--

На районе и «На Кайене»

Как стать интернет-сенсацией и пойти дальше

Валентин Стрыкало — под этим псевдонимом скрывается 22-летний Юрий Каплан — появился в интернете как очередной фрик «из села Бурильцево, что в Житомирской области», который сочиняет попсовые песни для звезд эстрады и предлагает их у него купить. Но, спародировав наивную попсу и став на этом очередной ютьюбовской сенсацией, сразу перешел на другой уровень: он засветился на Первом канале, собрал рок-бэнд, отбросил образ испуганного недоумка, модно оделся, снял клип, который попал на MTV, и начал выступать в московских клубах. На этих концертах Стрыкало дает такого рок-н-ролла, что девочки орут хором, мальчики устраивают слэм, на сцену летит нижнее белье, а пародийные песни звучат, как настоящие рок-хиты.

Наталья Зайцева
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

18 мая 2011, №19 (197)
размер текста: aaa

Моя музыка — это удар по яйцам обществу дегенератов. Моя музыка для тех, кому в этом обществе не нравится, — написано у Валентина Стрыкало в «Живом журнале». — Но если вы дегенерат и вам нравятся мои песни, все равно ходите на мои концерты. Я вас тоже люблю.

YouTube и интернет в целом стали главным каналом, по которому в современную российскую культуру поступает все, что в кавычках. Через YouTube раскрутился Петр Налич, заключающий в пародийные кавычки вещи более серьезные и взрослые — разлуку и измену, неаполитанские романсы и анг­лийские баллады. Стрыкало, которому всего 22 года, кавычит чуть более простые вещи, ориентируясь на свою аудиторию — молодежь, выросшую на Comedy Club и зависающую «ВКонтакте». Они кидают друг другу ссылки на видеоролики и считают, что самые смешные вещи на свете — это геи, фрики, русский рок, гламурные девушки и наивная попса в духе 80-х.

Гомосексуализм

Слава Валентина Стрыкало началась с песни, написанной якобы для «великого певца Димы Билана». Это видео получило более миллиона просмотров: глядя в веб-камеру, Стрыкало в клетчатой рубашке, которая потом станет его фишкой, застенчиво мямлит что-то про «село Бурильцево, что в Житомирской области» и просит Диму Билана купить у него песню. Далее следует короткий соплежуйский куплет, а затем неожиданно и с надрывом припев:

Все решено! Мама, я гей! Папа, я гей!

Можете просто промолчать,

Можете злиться или беситься,

Ну, а я пошел гулять.

С Эдиком, с Яриком, с Мариком

Из третьего подъезда.

С Коленькой, с Васенькой, с дядей Гришей —

Папиным другом детства…

Стрыкало моментально нашел свою целевую аудиторию — тех, кто точно не считает Диму Билана великим, но знает о его существовании, слышал его песни и спокойно и весело реагирует на шутки про геев.

— Когда этот ролик выстрелил, Дима Билан был как раз очень популярен. Самая обсуждаемая звезда была. 2008 год, «Евровидение», все такое, — рассказывает Юрий Каплан, сидя в кафе перед концертом в московском клубе «16 тонн». — Ну, и песня просто клевая.

Вопрос, не гомофобия ли российских зрителей стала залогом его первого успеха, Каплан даже, кажется, не понимает.

— Да у меня вообще тема гомофобии нигде не проскакивает, — удивляется он. — Я не гомофоб. И мои слушатели тоже. Просто это смешно. Геи — это смешно всегда. Если вы посмотрите, и в Comedy Club, и в КВН гейские шутки — это всегда разрыв.

Сам Стрыкало-Каплан — кто угодно, только не гомофоб. Его лицо на обложке украинского гей-журнала «Один из нас», которому он дал одно из первых своих интервью. И о своей гетеросексуальности Юрий Каплан хоть и заявляет, но не очень убедительно — так, будто ему на это наплевать. Он — типичный представитель своего поколения, которое никого не осуждает, а стебется и угорает. Для него есть то, что круто и клево, а есть то, что смешно и странно. Именно эти слова Каплан чаще всего произносит в разговоре.

— Я уверен, что он — отличный парень и профессиональный артист, он не вызы­вает у меня никакой неприязни, — говорит он про Диму Билана. — Ничего личного. Просто лично мне такая музыка кажется смешной.
 

Гламур

Первая песня, на которую Валентин Стрыкало выпустил настоящий клип, — «На “Кайене”». В своем видеообращении на YouTube он предлагал ее для продажи украинскому R’n’B-дуэту «Потап и Настя Каменских». Песня посвящалась «всем красивым и гламурным девушкам на дорогих машинах, которые всего добились сами». С мягким украинским «г» в словах «Габбана» и «гоняю» Валентин Стрыкало поет:

На «Кайене» вся в «Габбане» по Житомиру гоняю, гоняю.

Все таксисты и маршрутчики дорогу уступают, тикают.

Все подруги по общаге наливают и рыдают, ведь знают, шо я

На «Кайене» вся в «Габбане» по Житомиру гоняю, я гоняю…

С этой песней Валентин Стрыкало впервые показался на российском телевидении в программе «Большая разница»: там над ним умиленно хохочут Тина Канделаки и Лариса Долина, а Канделаки еще и признается после, что она большая поклонница Стрыкало. Интернет-слава встретилась с телевизионным признанием, и рейтинги Стрыкало резко подскочили.

— Я помню, я сидел и смотрел, как на YouTube чуть ли не на сто тысяч каждый ролик сразу поднялся! — говорит Каплан. — Конечно, интернет — это клево, это отличный способ засветиться, но телевидение все равно круче, и его все равно смотрит больше людей. Единственное, на телевидении нельзя делать то, что можно делать в интернете. Есть определенные рамки.

Недавно Юрий Каплан и его друзья сняли и выложили в интернет видео на инструментальную композицию под названием «Аристократы». Под типичную клубную музыку типичные представители золотой молодежи в дорогой одежде ходят по грязному постсоветскому городу — с лужами, обшарпанными дворами и грузовиками. Кто-то играет в гольф на весенней распутице, кто-то отгрызает зубами мозоль с натертой дорогим сапогом ноги. Стрыкало в элегантном костюме собирает в авоську бутылки из-под Jack Daniel’s.

Провинциальный гламур явно забавляет Валентина Стрыкало. Как относиться к мос­ковским гламурным тусовкам, на которые его часто приглашают, Юрий Каплан еще не решил.

— Я себя довольно дискомфортно там чувст­вовал, когда поехал один, без директора, — вспоминает он свой опыт посещения мос­ковской вечеринки. — Там просто все такие красивые пришли, а я с поезда, с немытой башкой. Все эти люди реально клевые — они хорошо выглядят, следят за собой. И они все очень веселые. Улыбаются друг другу постоянно, обнимаются. А еще я думал, что нету такой фишки, как, знаете, показывают по телевизору — когда куча фотографов набрасываются и фотографируют. А тут я увидел, что реально такое есть. Толпы фотографов, идет знаменитый чувак, чик-чик-чик-чик — мелькают вспышки.
 

Девиантность

— Все мои друзья — панки, — заявляет Кап­лан. — Иногда они даже помогают мне что-то писать, подгоняют идеи. Собственно, благодаря им проект и раскрутился. Я не хотел выкладывать ролик «Дима Билан», мне просто было лень. Я спел им песню, они сказали, что это очень круто, и прямо заставили меня выложить. Просто закрыли дверь в мою комнату на ключ и сказали: пока я не запишу видео, я не выйду. Спасибо моим друзьям за это огромное.

По словам Юрия Каплана, образ Валентина Стрыкало возник случайно: он просто включил веб-камеру, схватил первую попавшуюся рубашку в шкафу, сел и сказал первое, что пришло ему в голову.

Персонаж Валентин Стрыкало говорит тоном школьника, отвечающего урок, — немного запинается и никогда не улыбается. Когда он начинает петь, то постепенно преображается в альфа-самца с уверенным голосом и прыжками у микрофона. Но первые свои интервью Стрыкало давал, намеренно не выходя из образа заикающегося парня «из села Бурильцево, что в Житомирской области».

— Мне это казалось очень смешным, — объясняет Каплан. — Я приходил на телеканалы и старался вести себя так изначально — бояться всего… Люди очень переживали: было видно, что они не понимают, что происходит. Они были уверены, что я вот такой странный пацан. Это было клево, мне нравилось. А потом мне просто надоело это фриковство. Многие люди не понимали юмора, и для них это был типа больной чувак, не круто, а печально. Поэтому я решил лучше отойти от образа.

