Два миллиона долларов за подпись

2006: Виктор Янукович - о коррупции в правительстве Украины и условиях сотрудничества с Ющенко

В данной депеше WikiLeaks, отправленной в ноябре 2006 года, рассказывается о беседе американских дипломатов с Виктором Януковичем (в то время – премьер-министром Украины). В ходе разговора Янукович рассказывает о том, как коррупция мешает полноценному сотрудничеству с тогдашним президентом страны Виктором Ющенко. В депеше также - со ссылкой на главу президентского секретариата Виктора Балогу - говорится о том, что группа «Приват» олигарха Игоря Коломойского (структура, которую называют близкой к Юлии Тимошенко) предлагала Виктору Ющенко взятку.

поделиться:
28 сентября 2011
размер текста: aaa

Перевод

13.11.2006 414

С Е К Р Е Т Н О ЧАСТЬ 01 ИЗ 02 КИЕВ 004251 SIPDIS SIPDIS ПРИКАЗ 12958: РАССЕКР.: 13.11.2016 ТЕГИ: PGOV, PREL, UP ТЕМА: УКРАИНА: ЯНУКОВИЧ НАЗВАЛ УСЛОВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ПРЕЗИДЕНТОМ. ГРИЦЕНКО В ОПАСНОСТИ? ССЫЛКИ: A. 04 КИЕВ 3753 B. КИЕВ 3425 C. ПОСОЛ-ПОМ. ГОССЕКРЕТАРЯ ФРИД (FRIED) ЭЛЕКТРОННОЕ ПИСЬМО ОТ 13 ОКТ Засекретил: посол, основания: 1.4(a,b,d).

1. (C) Резюме. Во время продолжительного воскресного обеда с послом 12 ноября премьер-министр Янукович сказал, что Ющенко выдвигал смутно-общие условия сотрудничества с правительством Януковича вроде гарантий украинской независимости, а сам Янукович говорил о конкретных вещах. В частности, сотрудничеству с президентом мешают два вопроса – закон о миноритарных акционерах и предполагаемая коррупция в министерстве обороны. Янукович подтвердил, что на 13 ноября запланирована трех-четырехчасовая встреча Януковича и Ющенко, на которой будет решаться вопрос о возможности сотрудничества. Кроме того, по словам Януковича, президент России Путин чувствует себя скованно в связи с премьерством Януковича, поскольку из-за популярности последнего у россиян Путину стало сложно проводить жесткую политику по отношению к Украине.

2. (C) Комментарий: Янукович пригласил посла сыграть в теннис и пообедать 12 ноября. Премьер был расслаблен и уверен в себе во время игры, которой обучился всего пару лет назад. Игра в теннис и обед с участием старшего сына Януковича Александра – врача из Донецка – как представляется, были организованы, прежде всего, с целью знакомства, через два дня после продолжительного общения посла на даче президента Ющенко (отдельная телеграмма). Однако когда посол затронул вопросы взаимодействия правительства и президента, Янукович с готовностью изложил свои взгляды. В отношении поездки в США Янукович подтвердил, что прибудет в Вашингтон 3 декабря, проведет встречи 4 декабря и частично 5 декабря, затем полетит в Нью-Йорк, где проведет встречи 5 и 6 декабря, после чего вернется в Киев. Конец комментария.

Права акционеров....

3. (C) Янукович рассказал о подвижках по двум вопросам, связанным с возможной коррупцией в исполнительной власти, которые назвал лакмусовым тестом для сотрудничества с Ющенко. Первый вопрос, по словам Януковича, – это закон, который позволил бы правительству регулировать право миноритарных акционеров блокировать проведение собраний акционеров и предполагал бы увеличение порога блокирования заседания с 40 % акций до 50 %. Рада утвердила закон 19 октября, но Ющенко 3 ноября наложил на него вето. (Примечание: глава президентского секретариата Балога рассказал послу 8 ноября, что им предлагали два миллиона долларов за подпись, но они отказались. Конец примечания). Янукович, однако, возразил, что истинная причина вето – стремление прикрыть коррумпированных чиновников и бизнесменов, близких президенту.

4. (C) Комментарий: Ющенко публично обосновал вето тем, что вопрос о проведении собраний акционеров должен быть более тщательно проработан в рамках общей реформы корпоративного управления. Большинство наблюдателей считают, что причина изменений в принципах регулирования собраний акционеров кроется в попытке получить контроль над компанией «Укрнафта», в которой государственному «Нафтогазу» принадлежит 50 % плюс одна акция, а большую часть остального капитала контролирует группа «Приват» олигарха Игоря Коломойского. Правительство Украины пытается получить дополнительный контроль над «Укрнафтой», менеджмент которой контролируется группой «Приват». Утверждения о предложенной взятке представляются маловероятными, по меньшей мере, если речь идет об «Укрнафте», поскольку Коломойскому, который в этой ситуации является единственным частным заинтересованным лицом, выгодно было бы, чтобы Ющенко наложил вето на закон, а не подписал его.

Предполагаемая коррупция в Минобороны

5. (S) Второй вопрос заключается в том, что, по убеждению Януковича, министр обороны Гриценко разрешил продажу имущества министерства обороны на сумму более миллиарда долларов без надлежащей санкции. Янукович говорит, что видел большое досье по этой теме, составленное правительством Еханурова. (Примечание: шеф военной разведки Галака также говорил нам на неделе 6 ноября, что в распоряжении «контрольного механизма» кабинета министров – видимо, имеется в виду отдел контроля и аудита Министерства финансов – есть толстое досье по деятельности министерства обороны за последние полтора года. Конец примечания.) Хотя Гриценко сделал много хорошего для реформы обороны, сказал Янукович, коррупция недопустима. Посол заметил, что увольнение прозападного Гриценко может быть воспринято как выполнение приказов Москвы. Янукович ответил, что не будет поддерживать коррупцию в своем правительстве, но признал, что на замену Гриценко придется искать реформистки настроенного кандидата.

КИЕВ 00004251 002 ИЗ 002

6. (C) Примечание: Обвинения в манипуляциях с имуществом звучат уже несколько недель и начались до того, как Рада 4 ноября вызвала Гриценко на ковер; Гриценко публично заявил, что вопрос отчасти связан с оценкой проданного имущества, которую осуществляет Фонд государственного имущества, а не само Минобороны. Решение о будущем Гриценко может последовать уже 14 ноября; Рада постановила, что Гриценко и министр иностранных дел Тарасюк должны будут выступить в Раде с отчетом о своей работе, а Рада затем, возможно, проголосует о том, снимать их с должностей или нет. Янукович намекнул прессе на выходных, что хотел бы, чтобы Тарасюка сняли, а мнение о Гриценко оставит при себе до тех пор, пока свое решение не вынесут правоохранительные органы.

7. (C) Комментарий: Контроль над военным имуществом долгое время остается предметом политического вмешательства из-за больших объемов качественной недвижимости, оставшейся с советских времен, особенно в Крыму и в Киеве. Информированные наблюдатели утверждают, что увольнение президентом Кучмой в сентябре 2004 г. министра обороны Марчука, когда Янукович был премьером, было связано с попыткой команды Кучмы восстановить контроль над отборной недвижимостью, чему Марчук сопротивлялся (ref A); Кучма заменил его бывшим министром обороны Кузьмуком, который приходится ему родственником по жене. Эра Кучмы-Януковича была также отмечена многочисленными сделками по сдаче в долгосрочную аренду отборной недвижимости по ценам ниже рыночных в обмен на обещания в будущем построить жилье для военнослужащих – обещания, которые часто не выполнялись.

8. (C) Комментарий, продолжение: начиная с февраля 2005 г. Гриценко приложил много сил для отмены некоторых из этих сомнительных сделок с недвижимостью и увольнения коррумпированных генералов и гражданских служащих Минобороны, которые достались ему по наследству. Кстати, Гриценко предпринял больше видимых антикоррупционных мер, чем все остальные министры после Оранжевой революции. В сентябре-октябре Гриценко и его первый зам Поляков сообщили нам по отдельности, что Янукович не оказывал политического давления на Минобороны, но попытался протолкнуть своего выдвиженца на пост начальника управления, ответственного за имущество Минобороны (ссылка B). Не добившись этого, Янукович попытался перевести все управление под прямой контроль аппарата премьера, но Гриценко сказал, что не допустил этого (ссылка C). В середине октября Поляков сказал нам, что увольнение чиновников, заподозренных в коррупции, – это обоюдоострый меч, поскольку они часто пытаются мстить, сливая информацию в Партию регионов или переходя работать на нее. Например, один из проблемных чиновников, уволенный Гриценко в середине 2006 г., предложил свои услуги новому правительству Партии регионов и получил должность в Министерстве финансов, где теперь отвечает за военный бюджет.

Русские связи: Я популярен к северу от границы

9. (C) Янукович утверждает, что российскому президенту Путину некомфортно с ним как с премьером, поскольку он больше не может проводить ту же жесткую политику по отношению к Украине, которую проводил, когда у власти были «оранжевые». Теперь Путину приходится учитывать популярность Януковича у россиян и свою политику смягчать.

10. (U) Защищенный сайт посольства в Киеве: www.state.sgov.gov/p/eur/kiev. Тейлор

 

Оригинал

11.13.2006 414

S E C R E T SECTION 01 OF 02 KYIV 004251 SIPDIS SIPDIS E.O. 12958: DECL: 11/13/2016 TAGS: PGOV, PREL, UP SUBJECT: UKRAINE: YANUKOVYCH LAYS MARKERS FOR COOPERATION WITH PRESIDENT. HRYTSENKO IMPERILED? REF: A. 04 KIEV 3753 B. KIEV 3425 C. AMBASSADOR-A/S FRIED EMAIL OF OCT 13 Classified By: Ambassador for reasons 1.4(a,b,d).

1. (C) Summary. During a long Sunday afternoon lunch with Ambassador November 12, Prime Minister Yanukovych said that while President Yushchenko held up general, vague concepts like the guarantee of Ukrainian independence as the benchmark for cooperation with the Yanukovych government, the Prime Minister was focused on concrete issues. In particular, there were two issues standing between cooperation with the President--a law on minority shareholders and alleged corruption within the MOD. Yanukovych confirmed that there was a three to four hour meeting scheduled for November 13 between Yanukovych and Yushchenko to decide whether cooperation was possible. Yanukovych also described Russian President Putin as uncomfortable with Yanukovych as Prime Minister, because the latter's popularity with the Russian people made it hard for Putin to be tough on Ukraine.

2. (C) Comment: Yanukovych invited Ambassador for tennis and lunch on November 12. The PM was very relaxed and confident in his tennis game, which he had only learned a couple of years ago. The tennis and lunch, which included Yanukovych's older son Oleksandr--a doctor in Donetsk--seemed primarily to be a get-to-know you event, two days after Ambassador spent a marathon session at President Yushchenko's dacha (septel). But when Ambassador raised issues of government and presidential cooperation, Yanukovych was eager to express his views. Regarding his U.S. trip, Yanukovych confirmed that he would arrive in Washington December 3, have meetings on December 4 and part of December 5, before flying to New York for meetings on December 5 and 6, before returning to Kyiv. End comment.

Shareholder rights....

3. (C) Yanukovych described progress on two issues, both related to possible corruption within the executive branch, which he characterized as the litmus tests for cooperation with Yushchenko. The first, according to Yanukovych, was a bill that authorized the government to regulate minority shareholders' ability to block the holding of shareholders' meetings, raising the threshold for blocking a meeting from 40 percent of shares to 50 percent. The Rada had approved the law on October 19, but Yushchenko had vetoed it on November 3. (Note: Head of the Presidential Secretariat Baloha told Ambassador on November 8 that they had been offered two million dollars to ensure signature, but they had refused the money. End note.) Yanukovych, however, countered that the real reason for the veto was to shield corrupt officials and businessmen close to the President.

4. (C) Comment: Yushchenko's public justification for the veto was that the issue of authorizing shareholder meetings should more properly be reviewed as part of an overall reform of corporate governance. Most observers believe the change in the regulation of shareholder meetings was rooted in an attempt to gain control of UkrNafta, in which state-owned NaftoHaz owns 50 percent plus one share, while most of the rest is controlled by oligarch Ihor Kolomoyskiy's Pryvat Group. The GOU has been trying to gain greater control of UkrNafta, whose management is controlled by Pryvat. The allegations of bribery seem improbable, at least if it involves UkrNafta, since Kolomoyskiy, the only private interest involved, would have wanted Yushchenko to veto, not sign the law.

...And alleged corruption at MOD

5. (S) The second issue was that Yanukovych was convinced that Defense Minister Hrytsenko had allowed over a billion dollars in MOD property to be sold without proper authorization. Yanukovych said that he had seen a large file compiled by the Yekhanurov government on this. (Note: Military Intelligence Chief Halaka also told us the week of Nov. 6 that the Cabinet of Ministers' "control mechanism," a probable reference to the Ministry of Finance's Audit-Control Department, had a thick folder on activities within the MOD over the past year and a half. End note.) While Hrytsenko had done a lot of good work on defense reform, said Yanukovych, corruption was unacceptable. Ambassador commented that firing the pro-Western Hrytsenko could be viewed as following orders from Moscow. Yanukovych replied that he would not stand for corruption in his government, but acknowledged that they would need to find a pro-reform replacement for Hrytsenko.

KYIV 00004251 002 OF 002

6. (C) Note: The charges of property manipulation have been bubbling for several weeks, even before the Rada's November 4 move to call Hrytsenko to account; Hrytsenko has publicly claimed that the issue is in part linked to the valuation of properties sold, which is set by the State Property Fund, not the MOD itself. A decision on Hrytsenko's future may come as early as November 14; the Rada has mandated that Hrytsenko and FM Tarasyuk address the Rada on their work, and the Rada may then vote on whether to remove them. Yanukovych suggested to the press over the weekend that he would like to see Tarasyuk removed but would reserve opinion on Hrytsenko until law enforcement bodies passed judgment.

7. (C) Comment: Control over military property has long been subject to political interference, due to the large amount of prime real estate inherited from Soviet times, particularly in Crimea and greater Kyiv. Informed observers claimed that President Kuchma's firing of Defense Minister Marchuk in September 2004, when Yanukovych was PM, was related to the Kuchma team's attempt at regaining control over choice real estate, which Marchuk had resisted (ref A); Kuchma replaced him with ex-Defense Minister Kuzmuk, related by marriage to Kuchma. The Kuchma-Yanukovych era was also marked by many below-market, long-term leases on choice property in exchange for future promises to build housing for military officers, buildings which often never materialized.

8. (C) Comment, continued: Hrytsenko has expended significant energy since February 2005 to undo some of these questionable property deals and sack corrupt generals and MOD civilians he inherited; in fact, Hrytsenko has taken more visible anti-corruption steps than any other minister since the Orange Revolution. In September-October, Hrytsenko and his First Deputy Polyakov told us separately that Yanukovych had exerted no/no policy pressure on the MOD but had tried to force his own candidate into the position of head of the directorate in charge of the MOD's property (ref B). Failing that, Yanukovych had tried to move the entire directorate under the direct control of the PM's office, but Hrytsenko said he had blocked the effort (ref C). Polyakov told us in mid-October that dismissing officials suspected of corruption was a double-edged sword, since they often sought revenge by feeding information to Regions or going to work for them. For instance, one of the problematic officials Hrytsenko dismissed in mid 2006 offered his services to the new Regions government, securing a job at the Ministry of Finance where he now exerted control over the military budget.

The Russian Relationship: I'm popular north of the border

9. (C) Yanukovych claimed that Russian President Putin was uncomfortable with Yanukovych as Prime Minister, because he can no longer pursue the same hard-line policies towards Ukraine as he could when "the Oranges" were in power. Instead, Putin must take into account Yanukovych's popularity with the Russian people and moderate his policies.

10. (U) Visit Embassy Kyiv's classified website: www.state.sgov.gov/p/eur/kiev. Taylor

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение