--

Внутренняя Африка

Что делать с людьми, для которых модернизация — насилие над личностью

В гимне Республики Тува всего тринадцать строчек, из них четыре переводятся так: «Когда я гуляю в лесу, я всегда доволен — ведь здесь есть все, что мне нужно для жизни». Этот регион России входит в первую тройку в экологическом рейтинге и в последнюю — по уровню жизни. Но для тувинцев развитая экономика — это не цель, а ужас. Им не нужен ни двадцать первый век, ни даже восемнадцатый, они хотят вечного безвременья. Такая социальная позиция достойна романтического уважения, но она неизбежно превращает регион либо в экономическую дыру, либо в колонию. И, к сожалению, такой «африканский синдром» в России — больше чем просто тувинская проблема.

Владимир Антипин
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

25 мая 2011, №20 (198)
размер текста: aaa

Тува сама по себе

— После восьми вечера из гостиницы без крайней необходимости не выходите. Да и до нежелательно. Если срочно куда-нибудь надо — вызовите такси. Вот телефоны, это надежная фирма. Не напрягайтесь, когда видите в машине двух человек: по вечерам по одному там многие ездить не решаются. По-русски в Кызыле говорят практически все, но чем дальше от столицы, тем меньше людей вас там поймут. И вообще к местным без острой нужды не приставайте. Они — люди добрые, если и убьют, то нечаянно.

Абаканский таксист Леха поездку по маршруту Хакассия — Тува начинает с привычного инструктажа. Об особенностях жизни в регионе, который всего 65 лет назад оказался в составе России, обязательно рассказывают тем, кто собирается в республику в первый раз. Сегодня таких всего трое: я и двое военных из Саратова. Им предстоит забрать из Кызыла и доставить к месту службы пятерых тувинских призывников.

— Повезло вам, парни, — улыбается Леха. — Вояки из тувинцев отличные. От армии косить там не принято. Они даже со своим оружием придут.

— Как с оружием? — напрягается военный.

— Как обычно. В лучшем случае с ножами.

До Кызыла сегодня нельзя ни самолетом долететь, ни поездом доехать, ни пароходом доплыть. А стех пор, как цена бензина подскочила до 50 рублей за литр, автобусы и такси тоже стали роскошью. Настоящая заморская территория, примерно как Гвиана для Франции. Отличие лишь в том, что Гвиану от Парижа отделяет Атлантический океан, а Туву от Москвы — собственная территория.

В состав Советского Союза Тува вошла в 1944 году. До этого пару десятилетий местные жители являлись гражданами вполне независимой Тувинской народной республики. В СССР новоприобретенной территории статус союзной республики решили не давать, ограничившись лишь автономией в составе РСФСР.

Кстати, до сих пор Туву своей территорией считает Тайвань. На этом острове находится гоминьдановское правительство Китая в изгнании. Эти китайцы не признают ни независимую Тувинскую народную республику, ни Республику Тува в составе России. Для них это незаконно отторгнутая русскими часть материкового Китая под названием Урянхай. Примерно как Южные Курилы для Японии. Впрочем, пока Россия не признает Тайвань в качестве самостоятельного государства, об этих проблемах можно не вспоминать. А вот как только признаем — получим еще одну страну, официально имеющую к нам территориальные претензии.

— А почему после восьми вечера из гостиницы-то не выходить?

— Не конкретно после восьми, а как стемнеет. Потому что работы в республике почти никакой нет, вот в Кызыл на промыслы и едут всякие отморозки со всей Тувы. Возьми визитку, там наши телефоны. Соберешься обратно — звони. Мы тебя эвакуируем.

Гостиница стоит на берегу Енисея, рядом с памятником «Центр Азии» — одной из главных городских достопримечательностей. Республика действительно находится в географическом центре самого большого континента планеты.

На каждом ларьке объявления: «Сигарет поштучно нет. Сотовые телефоны не предлагать». Самая популярная реклама на местном ТВ — услуги такси, я насчитал не менее 20 фирм. Практически в каждой местной газете обязательно есть статья о том, что делать с заезжими журналистами из Красноярска, которые постоянно пишут негативные материалы о республике, намекая на возможное присоединение Тувы к Красноярскому краю. Варианты расправы: подать в суд, плюнуть в лицо, привезти сюда еще раз, чтобы показать, что в Туве хорошего больше, чем плохого.

Привычных для Центральной России европеоидных лиц на улицах по минимуму. Тува — регион мононациональный: более 80% населения составляют тувинцы. Погуляв часок по городу, начинаю примерно понимать, что чувствуют приезжие с Кавказа или из Средней Азии, впервые оказавшиеся в Москве, — не слишком приятно ощущать себя ярко выраженным лицом неместной национальности. Тем более когда не понимаешь местных правил и обычаев.
 

Кто из нас бедный

Найти работающее промышленное предприятие в Туве сего­дня проблематично. Закрыты машиностроительный завод, комбинат «Тувакобальт». «Туваасбест» существует только за счет переработки собственных отвалов, скопившихся еще в прошлом веке. Все эти предприятия были построены в недолгие годы советской власти. Потом большинство приезжих специалистов разъехались, и «русские» заводы, которыми никто не умел пользоваться, несколько лет вывозили КамАЗами в соседние регионы и тупо сдавали в утиль. Одно время это был почти единственный источник доходов сначала местной элиты, а потом и рядового населения.

Благодаря массовым выступлениям националистов региональная власть в 1990-е годы добилась фактической независимости своей территории от всей остальной России. В Москве были заняты Чечней и на Туву особого внимания не обращали. В итоге предприятия закрылись, русскоязычные разбежались, а местные вернулись в средневековье. Последние годы тувинцы жили в основном за счет скотоводства и огромных дотаций из федерального центра. Причем суммы этих дотаций в расчете на душу населения до сих пор существенно превышают аналогичные дотации, выделяемые большинству республик Северного Кавказа. Этим в Туве принято гордиться. По крайней мере среди людей, причисляющих себя к элите.

— Как вам вообще наша республика? — интересуется у меня директор республиканского Центра народного творчества Галина Сюрюн.

— Природа красивая, а люди бедные.

— Это почему люди у нас бедные? — в голосе Сюрюн появляются чиновничьи нотки, все-таки в первую очередь она работник аппарата республиканского правительства. — Мы недавно на совещание в Минусинск, в Красноярский край, ездили. Так вот там наша делегация была почти вся в норковых шубах, а минусинцы пришли в китайских пуховиках. И кто из нас бедный?

Бюджет Тувы, в которой проживают 300 000 человек, превышает 14 млрд рублей. Из них Москва в виде прямых дотаций дает 10 млрд. В расчете на душу населения это один из лучших показателей в России. Тут уж действительно стыдно быть бедным. Правда, накануне я полдня бегал по городу, пытаясь купить пачку сигарет: в магазинах просто не было сдачи с тысячи рублей. Видимо, федеральные дотации приходят в какую-то параллельную Туву, куда не всякого пустят.

С Галиной Сюрюн мы встретились в республиканском Центре русской культуры. Русскоязычных в Туве действительно мало, поэтому в отличие от всей остальной страны русских здесь поддерживают на самом высоком чиновничьем уровне — как особо охраняемый малочисленный народ, находящийся на грани вымирания.

— Русские во многом сами виноваты в том, что не могут ужиться с местными. Они не хотят принимать тувинцев такими, какие они есть, — объясняет мне сложности в отношениях между коренным и некоренным населением рес­публики директор центра Вера Лапшакова. Сама она тоже из понаехавших: приехала в республику из Казахстана. — Русские просто любят плакать и страдать.

Накануне в общении со мной «плакал и страдал» каждый второй некоренной. Жаловались на притеснения со стороны местных. Жалобщиков пока еще много, но с каждым годом их количество уменьшается: отток славянского населения из Тувы начался двадцать лет назад, но отголоски взаимной резни и мордобитий в Кызыле ощущаются до сих пор. Даже надписи на стенах «Русские, вон из Тувы» выцвести не успели.

— Русские тогда, наверное, сами спровоцировали тувинцев, — перебивает Лапшакову Галина Сюрюн. Только что они обсуждали план совместных культурных мероприятий, но неожиданно перешли на тему межнациональных отношений. — Я совсем молоденькой девушкой приехала в Кызыл из района, так меня на танцах русские девушки с площадки выталкивали. Обидно было. Русские нас как дикарей воспринимали. Да и сейчас некоторые так думают. Вот после недавнего убийства тувинцами трех русских рыбаков опять про дикость заговорили. Я убийц не оправдываю. Но тувинец на рыбалке поймает столько, сколько ему нужно для пропитания, не больше, а русские приехали с сетями и динамитом — вот вам и причина конфликта.

— Русские считают, что им все вокруг должны, — продолжает прерванную мысль директор Центра русской культуры, а я пытаюсь понять, насколько она искренна. — Мне вот многие ставят в укор, что у меня в зале выступают тувинцы. Если Центр русской культуры, то это не значит, что другим вход сюда запрещен. И вообще русский в тувинском коллективе не уживается, а тувинец, наоборот, среди русских чувствует себя нормально.

Лапшакову часто называют «директором русской диас­поры». Хотя сама она признается, что само понятие «русская диаспора» ее оскорбляет. Правда, не может объяснить почему.
 

Власть под следствием

По большому счету в республике сегодня более-менее работает лишь Тувинская горнорудная компания (ТГРК). В десяти километрах от Кызыла она добывает уголь. Причем при официальной себестоимости тонны в 600 рублей населению его продают за полторы тысячи. В ближайшее время цену без объяснения причин собираются повысить еще на 22%. В итоге получается, что для нужд местной ТЭЦ топливо дешевле завозить из соседней Хакасии, чем новые собственники теплоцентрали сейчас и занимаются. У местного населения, проживающего в частном секторе, выбора нет: ему приходится материться и покупать уголь у ТГРК — сорокаградусные морозы в Туве не редкость.

Подавляющее большинство людей здесь живут за счет сельского хозяйства. Оно здесь двух видов: скотоводство и сбор дикорастущей конопли. Конопля уже давно неофициально стала основным региональным экспортным продуктом, а сама Тува негласно получила статус «Сибирской Колумбии». Торговля наркотиками не считается здесь чем-то зазорным, этим бизнесом в свое время занимался даже брат председателя местного правительства Леонид Кара-оол. Его задержали в Красноярске с тремя килограммами гашиша, и он получил по году лишения свободы за каждый обнаруженный килограмм.

— Уголовный кодекс для республиканских чиновников вообще не является помехой в активной деятельности, — говорит главный тувинский оппозиционер Сергей Конвиз. В оппозиции к власти он находится практически всю свою жизнь, два раза даже сидел в следственном изоляторе, так что предмет знает. — Сам председатель правительства проходил по делу об избиении охранника местного клуба, ему выбили глаз. Начальника правительственной канцелярии подозревали в убийстве. Налоговика судили за аферу с возвратом НДС. Одного из видных депутатов Верховного хурала Романа Монгуша осудили за избиение милиционера. Главного единоросса Шолбана Иргита ФСБ подозревает в причастности к мошенничеству с поставками мяса из Монголии. В общем, вся наша местная знать или уже была под следствием, или сейчас под ним ходит, или завтра под него попадет. И никого это не смущает. Это как в анекдоте: «В армии не служил, в тюрьме не сидел — что ж ты о жизни-то знаешь и как можешь людьми руководить?»

У самого Конвиза бизнеса в Туве нет. Здесь у него только политика и личные счеты с властью. Два года назад сын Сергея был убит. Официально — при попытке ограбления. Сам Конвиз уверен, что с его ребенком расправились по прямому указанию местных чиновников: им не нравились материалы, которые оппозиционер печатал в своей газете.

— По всей стране деньги воруют на выходе, а у нас на входе, — говорит Конвиз. — При этом все беды Тувы люди адресуют федеральному центру. Подавляющее большинство тувинцев видят перспективы в выходе из состава России. Уже появились русские, которые считают так же. Моя мама, которая из русских, живших здесь еще во времена независимой Тувинской народной республики, прямо говорила: «Чем меньше русских останется, тем больше нас ценить будут».

Снова еду на такси. В салоне два человека, как и предупреждал абаканский Леха. Оба по виду русские. Тот, что справа, вслух читает газету:

— На 74-м километре трассы обнаружены останки мужчины, предположительно европейской национальности. На костях черепа травмы в височной части, надбровных дугах и левой челюсти, предположительно ставшие причиной смерти. Давность останков не менее шести месяцев. Личных вещей не обнаружено. Слышь, Андрюха, может, это Павлик наш? Полгода же как пропал. Может, на «хирургов» нарвался?

«Хирургами» здесь называют местных отморозков, убивающих людей за сотовый телефон или пачку сигарет. Именно из-за них в Кызыле и действует добровольный комендантский час: с наступлением темноты улицы полностью вымирают. Вместе с милицией.
 

Капитал шутить не любит

— Когда я был председателем хурала, то специально попросил привести ко мне одного такого отморозка. Он человека на улице зарезал. Ударил ножом и убил. Просто так. Парня привели, я его спрашиваю: «Ты убитого знал?» — «Нет». — «Он тебе что-то обидное сказал?» — «Нет». — «Может, толкнул?» — «Нет». — «Так за что ты его убил?» — «Не знаю».

С директором Тувинского института гуманитарных исследований и по совместительству советником нынешнего главы Тувы Каадыр-оолом Бичелдеем обсуждаем социально-экономическую ситуацию в республике и проблему тувинского сепаратизма. Бичелдей сегодня второй по известности тувинец в Российской Федерации. Первое место уже давно за Сергеем Шойгу, которого здесь называют просто «земляк», но всем сразу понятно, о ком именно идет речь. В свое время Бичелдей был депутатом Верховного Совета РСФСР, членом Совета Федерации, председателем Верховного хурала. Он — один из авторов закона о русском языке, действующего сейчас на территории страны.

— Тувинцы живут не капитализмом или социализмом, а более ранними понятиями. Родина, народ для нас — это не пустые слова, — объясняет Бичелдей. — Национальная идея нам не нужна. Территория, язык и религия — вот основные ценности, которые должны быть у человека.

Менталитет тувинцев действительно кардинально отличается от европейского. Деньги для них далеко не самое главное в жизни. Именно это больше всего поражает адептов капитализма. Например, в республике уже давно нет филиалов банков, основной функцией которых является экспресс-кредитование населения. Всякие там «хоум кредиты» и «русские стандарты» закрыли офисы из-за огромного количества невозвратов. Ну нет у местных пиетета перед деньгами! Люди рассуждали примерно так: «Вы ж нам сами эти деньги впарили, так чего ж теперь назад-то требовать?» Объяснить клиентам, что деньги надо возвращать, банкирам не удалось. Выбить долги тоже. Проще оказалось вообще закрыть отделения.

Отношение к собственности у тувинцев тоже довольно специфическое. Например, они не понимают, как это земля может быть частной. В голове у скотовода-кочевника это просто не укладывается. Так же как и существование каких-то непонятных государственных границ. Тувинцы регулярно гоняют скот на территорию соседней Монголии и обратно мимо российских пограничников. А те лишь молча наблюдают. Задерживать нарушителей бесполезно: они все равно не поймут за что.

Честность и прямолинейность — характерные черты тувинцев, поражающие приезжих. На все вопросы здесь всегда принято отвечать честно, даже себе в ущерб. Именно поэтому сотрудникам прокуратуры в судах запрещено задавать свидетелям-тувинцам любые вопросы, кроме одного: «Ваша ли подпись стоит под показаниями?» Если спросить что-нибудь еще, то тувинец честно начнет вспоминать, когда, где и каким именно образом от него были получены эти показания и что именно за это ему обещал следователь. Судейских и прокурорских можно даже пожалеть: в отличие от остальной России заказные дела им даются с огромным трудом.

Пример тувинской честности мне продемонстрировал сам Бичелдей. Комментируя результаты последних выборов в хурал, на которых «Единая Россия» формально одержала оглушительную победу, чиновник предельно честно сказал:

— Я как начальник штаба «Единой России» на этих выборах делал такое, о чем как демократ в 1990-х не мог и подумать, не то что реализовать.

Сегодня главной головной болью республиканских властей является проект строительства в Туве железной дороги. Решение об этом давно принято, смета утверждена, но вроде бы благое дело в штыки принимает большая часть местного населения. Люди боятся, что «железка» нарушит их традиционный уклад. Кроме того, она изменит саму структуру населения Тувы — за счет приезжих специалистов. Тот же Каадыр-оол Бичелдей впервые избрался депутатом как раз выступая против строительства дороги. Но теперь и он смирился с неизбежным.

— Дорога — главный способ сделать Туву более российской. Это потянет за собой и социалку, и финансы. Но приведет к разрушению природы и традиционного общества. Тем не менее железная дорога — это как восход солнца, она неизбежна.

Затем закуривает и добавляет:

— И главное — спорить на этот счет бессмысленно. Это с государством можно спорить. А тут уже интересы транснациональных корпораций. Их сепаратизмом не напугаешь. У международного капитала нет родины, и на каких-то там местных ему плевать.
 

В ожидании колонизации

Железную дорогу до Кызыла собираются строить для того, чтобы вывозить многочисленные полезные ископаемые, обнаруженные в республике в последние годы. Одно только месторождение коксующегося угля оценивается в 20 млрд т. Делянки здесь уже застолбили практически все российские олигархи. И если с государством тувинцам удавалось как-то договариваться и все время отодвигать сроки строительства ветки, то с транснациональным капиталом решить вопрос не удалось — дорогу строить начнут.

— В условиях масштабной добычи тувинец неизбежно поменяется. Моя задача — чтобы тувинцы могли работать не разнорабочими, а руководителями, — говорит Бичелдей.

Однако реальность говорит о другом. Поселок Усть-Элегест. Классическая тувинская нищета. Работы практически нет, хотя рядом угольный разрез, принадлежащий Енисейской промышленной компании. Работают там в основном приезжие из соседних регионов. Просто потому, что у них есть необходимая квалификация. Такая же ситуация в верховьях Енисея. Здесь горно-обогатительный комбинат строит китайская компания. Из трехсот рабочих мест только сто отдали местным жителям, и то на период строительства. Потом их окончательно заменят привозные китайцы. И все здесь будет как в экваториальной Африке: приезжие добывают полезные ископаемые, а местных жителей отгоняют от рудника выстрелами в воздух.

— Из Москвы легко рассуждать о том, что нужно сохранить Туву нетронутой. Но нельзя среду обитания человека ставить выше самого человека, — говорит Александр Брокерт, директор по взаимодействию с органами государственной власти ЗАО «Енисейская промышленная компания». Эта компания выступает заказчиком строительства железнодорожной ветки. — А что касается привлеченных специалистов… Так сюда приедут лучшие. И не надо этого бояться. Так же как не надо бояться того, что железная дорога разрушит огромное количество памятников. Они уже давно разрушены и разграблены.

Местные власти считают, что строительство действительно приведет к полному или частичному исчезновению более тысячи природных, археологических и культурных памятников Тувы.

— Да ерунда все это, — уверен Брокерт. — Я вам честно скажу: археологическая мафия — самая влиятельная в России. Находят холмик — и говорят, что это курган. Требуют на его исследование пять миллионов, и пока они его исследуют, строить нельзя. За исследование платит заказчик, а исследует конкретная нужная фирма. Так что вся эта тысяча памятников лишь способ выбить деньги с застройщиков.

— Мы не выбиваем деньги просто так, а нагружаем проекты, связанные с дорогой и полезными ископаемыми, реальными социальными обязательствами, — заочно парирует Каадыр-оол Бичелдей. — Пока большинство олигархов не соглашаются, но процесс идет.

Одним из несогласных с таким мнением долгое время был сенатор от Тувы, владелец Енисейской промышленной компании Сергей Пугачев. В итоге республиканское правительство просто попросило его освободить кресло в Совете Федерации.

— Если честно, развивать республику тувинским властям просто невыгодно. Проще и прибыльнее осваивать транши из Москвы, чем пытаться зарабатывать самим, — говорит бывший председатель Верховного хурала Тувы Василий Оюн. Он как раз из тех чиновников, которые уже были под следствием, сейчас под ним находятся и не исключают новых уголовных дел. Прокуратура обвиняет Оюна в избиении скотокрада. Сам Оюн считает дело сфабрикованным.

— Цель простая: судимость и запрет на политику. Ведь выборы у нас сфальсифицированы на 80%. Так что все, кто сидит в парламенте, попросту нелегитимны. Мы пытались жаловаться, писали и премьеру, и президенту. Единственный результат — уголовные дела против нас. А бывший полпред президента в Сибири Квашнин мне вообще сказал, что использовал нашу жалобу по прямому назначению — сходил с ней в туалет.

Снова сажусь в машину. Прошу водителя отвезти меня к главному шаману. Несмотря на то что тувинцы формально считаются буддистами, влияние шаманов здесь огромно. Даже глава республики в кабинку для голосования заходит по правилам шаманской нумерологии: ровно в 10 часов, 10 минут и 10 секунд.

— Умер шаман, — отвечает водитель-тувинец. — Без защиты мы остались.
 

Финальная мораль

Ролан Ооржак сегодня главный культурный феномен Тувы. Молодой парень считается родоначальником тувинского кинематографа. На его счету уже девять художественных фильмов: боевиков, комедий, мелодрам и даже один фильм ужасов. Причем почти все ленты, в отличие от многих творений известных российских режиссеров, кассово успешные, несмотря на то что сняты на тувинском языке. В съемки первого фильма «Только ради тебя» Ооржак вложил 80 тысяч рублей, а заработал 108.

— Я — самоучка. По специальности, которую получил в МГУ, вообще политолог. Просто купил камеру, освоил монтаж и начал снимать. Примерно как Роберт Родригес.

Фильмы Ролана действительно впечатляют, особенно если учитывать, что делает он их без специальной техники и компьютерных эффектов. А о степени его популярности говорит тот факт, что вся Тува завалена пиратскими дисками с фильмами Ооржака. Но он особо на это не обижается. Говорит, что не у каждого хватает денег на билет в кино.

— Все фильмы у меня с финальной моралью, — раскрывает секреты мастерства Ролан. — Это особенность местного менталитета. У индийцев в кино обязательные танцы, у тувинцев — обязательная конечная мораль. Вы только мою руку перебинтованную не фотографируйте, как-то перед пацанами неудобно, это меня вчера вечером «розочкой» от бутылки порезали.

Перед возвращением в Абакан окончательно убеждаюсь, что Тува — это все-таки Россия, несмотря на то что большинство населения ни слова не понимает по-русски. Общего гораздо больше, чем различий. Например, промышленных предприятий нет, а самое крутое здание в городе у арбитражного суда, который занимается разрешением споров хозяйствующих субъектов. В рамках нацпроекта дают деньги ГУПу «Птицефабрика “Енисейская”», но поскольку птицу его никто не берет, ее обязывают покупать бюджетников. При этом официально купленное в Монголии мясо в три раза дешевле, чем свое, произведенное в Туве. Уполномоченного по правам человека в Туве нет. Как и шамана. Защищать население от государства некому.

Все здесь как в России, только доведено до абсурда и выглядит как пародия на Москву. Кроме кинорежиссера Ролана Ооржака. Пародией на него сегодня выглядит Никита Михалков.

Большую часть времени, проведенного в Туве, меня не покидало ощущение, что весь остальной мир к России относится так же, как мы к тувинцам. Мы для них загадочные дикари с непонятными цивилизованному европейцу принципами жизни и врожденной жестокостью, которые по ка­кому-то недоразумению живут на богатой полезными ископаемыми земле. И единственное, что у нас есть хорошего, — это самобытная культура. Поэтому любое вмешательство извне будет этим аборигенам только во благо. Так что по большому счету ничем от тувинцев мы не отличаемся. По крайней мере в глазах иностранцев. Пока мы во второй раз пытаемся колонизировать Туву, кто-то пытается колонизировать нас.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
N code 2 июля 2011
вы думаете, что пишете? почему считаете, что Туву с Африкой сравнивают?
главная мысль этой статьи:

"Большую часть времени, проведенного в Туве, меня не покидало ощущение, что весь остальной мир к России относится так же, как мы к тувинцам. Мы для них загадочные дикари с непонятными цивилизованному европейцу принципами жизни и врожденной жестокостью, которые по ка­кому-то недоразумению живут на богатой полезными ископаемыми земле. И единственное, что у нас есть хорошего, — это самобытная культура. Поэтому любое вмешательство извне будет этим аборигенам только во благо. Так что по большому счету ничем от тувинцев мы не отличаемся. По крайней мере в глазах иностранцев."

это очень важная мысль, которую не подметили те "журналисты", которые были у нас за репортажами о дикарях.

про выборы: везде по России ЕдРо, но наше правительство выполняет указания сверху со свойственной только феодальным вассалам покорностью. хорошо это или плохо, спорьте, граждане большой России, зато имеем неплохие дотации:р

про "хирургов": это есть, просто мы привыкли. я, например, спокойно гуляю ночью, сижу на крышах каля-маля. а "журналистам" с культурных столиц все предстает, естественно, в другом, я бы даже сказал, более объективном, свете. счастье в неведении:)

про Конвиза: подпишитесь на "Риск", мне же сказать нечего)

про Ролана Ооржака: редкой тупости фильмы. полноте, только не надо кидаться фразами "сперва добейся")

про Оюна: не знаю, глаза его, уважаемые читатели, без сомнения, принадлежат бездушному бюрократу. я не объективен? конечно)

про Пугачева: тувинцам нужен не эффективный сенатор, а свой. искренне надеюсь, что Пиманов и Мунзук не только свои, но и эффективны.

про железную дорогу:
слова Бичелдея, этого старого пердуна, запали в душу:

"— И главное — спорить на этот счет бессмысленно. Это с государством можно спорить. А тут уже интересы транснациональных корпораций. Их сепаратизмом не напугаешь. У международного капитала нет родины, и на каких-то там местных ему плевать."

статья хорошая.
Алексеев Богдан 16 июня 2011
Хватит вам уже про Туву херню писать, вон идите в своем курятнике разбирайтесь. 25 лет жил и живу. Себя спасайте, жизнью обиженные.
Зуев Максим 13 июня 2011
юша агана: это в каком таком месте я Вас оскорбил?
Глинка Аврелий 11 июня 2011
Всё это напоминает мне историю с Боратом )) Мир и не знал, что такое казахстан. А посмотрели кино про бората, и хоть слово казах узнали. Так и здесь: тува, кызыл. экзотика какая! сюда туристов надо возить, как в Африку. Заодно и денег заработаете. Чего вы так обижаетесь? критика - это тоже пиар. заодно и улицы подметёте. расслабьтесь
N code 2 июля 2011
Глинка Аврелий: ты как с барского стола кусок бросил:)

бы: баре обычно не знают, как работает адронный коллайдер
Салчак Мерген 14 июня 2011
Глинка Аврелий: Да в твой регион вряд ли кто поедет, денег ты не заработаешь, жаль. Кому интересны русские существующие в многоэтажных коробках, плывущие по течению, вечно ругающие свое правительство, пянствующие по любому поводу. В Америке и Европе бытует мнение, что Россия это страна, где в основном на улице бегают медведи, и вечно играют на балалайке. И жаль что нас малотиражное издание типа РР только интересует, сняли бы про нас в голливудском блокбастере больше народу бы узнали бы про нас. Эх зажили бы мы тогда.
Иванова Елена 11 июня 2011
Друзья, вы ведете жаркие споры, осуждаете автора этой статьи. Но если подняться над некоторым его цинизмом: 90% того, что написано – правда. Вы говорите о высокой культуре Тувы. Но наипервейшим критерием культуры региона является бытовая культура. Я люблю Кызыл, люблю Туву. Поэтому не могу позволить себе, своим близким и друзьям бросить мусор мимо урны, раскурочить что-то на улице, повести себя за рулем не вежливо по отношению к пешеходу или наоборот, оставить хлам на участке природы, где отдыхала. Не возможно представить, чтобы кто-то из моих друзей или близких, извините, нагадил в подъезде или на детской площадке.
Не всем, но многим, кто сейчас обсуждает эту статью, смешно читать то, о чем я написала. Потому что сами делают те безобразия, о которых я пишу. И даже не представляют (а кто-то прекрасно знает), что именно бытовая культура – норма в других регионах.
То, что выставлено на полках в музее или демонстрируется в концертных залах, свидетельствует не о высокой культуре современной Тувы, а о высокой культуре предков или талантах отдельных людей. Современная Тува руками тех, кто в ней живет, поставлена на колени. И это больно видеть. Страшно видеть огромное число пьяных, опустившихся людей на улицах. Единственное что я могу, это не опускать ее там, где я живу, куда приезжаю, вкладывать это в головы своих друзей и близких. Я думаю, что если каждый из нас будет делать то же - Тува изменится, о ней уже не будет повода писать такие статьи. Я сама аполитична. Но тот, кто только критикует власти - не проявляет любовь к своему региону, а либо преследует свои политические цели, либо делает это бесцельно. Если видите недостатки в развитии города или Тувы, предлагайте их руководству свое конкретное решение проблем. С первого раза, скорее всего не решите, но вода камень точит. Абсолютно уверена, что те русские, которые не могут найти общий язык с тувинцами, и те тувинцы, которые не умеют найти его с русскими, в конечном итоге не уживутся ни русский с русским, ни тувинец с тувинцем. Потому что у них склад характера такой, а не потому что другая нация виновата. Примеров тому много. Я знаю, что тувинская интеллигенция очень осуждает тех тувинцев, которые творят в Туве безобразия.
Наличие высшего образования или престижная работа абсолютно не являются гарантами высокой культуры. Тувинец, который живет в юрте, зачастую владеет более высокой культурой. Потому что он не позволит себе оскорбить другого, не замусорит берег реки, около которой живет, у него нет мысли, что надо разбить окна в магазине. Его этому не учили. Он с этим вырос и не представляет себе другого образа жизни.
Знаю, что последует масса критических отзывов, но по-другому не умею.
N code 2 июля 2011
Иванова Елена: это я понимаю. комментарий объективен, насколько это возможно.

но я-то не объективен, потому: этих единиц талантливых людей на душу населения, должно быть, больше, чем обычно по России. я так полагаю.
Uspun-ool Alisa 12 июня 2011
Иванова Елена: Согласна, но в каждом районе есть такие проблемы. Отличие в том, что мы отличаемся от "них" по крупному. И поэтому так много внимания уделяют нам =) И ждут от нас постоянно что-то плохого. Если кто-то один из нас отличился с плохой стороны, то все тувинцы такие.
Баранмаа Эртине 9 июня 2011
Я очень сильно обескопоен этой статьей. Нас даже сравнивают с "Африкой", сами приежайте и посмотрите с нормальной стороны "разве наша Респеблика похожа на Африку?". Много слухов прошло по всей России, и наверно каждый 3-ий Россиянин судит только по этим слухам. Люди просто не видят дальше своего носа! Прежде чем писать статьи не нужно ли изучить место, быт и население, про которое собираетесь писать? Прожили бы пол года, прежде чем писать? Или я не прав? Если посудить это же просто бесчеловечно! Я не спорю что у нас в стране свобода слова, но все же надо как-то присмотреться к людям и изучить образ жизни и быт. Большинство народов в России забывают свой родной язык (можно привести пример: современная молодеж Бурятии не знают свой родной язык). В стране обще принятый язык Русский, я не спорю что каждый должен знать Русский. Но все же есть люди которые просто не могут выучить Русский, им это не дается. То население которое говори что, не знают и даже не хотят знать Тувинский язык, все равно знают некоторые слова и фразы. Ведь все равно у них есть пожилые родственики, которые плохо разговаривают на русском языке или вообще не знаю. "Лично у меня есть прабабушка ей в этом году исполняется 90 лет. Она прошла 2-ую мировую войну и не знате Русского языка". Так что в принципе каждый человек в Республике знает хотя бы пару фраз или хотя бы с трудом может говорить на тувинском. Я лично знаком с людми славянской внешностью которые говорят на Тувинском, в Кызыле так же живет африканец который говорит чисто по Тувински. Если люди забудут свой родной язык, то и со временем забудут ценности и обычаи. Мы же одни из тех кто ценят и почитают свои обычаи. Так что, прошу аврота этой статьи прожить в нашей Республике желательно год, что бы мнение его сложилось не только по слухам...
Салчак Мерген 6 июня 2011
Сафонов Евгений

статью назвали внутренней африкой. Это уже показывает национализм и закомплексованность русского автора. Поехали в глубинку и якобы сделали какое то открытие. Тогда по такой же логике можно и Россию назвать Африкой. Русское село сейчас вымирает, запои, убийства изнасилования. Даже хлеще чем в Туве. Везде есть Кущевки. Скажите кто хочет модернизироваться в России? Ответ очевиден, только нано Президент наш. Все остальные погрязли в коррупции, кумовстве и клановости. Повсюду прогнившая система Путина. Так что сначала вы разберитесь в своей Африке а потом уже нас высмеивайте. Всего доброго.
N code 2 июля 2011
Салчак Мерген: психолог-кун в восторге от вашего анализа, товарищ. "я говорю проститутка и вы считаете, что речь идет исключительно о шл***х. я говорю - жрать друг друга - и вы видите только каннибализм."

никто никого не высмеивает и в названии национализма столько же, как в космосе негров. я офигеваю от однобокости и крайности ваших "рассуждений".
"только ситхи возводят все в абсолют"
Алексеев Богдан 9 июня 2011
Салчак Мерген: согласен.
Сафонов Евгений 6 июня 2011
Салчак Мерген: Не понял логики с национализмом. При чем тут он? Тут речи о национализме вообще нет.
Тихонина Настя 4 июня 2011
А как же гигантское культурное наследие - горловое пение. Которому нет аналогов и за которое которое миллионы людей во всём мире любят и знают Тыву.
а если людям не нужна модернизация, зачем её активно насаждать без разрешения.
Я думаю что очень прекрасно и важно что в мире остаются нетронутые лапой модернизации уголки. Многому виной алкоголь
Медведев Павел 19 июля 2011
Тихонина Настя: если уж вы пишите на русском языке, так будьте добры пишите - Тува. Будете писать на тувинском, тогда пожалуйста - Тыва
Сафонов Евгений 5 июня 2011
Тихонина Настя: Аналоги есть. Например тибетское горловое пения, также горловое пение южноафриканского народа коса и канадских инуитов,из европейских народов техника горлового пения есть в культуре ирландцев, я не говорю о других республиках России, как Алтай, Хакасия и т.д. Проблема не в алкоголе, проблема в культуре самого человека. Также проблема состоит в том, что людям просто нечем заняться, нет хорошей высокооплачиваемой работы, нет мест проведения досуга. Одни кафе, бары да магазины...
N code 2 июля 2011
Сафонов Евгений: ну, никто, наверное, не поспорит, что тувинское горловое пение является наиболее известным, исследованным и так далее, и тому подобное. опять же в википедии в статье о горловом пении:


"Виды горлового пения

каргыраа (кыркыра)
хоомей (кюмей)
сыгыт (сыхыт)
борбаннадыр (бербендер)
эзенгилээр"

где тут хакасские, алтайские, инуитские, африканские названия видов? в скобочках? ладно-ладно, в скобочках:)
Uspun-ool Alisa 2 июня 2011
И вообще к автору обращение: "Я не знаю, вроде бы, вы интеллигентный человек, а уже рассуждаете нас побывав там день. Кто вам дал такое право? В общем это не главное. Вот что я вам хочу сказать. Может ли, человек узнать человека, прожив всю свою жизнь с ним? Так, что задумайтесь пожалуйста!"
Лапшакова Вера 3 июня 2011
Uspun-ool Alisa: Дело даже не в том, что господин Антипин говорит о людях, которых в принципе не знает и знать не может. Беда в том, что господин Антипин позволяет себе выдергивать из разговора фразы, компоновать их по своему усмотрению. А это простите, просто ПОДЛО!!!!
Судить его конечно сложно, он ведь отрабатывал гонорар.... а его порядочность видимо стоит не очень дорого.
Uspun-ool Alisa 12 июня 2011
Лапшакова Вера: Как нормальный Россиянин =) Я заметила, что в крупных городах России всегда ищут смысл сказанного слова, за его пределами. Может это и есть прогресс? =)))
Uspun-ool Alisa 12 июня 2011
Uspun-ool Alisa: точнее модернизация=)
Сафонов Евгений 2 июня 2011
Uspun-ool Alisa: Если вы говорите о Конституции РФ где говорят "что каждый народ имеет право говорить на своем языке на всей территории РФ", то и не забывайте, что там написано и о свободе слова. По мне Тува так и выглядит для многих приезжих и с этой бедой должны бороться не только правительство, но и жители республики, что практически не делается.
Uspun-ool Alisa 12 июня 2011
Сафонов Евгений: Вот именно для приезжих =) А мы как знаем это вовсе не так.
Лапшакова Вера 3 июня 2011
Сафонов Евгений: Не согласна в корне, Тува как раз и славится своими "жителями", т.е. людьми (культура, спорт) и хочу заметить для многих из них не деньги главная номинанта. Масса людей, которые из дня в день работают во славу своей "малой" Родины. Просто, мы привыкли видеть только негатив, и совсем забываем радоваться, иногда пусть совсем маленькому, но доброму и светлому. Считаете, что я не права, приходите к нам в центр, поговорим за самоваром.
Сафонов Евгений 5 июня 2011
Лапшакова Вера: Этих людей, как мне кажется, не масса... Их единицы, но их недостаточно. А что делать если этот негатив перебивает многократно весь тот маааленький позитив, который иногда появляется? мало увидеть проблему, но и надо определить её характер, направление, тогда ты понимаешь, что это и из чего состоит
Uspun-ool Alisa 2 июня 2011
Мне по барабану как говорят о Моей Родине! Она для меня одна единственная. А то, что у нас не образованный народ и говорят только на своем это вы тогда предъявляйте претензии к Конституции РФ. ТАМ сказано, что каждый народ имеет право говорить на своем языке на всей территории РФ. И вообще сами же говорите,что мы такие одни. Так что берегите нас!=)))
N code 2 июля 2011
Uspun-ool Alisa: сферический тувинский менталитет в вакууме) к счастью, на эту статью.
Оюн Шолбан 2 июня 2011
Почитал с удовольствием, как будто читал анекдот. Как говориться: "У страха глаза велики", он перед тем как начать изучать данную нацию и приехать туда, он наслышался уже историй не живущих в Туве людей, от чего у него далее будет складываться не правильное восприятие. Да есть много правды в статье, что прискорбно, но зачем так писать, как будто бы все там одинаково похожие люди? В Кызыле живут два американца, которым в Туве живется очень даже хорошо. У меня много друзей русской национальности в Туве и у них много друзей, и не каждый лезет к ним драться, или принижать, это так же как жить вам среди других национальностей, за вами всегда будут следить недоверчивые глаза.
Салчак Мерген 1 июня 2011
Тува это молодой субъект России. Всего 64 года прошло с момента вхождения в состав России. В 30-40 годах были проведены чистки элиты которая в то время была против вхождения в состав России, это порядка 1000 человек. Обучив марионеток в Москве Кремль направил их провести псевдо добровольное вступление в состав России. Никакого референдума не было.А то что происходит сейчас это продолжение той же политики, ставятся марионетки которые делают все что нужно Кремлю, ухудшают социально-экономическую ситуацию чтобы народ спился от безработицы и исчез. Кстати эта политика проводится не только в Туве но и в русских регионах. Не знаю кто этим руководит, но очевидно это приведет рано или поздно к краху России если останется полукриминальная партия жуликов и воров, которые выкачивают миллиарды за границу.
N code 2 июля 2011
Салчак Мерген: паранойя вредит нашему правому делу, товарищ Салчак!
Шимит Александра 1 июня 2011
Вот вам и взгляд со стороны. Но он в чем-то прав. Посмотрите, у нас даже в очередях по-русски не говорят, что уж говорить про улицы? Я сама тувинка, но по-тувински не говорю, и мне неприятно стоять в толпе людей, говорящих на незнакомом мне языке. Все-таки мы жители РФ и язык у нас государственный русский, так что будьте добры в общественных местах выражаться на всем понятном языке. Но и сохранность культуры - важный нюанс. Что до национального притеснения - даже я, будучи на 3/4 тувинкой, испытываю его на себе, мол, ходят тут орусы. Народ, посмотрите на человека, который приехал из вне, что он видит своими глазами? что он слышит? ведь это не его выводы, что после 8 вечера ходить на улицах нельзя, так многие думают "за Саянами", как мы до такого опустились? Про правительство я вообще молчу, надо же, мы срочно делаем дороги и озеленяем город только к приезду вышестоящих чиновников.
Где-то в комментариях было написано, что Шагонар, Туран и т.д. - посели городского типа, т к там плюют, мусорят, много пьяных, культура низкая. Так вы на Кызыл посмотрите: понедельник, 5 часов вечера, прогуливаясь по набережной протоки я своими глазами видела около 10 толп, распивающих горячительные напитки на берегу, и встретила человек 20 в нетрезвом состоянии, так что это проблема не только районов, но и, в первую очередь, столицы. Да, железная дорога поднимет нас экономически - это плюс, но убьет нашу неповторимую природу - это минус. В жизни всегда нужно чем-то жертвовать, хотя такая жертва мне, честно говоря, не по душе. Кстати, насмешила статья про Ролана Ооржака. Вы видели его фильмы? Это считается национальным достоянием? Извините, когда там показывают людей, которые просто так решили напугать таксиста, приставив ему дуло пистолета к виску, а потом сказать, что они решили пошутить, да еще и хвастать перед этим друзьями, тут же напиваясь пива в их компании, или фильм про культуристов, которые, извиняюсь за скудность речи, пукают и смеются? Это национальное достояние? А вы подумайте, что целое поколение будет выращено на этих фильмах. К чему это приведет? Лично я против такого кинематографа. Лучше бы уж взяли интервью у Сюзаны Ооржак, фильм может и не все поймут, зато по культуре он куда выше.
N code 2 июля 2011
Шимит Александра: про язык вы перегнули. юша аган прав. как хотят, так и разговаривают. ибо не с вами, а друг с другом.

3/4 крови не делают вас тувинкой, а знание языка, культуры и прочей такой "фигни". я подозреваю, что вы этому рады.

про набережную: тут вы правы.

итог: зато везде, кроме Кызыла, вам будет вольготно и "круто".
юша агана 13 июня 2011
Шимит Александра: Люди, на каком языке хотят говорить, на том и будут говорить. А если неприятно, видимо, вам придется закрывать ушки.
Белявский Александр 8 июня 2011
Шимит Александра: Согласен С Александрой почти во всем.
Uspun-ool Alisa 2 июня 2011
Шимит Александра: У тебя комплексы, дорогая. Из-за того, что у тебя в крови течет Тувинская кровь и из-за того, что прожила там и проживешь всю свою жизнь и не не понимаешь наш язык=))
Кыргыс Д. 1 июня 2011
Статья ,на мой взгляд, однобокая. С ракурса приезжего. Посмотрите на якутов, чукч, калмыков, таджиков, грузинов, они тоже сохранили свои традиции и самобытность. Несмотря на современное развитие страны, тувинцы тоже смогли сохранить свои культуру и обычаи, нравы и традиции, а самое главное девственность природы. И это конечно же шокирует приезжих, а местное население гордо за свою "самобытность". Тувинцы - народ простой, доброжелательный и доверчивый, но некоторые этим пользуются, вернее злоупотребляют...
То что "после восьми без нужды не выходить на улицу", так это ерунда. И даже в 2 часа ночи как тувинцы, так и люди кавказкой национальноти, и русскоязычные свободно гуляют по ресторанам, куда они больше всего любят ходить, и никто никого без особой нужды не трогает. Это в 80-90х годах когда действительно русскоязычные, мягко говоря, "оборзели", тогда чаша терпения тувинцев дало о себе знать, отголоски спустя 20-30 лет неумолкают. Только того поколения люди знают, что пережил тувинец! Это тувинцы боялись выходить на улицу даже средь белого дня! Что тут творили!!! Может русскоязычные сами тувинцев шокируют тем, что прожив всю свою жизнь в Туве, знают только один язык - русский?! что сайот - это чукча??? Думаю пора ввести обучение тувинского языка обязательным, как и русского, в рускоязычных классах, ВУЗах, ССУЗах республики.
Лапшакова Вера 1 июня 2011
Кыргыс Д.: На мой взгляд, вы "слегка не в теме". Изучение тувинского языка является обязательным во всех школах республики в начальной школе. А русских изучается в рамках общеобразовательной программы. Другой вопрос, на каком уровне проводится обучение. Давайте не передергивать, если говорить с такой позиции как вы, у каждого найдется свой "камешек" запазухой. Нужно научиться слушать друг друга. И главное желание понять мнение другого. К сожалению, автор данной статьи нас не услышал.
Uspun-ool Alisa 2 июня 2011
Лапшакова Вера: Ты боишься?!! что вас всех заставят учить Тувинский язык? ха-ха=) жалко тя как-то
N code 2 июля 2011
Uspun-ool Alisa: что за? что ты делаешь? ты же делаешь одолжение господину автору репортажа своим хамством!

про тувинский язык: без языка нет культуры. и в первую очередь должны учиться своему языку мы сами. читать тувинские произведения, больше говорить. может, кто-то из молодых станет и писателем, поэтом, коих нам не хватает. а обучение тувинскому русского населения не нужно. от этого наша культура не обогатится, а нам с вами вредно общаться с русскими по тувински, ибо практика русского никому не мешала)
Лапшакова Вера 14 июня 2011
Uspun-ool Alisa: Нет, не боюсь. Кроме того мы прорабатываем вопрос с общественной организацией "Мир тувинцев" по организации курсов по изучению тувинского языка, для всех желающих. Как то хамски звучат ваши реплики! не находите? Для начала войдите в тему, а потом говорите.
Uspun-ool Alisa 25 июля 2011
Лапшакова Вера: Это хорошо что не боишься... Я прокомментировала твой коммент вот и все. Значит я что-то не так поняла. Sorry
Хертек Арслан 31 мая 2011
Спасибо, посмеялся.
А на счет железной дороги: простой люд боится что с железной дорогой "понаедет" слишком много народу и уедет в два раза больше коренных, а приведет это к тому что Тувинцы через пару десятков лет начнут исчезать как нация, яркий пример такого соседние республики.
Ромашка полевая 30 мая 2011
Статья конечно корявая и много ляпов,но автор все же суть тувинского абсурда отлично передал,с легким сарказмом,как оно и есть.зачет!
Алексеев Богдан 30 мая 2011
О ж/д конечно он "прекрасно" отписался... Памятники разграблены и разрушены, что за бред. А. Брокерт так рассуждать не мог. Хоть я и сторонник строительства ветки Кызыл-Курагино, думаю, вместе с тем в нашу республику хлынет поток тех же самих цыган и т.д. Соглашусь с Е. Сафоновым, что дотационные деньги оседают в карманах чиновников, до простого народа доходят, как до Африки эхо, про преступные кланы, восседающие в правительстве и "хурале". Улучшать положение республики они не хотят, и не могут, нагребут да и свалят, в столицу первопрестольной. Что уж тут говорить о нас. Безработица, преступность... Не от хорошей жизни все это, не от хорошей. Сразу что, простые люди виноватыми становятся, исходит то все сверху. Выше смотрите господа, выше.
Алексеев Богдан 30 мая 2011
О ж/д конечно он "прекрасно" отписался... Памятники разграблены и разрушены, что за бред. А. Брокерт так рассуждать не мог. Хоть я и сторонник строительства ветки Кызыл-Курагино, думаю, вместе с тем в нашу республику хлынет поток тех же самих цыган и т.д. Соглашусь с Е. Сафоновым, что дотационные деньги оседают в карманах чиновников, до простого народа доходят, как до Африки эхо, про преступные кланы, восседающие в правительстве и "хурале". Улучшать положение республики они не хотят, и не могут, нагребут да и свалят, в столицу первопрестольной. Что уж тут говорить о нас. Безработица, преступность... Не от хорошей жизни все это, не от хорошей. Сразу что, простые люди виноватыми становятся, исходит то все сверху. Выше смотрите господа, выше.
Лапшакова Вера 30 мая 2011
Евгений, если вы помните, то городами они стали еще во времена СССР, а тогда, как вам известно, были производственные мощности, и соответственно и количество населения в них было другим. Так что сумма дотаций здесь не причем. Мне в принципе интересно, откуда такое желание видеть, только плохое?
Сафонов Евгений 30 мая 2011
Лапшакова Вера: Нет такого желания. Я очень люблю Туву и мне не приятно видеть что с ней происходит. Из тех 14 млрд. руб, которые выделяются Москвой, по-моему мнению, используется максимум процентов 30. Остальные же деньги идут совсем на другие нужды ("оседают" в карманах чиновников) . Я думаю, что Тува погрязла в коррупции и преступности. Но я не считаю это главной проблемой. Основная проблема Тувы, как мне кажется, - проблема культуры, а именно культуры людей. Ну очень она там низкая. Везде плюют, мусорят, много пьяных по вечерам. Нельзя спокойно выйти из дома вечером и просто прогуляться. Люди боятся ходить по одному, стараются не выходить на улицу после наступления темноты и т.д.
юша агана 13 июня 2011
Сафонов Евгений: Один нескромный вопрос:"Вы когда-нибудь бывали в Кызыле?"
Сафонов Евгений 15 июня 2011
юша агана: 20 лет там прожил
N code 2 июля 2011
Сафонов Евгений: инфа 100%, я его лично знаю:)
Сафонов Евгений 30 мая 2011
В Туве есть и другие города, как Ак-Довурак, Туран, Чадан, Шагонар. Но вопрос! Могут ли они называться городами?! По-моему мнению, максимум они могут называться посёлками городского типа. Их причислили к статусу города, чтобы на их содержания Москва выделяла больше средств. Эти же средства на самом деле оседают в карманах чиновниках. Лишь очень мизерная их часть идёт на "содержание и развитие городов".
Лапшакова Вера 30 мая 2011
А вообще вам не стоило приезжать в Тувы, в любом учебнике географии вы бы узнали, что в Туве город Кызыл не единственный, и многое другое. Любой, кто внимательно посмотрит фотографии к статье, и прочтет, что вы написали, поймет, что вы просто не в теме. Вы зря потратили деньги редакции.
Лапшакова Вера 30 мая 2011
Уважаемый господин, Антипин! Если бы Вы так не стремились отработать заказ на очередную "чернуху" о Туве, то вы, наверное, вспомнили бы, что лично мы с вами общались не более 20 минут, в остальное время вы общались с менеджером центра. Или мы тоже для Вас все на одно лицо? А потом не грех было бы запомнить точное наименование центра. Вы так виртуозно вырвали куски текста из нашего разговора, те части которые вы хотели слышать, это естественно, потому что, как по другому вы не могли отработать свой "чернушный заказ". Не грех как человеку пишущему было бы знать, что создание государственных культурных центров, это часть национальной политики нашего государства. Например, в Новосибирске их 19, в том числе и центр этнографии и русского фольклора, при их 93% русского населения, кого же они сохраняют? Я не буду копаться в грязи. Видимо деньги для Вас имеют большее значение, чем совесть и порядочность.
Лапшакова Вера 30 мая 2011
Посмотрев материалы, понимаю что стиль издания в целом такой вот "с чернушкой", что статьи, что фотографии. При таком то названии...? О ком радеете, товарищи?
Алексеев Богдан 29 мая 2011
Я родился в Туве и вырос здесь же. Я русский по национальности. Как же вы все приукрасили, сколько же вам за эту бездарную статейку заплатили то? Скольких людей вы вводите в заблуждение? Или это просто зависть к неосвоенным, незагаженным территориям. Хорошо там, где нас нет.
Лысенко Виталий 28 мая 2011
Капец особенно убило «Ты убитого знал?» — «Нет». — «Он тебе что-то обидное сказал?» — «Нет». — «Может, толкнул?» — «Нет». — «Так за что ты его убил?» — «Не знаю».

Интернет магазин Харьков
Зуев Максим 28 мая 2011
Не согласен с выводами автора статьи о том, что русские как-то не так относятся к тувинцам. Мне кажется, что в многонациональном Китае, например, им жилось бы не так сладко как в России. Россия – это может быть единственная страна, где титульная нация – русские, позволяет так вольготно жить другим народам, учитывая их поддержку как коренных и малочисленных. Кто поддерживает русских? Никто. Если ты русский, у тебя нет поддержки клана, нет поддержки государства. По себе знаю, у русских нет своей территории в своей стране. Куда бы ты не приехал, найдется народец, который считает себя коренным. Они еще должны спасибо сказать, что они граждане РФ, что с приходом русских к ним в дом пришли все блага, не требуя ничего взамен. Своим укладом жизни они тянут страну в каменный век, им там комфортней. Я не хочу так жить, у меня другое мышление, я хочу развиваться, как большинство русских. Для них все дороги в нашей стране открыты: хочешь учись, хочешь работай. Один из героев статьи, тувинец, говорит, что его задача – чтобы тувинцы могли работать руководителями. Пусть учатся, мыслят категориями современной жизни, соблюдают законы РФ, и никто им не помешает. Обратная ситуация с русскими, которые живут в «нерусских» регионах. Очень тяжело без поддержки государства, клана найти высокооплачиваемую работу, тем более стать руководителем. Так что мой вывод такой: пора строить новые отношения с народами России, прекратить обманывать себя. Хотят жить в России - пусть развиваются. На «блюдечке с голубой каемочкой» никто ничего принесет!
N code 2 июля 2011
Зуев Максим:

блаблабла, Зуев. не зная матана, не стоит соваться в коллайдер. Вера Лапшакова и Галина Сюрюн, наверное, больше знают сей коллайдер, ибо матчасть пройдена ими в 80-90х. одно мнение на все 83 региона и по всем 130 миллионам человек, это, конечно, достойно похвалы, да:)
Зуев Максим 3 декабря 2011
N code: сам то понял - чего написал? Прежде чем переходить на личности сам представься, аноним херов!
юша агана 13 июня 2011
Зуев Максим: Как вам не стыдно притеснять другие национальности. Вы не имеете даже малейшего представления о нас.
Левин Валентин 28 мая 2011
Что есть Человек - вот в чем вопрос
симонов михаил 27 мая 2011
тгрк добывает в основном энергетический уголь, который идет на внутренние нужды. кокса пока еще немного ибо без железной дороги его добыча там не особо рентабельна. слишком дорого везти камазами.
справка для общего сведения:

Объем отгрузки угля потребителям ТГРК составил в первом полугодии 2010 г. 341 тыс. т (+96% к аналогичному прошлогоднему показателю). Потребителям в Республике Тува было отгружено 199 тыс. т, потребителям за пределами региона – 142 тыс. т. Основными потребителями углей Каа-Хемского и Чаданского разреза продолжали оставаться сибирские предприятия энергетики и ЖКХ; кроме того, в феврале с.г. компания начала первые поставки угля на металлургические предприятия России и Украины.
Егоров Владимир 27 мая 2011
Господа, поверхностно написано!

Уголек ТГРК - коксующийся, экспортный. Топить им все равно что топить асигнациями. А вот Хакаский - энергетический.
Эффективное использование ресурсов, это ли не модернизация?
georg ladnyj 26 мая 2011
Вспомнилось в связи с этим, что недавно - в соответствии с "индексом счастья" (есть и такой) - самыми счастливыми людьми на планете были признаны жители Бутана, государства в Южной Азии - далеко не самого богатого на Земле. Вопрос только - что же понимать под "богатством", и только ли от него зависит ощущение счастья.
Губанов Артём 7 июня 2011
Был в командировке в Туве два года назад, спокойно гуляли по ночному Кызылу, по улицам и магазинам, без всяких происшествий.

Наш водитель, русский из Минусинска, работавший в советское время в Туве, сам признавал, что антирусские выступления в 90-х спровоцированы скотским отношением русских к тувинцам.

Много людей из Красноярска каждый год езят в Туву отдыхать, и ничего страшного с ними не случается
snitko lidiya 20 июня 2011
Губанов Артём: а еще много таких которые попали под горячую руку!
N code 2 июля 2011
snitko lidiya: под горячей рукой умирают десятки людей в секунду по всему миру. так-то. "моя хата с краю"?
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение