--

Гражданское добивание

Как найти себя за два дня и «потерять» гопника за десять секунд

Инструктор-рукопашник Алексей Маматов обещает в двухдневный срок обучить любого «грязным приемам уличной драки» и подготовить физически и психологически к стремительной и успешной схватке с гопником, хулиганом и всяким иным агрессором. Желающих хватает: маматовская «Бакланка» сейчас один из самых популярных прикладных тренингов России. Корреспондент «РР» отправился на «Бакланку», чтобы на собственной шкуре прочувствовать, чему учит «курсантов» Маматов, и понять, зачем им всем это нужно. 

Вадим Аплетаев
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

20 сентября 2011, №37 (215)
размер текста: aaa

—Он думает, что он вас ведет, а на самом деле он просто приближает вашу руку к своим яйцам!

Алексей Маматов, он же инструктор Гевара, среднего роста, строен, умеренно, без следов качковой мышечной гипертрофии, мускулист, у него короткая стрижка, приятная располагающая улыбка, холодноватые и очень неглупые глаза. Движется он экономно и легко. На сайте rubulat.ru Маматов о себе сообщает, что по образованию он невролог, единоборствами занимается с 93-го, а преподает их с 96-го, что он разработал собственную систему рукопашного боя «Булат», что он вел курс ножевого боя в офицерской штурмовой группе «Витязя» и «консультировал еще ряд закрытых учреждений и группы достаточно серьезных людей». В общем, понятно: и сам достаточно серьезный мужчина. Маматов пишет книги по психологии и практике самообороны и, разумеется, преподает эту премудрость очно и тактильно.

«Бакланка» — это два дня жестких и интенсивных, по восемь часов кряду, практических занятий за немаленькие деньги (цена рассчитывается по прогрессивной шкале: если платить непосредственно перед стартом, получается 14 тысяч рублей) с целью постижения «секретов хулиганской драки». Пафос «Бакланки» — «подобное подобным», самооборона от гопников их же беспредельными методами, только профессионально дополненными, отточенными, улучшенными. Сегодня день второй, и я вот уже часа три за репортерский интерес пропитываю майку потом и покрываю тело синяками в компании еще двух с лишним десятков мужчин, желающих научиться рвать любого гопника, как Тузик рвет грелку.

Поставлено дело технологично: обучение каждой рваческой премудрости состоит из дебюта (Маматов объясняет на словах), миттельшпиля (Маматов показывает на себе и добровольце) и эндшпиля (курсанты разбиваются на пары и мутузят друг друга поочередно). Сейчас миттельшпиль, и добровольный «гопник», как бы ведущий Маматова для кровавой расправы вон из воображаемого кабака, весь подобрался в ожидании неизбежного. В дебюте Маматов весьма трезво объясняет, что лучший способ взять верх в кабацкой разборке с ее «пойдем выйдем» и зубодробильными последствиями — это избежать ее. Сидите с дамой в ресторации и кто-то из подпитых соседей агрессивно таращится? Отлично, твердо выдержите его взгляд, после чего, не возобновляя игры в гляделки, предложите спутнице перебраться в другое место: «Если женщина адекватная, она поймет вас правильно». Не смогли или не захотели вовремя сменить дислокацию? Отлично, не реагируйте на «пойдем выйдем», не поддавайтесь на провокации.

— Ты че, мужик, не мужик, че ли? — подначивает Маматова «гопник».

— Нет! — Маматов безмятежно улыбается. — Не мужик!

«Обычно вы идете на поводу у гопников, потому что боитесь уронить свою невидимую корону, — поясняет тренер. — Думаете, что иначе пострадает ваше достоинство. Хотя непонятно, чего такого достойного в том, чтобы получить ножом под ребро и отправиться в реанимацию!»

— Но вот, предположим, вы все-таки решили «пойти выйти». — Маматов лучезарен. — Куда вас поведут? Ну, два варианта?

— В туалет? — робко предполагает один из курсантов.

— Точно! А еще?

— Во двор? — увереннее дополняет второй.

— Конечно. И, разумеется, действовать вам надо, не дожидаясь, пока вас приведут, потому что в туалете или во дворе вас ждет не честный рыцарский бой один на один — а что? Правильно, или шобла, которая станет вас гасить, или там за дверью железяка припрятана, которой вас отоварят, или струю вам из баллончика в лицо пустят и дальше будут бить спокойно. Поэтому вот вы выходите в коридор… Вот он вас держит за плечо или даже вот так, ментовским захватом, — Маматов защемляет собственное плечо в руке добровольца, — это если он с каким-нибудь самбо немного знаком… Ему кажется, что он хозяин положения, а на самом деле он просто приближает вашу руку к собственным яйцам!

Хлоп — ладонь Маматова ныряет «гопнику» в пах, удар, захват, рывок, доброволец на полу.

— Ну и теперь гражданское, как я это называю, добивание! — Маматов ласково охаживает лежащего основанием ладони по растопыренным пальцам («Лучше три раза, чтобы надежно сломать!»), по почкам, подошвой по голеностопу, ребром ладони опять же в пах, ну то есть по яйцам — тут предпочитают называть вещи своими именами.

«Яйца» — это вообще рефрен и лейтмотив «Бакланки». Словно мы про Пасху или птицеферму. Яйца и еще глаза, яйца и глаза, глаза и яйца!

— Ну, не обязательно глаза, — деловито расшифровывает Маматов, пока очередной псевдогопник с вывернутой кистью корчится в умелых руках, — можно и вот так, за угол рта, и вот так, за ноздрю, и вот эдак даже, за ухо — за что попадется!

Но именно яйца и глаза, по Маматову, есть разумный идеал как эффективности, так и гуманизма:

— Иначе придется тут травмировать, там травмировать, а так оппонент получил по яйцам, сложился и лежит себе спокойненько. И глаз, как вы убедились на вчерашнем занятии, не так просто выбить или выдавить, так что и это сравнительно безопасный метод воздействия!

Как все убедились на вчерашнем занятии, гуманизм в трактовке «Бакланки» — штука интересная, титаны Ренессанса и столпы Просвещения подивились бы. Благословенны яйца и глаза, ибо позволяют не калечить визави на всю жизнь. Милосердно «гражданское добивание» — потому и «гражданское», что щадящее, ибо даже титаны и столпы не поспорят: лучше сломанные пальцы, отбитые почки или первичные половые атрибуты, чем смещенные позвонки и отекший мозг для побежденного и отдых на нарах за «превышение пределов», «непредумышленное» или «побои, повлекшие…» для триумфатора. Вот один чемпион по боям без правил давеча честно двинул одному невежливому студенту в голову — и где они оба теперь? Лучше уж по первичным половым, право слово.

Заповеди «Бакланки» вежливо дистанцируются от новозаветного «подставь другую щеку» и практично корректируют ветхозаветное «око за око» — и око, и яйца надлежит взимать превентивно: кто первым ударил, тот и победил, это вам не восточные единоборства с их красивыми стойками, это русская жизнь. Тут ломка интеллигентского страха перед «ударить первым» — один из главных слоганов. Тут для обучения концентрированному выплеску агрессии играют в «зверобол» — рукопашную версию регби. Тут учат носить с собой нож и применять его по назначению, орудовать короткой палочкой-яварой, весьма эффективной при работе по болевым точкам и никак не запрещаемой Уголовным кодексом, использовать в качестве ударного любой годный бытовой объект или даже пневматический пистолет. («Это же настоящий кастет, с одной стороны вот такенная елда и с другой, им так можно отхерачить, что стрелять совершенно не понадобится!») Тут для снятия страха перед болью, своей и чужой, «курсанты» изо всех сил кусают друг друга за плечо (к тому же, не стоит недооценивать зубы как оружие): «Я вгрызся в него до сведения челюсти. Я чувствовал его боль, как он начал выть и дергаться, и от этого вгрызался еще сильнее. Своей боли я практически не чувствовал. В какой-то момент я готов был перекинуть его через себя зубами, как это делают в боях питбули…» — это днем позже напишет в «ЖЖ» мой мимолетный собрат 6lesni4iy, в миру, если я правильно идентифицировал, скромнейший 23-летний парень Леша, на финальном вручении дипломов сказавший, что благодаря «Бак­ланке» он «ощутил неимоверное внутреннее спокойствие». А вот поди ж ты — питбуль.

Тут Маматов обучает полезному «разрыву шаблона»: «курсанты» рычат собакой и львом, вопят ночной птицей, воют и лают шакалом и «маленькой шавкой», хохочут смехом безумца и одновременно буравят оппонента взглядом — вначале последовательно, а потом все это разом в вольном сочетании. «Поверьте, ни одна злая собака и ни один здравомыслящий гопник с человеком, который так себя ведет, связываться не станет — плюнет и уйдет! Так что драки удастся избежать с вероятностью 98%», — комментирует Маматов. Повопив (в искусстве боевого вопля инструктор очевидно превосходит «курсантов»), Маматов учит «снимать маску», с силой проводя ладонями по лицу: «Надо переключиться из агрессивного состояния в нормальное, не тащить дальше негатив».

Я не тащу негатив, я снимаю маску, я переключаюсь в свое нормальное состояние. В конце концов, я ведь тут, в борцовском спортзале на Люсиновской улице, где остро пахнет пыльными матами и трудовым мужским потом, не для того, чтобы научиться рвать гопников на британский флаг. Да и не очень-то я верю, что два дня даже самого интенсивного тренажа могут превратить мирного обывателя или интеллигентного слюнтяя в уличного бойца, готового бить первым (и грамотно), а смеяться последним (и искренне), — пусть даже все маматовские психологические рекомендации весьма здравы, а техника боя, с ее хлесткими быст­рыми ударами из любой позиции, с использованием «грязных приемов» и милейшим «гражданским добиванием», практична.

Я отдаю себе отчет в том, что хитроумный Маматов — дока не только в захватах и ударах, но и в пиаре с маркетингом, что «Бакланка», сулящая обретение за два дня надежного файрвола от всевозможной гопоты, не столько чудесная реальность, сколько отлично придуманный бренд. И этот бренд замечательно продается: положим, проверить, действительно ли в разных городах и весях России маматовский тренинг посетили сколько-то тысяч человек, я не могу никак, но вот что в Москве оба своих выходных отдают навыкам уличного боя два с гаком десятка мужиков, достаточно состоятельных и решительных, чтобы выложить за синяки и ноющие мышцы по полтысячи у. е. каждый, — это я наблюдаю собственными глазами.

Мне интересно, кто эти люди. Адреналиновые маньяки, любители проверять себя на измор и излом? Изуродованные городом самцы, приходящие в этот «бойцовский клуб», чтобы активировать в себе угнетенного цивилизацией волосатого зверя? (Я заметил, что этой версии по поводу «Бакланки» почти единодушно придерживаются дамы: поскольку, мол, с одной стороны, современный мужик недалеко ушел от питекантропа с дубиной, с другой же — он, тьфу, инфантильный слабак, который даже здоровую брутальность без тренера в себе пробудить не в силах.) Фанаты-рукопашники, желающие обогатить арсенал? Субтильные умники, изживающие комплекс «бить человека по лицу я с детства не могу»? Мидл-класс, опора капитализма, привычно не ждущий милостей от природы и государства и решивший взять миссию отпора агрессивному люмпену в свои руки, ноги и зубы?

Утром перед началом тренинга я курю во дворе, украдкой отслеживая сбор контингента. Некоторые бодро приходят на своих двоих с рюкзачками на спинах, но некоторые и съезжаются. И пусть среди авто нет «гелендвагенов» и «поршей», но и убитой продукции Волжского автозавода тоже не наблюдается, сплошь приличные новые агрегаты, вот даже и красный спорткар, мечта городского плейбоя. В зале в перерывах между коварной имитацией швыряния противнику в лицо какой-нибудь мелкой дряни («Вряд ли вы настоящий гопник и носите в кармане семки — а один мой знакомый таскал специальный бумажный кубик со смесью перцев, — но любой мусор подойдет, а можно просто обозначить».) с последующим ударом ногой сами догадайтесь куда и отработкой захвата за пальцы («И так с пальчиками можно поиграть, и вот так, а ломаем лучше в трех местах».) я пытаюсь раскассировать соратников по борьбе. Футболки с легкомысленными надписями, треники, шорты, камуфляжные штаны, борцовки, одно-един­ственное кимоно, — при помощи дресс-кода ничего не понять. Подводит и фейсконтроль: вот подкачанный парень с навыками борца-вольника, а вот жилистый юноша с поставленным боксерским ударом, но есть и несомненный школьник, и предпенсионного вида дядечка, и набор явных офисных клерков, и вопиющий хипстер — не его ли спорткар?

На очередном разборе полетов тощий молодой человек долго, с узнаваемым академическим занудством, повествует, как гопники затащили его в темный переулок, игнорируя крики «Помогите!», навешали сзади по голове: «Вот такая гематома была, лимфостаз!» — и отобрали сорок рублей и два яблока. Маматов иронически комментирует ошибки в поведении: «Кричать, как известно, надо было “Пожар!”». После вопроса «Кто попадал в кабацкую ситуацию типа “пойдем выйдем”?» руки поднимают человек девять, уточнение «А кто пошел и вышел?» убавляет всего пару рук.

В финальных посиделках перед выдачей дипломов с гордым фасом птицы баклана выясняется, что двое «курсантов» встретили на тренинге, кусаясь и шлифуя удар по яйцам и глазам, свой день рождения: Алексею стукнуло сорок, Григорию — тридцать два; а еще один Алексей, двадцати пяти лет, специально прилетел на «Бакланку» из Екатеринбурга; а несколько человек пришли на тренинг во второй или третий раз. Когда стойких дипломантов просят на камеру сказать пару слов о своих движущих мотивах, преобладают два типа ответов: «Хотел проверить и познать себя» и «Хотел получить навык действий в экстремальной ситуации, снять страх первого удара», а часто оба два с жизнеутверждающим итогом: «Ощутил уверенность и покой» — привет питбулю Леше. Оно и славно, Гаутама Будда за нас порадовался бы, но в социологическом фокусе картинка не сходится по-прежнему.

После тренинга Маматов, деловито отмерив семь минут на разговор, излагает мне генезис «Бакланки»:

— Я из семьи военнослужащих, в детстве много переезжал — Средняя Азия, Сибирь, Алтай, ну, и обстановка там была не то чтобы благополучная, приходилось много драться. Я занимался карате — очень долго и так же безуспешно. А одновременно в процессе драк, которые не прекращались, я заметил, что удар в пах или захват за пальцы решают дело быстрой победой, несмотря на вопли о том, что это нечестно. У меня появились друзья среди хулиганов, показывали мне нечестные приемы, а что-то более сложное показывал мой дедушка-разведчик, что-то — папа-десан­т­ник. Ну и я стал чему-то учить ребят… А уже позже, в Москве, появилась «Бакланка» — я сначала попытался сформировать двухнедельный курс, но потом понял, что он слишком растянут, потому что речь идет о простых вещах. Все остальное требует многократного повторения и заучивания, но есть простые навыки, подобные навыку езды на велосипеде или плавания. Для таких навыков
достаточно и двух дней, и одного.

— Слушайте, — говорю я, — вот все эти люди, которые сегодня пришли, — они же явно не из социальных низов, раз могут заплатить за ваш тренинг. Неужели для них гипотетическая встреча с гопниками и вправду бытовая реальность, какой-то предметный, практический страх? Неужели эта вероятность в их — и нашей — жизни так велика?

— Это типичная ошибка обывателя, — веско говорит Маматов, — думать, мол, со мной этого не случится: не случится дефолт, не случится болезнь, не случится нападение хулиганов. Я знаю случай, когда человека за пять секунд избили на Тверской, несмотря на обилие вокруг эфэсбешников. Я знаю случай, когда человека застрелили на выходе из ночного клуба напротив Кремля. Мне самому пришлось недавно обороняться от трех всамделишных гопников вот прямо тут, на Мытной улице, — ну да, вполне успешно, я только боялся, что переборщил… Американцы говорят shit happens, и надо быть к этому готовым.

Отлавливаю по одному соратников. Саша — в недавнем прошлом айтишник, теперь открывает свою автошколу — на тренинге не зверствовал, то есть явно не из «файтклабщиков».

— Почему пошел? Все в этом мире делается ради женщин, — подтверждает Саша имидж миро- и жизнелюба. — Ты можешь быть хоть калекой, хоть даже импотентом, но надо, чтобы внутренняя сила ощущалась, уверенность, спокойствие. Я хотел понять, смогу ли сохранить уверенность, если вдруг что не так. Теперь понял. И собираюсь, кстати, продолжать, снова к Маматову приду. Сталкивался ли с гопниками по жизни? Да нет, вообще-то. Но если вдруг ситуация сложится, надо же знать, что делать, как себя вести!

Геолог Юра на «Бакланке» во второй раз, мотивация — «по причине слабой уверенности в себе».

— Гопники? Не, во взрослой жизни драться не приходилось, все конфликтные ситуации ограничивались словами… Но все ведь может быть, правильно? И вот что у меня точно осталось после тренинга — это чувство готовности на улице. Раньше ходил в таком полутрансе, голова забита своими мыслями, заботами… А сейчас я иду сконцентрировавшись, если вижу подозрительные лица, потенциально опасную ситуацию — я готов!

Сергей — самый пожилой из курсантов, ему пятьдесят три, военный пенсионер, в прошлом ракетчик, ныне предприниматель «в области наружной рекламы».

— Проверить себя хотел, посмотреть, как я в своем возрасте справлюсь с такими нагрузками. Справился. Ну и хотел понять, как действовать в экстремальных ситуациях. Бываю ли я в них? Да нет… Но есть ощущение, что жизнь быстро меняется и ситуации еще будут. Вот вы «Исторический процесс» с Кургиняном смотрите? Есть ощущение скорых перемен в стране, того, что мы в каком-то смысле можем вернуться в прошлое. Ну, не прямо в революцию или гражданскую войну, но вот во что-то похожее на начало 90-х! Что мне дала «Бакланка»? Многое. Приемы некоторые, знание болевых мест — глаза, пах, конечности, вот это врезалось в сознание.

Я бреду в сторону метро «Тульская», ощущаю маету во всех мышцах, наблюдаю расцветание пышных, как хризантемы, синяков на обеих руках и наконец очень хорошо понимаю, что объединяет всю эту нашу разношерстную компанию — геологов и бизнесменов, военных пенсионеров и клубных промоутеров. Да конечно, вот это вот: «Все может случиться». Не подозрение, но уверенность: мы ходим, работаем, живем в нехорошем месте, здесь опасно.

Сталкиваемся мы с гопниками, не сталкиваемся — мы четко усвоили: агрессия возможна в любой момент, вторжение, от хамства до прямого насилия, неизбежно и единственный адекватный ответ — тоже насилие. И неважно даже, так ли это на самом деле, важно, что мы подспудно уверены в этом и, значит, становится так.

«Бакланка» — лакмус поточней, чем опросы социологов, и она ведь не единственная в своем роде: в русском мире разнообразного тренинга и коучинга баланс за последние годы очень сильно сместился в сторону всяческой самообороны и нападения, боя рукопашного и ножевого, словом — боя. (И еще — по другой физиологической линии — в сторону пикапа, всевозможных «как снять телку за пять минут», так что в печальной истории борца Мирзаева и студента Агафонова некоторым образом сошлись оба господствующих тренда.)

С уверенностью, что все плохое возможно, с чувством готовности на улице, сконцентрировавшись, с врезавшимся в память знанием болевых мест, разделенные на страты и кланы, на «элиту» и «быдло», на «фашис­тов» и «черножопых», на «патриотов» и «либерастов», и так до мельчайшей стадии дробления, до той, где каждый человек сам за себя и против всех, — мы дружно воплощаем парадигму воюющей страны. Это, конечно, не гражданская война, не та, на которой красные и белые пластали друг друга шашками; это ее вялотекущая, латентная версия. «Гражданское добивание» — спасибо Маматову за термин.

Я сам ухмыляюсь этому неуместному — подумаешь, тренинг по рукопашному бою! — пафосу. Сконцентрированный и готовый, я бреду мимо черноглазых джигитов, гортанно орущих в мобильные, условных таджиков, меняющих лужковский асфальт на собянинскую плитку, полицейских, бомжей, реальных пацанов, крепких хозяйственников, хлипких интеллигентов — и я думаю, что все мы братья. То есть что-то такое уже постулировали титаны Ренессанса и столпы Просвещения — мол, общность горестей и радостей, мол, кровь у всех одного цвета, — но я сейчас не про это гуманистическое бла-бла (хотя насчет крови, пожалуй, в тему). Я про то, что в спортзале на Люсиновской уяснил четко: у всех есть глаза и яйца, яйца и глаза. 

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Yandex iunewind 20 сентября 2013
Автор либо невероятно наивен (врядли), либо написал джинсу (больше похоже, особенно обычными в таких случаях сказками про крутого тренера который тренировал массу очень вип бойцов). Система учащая чемуто за два дня - в лучшем случае дает кратковременный, на пару-тройки недель психологический настрой. В худшем - дает крайне опасное ложное чувство собственного могущества, которое может аукнуться. Собственно, откровенно надутая вынималка денег из доверчивых людей видна и по цене - я давно заметил, что чем бестолковее, "гербалайфнее" тренинг, тем дороже он стоит. Опять же упомянуты и прочие популярные у гуру всех мастей маркетинговые методики.
Если не путаю, эти ребята свой боевой гербалайф толкают в инете уже довольно давно, активно пиарились в фуршете у лебедева раньше, впрочем могу путать с другими аналогичными тренингами.
Рамиль Апогасян 25 сентября 2011
Может вообще не стоит связываться ни с какими гопниками и просто не ходить по ночам? Мне кажется любой конфликт должен решаться через судебную систему, это я вам как юрист говорю. Не стоит пускать в ход кулаки при первой возможности, 21-й век на дворе!
Потапова Марина 23 сентября 2011
статья супер! интересно, девушкам можно этому научиться? Представляю как обидно было бы гопнику или тому же маньяку, если бы его девушка яварой уделала! Да так уделала, чтоб у него желание быть мужиком пропало =)
Мельчакова Мария 23 сентября 2011
Спрос рождает предложение. Этим все и сказано. Люди сейчас далеки от небезызвестных всем нам истин гуманизма по большей части от того, что вынуждены выживать как и в доисторические времена. И тут срабатывает основной инстинкт самосохранения.Сказать, что "занимаясь такой фигней" человек притягивает гопников, что ж, возможно это и так. Но уверенности, что занятия медитацией помогут этого избежать, лично у меня нет.
Трубников Руслан 23 сентября 2011
Мельчакова Мария: К мастеру пришел человек и говорит:
- Я шел по дороге и на меня напали пятеро разбойников, избили меня и ограбили. Вы сможете научить меня побеждать пятерых?
- Нет. Но я могу научить выбирать правильную дорогу.
Трубников Руслан 23 сентября 2011
Человек, занимающийся такой фигнёй, автоматически будет притягивать к себе "гопников" и постоянно находить приключения на свою задницу. Занимайтесь лучше цигуном, медитацией... Бороться надо не со следствием, а с причиной. А причина внутри нас.
Трубников Руслан 23 сентября 2011
Если пятый муж бьет тебя по роже, то виновата рожа, а не муж :)
То же можно сказать и про отношения с гопниками.
Тайлаков Олег 22 сентября 2011
Автору: если пишете заказуху, старайтесь избегать оборотов типа «один из самых популярных», «консультировал еще ряд закрытых учреждений и группы достаточно серьезных людей». Палитесь.
Содержательная же часть смехотворна:
1.Не один уважающий себя серьезный тренер не будет гарантировать «подготовить физически и психологически к стремительной и успешной схватке», ни за два дня, ни за два года. Ученик сам берет то что может и хочет взять. 2.Система (если так можно назвать несколько не хитрых приемов) нагло и почти дословно списана с «Боевой машины» А.Тараса.
3.Обрюзгший офисный планктон, с деревянными ножами и разбитыми носами, может произвести впечатление разве что на такой же род организмов. На что вообще эти люди рассчитывают?
Что еще добавить? Чаще доверяйте своему эстетическому чутью. Тренер в дибильном тухлом прикиде, с прической за 50 рублей (смотри ролик на ютубе), с манерой речи как у продавца амвея, доверия не внушает и не заслуживает.
И если вы хотите всерьез научиться разбивать носы, забудьте о мгновенном преображении. Только изнурительный, долгий тренинг у серьезных сенсеев сделает вас бойцом.
Yandex iunewind 20 сентября 2013
Тайлаков Олег : +1. Тоже показалось что джинса даже просто по мифологизации гуру-сенсея - это одна из лакмусовых бумажек продавцов гербалайфа и прочих бизнестренеров - длинная вереница выдуманных титулов и дутых достижений. Обещания быстрого супер-результата, по факту учеников эмоционально раскачивают и дают ложное чувство выхода на некий "новый уровень" не подтвержденное ирл ничем. Ну и запредельная цена волшебных знаний тоже, конечно.
ИРЛ же нормальная секция обычно стоит _в месяц_ дешевле среднего фитнесклуба и тренер как правило не особенно козыряет титулами (во всяком случае я таких ни разу не видел) и результата никто никогда не обещает т.к. все зависит от самого человека.
Google g.loginov@gmail.com 22 сентября 2011
По-моему, отличный репортаж.
Google vasiliy.berezkin@gmail.com 22 сентября 2011
Не то,чтобы познавательно, но очень инересно написано=) Как и всегда в РР.
Klodel Pauline 22 сентября 2011
Очень хорошая статья - не глупая, спасибо!
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение