--

Х… «Войне»!

Кто выиграл от того, что «Инновация» досталась радикальным художникам

7 апреля в Москве подвели итоги VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация», учрежденного Минкультом и Государственным центром современного искусства. Открывая церемонию награждения, директор ГЦСИ Михаил Миндлин долго открещивался со сцены от того факта, что премия государственная. И в конце присутствующие поняли почему.

Юлия Идлис
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

12 апреля 2011, №14 (192)
размер текста: aaa

В двух самых скандальных номинациях этого года жюри «Инновации» сделало радикальный выбор. Лучшим региональным проектом признана «Монстра­­ция-2010» новосибирского художника Артема Лоскутова — абсурдистская демонстрация, прошедшая в седьмой раз 1 мая прошлого года и собравшая около двух тысяч человек с плакатами типа «Спасибо за рыбу!» и «Дядя Федор был толерантен». А лучшим произведением визуального искусства стал «Х… в плену у ФСБ!» — огромный фаллос, который арт-группа «Война» нарисовала прошлым летом на разводном мосту у здания ФСБ в Питере.

Обе акции до сих пор рассмат­ривались не только как художест­венные высказывания, но и как социально-политический протест. Их авторы имели (а в случае «Войны» — имеют) проблемы с органами правопорядка.

— Спасибо, что поддержали в борьбе с региональными чиновниками, которые считают, что рановато современному искусству приходить в регионы, — сказал Артем Лоскутов, получая статуэтку и премию в 200 тыс. рублей.

«Инновация» решилась на, казалось бы, беспрецедентно смелый шаг, который чрезвычайно понравился арт-сообществу. В каком-то смысле она даже переплюнула «Войну»: никто не ждал, что у жюри государственного (что бы там ни говорил Миндлин) конкурса хватит духу дать главную премию в 400 тысяч за «Х… в плену у ФСБ!» или даже просто произнести название этой акции со сцены.

— Не все мои коллеги готовы назвать это произведение своим именем, — сказал куратор Андрей Ерофеев, объявляя победителя. — А кто-нибудь из вас может произнести его название?

— Х…! Х…! Х…! — радостно закричали собравшиеся в зале арт-кри­тики и коллекционеры.

— Правильно, — подытожил Ерофеев. — Х… победил!

Но кто выиграл от этой победы, еще неизвестно. Отдав премию в области изобразительного искусства двум самым громким акциям последнего времени, инновационное жюри на самом деле понизило градус их радикальности и лишило их социально-полити­ческого подтекста.

Грубо говоря, теперь и толпа молодежи, выходящая на улицы под лозунгами вроде «Система, ты чо такая нервная?», и огромный фаллос, поднявшийся напротив ФСБ и, по словам Ерофеева, «ставший новым символом Петербурга», — не политика и не протест, а просто современное искусство. Художества, которые могут нравиться или не нравиться и за которые одни арт-персонажи иногда дают премии другим арт-персонажам. Только и всего. 

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Круподёров Сергей 15 апреля 2011
http://rapfan.org/
Тимур Комлев 14 апреля 2011
да, андерграунд опошлили
12 апреля 2011
например, дождётесь первомая и стыдно станет




ВиртуалВиктор Алферов




все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение