--

Классика образования

Чем отличается Хогвартс от большинства обычных школ

Британские подростки не учат родную грамматику, играют в скрэббл и любят свою школу. Эти учебные заведения бывают разные, элитные и не очень, но общие черты системы образования, с которой наши школьники знакомы по описанию Хогвартса, присутствуют во всех школах. Корреспондент «РР» сравнил британское школьное образование с российским и понял, почему именно британское стало международным брендом.

Александр Иосад
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

16 марта 2011, №10 (188)
размер текста: aaa

Английская школа — понятие растяжимое

Мы привыкли думать о ней как об эталонной: престижное классическое образование, многие поколения выпускников-политиков, военных и ученых, овсянка на завтрак и крикет/крокет с перерывом на чай. На самом деле «английской школы» как таковой не существует. Они делятся на три типа: частные школы-пансионы, дорогие и легендарные; бесплатные «академии», пользующиеся, с одной стороны, поддержкой государства, а с другой — довольно большой автономией в вопросах, касающихся учебной программы и зарплаты учителей; наконец, обычные государственные школы.

В России они тоже, конечно, неодинаковые. Все мы знаем, что разница между лучшими и худшими школами Москвы и Санкт-Петербурга, не говоря уже о сельских школах в удаленных от политических и экономических центров страны ре­гионах, довольно велика. Но она не идет ни в какое сравнение с различиями между частным английским колледжем и обыкновенной школой в спальном районе Лондона, где окна закрашены на три четверти, чтобы дети не отвлекались на уроках, а на доске написаны названия математических действий на четырех языках Индийского субконтинента.

И дело здесь не только в уровне финансирования и качестве преподавания, но и в особен­ностях воспитания и местного менталитета.
 

Школа в Англии — больше, чем просто школа

В жизни своих учеников британская школа, как правило, играет роль еще большую, чем российская. Дети в ней не только учатся: они играют в футбол, регби, крикет, шахматы, занимаются десятками других видов спорта, ставят спектакли и научные эксперименты, соревнуются с дру­гими учебными заведениями в искусстве риторики и помогают местным старикам.

В России тоже есть школьные театральные кружки и спортивные секции, но появляются они, как правило, либо по инициативе отдельно взятых учителей, или же в результате сдачи школьных помещений в аренду.

Своим добровольно-прину­дительным характером английская система образования напоминает иногда пионерские отряды — только разнообразия в занятиях больше (на сайте одной государственной школы, например, упоминается кружок по игре в скрэббл, собирающийся во время перерыва на ланч).
 

School spirit

Как это ни странно, дети, проводящие столько времени в стенах школы, нередко относятся к ней довольно трепетно, пропитываясь так называемым школьным духом (school spirit). Учебные заведения, естественно, всячески его поощряют — и не только в престижных пансионах с многовековой историей. Свой герб, девиз и цвета есть фактически у каждой английской школы; герб зачастую нашивается на форму, которая в России только-только начинает получать по-настоя­щему широкое распространение. Руководство старается не терять связи с выпускниками (ведь в будущем они могут стать инвесторами), а те в свою очередь гордятся принадлежностью к той или иной школе — не к конкретному выпуску.
 

В английской средней школе нет классов…

Согласно школьной программе, с 14 лет дети сами решают, чему они будут учиться. Обязательных предметов только три: английский, математика и «наука» — курс, объединяющий базовые элементы биологии, физики и химии. В остальном — полная свобода выбора. Вместо того чтобы ходить на одни и те же занятия с одним и тем же классом, английские школьники на каждом уроке оказываются в новой компании. Англичанам незнакомо понятие «одноклассник»: социализация происходит в рамках всей параллели. Круг общения, с одной стороны, становится шире, а с другой — проходит через фильтр общих интересов.
 

…и нет классных руководителей

В российской школе важнейшую роль в жизни учеников, как правило, играет классный руководитель. В Англии, где нет классов, такой должности не существует. Каждый ученик имеет тьютора — преподавателя, который следит за его успехами в учебе, спорте и других областях школьной жизни. При этом тьютор может вообще не вести у своего подопечного никаких уроков.
 

На одного учителя приходится меньше учеников

Для России класс в 25–30 человек — обычное дело (кроме как в сельских школах). В Англии же число старшеклассников, присутствующих на уроке, колеблется от 4 до 15 человек, особенно в качественных частных школах и «академиях». По официальной статистике, в 2008 году в среднем по Англии размер «класса» составлял 20,9 ученика и ни в одном регионе не превышал 24 (эти данные, кстати, включают всех детей старше 10 лет, то есть касаются и того этапа школьной жизни, на котором предметы не выбираются).

Такое сравнительно небольшое число учащихся позволяет преподавателям тратить больше времени на каждого конкретного подростка — хотя в данном случае разница между престижными и обычными государственными школами бывает особенно заметна.
 

В английской школе больше общешкольных мероприятий

Согласно английскому законодательству, все государственные школы должны ежедневно проводить богослужения («более или менее христианского характера»), обязательные для всех учеников. Родители могут написать заявление с просьбой об «освобождении», но многие не делают этого, не желая, чтобы ребенок выбивался из коллектива. На практике богослужения зачастую превращаются в общешкольные собрания, на которых учителя читают лекции, цель которых — привить детям тот самый «школьный дух» и сформировать представление об общечеловеческих ценностях.
 

В Англии дети учат французский и немецкий, но не учат английский

Хотя среди обязательных к изучению до 16 лет предметов «анг­лийский» и числится, это вовсе не аналог «русского языка» в российских школах. На уроках английского развивают «навыки чтения научной литературы», «умение слушать… и ясно выражать свои мысли на письме». С правилами и грамматикой английского языка местные школьники, как правило, незнакомы.
 

 Английская школьная система не боится реформ

Сколько бы мы ни говорили о традиционной британской сис­теме образования, факт остается фактом: формировавшаяся десятилетиями система регулярно обновляется. Современная система курсов GCSE (до 16 лет) и A-Level (до 18) была введена в 1988 году, курс A-Level последний раз был изменен в 2000-м, а возможность перейти в статус школы-академии, введенный в том же 2000 году, была предоставлена всем государственным школам летом 2010 года. Крупные перемены в английском школьном образовании происходят как минимум раз в 20–30 лет. РР
 

Дмитрий Северский

 Директор образовательной фирмы «Планета Эсперанто»

Отличие российского подхода в образовании от анг­лийского чувст­вуется за милю. В Великобритании ребенок уже в 13 лет после получения базового образования начинает думать о будущей карьере и готовиться к ней. Вопрос «Кем быть?» не стоит. Для начала надо определиться, кем он точно стать не хочет, потому что понять, кем хочет, в этом возрасте невозможно. Далее, действуя методом исключения, оставляем те предметы, которые наиболее актуальны или больше всего нравятся. Понятно, что при таком подходе мотивации для обучения намного больше.

Отличаются в Англии и отношения между школьниками и учителями — они строятся на равных, на доверии и уважении друг к другу. Формирование собственного мнения — важный школьный навык, но я не представляю, чтобы английский ребенок встал посреди урока и сказал, что преподавать нужно по-другому. В российских школах отношения между учениками и преподавателями совсем не выстроены. Учителя придерживаются советской системы и пытаются смотреть на детей поверх очков — сверху вниз, — но в новом обществе это уже не срабатывает.

Я уже не говорю о том, что в России без внимания остается воп­рос воспитания. В английских же школах прежде всего растят Хорошего Человека — и только потом загружают его академическими знаниями, необходимыми для сдачи экзаменов и поступления в университет. Хороший человек, по-моему, — это тот, кто не предаст и не обманет, а не тот, кто помнит, чему равен дискриминант квадратного уравнения.
 

Щукина Наталья

Директор компании «Альбион»

Одна из главных отличительных особенностей частных старших школ Англии и Шотландии — это большое количество учителей, получивших образование в лучших университетах Великобритании, причем именно как математики, физики, химики, историки и так далее. Традиционно среди преподавателей частных школ, входящих в топ-200 национальных рейтингов, до 20% — выпускники Оксфорда и Кембриджа. Так обеспечивается воспроизводство значительной части интеллектуальной и творческой элиты страны. Это обстоятельство — необходимость участия в работе современной хорошей школы высоко­образованных интеллектуалов — неплохо бы учитывать реформаторам нашего школьного образования, иначе, переняв чужую форму, но не серьезнейшее содержание, мы рискуем лишь ускорить духовную и интеллектуальную деградацию подрастающего поколения, а значит, и будущей России.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Бартунова Анна 26 марта 2011
Комментарий к 4-й фотографии ошибочный. На ней явно ученики не Итона, а муниципальной школы
Khruchev Nikita 20 марта 2011
Увлеченные, преданные своему делу преподаватели Российской школы - это лучшее что есть в Российском образовании. Земной им поклон за их героическую работу. А автору - незачот, тема не раскрыта.
Khruchev Nikita 20 марта 2011
В каждом абзаце статьи сквозит убеждение автора, что английская школа лучше, а российская хуже, и нам надо брать пример, и посыпать голову пеплом почему мы такие отсталые и тупые. Правда, мировые олимпиады по физике, математике и программированию из года в год выигрывают российские и китайские школьники, а не английские, но это конечно потому что из английских растят Личность, Хорошего Человека, а из российских - жалких рабов-инженеров для обслуживаия нефтяных вышек. Я, конечно, утрирую, но идея автора предельно понятна, а сама статья - хвалебный гимн английской школе, а не критический анализ.
Вихарев Егор 20 марта 2011
Красивая заметка! Если в Англии действительно так обстоят дела с образованием, то будем дружно завидовать буржуям!!! Даже мое любимое Советское образование меркнет перед описанными прекрасностями! Но вопрос следует задать следующий: а нужны ли "элите" эРэФии и мировой закулисе умные Россияне? Ведь умные люди задают умные и не всегда удобные вопросы.И еще спросим: зачем СЫРЬЕВОЙ стране умные люди? И напоследок, господа хорошие из "РР", посчитайте и опубликуйте, если не трудно, сколько отпрысков высокопоставленных и ОЧЕНЬ высокопоставленных чиновников получают образование в англиях-франциях-сэшэах? О каком вообще отечественном образовании может идти речь!!!
Zhukov Vadim 19 марта 2011
Дмитрий Северский, прошу прощения, может быть в тех школах, в которых вы были, все именно так: учителя смотрят поверх очков на учеников и тому подобное, но не нужно приписывать это всем педагогам... Лично я встретил только 2 таких преподавателей, хотя их сменилось масса. У нас есть замечательный учитель математики, которая каждое утро приходить в 7 часов, и дает бесплатные консультации всем желающим до 8:30, ей за это не платит ни школа, ни ученики. Она просто хочет, чтобы мы поняли математику. Можно было бы сказать что это единичный случай, ан нет. Учитель химии уволившись из школы, приезжает вести уроки в нашем классе, т.к. замены в школе ей нет. По русскому языку у нас 2 дополнительных часа, и по многим другим предметам, но это вовсе не значит, что это всем. Я могу подойти к любому преподавателю и попросить объяснить то, что я не понял. И в ответ не будет не упреков, ни раздражение. На счет того, что в статье написано для России 25-30 человек норма в классах: Многие школы не в состоянии набрать себе 25 человек, в нашей параллели к примеру всего 17, в то время как у нас 27. Новые стандарты обучения убивают школу...ну как говорится, это мое мнение, а у вас как видимо свое
Zhukov Vadim 19 марта 2011
Zhukov Vadim: но это вовсе не значит, что это все*
Эдгард Эдгард 19 марта 2011
жаль не было возможности поучиться и посмотреть как бы это повлияло на личностное развитие..
Эдгард Эдгард 19 марта 2011
жаль не было возможности поучиться и посмотреть как бы это повлияло на личностное развитие..
Google estariol.anton@gmail.com 18 марта 2011
Вспоминается стихотворение Тютчева 'Умом Россию не понять'
Почему же Япония вышла на такой высокий уровень? А потому, что после мировой войны они не только восстанавливались, но и пытались всячески улучшить образование детей, чтобы уже будущее поколение - как и произошло в итоге - выросло и выдвинуло страну на новый уровень!
..В Россию можно только верить!
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение