Вода вскипела возле черной дыры и другие новости

26 октября 2011

Газопылевое облако вокруг черной дыры должно бы взорваться, но не взрывается. Этот факт обнаружили астрономы, работающие на радиотелескопах IRAM во Французских Альпах. Они изучали воду в окрестностях квазара далекой галактики APM 08279+5255 и выяснили, что вода в тех местах находится в состоянии пара, а не льда, как обычно бывает в космосе. Высчитав, сколько нужно энергии, чтобы вскипятить такую массу воды, ученые сообщили, что пылевое облако вокруг черной дыры должно было просто разлететься от такого давления. А оно не разлетается. (1)

Когда убили последнего мастодонта

Археологи США провели новую датировку наконечника копья, которым был убит так называемый мастодонт Маниса (по имени фермера, нашедшего его в штате Вашингтон в 1977 году). Радиоуглеродный анализ костных белков показал, что возраст и наконечника, и самого мастодонта — 13,8 тыс. лет, что примерно на 800 лет древнее, чем считалось раньше. (2)

Когда в России перестанут воровать

В самом рейтинговом научном журнале мира Nature опубликовано письмо биофизика Михаила Гельфанда «Избавить русскую науку от коррупции». В письме рассматривается судьба шести мегагрантов, полученных в области физики высоких энергий этим летом. Так и не став предметом обсуждения в научных кругах, гранты ушли под контроль Курчатовского института, возглавляемого Михаилом Ковальчуком, человеком из так называемого внутреннего круга Путина, пишет автор. Сокращается финансирование РФФИ — единственного фонда с экспертизой по западной модели. «Нам нужна поддержка коллег всего мира, чтобы заставить российское научное руководство принять международные правила в распределении фондов и очистить российскую науку от кумовства и коррупции», — подытоживает ученый. (3)

Дети против грабителей

В Германии провели эксперимент, в ходе которого ученые-психологи отбирали у детей одежду. Тридцать двухлетних малышей и еще столько же трехлетних усаживали за стол поиграть с куклой. Играя, дети выясняли, кому принадлежит, например, кепка — самому ребенку, психологу или кукле. После чего последняя (точнее, управлявший ею взрослый) бесцеремонно заявляла: «Ну, теперь это мое, я пойду». И удалялась с захваченным головным убором. Дети не возражали, если кепка действительно принадлежала кукле, но не могли согласиться с раскладом, когда игрушка забирала вещь у них или у психолога. Они протестовали самыми разными способами — от вербальных («Нет, это не твое!») до физических (вступали в борьбу). (4)

Нашли неправильную энергию

Недавно появилось сообщение о нейтрино, двигающихся быстрее скорости света. Эксперимент OPERA в подземной обсерватории Гран-Сассо в Италии зафиксировал аномалию в нейтринном потоке из швейцарского ЦЕРНа. Не прошло и месяца, как исследователи из лаборатории Гран-Сассо сообщили, что в потоке что-то не так с распределением энергии, а значит, предыдущий отчет некорректен. Споры продолжаются и будут продолжаться до тех пор, пока скорость не проверят в прямых экспериментах на детекторах в Fermilab, США, или Tokai to Kamioka (T2K) в Японии. И там и там готовятся, но скорых результатов не обещают. (5)

Источники: (1) Paul P. van der Werf et al. // arXiv:1106.4825v3. (2) Waters et al. // Science. 2011. Vol. 334. Р. 351–353. (3) Mikhail Gelfand // Nature. 2011. doi:10.1038/478324a. (4) F. Rossano et al. // Cognition. 2011. No. 121. Р. 219–227. (5) ICARUS Collaboration // arXiv:1110.3763v1.