State University, Journalism faculty. - 1988 -- Graduated from Marxism-Leninism University, Economic faculty. Diploma: "The U.S. Psychological War against CUBA." Supported preservation of the Soviet Union. MOSCOW 00005208 003.2 OF 003 - 1999 -- Received Doctorate from Moscow State University. Doctoral thesis: "Problems of Russia's National Security on the Edge of the 21st Century." Professional Experience ----------------------- - 1992 -- Co-founded People's Patriotic Movement "Congress of Russian Societies." - 03/1997 -- Elected to Duma, joined "People's Deputy Group." Member of Commission on the Impeachment of President Yeltsin. - 1998 -- Joined Yuriy Luzhkov's "Fatherland" Party. - 1999 -- Left "Fatherland" Party. Reelected to Duma, and elected Chairman of the Duma International Affairs Committee. Head of Parliamentary Delegation to PACE. - 2002-2003 -- Designated Special Presidential Envoy to the Parliamentary Council of Europe on the Issues Related to the Settlement of the Kaliningrad Problem and other Russia-EU problems. - 10/2003 -- Elected Co-Chairman of the Supreme Council of the "Rodina" Party. - 12/2003 -- Reelected to Duma, appointed Deputy Duma Speaker. - 03/2004 -- Became Chairman of "Rodina" Faction. - 2006 -- Resigned from Head of Faction, and later resigned from Party Chairman post. - 2007 -- Co-founded "Great Russia" Party. Rogozin is married. He and his current wife are expecting their first child. He has a grown son and grandson, with a granddaughter on the way, from a previous marriage.

Statements on NATO

11. (U) Among Rogozin's statements on NATO are the following: -- "It won't be NATO if Russia joins" -- February 20, 2001; -- "Relations between NATO and Russia should be considered as relations between two alliances, as allies" -- January 14, 2002; -- "NATO has been transformed into some sort of "loose" bloc in which the United States has less and less consideration of other members" -- May 13, 2003; -- (Regarding NATO expansion) "The closer the NATO bases, the easier to hit them. It is more a military issue than a political one. Our military will be able to take care of that" -- December 12, 2003; -- "This NATO enlargement represents a real threat to the state security and to the security of the President's home town. They (NATO) should realize, "friendship is friendship, but keep your powder separate" -- March 29, 2004; -- "NATO is an organization where U.S. satellites can prove their loyalty" -- April 2, 2004; -- "NATO, EU, USA - are the real players of modern history, and Russia is forced to interact with them, trying to protect its own interests. The main principle of modern policy is "first come, first serve," and we should remember it, bearing in mind that Russia's only allies are its Navy, Army, and Air Force" -- April 7, 2004; -- "NATO is a dying organization" -- February 10, 2006.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение