Вороны способны к символизации и другие новости

24 августа 2011

Птицы гораздо умнее, чем кажутся. В последнем номере «Зоологического журнала» опубликована статья Анны Смирновой (биофак МГУ) о способности попугаев и ворон к абстрактному мышлению. Продвинутые птицы могут устанавливать соответствие между арабскими цифрами и количеством элементов на картинке. «Способность к символизации при­суща не только высшим млекопитающим, но и высокоорганизованным представителям класса птиц» — к такому выводу приходит исследовательница, ссылаясь на многочисленные работы коллег. В ее собственных экспериментах серые вороны свободно оперировали цифрами от 1 до 4 и могли совершать действия, напоминающие сложение. (1)

Откуда взялся наш спутник?

Вот уже два с лишним столетия идет спор о том, как образовалась Луна. Многие ученые считают, что она появилась после того, как в молодую Землю врезалась планета Тейя и выбросила в космос кучу вещества. То есть Луна приходится нашей планете дочкой. Но есть и те, кто настаивает на гипотезе совместного образования. В последнем номере журнала «Геохимия» опуб­ликован доклад академика Эрика Галимова, директора Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН. Он утверждает, что вначале был газо-пылевой сгусток радиусом примерно в миллион километров. Через 50–70 млн лет после возникновения Солнечной системы произошли фрагментация этого диска, отделение Луны и образование зародыша Земли. Получается, что Луна не дочка, а, скорее, младшая сестра нашей планеты. (2)

Вода снизит космическую дозу

Радиация — одна из главных проблем космических полетов. Группа ученых из России, Японии, Швеции и Германии предлагают использовать в качестве дополнительной защиты космонавтов такое доступное вещество, как вода. Проведенные расчеты показали, что водный слой 5 г/см2 может снизить локальную дозу на 32%. Авторы исследования предлагают применять эту защиту в тех отсеках космического аппарата, которые часто посещают члены экипажа. (3)

Индусы и европейцы умирают одинаково

Многим людям довелось побывать на пороге смерти. Остановка сердца, удар током, удушение, потеря крови… Человек умирает, но усилия врачей или воля случая возвращают его к жизни. Дальше начинаются воспоминания. Самое известное из них — темный туннель с ярким светом в конце. В журнале «Вопросы психологии» опубликовано сравнительное исследование около­смертного опыта в западной и индийской культурах. Переживания человека на пороге гибели разбиты на составные элементы: «прохождение через темное пространство», «встреча с проводниками в иной мир», «встреча с умершими родственниками», «ретроспектива воспоминаний всей жизни», «решение вернуться назад» и т. д. Анализ показал, что большинство элементов совпадает в обеих культурах, несмотря на их огромную разницу. Тот же самый туннель со светом есть в воспоминаниях и индусов, и европейцев. «На наш взгляд, “универсалии” околосмертного опыта обусловлены не конкретной, а некоей общечеловеческой культурой. В ней фиксированы общие, присущие роду homo sapiens отношения с миром и универсальные психические структуры, отражающие эти отношения», — пишет автор работы. (4)

Источники: (1) Смирнова А. А. // Зоологический журнал. 2011. № 7. С. 803–810. (2) Галимов Э. М. // Геохимия. 2011. № 6. С. 563–580. (3) Сато Т. и др. // Космические исследования.2011. № 4. С. 329–334. (4) Гордеева О.В. // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 121–131.