На телеканалы и мероприятия Стрыкало часто приглашают вместе с другим известным интернет-фриком — Николаем Вороновым, автором песни «Белая стрекоза любви». Николай Воронов стал мемом раньше Валентина Стрыкало: Каплан опубликовал свое видео в интернете в 2008 году, а у Воронова к этому моменту уже был аншлаг в московском клубе «Солянка». Но Воронов так и не вышел за рамки интернет-славы — наверное, потому, что является чудаком по жизни, а не изображает его, как Каплан.

В том, что публика потешается над Вороновым, Каплан не видит ничего плохого. Для него и его поколения подобного рода белые вороны ассоциируются не с трагическим, а с комическим. Девиантность, на их взгляд, это смешно. В каком-то смысле их смех более толерантен, чем любая более резкая реакция, будь то испуганное отторжение или, наоборот, яростное провозглашение девиантов нормальными людьми. Следующий логичный шаг — спокойное признание их незначительных отличий.

— Я общался с ним несколько раз, он очень милый парень, супердобрый, искренне любит людей, — говорит Юрий Каплан о Николае Воронове. — Это человек-праздник: всему рад, его все веселит, он всегда улыбается. У меня образ был немного другой — грустного и печального пацана, прибитого жизнью. Такое ощущение, что Стрыкало что-то ужасно напугало или его били в детстве. Поэтому он такой заика, смотрит в пол постоянно и не может формулировать свои мысли. Но тем не менее в этом ужасном, жестоком мире, где вокруг ложь и предательство, этот парень верит в доброту. Это круто.

Многие песни Стрыкало до сих пор пишутся от лица этого наивного неудачника, хотя уже и не привязаны к его интернет-образу, например «Я е…ся лишь однажды». Или «45 лет» — песня про инфантильных взрослых, за которую Валентина Стрыкало полюбила публика чуть постарше:

Я собрал Heavy Metal Rock Band самый крутой на свете,

Забил в модном клубе концерт, объявление дал в интернете.

На мой концерт пришло пять калек, из зала мне крикнул кто-то:

Чувак, тебе 45 лет, пойди и найди работу!
 

Русский рок

Ребята из Стрыкало-бэнда сняли клип на песню «Русский рок»: оделись в черные футболки с принтами «Король и шут», джинсовые рубашки, кожаные штаны и банданы, и с серьезными лицами спели:

Русский рок, русский рок!

Спасибо за то, что ты русский!

И спасибо за то, что ты рок!

Русский рок!

Получилось гораздо лаконичнее и смешнее, чем у другого любителя постебаться над протестным пафосом русского рока — Сергея Шнурова.

— В каждой песне должно быть два или три слова, за которые все будет цепляться, — объясняет Каплан. — Если есть эти три слова, то все остальное уже в принципе неважно. Например, «Белая стрекоза любви». Что еще нужно в этой песне? Куплеты могут быть просто набором слов. «Белая стрекоза любви» — это все решает.

Написание песен для Стрыкало — не баловство, а серьезная работа. Он знает, что именно благодаря песням не сидит сейчас в офисе «за экселевскими табличками» и не идет «выдавать в банке кредиты». Валентин Стрыкало прославился до того, как Юрий Каплан окончил университет. Так что он в своей жизни никем, кроме рок-звезды, не работал. И на этой первой своей работе он пашет, как и полагается на испытательном сроке.

— Я тут за девять месяцев ни одной песни не написал, мне просто ничего не лезло, — признается Юрий. — Я по четыре часа в день сидел с гитарой, пытался что-то из себя выдавить стоящее, но ничего не получалось. Потом этот период прошел, песни начали писаться…

После того как Стрыкало стал популярен в интернете, к нему действительно стали обращаться поп-исполнители с просьбой написать для них песню. Один раз он даже продал свою песню украинскому бойз-бэнду за тысячу долларов. Но бойз-бэнд развалился, не успев начать карьеру. А Юрий Каплан быстро понял, что не стоит тратить силы на других, если можно сочинять песни для себя.

— Я не отношусь к этому как к пародиям, — говорит он. — Пародии — это когда на «Большой разнице» женщина переодевалась под Пугачеву и пела, как Пугачева. А у меня самостоятельные песни с самостоятельным текстом. Единственное, я использовал имена известных артистов для раскрутки роликов. Я сознаюсь в этом.

— Какую музыку ты сам слушаешь?

— Мне нравится более сложная музыка. Radiohead — это моя любимая группа, White Stripes. Я могу долго перечислять.

— Ты бывал за границей?

— Да, когда я учился в школе, родители пово­зили меня, показали мне Европу. И мне очень понравилось то, что я увидел.

— Я просто пытаюсь понять, насколько ты далек от образа мальчика «из села Бурильцево», который считает Билана великим певцом, — объясняю я.

— Я далек, очень далек. Прям вообще! — говорит Каплан. — Мои родители — представители среднего класса, не богатые и не бедные. Я получил хорошее воспитание. На меня приходят такие же люди, как я, обычно с такими же музыкальными вкусами, одеты они похоже, они тоже обычно студенты. В общем, меня от моей аудитории мало что отличает.
 

Серьезная жизнь

На московском концерте Валентина Стрыкало в VIP-зоне стоит красивая девушка лет двадцати. Она тихо и чуть ли не со слезами повторяет каждое слово песни «Наше лето»:

Яхта, парус, в этом мире только мы одни!

Ялта, август, и мы с тобою влюблены.

Для нее это не пародия на любовную попсу, а серьезное высказывание. Между тем Юрий Каплан задумывал песню «Наше лето» как часть проекта «Группа “Водичка-Пузырьки”». Это чистой воды «Ласковый май»: задушевный синтезатор в проигрыше и крики «Привет, девчонки!» и «Песня посвящается всем, кто любил!». При этом грань между стебом над попсой и собственно попсовым хитом здесь тонкая до неразличимости — не удивлюсь, если через некоторое время рефрен «Яхта, парус…» будет звучать из каждого ларька у метро.

Неизвестно, станет ли Юрий Каплан превращать свои песни в привокзальные хиты намеренно. Может, это тоже покажется ему хорошей шуткой. Пока что студийных версий песен Валентина Стрыкало почти нет: в интернете большая часть его опусов циркулирует в виде концертных записей. Но группа «Валентин Стрыкало» планирует выпустить полноценный альбом и развиваться дальше.

— Я занимаюсь вокалом, мы стараемся звучать как можно более профессионально и круто, — говорит Каплан. — Переставать шутить мне пока не хочется. Серьезные песни у меня тоже есть, но их мало. Мне их не настолько интересно писать, как стеб. Может быть, в какой-то момент мне захочется перейти на серьезное творчество. А может, и не захочется.

Когда Юрий только приехал из родного Запорожья учиться в Киевском национальном экономическом университете, который окончил в этом году, он пел в группе InShe. Это были «серьезные» песни.

— Группа не была известной, мы даже концертов не давали, — говорит Каплан. — Мы занимались музыкой, но это было чистой развлекухой: мы набирали алкоголя, шли на репетиционную базу и играли. Записали несколько песен, выложили их в интернет — и все. Мы не пытались быть известными. Мы все четко понимали, что это не та музыка, с которой можно стать известными.

— А с какой можно? — спрашиваю я.

— Ну, с той, которую я исполняю, — глядя в пол, говорит Юрий Каплан и действительно становится похож на застенчивого Валентина Стрыкало из видеороликов. — C R’n’B музыкой можно стать известным. Поп-музыка, такая дешевая и тупая, — вот с ней можно стать известным. А с каким-то андеграундным роком вряд ли.

— Каким ты себя видишь в будущем? — спрашиваю его напоследок. — Лет через десять, например?

— Я не знаю, что со мной будет через месяц, а через десять лет вообще, — он пожимает плечами. — Я просто надеюсь, что у меня все будет хорошо. Что мне по-прежнему будет все нравиться. 

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
po ta p 10 июня 2011
стрыкало как раз высмеивает быдло музыку, но делает это слишком тонко чтобы было понятно быдлу :)
аффтару зачёт
Zloebal Dobroebov 28 мая 2011
калом кидаться будем?
Тайлаков Олег 26 мая 2011
Уважаемые поклонники Валентина, можете ли вы по существу, конкретно сказать, за ЧТО вам нравится сабж.
Yandex snegok1s 10 октября 2012
,рий Каплан нравится за вокал, отличный голос.
Апельсинов Тимур 25 мая 2011
И мне статья понравилась, и Стрыкало этот тоже:)

А Тайлаков Олег не понравился, ибо считает всех, кто не думает как он быдлопользователями. Сам такой и есть.
Тайлаков Олег 26 мая 2011
Апельсинов Тимур: индуктивная ошибка у вас, милейший
Фонтонова Светлана 24 мая 2011
Очень хорошая статья.
Вошла в тройку лидеров в этом номере, на мой взгляд.
Две другие понравившиеся - "Дорожная мафия изнутри" и про Ореховскую ОПГ.
Заказухи не почувствовала.
Кури Яри 23 мая 2011
отличная статья!!! чувак супер!!! РР супер!!!
сам красавец, сам добился,самое главное сейчас ему правильно распорядиться успехом и славой, но это ему видней конешно что да как!!!
баллер филипп 23 мая 2011
люди ау! что вы начали нападать на журнал? ЦЕЛЕВАЯ бля аудитория.. перестало нравиться?-читайте какой нить Коммерсант-там все время сурьезная нудятина.. ОООЙ кому это может нравиться?? Елена Елена думается поняла что и над ней стебется этот исполнитель, над такими вот любителями Билана и попсы? иль извините вы чересчур стары для такого низменного творчества?)) это же стёб всё! и не каждая статья в любимом журнале должна быть суперумной и серьезной.,иногда надо разбавлять и такими легкими статейками чтобы показать чем живут и что слушает более молодое поколение.. не ссыте, журнал не опопсеет!)
Тайлаков Олег 23 мая 2011
баллер филипп: а вы, видимо чересчур молоды? Сколько вам? 12? 15 лет?
Уважаемый молодой человек, во-первых – вымораживает то, что статья откровенно заказная; во-вторых – любителям жрать/сра*ь/ржать в интернете посвящено 95% сайтов, а если в это унылое болото, не дай Бог, скатится РР, будет совсем печально.
Гарбо Гретта 24 мая 2011
Тайлаков Олег : Олег, а Вам-то самому сколько лет???
И я думаю, у вас очень смутное представление о том, что такое "откровенно заказная статья").
Валентин Стрыкало - неоднозначная персона. Относиться к нему можно по-разному. Но не заметить его появления и успеха было просто невозможно. Поэтому, думаю, статья о нем и появилась в РР. В чем заключается всеобщее недовольство,я никак не могу взять в толк. Из-за того, что о нем написали? Ну так это вполне объяснимо. Русреп следит за всеми современными течениями, направллениями, трендами. Вам не нравится, как о нем написали??? По-моему, вполне обстоятельный материал, разносторонне показывающий личность этого новомодного исполнителя, пытающийся проанализировать причины его появления и успеха. Так что спасибо автору за обстоятельность. Никакой "джинсы" тут нет)
P.S.: Я не корреспондент РР, за комментарий мне никто не платил) Честно говоря, не являюсь особым поклонником РР, но вот за этот материал как-то обидно стало. Решила заступиться))) Написано-то профессионально. А вот раскритиковано необоснованно.
Тайлаков Олег 24 мая 2011
Гарбо Гретта: Уважаемая Гретта!
1.Увы, за вашим неплохим слогом, я так и не обнаружил сколько-нибудь серьезных аргументов выше ранее упомянутого: «сам красавец, сам добился».
2.Тренд и тенденция – одно и то же слово.
3.Сабж никоем образом не относится ни к какой музыкальной тенденции (попробуйте опровергнуть). Обычный интернет-выскочка паразитирующий на сегменте быдлопользователей/школоты , в которого решили вложиться.
4.Никого не хочу обидеть, но сам факт существования данной статьи здесь возмутителен.
Тайлаков Олег 23 мая 2011
Уважаемая редакция РР, с увеличением числа подобных низкопробно-заказных статей вы будете неумолимо терять свою целевую аудиторию.
Неизвестный Глеб 21 мая 2011
да, что-то репортер схалтурил.
Елена Елена 20 мая 2011
О, господи!
Что это за ужас вообще? Где мозг у людей, чтобы им нравилось ТАКОЕ?
И статья написана ужасно: репортер, кажется, сам не понимает, о чем говорит.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение