Реформа без сознания

поделиться:
18 октября 2011, №41 (219)
размер текста: aaa

Общественное и государственное сознание в нашей стране, увы, страдает постоянными обмороками, то есть часто выключается. Президент, а потом и общественность еще недавно только и говорили, что о реформе милиции-полиции: важнейшая тема, надо что-то делать, там совсем беда. Причем касается это любого гражданина: вероятность испытать прелести той или иной формы заключения под стражу или пыток разной степени интенсивности очень велика.

И вот реформа вроде идет, но, похоже, уже в бессознательном режиме.

«Если зарплата у него будет сто тысяч в месяц, он у директора школы наркотики найдет», — говорит наш собеседник о повышении зарплат у полицейских (см. материал «Милиция деградировала на моих глазах»). То есть повышать зарплаты надо, но при нынешней системе это приведет лишь к «улучшению» фальсификации отчетности и дальнейшему росту должностных преступлений. А переаттестация, которая проводится руководством, как мы много раз и предупреждали, ведет к дальнейшему ухудшению кадрового состава.

И это притом что, пока общество было в сознании, а президент интересовался темой, мы все успели многое обсудить. Проблема очень сложная, но начать ее решать можно, и даже по многим пунктам известно как. Из шокирующих признаний смелого бывшего участкового Романа Хабарова и некоторых других свидетельств следует много вполне ясных и безальтернативных выводов.

Система набора в полицию (аттестации, переаттестации, карьерного роста). Взятки и блат при поступлении в школы милиции — это программирование беспредела на годы вперед. Большинство таких заведений должны быть распущены с соответствующими уголовными делами, должны быть созданы элитные школы на основе остатков старых кадров, не потерявших совесть. Переаттестации должны быть внешними — с участием конкурирующих ведомств и представителей общественности. Должны появиться публичные фигуры реформы, чья доблесть и героизм не подвергаются сомнению, с чрезвычайными полномочиями и ответственностью за результат. Над всей системой должен быть создан антикоррупционный навес с публичными посадками представителей самого высшего генералитета, невзирая на то, кто там чей приятель.

Система оценки работы. «Палочная» система должна быть наконец полностью отменена. Ей на смену должны прийти реалистичные параметры оценки «от жизни». Нужно использовать принцип перекрестной оценки, когда прием заявлений граждан является зоной ответственности одних структур, а «реагирование» на них — других. Участковые могут оцениваться только гражданами (с использованием механизма опроса, как предлагает Хабаров, или при помощи выборов), постовые — по количеству инцидентов на участке. Розыск должен оцениваться по раскрытию преступлений, которые регистрируют другие подразделения, причем не по валу раскрытия, а по качеству. Давление пострадавших и общественности, требующих результата по своим заявлениям и ответа по резонансным преступлениям, должно быть кратно больше, чем ответственность за формальные показатели. Освобождение от безумной отчетности даст полицейскому больше свободы, что на первом этапе, конечно, опасно. Но система уже настолько разложилась, что хуже не будет. Другого пути, чем пойти на этот риск, все равно нет. А конкурирующие силовики, аттестационные комиссии и службы собственной безопасности должны наконец начать работу по простым аналитическим параметрам: почему в таком-то районе всегда находят патроны от «калашникова» или массово задерживают наркоманов с одинаковыми пакетами марихуаны — интересные же вопросы.

Реформа структуры. Должны быть уничтожены неэффективные и слишком профильные подразделения, причем начинать надо с массовых сокращений в центральном аппарате. ГИБДД, похоже, вообще нереформируема, а вот функции ее вполне заменимы — дорожная полиция могла бы еще и ловить хулиганов и пьяных водителей на своем участке. Управления борьбы с экономическими преступлениями разжирели до неприличия, а ведь с учетом того, что ряд статей УК декриминализован, борцов с крупными мошенниками нужно не так много. В центральном аппарате и службах собственной безопасности должны появиться элитные подразделения, свободные от коррупции, с большими полномочиями.

Конечно, нельзя написать идеальный план реформ и отчетности, да главное и не в нем, а в политических обстоятельствах. Можно ошибиться в том или ином критерии эффективности работы постового, но если у тебя есть воля, ясные цели и антикоррупционный навес, в процессе все исправимо. Но пока мы все без сознания, а реформа идет сама по себе, успех невозможен.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение