--

Шестирукий ассистент

Как технология 3D расширяет возможности человеческого тела

Через год после триумфального выхода в прокат «Аватара» в отношениях кинематографа с форматом 3D наметилась новая тенденция. В феврале на Берлинском кинофестивале была показана картина Вима Вендерса «Пина» — первый артхаусный фильм, сделанный в 3D. Вендерс перенес на экран театрально-танцевальные постановки знаменитой Пины Бауш (1940–2009) — хореографа, изменившего представления о границах танца и возможностях человеческого тела. Вендерс рассказал «Русскому репортеру», как технология 3D позволила ему и зрителям максимально приблизиться к искусству Бауш и пережить физические и эмоциональные метаморфозы ее актеров почти на уровне осязания.

9 марта 2011, №09 (187)
размер текста: aaa

Как бы вы сами определили свой фильм? Что это: кино, танец, театр?

Это не театр, потому что мы оставили сцену и вышли на улицу, в мир (Вендерс перенес действие спектаклей Бауш на улицы ее родного индустриального городка Вупперталь. — «РР»). Это и не документальное кино — в том смысле, что я полностью убрал себя из кадра. Я сам не знаю, что это за зверь такой. В моем фильме исследуется танцевальный театр, там есть пластика, которой кино не обладает. Это смесь танца, театра, кино и документального жеста.

«Пина» возможна без 3D?

Нет! Хотя мы сделали и обычные копии, потому что не во всех городах есть 3D-кинотеатры и лучше уж показывать так, чем никак. Этот фильм я захотел снять еще двадцать пять лет назад, когда познакомился с Пиной и впервые увидел ее работы. Но я не знал, как это сделать. Ее спектакли и раньше снимались на пленку, документировались для телевидения. И я понимал, что не могу сделать ничего нового, потому что у моей камеры, как и у любой другой, не было
доступа к ее искусству, к чему-то самому главному в нем — к тому, что оно делает с телом.

Я всегда чувствовал эту стену — между тем, что вижу на сцене, и тем, что происходит внутри меня. Формат 3D стал для меня настоящим открытием: он убирает границу между залом и сценой, залом и экраном. Только тогда я осознал, что пространственное измерение — главное в искусстве Пины. А у кино никогда не было доступа к пространству.

То есть как это?

Оно всегда было фальшивым. Кинематографу пришлось многому научиться, чтобы мы забыли, что перед нами двухмерное изображение: камера на тележке, ручная камера, наезд, монтаж… Кино заставило нас поверить, что в нем есть пространство, хотя его там не было.

Только сейчас появились инструменты для его создания. Нам понадобилось два года и много тестов, чтобы убедиться — 3D может схватывать пространство и, конечно же, движение. А царство Пины — это и есть движение плюс пространство. В 2007 году технология 3D была еще очень фрагментарной. В картине «U2 в 3D» (первый 3D-фильм, который посмотрел в своей жизни Вендерс. — «РР») были все изъяны, какие только можно себе представить. И пробные кадры «Пины» тоже были ужасными. Мы сняли их в черной комнате, имитирующей сцену. Просто ходили перед камерой, что-то такое делали, а потом посмотрели, что получилось: мой ассистент, который махал рукой, превратился в индийского бога с шестью руками. Жуткое зрелище.

Мы начали снимать в октябре 2009 года, а два месяца спустя я посмотрел «Аватара» и понял, что они столкнулись с той же проблемой. Компьютерные персонажи — аватары — двигаются там просто изумительно. А когда бегают обычные люди, они тоже похожи на индийских божков: у них у всех по многу рук и ног…

И как этого избежать?

У Кэмерона все технические недостатки компенсирует история: она несет нас вперед. Это потрясающе — как там рассказана история! Но у нас все тоньше. Есть только артисты — их глаза, тела, их физическое существование. Снимая «Пину», я хотел, чтобы у зрителя возникло ощущение, будто он все это видит своими глазами. Я мечтал, чтобы 3D-формат стал невидимым, самоустранился.

Мы использовали эту технологию не как аттракцион. Задача была сделать пространство натуральным, доступным на ощупь. Мой художник-постановщик был еще и физиологом, для него главным было — насколько близко мы можем подойти к объекту, чтобы увидеть его без насилия над нашими органами чувств. Этим «Пина» отличается от других 3D-фильмов, и потому ее можно смотреть в расслабленном состоянии. Мы не злоупотребляем этой технологией.

Сейчас многие снятые ранее фильмы переводят в 3D. Как вы к этому относитесь?

Я изучил всю историю танца в кино, чтобы убедиться — язык этих фильмов мне не подходит. Хотя они прекрасны — Стэнли Донен, Фред Астер… Но я был бы в ужасе, если бы классические мюзиклы перевели в 3D. Потому что они не снимались для этого формата. Это было бы эстетически некорректно, да и физиологически тоже: нагрузка для глаз. Это такая же ошибка, как раскрашивать черно-белые фильмы. Чего не скажешь об анимации: старые мультики — например, диснеевские — вполне можно перевести в 3D, потому что в них есть элементы, не противоречащие этой технологии. Анимация уже никогда не будет прежней.

А есть какой-нибудь фильм, который вам бы хотелось заново снять в 3D?

Не знаю. Я против этого. Хотя, может, «Небо над Берлином»? Там камера двигается так, как она никогда не двигалась ни в одном моем прежнем или последующем фильме. Мы хотели, чтобы она летала. Показать, как ангелы видят людей, которые не видят их, — через 3D это можно было бы замечательно сделать. Но это уже совершенно другой фильм.

Сейчас главное понять, к чему у этой технологии есть предрасположенность, какие истории с ней сочетаются. Очевидно, что танец очень близок 3D, и наоборот — они словно созданы друг для друга. Очевидно, что 3D идеально подходит для создания фильмов об архитектуре. Мы сейчас как раз сделали документальную 3D-картину об одном здании — получилось очень интересно. Это могут даже студенты.

А вот если говорить о нарративе… Все истории, которые я видел, используют 3D как аттракцион. Я разделяю разочарование Кэмерона, который сказал: «Я установил
высокую планку, и теперь все прыгают под ней». Никто не пытается допрыгнуть до нее или перепрыгнуть. 3D еще не используется как реальный медиум, но может им стать. Пока в этой технологии делают лишь мультики и фэнтези, но я уверен, что рано или поздно 3D станет главным инструментом документалистов — средством познания реальности. Осталось лишь дождаться, когда появятся легкие и недорогие 3D-камеры. Такой путь прошла обычная «цифра»: сначала ее тоже использовали для создания голливудских спецэффектов, а потом технология удешевилась и произвела революцию в документальном кино.

Как вам удалось смонтировать фрагменты из совершенно разных спектаклей Бауш в один большой гармоничный фильм?

Мы бы не позволили себе этого, если бы предварительно не сняли ее спектакли целиком. «Контакты», например, идут три часа. Уже потом мы выбирали фрагменты — Пина знала об этом. Надеюсь, когда-нибудь все 3D-версии ее спектаклей будут показаны, сейчас они находятся в фонде Пины Бауш.

А что за человек была Бауш и научились ли вы чему-нибудь у нее?

На публике Пина была невероятно застенчива, но нисколько не стеснялась, когда работала со своими актерами. Она была молчаливой, не верила, что слова помогут ей сделать то, что она хотела. Пина была полностью сосредоточена на «чтении» и «расшифровке» человеческого тела — речь не только о простых жестах, но и о сложных танцевальных движениях. Главное, чему я у нее научился, — это опираться на тело, жесты, движения актеров и само пространство больше, чем на слова. Хотя я доверяю слову, и мои картины основаны на нем. Но лишь снимая этот фильм, я осознал, как далеко можно уйти не пользуясь словами. И это опыт, от которого трудно будет теперь отказаться. Но одновременно я понимаю, что пока мы еще топчемся на месте или делаем лишь самые первые шаги в этом направлении.
 

Бюджеты и сборы 3D-фильмов с 1950-х по нулевые

1950-е

«Дом восковых фигур» (Андре Де Тот, 1953)

Бюджет $1 млн

Сборы $23,75 млн

Один из первых 3D-хитов — хоррор о музее восковых фигур, которые на самом деле сделаны из реальных трупов.
 

1960–1970-е

«Стюардессы» (Аллан Силлифант, 1969)

Бюджет $100 тыс

Сборы $27 млн

Эротический хит об одной бурной ночи стюардесс из Лос-Анджелеса — беспорядочный секс, наркотики, одно самоубийство и эхо еще не закончившейся вьетнамской войны. Один из самых прибыльных 3D-фильмов в истории, по соотношению бюджета и сборов занимающий вторую строчку после «Аватара».
 

1980-е

«Пятница 13. Часть 3-я» (Стив Майнер, 1982)

Бюджет $2,5 млн

Сборы $36,7 млн

Третья часть культового ужастика про восставшего из ада мстителя в хоккейной маске.
 

1990-е

«Т-Рекс: исчезновение динозавров» (Бретт Леонард, 1998)

Бюджет $102,4 млн

Сборы $53,1 млн

Приключения девочки, оказавшейся в меловом периоде мезозойской эры, — динозавры на любой вкус! Снято в формате IMAX 3D.
 

2000-е

«Аватар» (Джеймс Кэмерон, 2009)

Бюджет $237 млн

Сборы $2,782 млн

Самый кассовый и один из самых дорогих фильмов всех времен и народов о войне людей и синекожых инопланетян за принадлежащую последним планету Пандору.
 

Куда в реальной жизни может перенести зрителя 3D

Эта технология позволяет моделировать фантастические миры любой сложности и делает их почти осязаемыми — это убедительно продемонстрировали «Аватар» Джеймса Кэмерона, где показана планета Пандора, «Алиса в Стране чудес» Тима Бертона, в которой речь идет о сновидениях и подсознании, и «Трон» Джозефа Косински с его виртуальной реальностью. Но и в нашем мире есть области, которые для современного зрителя оживают именно в 3D.
 

Концерт мировых звезд

 

«U2 в 3D», Марк Пеллингтон, Кэтрин Оуэнс, 2007

Первый документальный 3D-фильм. Используя одновременно восемнадцать 3D-камер, авторы сняли девять концертов группы «U2» во время их мирового турне в 2006 году. Главная задача заключалась в том, чтобы опробовать новые технологии применительно к реальному миру — ранее в этом качестве они использовались лишь для съемок матчей по американскому футболу. Несмотря на свой экспериментальный характер, фильм имел успех, а некоторые зрители признавались, что концерт U2 в 3D оказался для них куда более захватывающим, чем их реальные выступления.
 

Подземный мир

 

«Пещера забытых снов», Вернер Херцог, 2010

Документальный фильм об уникальной пещере Шове, расположенной на юге Франции. Ученые обнаружили там более 400 наскальных рисунков животных, сделанных 33000–30000 лет назад. Это самая древняя живопись в мире. Пещера открывается всего на несколько часов в день и только для специалистов-археологов. Простых смертных туда не пускают, так как любое изменение влажности может сказаться на состоянии рисунков. Чтобы снять этот фильм, авторам пришлось получать разрешение у министра культуры Франции. С помощью 3D Херцог хотел подчеркнуть объемность наскальной живописи, которую уже тогда наносили на неровную поверхность, для того чтобы избежать эффекта плоского изображения.
 

3D-артхаус: скоро на экранах

«Ты и я», 
режиссер Бернардо Бертолуччи

Классик мирового кино собирается экранизировать роман итальянского писателя Никколо Амманити про сложные взаимоотношения между четырнадцатилетним подростком и его сестрой-наркоманкой. Основная часть действия происходит в погребе. Чтобы придать этому замкнутому пространству глубину, Бертолуччи и собирается воспользоваться новой технологией. А еще ему нравится, как выглядит в 3D человеческое тело. «Я думаю, 3D будет здорово смотреться в обыкновенной реалистической истории — без всего этого швыряния объектов в камеру, но с целью передать эмоции и рассказать интимную историю».
 

«Дали в 3D»,
режиссер Филипп Мора

История жизни Сальвадора Дали и его отношений с Гала, Лоркой, Бунюэлем и другими художниками. Сценарий лишен линейной структуры и больше напоминает набор снов, видений и фантазий, перемешанных с реальными событиями из жизни главного сюрреалиста и отсылающих к его работам. По словам режиссера и художника Филиппа Мора, Дали был одержим идеей 3D-фильмов, хотя в его эпоху на них особых надежд не возлагали, и даже написал несколько картин, на которые нужно смотреть в 3D-очках.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Mорудов Анатолий 14 марта 2011
Миром правят уроды, педерасты и импотенты!Статья это подтверждает!Технология 3D-есть издевательство над интеллектом, ибо живые существа обладают рассудком, который переходя от ощущений к их причинам с помощью врожденных форм пространства и времени создает внешние предметы/объективный мир/!И только рассудок определяет регулирует зрительное восприятие, ведь ощущение при видении, по природе органа, планиметрично.А все стереометрическое в созерцании создается рассудком:его единственные данные-направление и степени света и тени.И рассудок конструирует тела т. е. присоединяет третье измерение.При издевательстве над рассудком с помощью 3D-/искажений зрительного угла, расстояний,линейной перспективы/,рассудок ОБМАНЫВАЕТСЯ!Я конечно не могу определить будущий вред от этого, но несомненно беследно для интеллекта это не пройдет!
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение