Сатурн: десять молний в секунду и другие новости недели

15 июля 2011

Сатурн: десять молний в секунду

Гигантский шторм разразился на Сатурне полгода назад, в декабре 2010 — феврале 2011 года. Атмосферные вихри полосой прошлись по 35-й параллели планеты. Ширина полосы достигала 10 тыс. км, а молнии вспыхивали с частотой 10 раз в секунду. Такие вихри возникают примерно один раз в год по календарю Сатурна, то есть раз в 27–30 земных лет. Явление называется Большим белым пятном и наблюдалось всего шесть раз начиная с 1876 года. Сейчас его во всех подробностях изучал американский зонд «Кассини». (1)

Новые водоросли живут под ногами

Биологи из Университета Флориды обнаружили новую разновидность микроскопических стекловидных водорослей. Далеко ходить ученым не пришлось — растения преспокойно жили в пробе воды из местной речушки Сент-Джонс, простоявшей на полке в лаборатории семь лет.

История этого вида восходит к мезозою. В своем хрупком стекловидном домике водоросли пережили динозавров. Последние вряд ли знали об их существовании, зато в наше время одноклеточные водоросли выполняют много полезной работы. Их используют в качестве маркеров чистоты воды, в процессе разведки нефти и даже в судебно-медицинской экспертизе. (2)

Шум мешает слышать радость

Ученые из Санкт-Петербурга решили изучить, как шумовые помехи мешают различать эмоции в голосе: радость, грусть, гнев, равнодушие. Выяснилось, что сильнее всего снижается способность узнавать радостные интонации. А еще — что в условиях шума эмоции в женском голосе распознаются лучше, чем в мужском. (3)

Оксид азота помогает помнить. И забывать

В основе нашей памяти лежит очень сложная цепочка химических реакций. Ученые из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН проанализировали, какую роль играет здесь оксид азота. Результат оказался парадоксальным.

«Двуликий оксид азота необходим и для стирания памяти, и для формирования памяти» — так называется публикация в Журнале высшей нервной деятельности (редкий случай, когда российские ученые используют в статьях столь образную лексику).

Первое «лицо» оксида азота — нитрозилирование белков, в результате чего они меняют свои функции и стирают воспоминания. Но в некоторых случаях те же самые молекулы оксида азота могут активировать синтез белков, в том числе и вовлеченных в сохранение памяти. Посредником для таких реакций служит вещество гуанилатциклаза.

«На основе анализа данных литературы и поведенческих экспериментов на наземной улитке Helix мы высказываем и экспериментально обосновываем гипотезу о двояком участии оксида азота как в формировании, так и в стирании/блокировке памяти, что объясняет очень многие имеющиеся противоречия в опубликованных данных», — пишут авторы работы. (4)

Источники: (1) Nature. V. 475. P. 71–74, 75–77.  (2) Akshinthala K. S. K. Prasad, et al. // Phycologia. 2011. V. 50 (3). P. 264.  (3) Дмитриева Е. С., Гельман В. Я. // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2011. № 3. С. 306–316.  (4) Балабан П. М., Рощин М. В., Коршунова Т. А. // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2011. № 3. С. 274–280.