Семен Кац для «РР»

7 вопросов Борису Куприянову

книготорговцу

О ярмарках, кризисе и эротизме книги

В первой половине сентября Москву заполонят книги во всех видах. С 7-го по 12-е на ВВЦ будет идти крупнейшая в стране международная выставка-ярмарка; параллельно в парке им. Горького пройдет фестиваль Bookmarket; а 9-го и 10-го во внутреннем дворике Политехническо­го музея состоится книжная ярмарка независимых издателей «Новая площадь». Один из организаторов ярмарки — Борис Куприянов, соучре­дитель «умных» книжных магазинов «Фаланстер» и «Циолковский». «РР»  поинтересовался у него, зачем нам столько книжных событий разом.

Константин Мильчин
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

30 августа 2011, №34 (212)
размер текста: aaa

1. Что вообще происходит на книжных ярмарках, для чего они нужны?

На ВВЦ ярмарка не так интересна главным редакторам издательств, как начальникам торговых отделов. Здесь поддерживаются старые коммерческие связи и приобретаются новые. Нон-фикшн — ярмарка для независимых издательств, точнее для их главных редакторов. Туда приезжают лучшие иностранные агенты, происходят операции по покупке прав на новые книги. Мы же на нашей ярмарке в Политехе хотим возродить коммуникацию между нуждающимся читателем и нуждающимся (во всех смыслах) издателем — не через посредника, а напрямую. Поэтому ярмарка будет бесплатной для всех ее участников, но и цены мы попросим держать низкие.

2. Бум маленьких независимых ярмарок связан с кризисом книжной отрасли?

Да. Кризис проявляется во всех звеньях процесса: в переводе, в оформлении книг, в редактуре, в продаже, в рекламе, в распространении. Мы надеемся привлечь внимание к ситуации с независимым сегментом книжного бизнеса. В Политехническом музее мы хотим вернуть книге ее первоначальную коммуникативную функцию, эротизм если угодно.

3. Переход на электронные книги будет губительным для книгоиздательства?

Во всем мире в ридер уходит попса. Представить Платона на ридере можно, но, по-моему, такое чтение не совсем удобно. Конечно, электронное чтение ударит по издательствам, специализирующимся на попсе и переиздании классики. Среди независимых издательств таких почти нет.

4. А вообще кто скорее переживет кризис книжной отрасли — монстры или маленькие независимые игроки?

Плохо всем, но не надо забывать, что в нашей области кризис уже лет десять. Он произошел тогда, когда в России решили, что книги — это только бизнес. Не умеешь заработать много — лузер. В прошлом году на книжном фестивале в ЦДХ один из мегаиздателей так и говорил. Надо отказываться от такой наивной неолиберальной позиции. Независимым издателям будет, по-моему, проще. Нынешний кризис — он у богатых и больших, а бедным… Бедным нечего терять.

5. Сколько осталось жить бумажной книге?

Ну, я пока род деятельности менять не планирую.

6. Электронная книга сможет создать новый литературный жанр или форму?

Должна, по идее. Многие жанры уже массово переходят в электронный вид, словари, скажем, в цифровом формате гораздо эффективнее. Возможно, появятся книги, где кросс-ссылки будут принципиально важны.

7. Героем литературы 90-х был маленький человек, героем литературы нулевых стал бизнесмен с налетом гламура. Кто станет героем литературы 2010-х?

Революционер… Но, вообще, не могу согласиться. У важнейших произведений нулевых — «Ме­тели» Сорокина, «Саньки» Прилепина и «Поправок» Франзена — герой отнюдь не пригламуренный бизнесмен. Даже у Пелевина такой герой лишь средство. Очевидно, что новый герой уже «при дверях»: проза ведь тоже переживает кризис, и не только в России, а во всем мире. Новый герой появляется не для создания новой моды, а потому, что в старого уже никто не верит.

 

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение